Методические рекомендации концертмейстеру "Основные принципы музыкального оформления уроков классического танца в ДШИ"
Для успешного выполнения задач музыкального воспитания концертмейстер в своей работе должен руководствоваться определёнными принципами музыкального оформления, знать какими критериями руководствоваться при отборе музыкального материала. Данному вопросу посвящена данная работа. В работе приводятся таблицы и достаточно объёмный список нотной литературы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_muzykalnogo_oformleniya_urokov_klassicheskogo_tantsa_v_dshi.docx | 33.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации концертмейстеру хореографического класса.
Основные принципы музыкального оформления уроков классического танца в ДШИ
Для успешного выполнения задач музыкального воспитания концертмейстер в своей работе должен руководствоваться нижеследующими принципами музыкального оформления:
1Достойное качество музыкального материала.
Музыкальное оформление непременно должно осуществляться на материале наивысшего качества - образцах классического русского и зарубежного музыкального наследия, что исключает звучание на уроке бессодержательной эстрадной музыки дурного вкуса. «Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание учащихся танцовщиков и концертмейстера – всё это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.» (Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис, Методика муз. оформления урока классического танца. - СПб.: Композитор, 2016)
2.Максимальное музыкальное разнообразие.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять, обновлять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Концертмейстеру класса хореографии, решая задачу грамотного отбора музыкального материала для сопровождения на уроках и умения приспособить музыку к хореографическим комбинациям, необходимо владеть обширными знаниями в области музыкальной литературы, теории музыки, иметь представление о характерных особенностях музыкального языка того или иного композитора. Подбор разнообразного материала музыки благоприятствует созданию плодотворной атмосферы занятий, обогащению образных представлений учащихся, развитию эмоциональной отзывчивости. Трудно сделаться подлинным концертмейстером если не владеешь большим и разнообразным репертуаром.
Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
3.Соответствие возрасту учащихся.
Художественное содержание и образный мир музыкального материала, используемого на занятиях, должны соответствовать возрасту учащихся, уровню развития, их полноценному восприятию и способности к отображению содержания в двигательной форме. Важно учитывать и художественную сопоставимость хореографии и музыки. Например, не стоит пытаться объединить в одно целое тренажёрное занятие у станка и насыщенные глубоким содержанием произведение, как, например, Экспромт Ges-dur Ф.Шуберта или II часть «Патетической сонаты» Л.Бетховена.
4. Знание французской терминологии.
Концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения. «Французская терминология, принятая для классического танца…. неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что латынь в медицине,-ею приходиться пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята.» (Ваганова А.Я. Основы классического танца ,- Ленинград, 1980, с.10)
5.Использование преимущественно гомофонно - гармонического типа фактуры.
В балетном классе исполняется преимущественно танцевальная музыка: всевозможные вальсы, марши, гавоты, польки, а также музыкальные произведения, представляющие обобщённые танцевальные образы. Целесообразнее использовать гомофонно-гармонический тип фактуры, характерный в целом для танцевальной музыки. Музыкальное сопровождение должно отличаться несложным тональным планом, метрической однородностью, интонационно-ритмической ясностью и простотой. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков, что особенно важно в работе с начинающими, музыка должна помогать ученикам, быть для них своеобразной подсказкой.
6. Композиционная стройность, квадратность.
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать композиционной стройностью, выражаемой квадратностью. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону.
«Квадратность, или группировка тактов по четыре, важная для метрической организации периодов, имеет прямую связь с движением. Она органична потому, что отражает симметрию человеческого тела (две ноги), моторику движений танцующих (вправо-влево, вверх-вниз), обладает природной упорядоченностью и в силу этого лёгкой воспринимаемостью». (Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. - Издательство «Планета музыки»,2015,с.37)
7.Темповые и метро - ритмические особенности.
Существуют определённые представления о соответствии выразительных особенностей двудольного и трёхдольного метра различным видам движений. Известно, что двудольные метры обладают свойствами, характеризующимися чёткостью, мерностью, трёхдольные воспринимаются как более мягкие и пластичные. Подобные особенности метра могут быть соотнесены с характером движений, используемых на уроках хореографии. Как размер, так и темп имеет значение. Для исполнения таких движений, как Adagio, Rond de jambe par terre, Battement Fondu темп должен быть медленным, так как движения исполняются плавно и спокойно; для исполнения движения battements tendus, battement jete, battement Frappe – необходим четкий упругий ритмический рисунок , возможно присутствие синкопированного ритма. Важно учитывать акцентировку движения: когда движение выполняется на сильную долю, когда на слабую, поэтому важную роль играют затакты. Толчок, отрывание ног от земли во время прыжков происходит на слабую долю, из-за такта. Момент сильной доли соответствует приземлению.
Движение | Характер движения и музыки | Музыкальный жанр | Размер | Основной ритм движения (ритм мелодии) | Фактура аккомпанемента | Способ произнесения звука (артикуляция) |
Plie | Плавный, лирический | Медленный лирический вальс, ноктюрн, элегия | 3/4 4/4 6/8 | Бас+ два аккорда Арпеджио | Легато | |
Battement tendu | Чёткий, шагообразный | Марш,полька, гавот | 2/4 4/4 | Пунктирный ритм или ровное движение длительностей | Бас+ аккорд | Нон легато, возможно маркато |
Battement jete | Отрывистый, чёткий | Марш, полька,иногда тарантелла | 2/4 4/4 6/8 | Пунктирный ритм или ритм тарантеллы | Бас+ аккорд | Стаккато, возможно маркато |
Rond de jambe par terre | Плавный, более энергичный чем Plie | Вальс, иногда гавот | 3/4 4/4 | Ровное движение длительностей | Бас+ аккорды | Преимущественно легато |
Battement Fondu | Плавный, «тающий» | Медленный вальс, иногда гавот | 3/4 4/4 | Преимущественно равномерное движение длительностей | Бас+ аккорды Может быть арпеджио | Легато |
Battement Frappe | Резкий, «ударный» | Марш | 2/4 4/4 | Пунктирный ритм | Бас+ аккорды | Маркато, стаккато |
Rond de jambe en l`air | Достаточно активный | Гавот, иногда мазурка | 2/4 4/4 3/4 | Возможен пунктирный ритм | Бас+ аккорд | Лига с окончанием стаккато |
Petit Battement | Лёгкий и чёткий | Пиццикато, гавот | 2/4 4/4 | Верхний регистр | Бас+ аккорд «Альбертиевы» басы | Лёгкое стаккато |
Adagio | Плавный | Медленный вальс, лирическая ария, ноктюрн, элегия | 3/4 6/8 4/4 | Достаточно чёткий ритм | Бас+ два аккорд Арпеджио | Легато |
Grand Battement jete | Активный, чёткий | Марш, бравурный вальс | 4/4 3/4 | Чёткий, часто пунктирный ритм | Бас+ аккорд Бас+ аккорды | Маркато |
Pas eshappe Pas essemble Pas glissade | Активный, упругий | Полька, экосез | 2/4 3/4 | Затакт. Пунктирный ритм или ровное движение длительностей | Бас+ аккорд | Нон легато, стаккато, возможно маркато |
Примерный перечень произведений, используемых в оформлении урока классического танца
Хрестоматии и сборники для музыкального сопровождения уроков танца.
1.Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. –М.:Молодая гвардия,1958.
2.В музыкальных ритмах. Сост. В.Клин.- Киев: Музична Украина,1987.
3.Громова Е. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением: Учебное пособие. - 2-е изд.,испр.. –СПб.: Лань; Планета музыки,2010.
4.Дуэтно-классический танец: 1 курс: хрестоматия для концертмейстеров/Мин.культуры РФ, Магнотогорская гос.конс-ия им.М.И.Глинки,сост.,автор предисл. Ю.А.Король. –Магнитогорск: МаГК,2009.
5.Захарова О. Балы России второй половины 19 – начала 20 века. – 1-е изд. –СПб.: Лань; Планета музыки, 2012.
6.Избранные фрагменты из балета «Корсар».Переложение для ф-но.ред.,сост. И. Цареградская.- М.: Композитор,2008.
7.Историко-бытовой танец: для учащихся ДШИ и кружков/сост. Р.Донченко. –СПб.: Союз художников,2008.
8.Классическая танцевальная музыка/сост.Л.Атовмьян. – М.: Музгиз,1952.
9.Мекедонская И., Петрова Е. Учебно-методическое пособие по актёрскому мастерству для 1-3 курсов хореогр.училищ. –М.: Московская гос. Академия хореографии,1998.
10.Методическое пособие по ритмике/сост. Е Конорова. –Вып.1 –М.: Музыка,1972.
11.Музыка бальных танцев. Для фортепиано. / Сост. Л.И. Минеева, СПб.: Композитор,2003.
12.Музыка для занятий танцевального кружка. / Сост.И.Мирова. –М.: Музгиз,1958.
13.Музыка для ритмики. / Сост. Л.И. Минеева, СПб.: Композитор,2004.
14.Музыка для уроков классического танца ./сост. Н. Ворновицкая.-М.: Советский композитор, 1989.
15.Музыка для уроков классического танца(Ноты):для фортепиано./сост. Н. Ворновицкая.-М.: Композитор, 2001.
16.Музыка из классических балетов для уроков классического танца. Облегчённое переложение для фортепиано. - СПб.: Композитор,2018.
17.Музыка к танцевальным упражнениям./ Сост. О. Островская. – М.: Музыка, 1967.
18.Музыка на уроках классического танца./ Сост.Р.Донченко.-СПб.: Союз художников,2001.
19.Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца./ Сост.Э Крупкина, И.Воронина.- М.: Музыка,1971.
20.Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца./ Сост.В.Малашева, И. Климкович.- М.: Музыка,1969.- Вып.2
21.Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца./ Сост.В.Малашева, И. Климкович, К.Патапов,Н.Ерошенко- М.: Музыка,1967.- Вып.1
22.Музыкальная хрестоматия современного бального танца./ Сост. Л.Ладыгин, Л.Школьников М.: Советский композитор,1979
23.Музыкальное сопровождение урока народного танца./Сост. В.Зощенко.- СПб. :Лань; Планета музыки,2014.
24.Народно-сценический танец. Концертный репертуар преподавателя-хореографа./Сост. Донченко Р. .-СПб.: Союз художников,2008.
25.Новицкая Г. Урок танца. Пособие для хореографов и концертмейстеров. СПб.: Композитор, 20018.
26.От гавота до фокстрота. Иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано./ Сост. Т.Комаровская,В.Шарай.-Вып.2.- М.: Классика – XXI,2003.
27.От гавота до фокстрота. Иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано./ Сост. Т.Комаровская,В.Шарай.-Вып.3.- М.: Классика – XXI,2003.
28.От гавота до фокстрота. Иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано./ Сост. Т.Комаровская,В.Шарай.-Вып.4.- М.: Классика – XXI,2003.
29.Па-де-де и вариации из русских и зарубежных балетов. Переложение для фортепиано. Ред. и сост. Цареградская И. М.: Композитор,2005.
30.Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. Методика муз. оформления урока классического танца. - СПб.: Композитор, 2016
31.Ревская Н. Музыка на уроке танца. Вальсы. - СПб.: Композитор,2005.
32.Ревская Н. Музыка на уроке танца. Марши. Польки. - СПб.: Композитор,2005.
33.Ревская Н. Музыкальное оформление урока классического танца: Учебное пособие. - СПб.: Союз художников,2010.
34.Репертуар концертмейстера./ Сост. Р.П. Донченко. - СПб.: Композитор,2003.; Вып.2: Народно-характерный танец.-2006.
35.Ритмика. / Сост. В. Яновская. – М.: Музыка, 1979.
36.Ритмика. Танцевальное движение. / Сост. С. Руднева, З. Фиш.- М.: Просвещение,1972.
37.Русская танцевальная музыка для фортепиано. – М.: П.Юргенсон, 2010.
38.Русские салоны. Пьесы для фортепиано./ Сост. В.Г. Соловьёв. - СПб.: Композитор,2004.
39.Русский императорский балет. Музыка из классических балетов. – СПб.: Северный олень,1994.
40.Русский сезон. Балетная музыка петербургских композиторов в переложении для фортепиано./Сост. Поддубный С. – М.: Композитор,2007.
41.Салонная музыка. Вальсы русских композиторов для фортепиано./Сост. В.Г. Соловьёв. -СПб.: Композитор,2005.
42.Сборник фрагментов из классических балетов: переложение для фортепиано./Сост. Н.Е. Ревская. - СПб.: Композитор,2005.
43.Сказка в русской музыке: музыкальные фрагменты из балетов и опер в облегчённом переложении для фортепиано. Перелож. В Дуловой и Е.Юмаевой. . - СПб.: Союз художников,2002.
44.Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1964. - Вып.1.
45.Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1966. – Вып 2.
46.Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1969. - Вып.3.
47.Танцевальные жанры эпохи Барокко. ред., сост. Л. Моздыкова. – М.: Композитор, 2005.
48.Танцевальный салон. XX век. Пьесы для фортепиано. /Сост. В.Г. Соловьёв. – СПб.: Композитор, 2004.
49.Филиппова Н. Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера. – М.: Композитор, 2013.
50.Фортепианная музыка в стиле рэгтайма. /Сост. О. Королёв. – М.: Музыка, 2004.
51.Фрагменты из популярных балетов русских и зарубежных композиторов. – М.: Музыка, 1988.
52.Хазанова С. Концертмейстер на уроках хореографии. Учебное пособие. – М.: Композитор, 2013.
53.Хрестоматия народно-сценического танца./ Сост. Л. Ульянова. Л. Сальникова. – М.: Музыка, 1976. – Вып.1.
54.Хрестоматия народно-сценического танца./ Сост. Л. Ульянова. Л. Сальникова. – М.: Музыка, 1977. – Вып.2.
55.Хрестоматия русского народного танца. /Сост.Л. Кальве. – М.: Музыка, 1977.
56.Штемпель Н.М. Урок классического танца. Учебное пособие для концертмейстеров балетного класса. – М.: Композитор, 2014.
57.Энтелис Н. Пушкинский бал. С описанием традиций и подлинными танцами. – М.: Композитор, 1999.
58.Яновская В. Музыкальные этюды по курсу «Актёрское мастерство». – М.: Музыка, 1970.
59.Ярмолович.Л. Классический танец. 1 и 2 год обучения. – Л.: Музыка, 1986.
Литература.
1.Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. - Издательство «Планета музыки»,2015
2.Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. - СПб., 2005.
3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Ленинград, 1980
4.Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. - М., Музыка,1980
5.Новицкая Г. Урок танца. Пособие для хореографов и концертмейстеров. - Издательство «Композитор Санкт-Петербург»,2003
6.Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. Методика муз. оформления урока классического танца. - СПб.: Композитор, 2016
7.Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. - Музыка, Ленинград, 1968