Методическая разработка занятия "Хореографическое произведение"

Саломатина Светлана Анатольевна

Данное занятие помогаяе обобщить, систематизировать и проверить теоретические знания студентов по сочинению хореографического произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpt_zanyatie_salomatina.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по ПМ.01 Преподавание в области хореографии

МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии

на тему: «Хореографическое произведение».

                                                               Преподаватель хореографических                    дисциплин Саломатина С.А.

г. Старый Оскол, 2016

Пояснительная записка

КПТ – «Композиция и постановка танца» – является профессиональным видом деятельности будущего руководителя детского хореографического коллектива как автора и создателя танца.

В искусстве хореографии, в отличие от литературы, музыки, живописи, сочинительского наследия нет. Каждый руководитель хореографического коллектива или ансамбля является одновременно создателем, автором, балетмейстером своих хореографических постановок. Поэтому перед будущими сочинителями ставится большая задача в овладении  приемами сочинения. Будущий постановщик овладевает профессией  при изучении цикла специальных предметов: «Композиция классического танца», «Народный танец», «Современный танец», «Бальный танец», изучение образцов классического наследия, музыкальных дисциплин, выразительного мастерства.

Предмет КПТ суммирует знания, полученные студентами по профилирующим дисциплинам, и приводит в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений.

При изучении технологии построения хореографического произведения студент должен:

  1. Освоить  теоретические основы композиционного построения.
  2. Изучить составные части хореографического произведения: рисунок танца, хореографический текст, основной закон драматургии.
  3. Сформировать практические навыки в сочинении и постановке  танцевального номера.
  4. Развить эстетический вкус в подборе и анализе музыкального материала для использования в самостоятельных сочинениях.
  5. Овладеть навыками работы с исполнителями хореографического произведения.
  6. Активизировать творческую фантазию в поисках новых форм и образов в воплощении художественного замысла.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Тема занятия: «Хореографическое произведение».

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографии

МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии

Целевая аудитория: студенты 4 курса специальности «Педагогика дополнительного образования в области хореографии».

Цель занятия: обеспечить закрепление у студентов знаний и умений в технологии построения композиции танца.

Тип урока: теоретическое занятие по обобщению и систематизации знаний.

Задачи:

  1. Закрепить полученные теоретические знания.
  2. Проверка понимания изученного материала.

Формируемые компетенции

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.3.Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

Реализуемые педагогические технологии: технология сотрудничества.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы обучения: объяснение, беседа, фронтальный опрос.

Оборудование занятия:

  1. Тема урока.
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Интерактивный плакат.

Ход занятия

1.Организационный этап.

Проверка посещаемости. Мотивация знаний. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка понимания изученного.

1 слайд. Основная профессиональная деятельность руководителя детского хореографического коллектива – сочинение и постановка хореографического произведения для детей разного возраста.

2 слайд. Выбирая тему, сюжет, действие будущего хореографического произведения, руководитель, он же балетмейстер-постановщик должен учитывать круг идей и чувств, доступных детям данного возраста. Все авторские хореографические постановки обязаны удовлетворять главным требованиям:

- идейности,

- художественности,

- доступности.

При отсутствии хотя бы одного из них, постановка не может считаться полноценной. Ведь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для художественного, эстетического и культурного роста исполнителей.

3 слайд. Критерием идейности произведения должна служить ценность основной его мысли, значимость ее для общества, ее воспитательное значение для детей.

4 слайд. Критерием художественности произведения должно служить, возможно, более точное соответствие между идеей и формой, при непременном условии, что идея эта будет ценной, чувства, пробуждаемые этим произведением благородны, высоки, гуманны, а форма хороша и в тоже время доступна детям. Хорошее качество формы предполагает, что мысли и чувства, выражаемые в произведении, воплощены в правдивых, живых образах; действия, совершаемые персонажами целесообразны; события развиваются в логической последовательности; композиция отличается строгостью и стройностью, т.е. продуманностью, сжатостью, отсутствием всего лишнего, а язык произведения характеризуется точностью, яркостью, выразительностью, соответствием идейному замыслу.

5 слайд. Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей – исполнителей. Идея должна быть высокой, понятной детям данного возраста. К сожалению, иногда постановочная работа в детских хореографических коллективах все еще не соответствует педагогическим требованиям. Это происходит главным образом потому, что в детскую среду переносят танцы, предназначенные для исполнения взрослыми. Говоря о механическом перенесении танцев для взрослых в детскую среду, подразумеваются такие танцы, которые дети обычно не в силах понять, ибо не испытали, да и не в состоянии были испытать ни тех чувств, ни тех мыслей, которые в этом танце должны быть выражены.

6 слайд. Балетмейстер - профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми. Балетмейстер не только создает хореографическое полотно, сочиняет хореографический текст, рисунок танца, создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, он  воплощает  свой замысел  в сценических образах, стремясь выразить определенные идеи, мысли, чувства.

Творческая деятельность балетмейстера в коллективе весьма разнообразна, ее можно разделить условно на  три разновидности: балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-постановщик, балетмейстер-репетитор.

7 слайд. Балетмейстер-сочинитель создает новые хореографические произведения. Балетмейстер-сочинитель должен владеть искусством танца, пантомимой, режиссурой, драматургией хореографического произведения, иначе он не сможет в художественно-хореографических образах, раскрыть идею произведения, не сможет раскрыть свой замысел, донести его до зрителя. Он должен обладать такими качествами как: творчество, фантазия, творческий поиск информации, интеллект выше среднего, гражданская позиция.

8 слайд. Балетмейстер-постановщик осуществляет постановку хореографического произведения, который создал балетмейстер-сочинитель. Делать это он имеет право только с согласия автора хореографического произведения. При переносе сочинения должно быть указано, кто является автором. Балетмейстер-постановщик должен без всяких искажений перенести стиль и характер танцевального текста, сохранить трактовку образов действующих лиц, сочиненных автором. Балетмейстер-постановщик должен обладать такими качествами как: организатор, щепетильность, интуиция, хорошая музыкальная, зрительная и мышечная память.

9 слайд. Основная работа балетмейстера – репетитора заключается в отработке хореографического произведения. Балетмейстер-репетитор обязан выявить почерк автора, его индивидуальную манеру, оттачивать исполнительское мастерство  исполнителей принимая во внимание их индивидуальные качества, раскрыть лучшие стороны их талантов. Он должен обладать такими качествами как: работоспособность, выносливость, организатор, психолог, дотошность, интуиция, хорошая музыкальная, зрительная и мышечная память, эмоциональность.

10 слайд. При создании танца необходимо провести подготовительную работу, которая позволит постепенно, поэтапно, соблюдая технологию процесса создания произведения, успешно воплотить замысел танца в хореографическое произведение. Руководитель должен обязательно представлять себе предполагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она будет воплощена в данной хореографической постановке.

11 слайд. Правильно выбранная тема в большей мере определяет и всю последующую работу руководителя над содержанием художественной постановки, над раскрытием ее идейного замысла.

12 слайд. Идея – это основной смысл художественного произведения. Тема и идея предполагают определенное содержание произведения. Содержание должно раскрывать тему и в тоже время выявлять идею. Этому помогает и музыка. Музыка должна способствовать тому, чтобы содержание постановки было донесено до зрителя.

13 слайд. Хореографическое произведение строится по основным принципам любого сценического произведения. В хореографическом произведении должны работать законы драматургии. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

14 слайд. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. С помощью костюма, декораций, манеры исполнения выявляются приметы времени, создается образ эпохи, определяется место действия.

15 слайд. Завязка, это часть в которой начинается действие: герои знакомятся друг с другом, между ними возникают конфликты, в развитии сюжета сделаны первые шаги.

16 слайд. Развитие действия. Здесь раскрываются  разные стороны личности героев, идет развитие их характеров, определяются линии их поведения. Сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел. Динамика действия должна нарастать, подводя его к кульминации.

17 слайд. Кульминация. Это наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигается наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.

18 слайд. Развязка. В этой части завершается действие. Это идейно - нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене.

19 слайд. Любая хореографическая постановка выстраивается из отдельных частей и содержит ряд компонентов:

  • законы драматургии,
  • музыкальный материал,
  • хореографический образ,
  • хореографическая лексика,
  • рисунок танца.

20 слайд. Художественный образ - это субъективное восприятие объективной, исторически - конкретной действительности, мотивированное эстетическим идеалом личности художника. Хореографический образ - это конкретный характер человека и его отношение к окружающей действительности.

Видео. Хореографический текст - это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для литературы. Общение в хореографическом жанре происходит посредством танцевального языка. При помощи танцевального языка выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, характеры, образы героев, идея произведения.

Видео. Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.

3.Обобщение и систематизация знаний.

21 слайд. Постановщику необходимо в совершенстве знать технологию и методику построения хореографического произведения. Создание танца происходит в несколько этапов.

22 слайд. На 1 этапе автор выбирает музыкальное произведение, определяет тему, стиль, жанр танца. Формулирует идею танца. Подбирает хореографическую лексику, соответствующую стилю и жанру танца.

23 слайд. На 2 этапе постановщик знакомит участников коллектива со своими планами на будущую постановку, рассказывает о своем замысле, обсуждает с коллективом характеры героев, их действия в танце, эскизы будущих костюмов и многое другое. Такая беседа вовлекает участников коллектива в творческий процесс создания танца, делает их  единомышленниками, позволяет почувствовать себя нужными и родными в этом коллективе. В беседе руководитель может выявить черты характера, склонности, артистические возможности каждого ребенка, что позволит более точно подобрать исполнителей на роли в будущее хореографическое произведение.

24 слайд. На 3 этапе, постановщик, определив основные моменты содержания танца, составляет композиционный план. Это развернутый хореографический сценарий танца с режиссерской разработкой сюжета, где тщательно продумываются все составляющие композиционного плана: сюжет, хореографическая лексика, рисунок танца, костюмы и декорации, освещение и бутафория.

25 слайд. На 4 этапе постановщик осуществляет выбор исполнителей задуманной постановки, при этом необходимо определить два состава исполнителей: основной и запасной. Это нужно для того, чтобы задействовать наибольшее число участников коллектива, а так же наличие запасного состава дисциплинирует основной состав и дает гарантию от срыва номера по каким либо причинам.

26 слайд. На 5 этапе постановщик приступает к практическому воплощению своего замысла, то есть к разводке танца. Сначала изучается хореографическая лексика в чистом виде и в комбинациях. Затем изучается рисунок танца, куда добавляются нужные движения и комбинации. При разводке танца руководитель должен создавать творческую атмосферу, чтобы, несмотря на затраты физических сил, труд исполнителей был радостным, чтобы все видели конечную цель своей работы. Разводка танца осуществляется постепенно, частями. Каждая новая часть разводится только после того, как усвоена предыдущая.

27 слайд. На 6 этапе постановщик приступает к отработке уже готового танца, то есть начинаются репетиции.  Параллельно репетициям осуществляется создание костюмов и декораций.

28 слайд. На 7 этапе постановщик выпускает новое хореографическое произведение на сцену, в концертную деятельность коллектива на суд зрителя.

4.Применение знаний.

29 слайд. Проверочные задания для студентов.

30 слайд. Перечислите законы драматургии по порядку.

31 слайд. К какому закону драматургии относится наивысшая точка развития действия?

32 слайд. Сколько этапов содержит создание хореографического произведения?

33 слайд. Какие компоненты необходимы для создания хореографического произведения?

5.Рефлексия «Телеграмма»

34 слайд. Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).  Написать пожелание себе с точки зрения изученного на занятии.

35 слайд. Список литературы.

6.Подведение итогов.

Выставление отметок.