Сценарий школьной филармонии " Мариус Петипа-патриарх русского балета"

Посвящается 200-летию со дня рождения легендарного балетмейстера Мариуса Петипа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shkolnoy_filarmonii_marius_petipa.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»  городского округа Самара

Сценарий

школьной филармонии

« Мариус Петипа - патриарх русского балета»

Подготовила: пдо по хореографии - Петрова С.Ф.

Вед: Указом Президента РФ 2018 год объявлен годом  русского  балета и посвящен 200-летию со дня рождения гениального педагога, балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Петипа – выдающийся хореограф, создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Мы  не смогли остаться в стороне от этого знаменательного события и  решили познакомить вас с творчеством этого талантливого человека.

Презентация до балета «Жизель».

Вед: Опираясь на традиционную школу, Мариус Петипа разработал новую структуру балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные сцены, романтическую устремленность и воздушность движений.

Он реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование.

Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средством танца.

Так в 1884году Петипа ставит балет « Жизель» на музыку Альфреда Адана, в1877 году – балет « Баядерка», композитор Людвиг Минкус в 1869 году - балет Людвига Минкуса « Дон Кихот». Практически все они имели оглушительный успех. Именно Петипа с его страстью к артистизму и эмоциям и искренней любовью к балету, удалось сочетать в своих постановках и то и другое: виртуозность исполнения, образность, актерскую игру.

Давайте посмотрим небольшие отрывки  из этих балетов.

Презентация (продолжение).

Вед: В 1877 году в Большом театре впервые был поставлен  танцевальный  спектакль « Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского. Эта сказка о заколдованной в лебедя девушке, влюбленном принце и злом волшебнике. Первая постановка, сделанная неважным балетмейстером Рейзенгером, фактически провалилась. Второе рождение произошло в 1895году, уже после смерти композитора. На этот раз музыка попала в  талантливые  руки. За балет взялись два выдающихся балетмейстера императорских театров – Мариус Петипа и его ученик Лев Иванов.

Вед: Балет конца 19 века часто называют эпохой Петипа.Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. К таким балетам относится и балет « Лебединое озеро». Давайте посмотрим фрагменты из этого балета.

Презентация (продолжение)– Танец «Белого Лебедя», танец «Черного лебедя», танец «Маленьких лебедей».

Вед: Работая в разных странах, Мариус Иванович Петипа  досконально изучал народные танцы, которые с блеском ставил в своих постановках. Например, в балете на музыку композитора П.И. Чайковского Щелкунчик» поставленного в 1892 году балетмейстер создал целый цикл дивертисментов, в который вошли народные танцы: испанский танец «Шоколада», арабский танец « Кофе», китайский танец «Чая», русский танец « Трепак».

Презентация (видео с характерными танцами).

Вед: А сейчас давайте посмотрим в исполнении учащихся 4 класса хореографического отделения ДШИ №2 танец « Веселые лесовички»  на музыку из балета « Щелкунчик».

Презентация (продолжение)

Вед: Учащиеся музыкально-инструментального и хореографического отделений ДШИ №2 приготовили номер « Вальс» из балета « Спящая красавица» на музыку П.И.Чайковского.

Вед:  Мариус Иванович Петипа скончался в Гурзуфе в 1910 году и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Вед: Значение Петипа неоценимо: Он определил пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета.

Вед:  Век Петипа – время блистательных балетов и ярких экспериментов – навсегда останутся одним из самых значимых периодов не только в русском, но и в мировом балете.

Вед: Несмотря на то, что еще при жизни, Петипа занял  почетное место на пьедестале искусства, полноценное признание его значимости пришло позже.1 февраля 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 2 рубля из серебра 925 пробы « Балетмейстер М.И.Петипа к 200-летию со дня рождения» из серии « Выдающие личности России». Монеты изготовлены на Санкт-Петербургском монетном дворе.