Программа "Волшебный мир танца".
Ознакомительная программа "Волшебный мир танца" разработана для воспитанников хореографических коллективов. Она расчитана на 1 год ( 3 занятия в неделю по 1 часу), и знакомит детей с историей возникновения танца, основными этапами развития хореографического искусства, выдающимися хореографами, композиторами, артистами балета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebny_mir_tantsa_pedagog_nazarenko_m_d.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебный мир танца»
Автор: Назаренко М.Д.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир танца» ознакомительного уровня относится к социально-педагогической направленности. Программа рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.Программа предназначена для детей, занимающихся танцевальным творчеством.
Срок реализации программы 1 год. Объем всего курса составляет 72 часа .
Форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Возраст учащихся 7-14 лет
Новизна и актуальность –Постигая культуру танца, человек проходит большой путь. Он развивается духовно, интеллектуально и эмоционально. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.Вершиной художественного танцевального творчества является классический балет.БлагодаряМатериал, с одной стороны, непростой,. С другой, тематика и формы подачи способны увлечь и заинтересовать подростка. Обучение построено так, что каждый воспитанник получает полную возможность творческой самореализации. Приобретает навыки социально активной личности, возможность впоследствии проявить себя творчески, инициативно и уверенно не только в хореографии, но и в любой другой выбранной профессии. Программа «Волшебный мир танца» приобщает к ценностям мировой культуры и искусства, создает возможность применять полученные знания в создании своих собственных танцевальных этюдов и танцевальных композиций. Независимо от того, будет ли человек в будущем профессиональным исполнителем или останется соучастником танца в зрительном зале, он уже приобщился к миру искусства.
Цель:
- Сформировать у учащихся целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.
Задачи:
Обучающие
- погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом;
- познакомить с различными жанрами искусства;
- провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцам
Развивающие
- развитие художественного вкуса;
- развитие образного мышления, творческого диапазона и желания; импровизировать;
- развитие волевых качеств обучающихся.
Воспитывающие
- воспитывать самостоятельность, ответственность, организованность;
- воспитание трудолюбия и самодисциплины;
- формирование навыков коллективной работы;
- воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусств.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения учащиеся будут знать:
основные стили и направления в искусстве;
- роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;
- виды хореографии и её выразительные средства;
- имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.
- различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);
- сравнивать наиболее яркие художественные стили;
- владеть понятийным аппаратом курса;
- приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времён до наших дней;
- соотносить конкретный пример хореографического искусства с определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- владеть навыками поиска информации в области хореографического искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по искусству, сеть Интернет и др.);
- описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать своё отношение к ним (устно и письменно).
Формы контроля и оценочные материалы
Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела, предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового контроля.
Разновидностями промежуточного контроля является тематический контроль, охватывающий содержание ряда занятий.
Промежуточный и итоговый контроль проводитсяс использованием разнообразных форм и методов проверки знаний.
Основными формами контроля являются:
- тесты;
- музыкальные викторины;
- устные опросы;
- тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);
- угадайки с использованием иллюстраций;
- рефераты.
Виды тестов:
а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод термина (материал из словаря).
Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:
а) назвать конкретное произведение;
б) определить стилевое направление;
в) назвать автора.
Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).
Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определённого раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.
Варианты устного контроля:
а) индивидуальные и фронтальные опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые формулировки и термины заносятся в словарь.
Форма подведения итогов:
концерты, зачеты, презентации
Срок реализации программы – 1год
Форма и режим занятий
Занятия групповые.
Количество детей в группе -12-20 человек.
2 раза в неделю по 1 часу.
Учебно-тематический план
№ П/П | Базовая тема | Количество часов Теория | Количество часов Практика |
1. | Введение | 2 | - |
2. | Русское хореографическое искусство: от истоков до начала XIX века | 14 | 4 |
3. | Танцевальное искусство эпохи романтизма | 6 | 2 |
4. | Русская хореографическая культура рубежа XIX-XX века | 10 | 4 |
5. | Развитие хореографии в XX веке | 10 | 4 |
6. | Выдающиеся создатели ансамблей народного танца | 2 | 2 |
7. | Звезды русского балета XXI века | 2 | 2 |
8. | Танцевальные проекты на ТВ 6 «Большой балет», «Танцы», «Ты-супер»… | 2 | 2 |
9. | Итоговые зачетные занятия | 2 | |
Итого: | 72 часа |
Содержание
1.Введение. -2 часа
Цели и задачи предмета.
Введение в предмет.
Цели и задачи предмета
.Культурные истоки и сущность танца
II. Русское хореографическое искусство: от истоков до начала XIX века- 18 часов
Формирование русского народного танца и его истоки.
Скоморохи на Руси.
Основные виды русского танца
Народный танец в эпоху Петра I
Творчество Ш. Дидло в России
Полонез, его происхождение и использование в операх и балетах.
Вальсы в операх и балетах.
Деятельность М. Петипа и становление русской национальной исполнительской школы.
Музыка П.И. Чайковского к балетам.
III. Танцевальная культура эпохи Романтизма – 8 часов
Хореографическое искусство Италии и Франции
Национальные особенности русского романтизма
Просмотр видеофрагментов балетов по теме I ,II
Зачетные занятия по теме I ,II
IY. Русская хореографическая культура рубежа XIX-XX века- 14 часов
Мариинский театр. Деятельность М. Фокина, его поиски новых форм классической хореографии.Мемуары М.Фокина
Русские сезоны(1907-1929 гг.) – важнейшее событие в развитии европейской хореографии.
Открытие «Русских сезонов» в Париже в 1907 году. Состав труппы. Репертуар.
Творческая деятельность участников труппы «Русский балет С. Дягилева» во время ее существования и после распада.
Анна Павлова, Тамара Карсавина и др.
Просмотр видеоматериалов и зачет по теме IY
Y. Развитие хореографии в XX веке – 14 часов
Танец модерн, как особая философия, способная изменить мир.
Айседора Дункан – родоначальница многих направлений современного танца.
Хореографические студии 20-х годов –центры творческого поиска.
Выдающиеся хореографы-новаторы первого десятилетия: А.А. Горский, К.Я.Голейзовский, Ф.В. Лопухов.
Балетные спектакли первого десятилетия XX века.
Р. Захаров и балеты «Бахчисарайский фонтан», «Золушка».
Творчество Л.М. лавровского. Балет «Ромео и джульетта» и исполнители центральных ролей – К. Сергеев, Г. Уланова
Танцовщик и балетмейстер Ю.Григорович. Великие исполнители главных партий в его балетах.
Легенда русского балета М.Плисецкая
YI. Выдающиеся создатели ансамблей народного танца – 4 часа.
Ансамбль народного танца им. И.Моисеева
Хореографический ансамбль «Березка» и его создатель Надежда Надеждина..
YII Звезды русского балета XXI века
Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова.
Евгения Образцова, екатерина Крысанова, Николай Цискаридзе, Воадимир Малахов, Фарух Рузиматов и др.
YIII Танцевальные проекты на ТВ 6 «Большой балет», «Танцы», «Ты- супер»…-4 часа
Зачетные занятия -2 часа.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа подкреплена богатейшим иллюстративным материалом на основе новейших технических и интерактивных средств обучения: видео и аудио иллюстрации, компьютерные интерактивные пособия и программы по всему спектру изучаемых тем, просмотр лучших балетных спектаклей, концертных номеров из сокровищницы мирового балетного искусства, выступлений хореографического ансамбля «Березка», ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева и др.
Большое внимание уделяется анализу видеоматериала передач «Большой балет», «Царская ложа», «Абсолютный слух»
Программа указанного курса дополнена иллюстративным материалом на основе аудио, видеотеки с использованием следующих базовых источников:
1.« Энциклопедия популярной музыки», « Кирилл и Мефодий».
2.« Энциклопедия классической музыки», «Кирилл и Мефодий».
3.« Шедевры музыки», «Кирилл и Мефодий».
4.« Шедевры мировой классической музыки», «Мир Книги».
5. «Энциклопедия «Балет».
6. « Кто есть кто в современной музыке», Эксмо 2002.
7. « 100 великих музыкантов мира», Эксмо 2003.
8.Видеолекции «Школа московского балета» «ТВЦ» 2003., « Игорь Моисеев» «ТВЦ» 2003.
9.Фонограммы из личного собрания аудио (видео материалов автора, представленные коллекциями фонотек серий: «Величайшие композиторы мира», «Шедевры классической музыки», «Классика в современной обработке», « Короли мировой музыки», « Легенды зарубежного рока».
Список используемой литературы
1. Ваганова А. Основы классического танца. – Л.-М., 2001. – 143 с.
2. Вестник танцевальной жизни. – № 53. – 12 с.
3. Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983. – 250 с.
4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.-М., 1994.
5. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. – СПб.: Лань, 2000.
6. Крюкова В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 с.
7. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современ. литератор, 2000. –
8. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977.
9. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Т. 1–3. – М., 1979–1981.
10. Красовская В. Русский балетный театр. – Л.-М., 1989. – 523 с.
11. Львов-Анохин Б. Мастера Большого театра. М., 1997. 435 с.
12. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.-Л., 1989. – 244 с.
13. Русский балет: Энциклопедия. – М., 2000. – 456 с.
14. Рыбникова М. Балеты Асафьева. – М., 1989. – 154 с.
15. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. – М., 1999. – 244 с.
16. «Звезды Русского балета»2006.
17. «Балет для всех» 2008.
18. «История Русского балета» 2007.
19. « Мастера русского балета» 2007.