Программа учебного предмета «Народно-сценический танец»
Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство» и направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodno-stsenicheskiy_tanets.docx | 93.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 6
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
(ПО.01.УП.05)
п. Саперное 2018 г.
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МУДО «Шумиловская ДШИ» Протокол № 8 от 28 июня 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом МУДО «Шумиловская ДШИ» № _15_ от «27» августа 2018 г. |
Разработчик: | Шевченко Рауя Рашитовна, преподаватель класса хореографии, высшая квалификационная категория |
Рецензент: | ___________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Рецензент: | ____________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
|
II. Содержание учебного предмета
|
III. Требования к уровню подготовки учащихся |
IV. Формы и методы контроля, система оценок
|
V. Методическое обеспечение учебного процесса
|
VI. Список рекомендуемой учебной литературы
|
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 8-летней образовательной программе составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно-сценический танец»:
Количество часов за год | Общий объем | |||||
Класс /год обучения | 4 / 2 | 5 / 3 | 6 / 4 | 7 / 5 | 8 / 6 | |
Максимальная аудиторная нагрузка в год | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 330 |
Консультации | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
- обучение основам народного танца,
- развитие танцевальной координации;
- обучение виртуозности исполнения;
- обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- развитие физической выносливости;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие сценического артистизма;
- воспитание дисциплинированности;
- формирование волевых качеств.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Народно-сценический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы площадью на 12-14 обучающихся, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: срок освоения 8 лет
Распределение по годам обучения | |||||
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Класс | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 330 | ||||
Объем времени на консультации (по годам) | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Общий объем времени на консультации | 30 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
- ознакомление с рисунком народно-сценического танца, особенностями взаимодействия с партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
Первый год обучения (4 класс)
Экзерсис у станка
- Пять позиций ног.
- Preparation к началу движения.
- Переводы ног из позиции в позицию.
- Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
- Battements tendus (выведение ноги на носок).
- Battements tendus jetés (маленькие броски).
- Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу).
- Подготовка к маленькому каблучному.
- Подготовка к «веревочке», «веревочка».
- Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
- Grands battements jetés (большие броски).
- Relevé (подъем на полупальцы).
- Port de bras.
- Подготовка к «молоточкам».
- Подготовка к «моталочке».
- Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
- Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала
1. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
2. Основные положения и движения рук:
- ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
- руки скрещены на груди,
- одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щеку,
- положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
г) «воротца»,
- положения рук в круге:
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звездочка»,
- движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),
в) взмахи с платочком,
г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
- простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
- переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450,
2 полугодие - на полупальцах - этот же ход,
- переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
- переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на
воздух через 1 позицию ног,
- тройной шаг на полупальцах с ударом на четвертый шаг всей стопой в пол,
- шаг с мазком каблуком и вынесением сокращенной стопы на воздух на 30-450,
- комбинации из основных шагов.
4. «Припадание»:
- по 1 прямой позиции,
- вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),
- 2 полугодие — по 5 позиции,
- вокруг себя и в сторону.
5. Подготовка к «веревочке»:
- без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие,
- с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие,
- «косичка» (в медленном темпе).
6. Подготовка к «молоточкам»:
- по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади,
- 2 полугодие — без задержки.
7. Подготовка к «моталочке»:
- по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,
- 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
8. «Гармошечка»:
- начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
- «лесенка»,
- «елочка»,
- исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
9. «Ковырялочки»:
- простая, в пол — 1 полугодие,
- простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной ноге — 1 полугодие,
- «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,
- в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
10. Основы дробных выстукиваний:
- простой притоп,
- двойной притоп,
- в чередовании с приседанием и без него,
- в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой),
- подготовка к двойной дроби —1 полугодие,
- двойная дробь — 2 полугодие,
- «трилистник» — 1 полугодие,
- «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,
- переборы каблучками ног,
- переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие.
11. Хлопки и хлопушки для мальчиков:
- одинарные,
- двойные,
- тройные,
- фиксирующие,
- скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
12. Подготовка к присядкам и присядки:
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),
- подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
- «мячик» по 1 прямой и 1 позиции — 2 полугодие,
- подскоки на двух ногах,
- поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
- присядки на двух ногах,
- присядки с выносом ноги на каблук,
- присядки с выносом ноги в сторону на 450 — 2 полугодие.
Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемом шаг-retere,
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое - в повороте на 450,
- подскоки по той же схеме,
- «поджатые» прыжки по той же схеме,
- подготовка к tours (мужское).
Во втором полугодии вводится поворот на 900 во всех вращениях.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retere по схеме: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 900, 5, 6, 7, 8 - шаги на месте;
- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 1800, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза;
- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 1800;
- подскоки – разучиваются по той же схеме.
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
Рекомендуемые к изучению танцы:
Русские танцы
Белорусские танцы
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и белорусского танцев, освоение данных элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
- знать движения в различных ракурсах и рисунках;
- уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
Второй год обучения (5 класс)
Экзерсис у станка
- Demi-pliés u grand-pliés (полуприседания и полные приседания).
- Battements tendus (cкольжение стопой по полу).
- Battements tendus jetés (маленькие броски).
- Рas tortillé (развороты стоп).
- Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
- Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя).
- Маленькое каблучное.
- Большое каблучное.
- «Веревочка».
- Подготовка к battements fondus.
- Développé.
- Дробные выстукивания.
- Grand battements jetés (большие броски).
Движения, изучаемые лицом к станку
- Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
- Relevé-plié (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой позиции).
- «Волна».
- Подготовка к «штопору».
- Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с полурастяжками и растяжками.
- Подготовка к «сбивке».
- Для мальчиков:
а) подготовка к присядкам,
б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,
в) мячик боком к станку,
г) с выведением ноги вперед.
- Опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с шага в сторону накрест опорной ноге.
- Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.
- С выходом во вторую позицию широкую на каблуки.
- «Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, 1 полугодие с фиксацией на паузе после броска ноги вперед.
- «Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе - 1 полугодие.
- Прыжки:
а) поджатые в сочетании с temps levé sauté,
б) «итальянский» shangements de pieds.
Экзерсис на середине зала
- Русский поклон:
а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце);
б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
- Основные положения и движения русского танца:
а) переводы рук из одного основного положения в другое:
- из подготовительного положения в первое основное,
- из первого основного положения в третье,
- из первого основного во второе,
- из третьего положения в четвертое (женское),
- из третьего положения в первое,
- из подготовительного положения в четвертое.
б) движения рук с платочком:
- взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4 позиции),
- то же самое из положения — скрещенные руки на груди,
- работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,
- всевозможные взмахи и качания платочком,
- прищелкивания пальцами.
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.
- Положения рук в парах:
- под «крендель»,
- накрест,
- для поворота в положении «окошечко»,
- правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.
- Положение рук в рисунках танца:
- в тройках,
- в «цепочках»,
- в линиях и в колоннах,
- «воротца»,
- в диагоналях и в кругах,
- «карусель»,
- «корзиночка»,
- «прочесы».
- Ходы русского танца:
- простой переменный ход на полупальцах,
- тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена,
- шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом),
- шаг-удар с небольшим приседанием одновременно,
- шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию,
- то же самое с подъемом на полупальцах,
- ход с каблучка с мазком каблуком,
- ход с каблучка простой,
- ход с каблучка с проведением рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена - все на пружинистом полуприседании,
- «бегущий» тройной ход на полупальцах,
- простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
- тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
- бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции,
- такой же бег с различными ритмическими акцентами,
- комбинации с использованием изученных ходов.
- Припадания:
- припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали,
- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
7. «Веревочка»:
а) подготовка к «веревочке» — 1 полугодие (на высоких полупальцах),
б) «косыночка»,
в) простая «веревочка» — 1 полугодие,
г) двойная «веревочка» — 2 полугодие,
д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — 2 полугодие.
8. «Молоточки» простые. 2 полугодие - по 5 позиции.
9. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.
- Все виды «гармошечек»:
- «лесенка»,
- «елочка» в сочетании с pliés полупальцами с приставными шагами и припаданиями.
- «Ковырялочка»:
- с отскоком и броском ноги на 300,
- с броском на 600,
- с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,
- то же самое с переступаниями на опорной ноге.
- Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции:
- простые (до щиколотки),
- простые (до уровня колена),
- с ударом по 1 прямой позиции,
- двойные (до уровня колена с ударом),
- с продвижением в сторону.
13. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:
- простые,
- с двойным перебором.
14. Дробные движения:
- двойные притопы,
- тройные притопы,
- аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону,
- притопы в продвижении,
- притопы вокруг себя,
- ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов,
- простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении),
- простые переборы каблучками,
- переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке,
- переборы каблучками и полупальцами (на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпуса),
- «трилистник» с притопом,
- двойная дробь с притопом,
- двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450,
- тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках, темпах, в сочетании с мелкими переступаниями),
- «горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный,
- «ключ» простой.
15. Полуприсядки:
- простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
- с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
- с выносом ноги на 450,
- с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,
- с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
- с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
- с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад,
- аналогично с поворотом корпуса.
16. Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений.
Рекомендуемые к изучению танцы:
Русские танцы
Украинские танцы
Татарские танцы
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- знать основные движения русского, татарского и украинского танцев;
- знать манеру исполнения упражнений и характер русского, татарского, украинского танцев;
- знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
Третий год обучения (6 класс)
Экзерсис у станка
- Demi pliés и grand pliés (полуприседания и полные приседания).
- Battements tendus (скольжение ногой по полу).
- Battemets tendus jetés (маленькие броски).
- Pas tortillé (повороты «стоп», одинарные и двойные).
- Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой).
- Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
- Маленькое каблучное.
- Большое каблучное.
- Battemets fondus (мягкий, тающий).
- Développé, relevé lent (вынимание и подъем ноги).
- «Веревочка».
- Дробные выстукивания.
- Grands battements jetes (большие броски ногой).
Упражнения лицом к станку
- Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
- Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
- Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.
- «Качалочка» простая, в раскладке.
- «Качалочка» с акцентом.
- «Качалочка» в усложненных ритмических рисунках.
- «Качалочка с выведением ноги на каблук.
- Прыжковые «голубцы»:
- с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция),
- тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка,
- низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца,
- прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону.
- Подготовка к «сбивке», «сбивка».
- Подготовка к прыжку attitude назад.
- Подготовка к «моталочке» с отскоком.
- Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 300, на 900 — 2 полугодие.
- Присядка с выносом ноги на воздух на 450 и на 900.
- Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
- Подготовка к revoltade. Исходное положение — нога сзади в 4 позиции на носке.
- Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с колена на колено.
Отработка прыжка «бедуинский».
Экзерсис на середине зала
- Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с паузами после каждого движения.
- Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «веревочки», дроби. Усложняются манипуляции с платочком:
- платочек натянутый за кончики, исполняются круговые движения,
- полуокружности перед собой вправо и влево,
- взмахи на вращениях из первой в третью позицию,
- используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали,
- движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили, хороводах,
- изучаются основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод».
- Виды русских ходов и поворотов:
- простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки», «мазков», припаданий,
- «боярский», с использованием приставных шагов на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад,
- широкий шаг-«мазок» на 450 и 900 с сокращенным подъемом, с plié и на plié,
- боковой приставной на plié с выведением через подмену ноги на 450 и 900 в сторону,
- хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных направлениях,
- переменный на всей стопе и на полупальцах, с поочередным притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца,
- ходы с каблучков:
а) простые, на вытянутых ногах,
б) акцентированные, под себя в plié,
в) с выносом на каблук вперед,
- боковые припадания по 5 и 1 прямой позициям с продвижением вперед, с работой платком,
- боковые припадания с поворотами,
- припадания по линии круга с работой рук,
- бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным корпусом,
- бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом,
- повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук,
- повороты с выносом ноги на каблук, приемом shainé, приемом перескок (высокий),
- тройные боковые переступания (с ударом, с выносом ноги на каблук),
- повороты с «ковырялочкой»,
- повороты с «молоточками»,
- повороты приемом «каблучки», «поджатые»,
- повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек».
- «Веревочки»:
- простая в повороте,
- двойная в повороте,
- с выносом на каблук и переступаниями неоднократными с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию,
- всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых: вперед и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоком и перескоками.
5. «Ковырялочки»:
- простые,
- в повороте на 900, со сменой ног,
- с отскоком и продвижением вперед,
- с отскоком и большим броском на 900,
- в сочетании с различными движениями русского танца,
- воздушные на 300, 450, 900,
- в поворотах, на вращениях трюкового характера с чередованием мелких и средних по амплитуде движений русского танца.
6. «Моталочки»:
- простая,
- простая в повороте по четвертям круга, на 900 с использованием бросков ноги приемом jetés с вытянутым и сокращенным подъемом,
- с перекрестным отходом назад или в позу,
- с остановкой в 5 позицию на полупальцах,
- с использованием переступаний через положение reteré при помощи «веревочек», подскоков, в различных ритмических рисунках и чередованием позиций,
- в трюковых диагональных вращениях.
7. «Гармошечки»:
- простая на вытянутых ногах и на demi plié, с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко,
- в повороте, в диагональном рисунке с руками,
- в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед-назад в диагональное направление,
- с чередованием приставных шагов, с pas degajé, в характере «Камаринской» для мальчиков, «Барыни» для девочек.
8. Припадания:
- боковые с двойным ударом спереди,
- вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга.
9. Перескоки и «подбивки»:
- перескоки в повороте,
- перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (2 полугодие в повороте),
- неоднократные удары на отскоке по первой прямой позиции,
- поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте, 2 полугодие вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад,
- подбивка «голубец», на месте и с переступанием (2 полугодие).
10. Дробные выстукивания:
- двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой,
- синкопированные проскальзывания с приведением ноги на reteré у колена невыворотно,
- соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно,
- соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой:
а) неоднократные удары,
б) с притопом и сменой левой и правой ног,
- двойная дробь с «ускорением»,
- двойная дробь с притопами и разворотами корпуса,
- двойная дробь с отскоком под себя и приведением другой ноги к икроножной мышце,
- «ключ» с использованием двойной дроби.
11. Присядки:
- присядка с «ковырялочкой»,
- присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади,
- подскоки по 1 позиции из стороны в сторону с хлопками перед собой,
- «гусиный шаг»,
- «ползунок» вперед и в сторону на пол.
12. Прыжки:
- прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте,
- прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам,
- прыжок с ударами по голенищу спереди,
- «лягушка».
Рекомендуемые к изучению танцы:
Русские танцы
Белорусские танцы
Украинские народные танцы
Молдавские танцы
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, украинского, молдавского танцев;
- усвоить и развивать ансамблевое исполнение;
- ориентироваться в пространстве во время исполнения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками, веночками, платочками, шапками, корзинками, бубнами и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.
Четвертый год обучения (7 класс)
Экзерсис у станка
- Demi plie, grand plie (полуприседания и приседания).
- Battements tendus (скольжение ногой по полу).
- Pas tortilla (развороты стоп).
- Battements tendus jetes (маленькие броски).
- Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
- Большое каблучное.
- Battemets fondus (мягкое, тающее движение).
- «Веревочка».
- Battemets develloppe.
- Дробные выстукивания.
- Grands battements jetes (большие броски).
Экзерсис на середине зала
1. «Глубокий поклон»:
а) ниже пояса;
б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук.
2. Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук).
3. Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.
4. Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
5. Простой шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и включением работы рук и корпуса.
6. Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.
7. Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.
8. Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.
9. Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
10. Шаг с «приступкой» (с приставкой).
11. Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки - с платочком в руке.
12. Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).
13. Шаг с переступанием, с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.
14. Перекрещивающийся шаг (с перекрещивающимися ногами, с продвижением вперед).
15. Ознакомление с ходами танца «Сибирский лирический».
16. Ознакомление с ходами танца «Смоленский гусачок».
17. Разучивание движений рук, положения корпуса, характерных этим областям.
18. «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
19. «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте.
20. «Моталочка» на demi plie синкопированным акцентом на всей стопе и на полупальцах.
21. «Ковырялочка» с отскоками.
22. «Молоточки» в характере уральского танца «Шестера».
23. «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении.
24. Дробные выстукивания:
а) «ключ» дробный, сложный;
б) «ключ» дробный, сложный в повороте;
в) «ключ» хлопушечный;
г) три дробные дорожки с заключительным ударом;
д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу;
е) «сбивка» с «ковырялочкой» в повороте;
ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед;
з) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с окончанием сзади, аналогично - с левой ноги.
25. Дроби в характере народных танцев Поволжья.
26. Хлопушки мужские:
а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;
б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;
в) удар по голенищу вытянутой ноги;
г) хлопушки на поворотах;
д) «ключ» с хлопушкой.
27. Трюковые элементы (мужские):
а) «разножка» в воздухе;
б) «щучка» с согнутыми ногами;
в) «крокодильчик»;
г) «коза»;
д) «бочонок».
Вращения на середине зала
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а также в характере областных особенностей (plie-каблучки, plie-releve, plie-retere, шаг-retere, подскоки, припадания, pirouettes).
- Приемом plie-releve (два на месте, третий – plie-подготовка, четвертый – вращение) – 1 полугодие – двойное вращение за 4-м разом.
- Приемом plie-retere (аналогичная схема изучения).
- Приемом plie-каблучки (аналогичная схема изучения).
- Приемом pirouettes (аналогичная схема изучения).
- Разучивается «вкручивающаяся» на месте концовка вращений с выходом на полупальцы в финале.
- Припадания мелкие, быстрые.
- Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с приходом во 2 позицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе – 1 полугодие.
- То же самое вращение в нормальном темпе – 2 полугодие.
- Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной ноге через retere невыворотно, уходит в позицию. Концовка в plie или в полупальцы – 2 полугодие.
- «Обертас» по 1 прямой позиции – 1 полугодие.
- «Обертас» по 1 прямой позиции с ударом – 2 полугодие.
- «Обертас» с rond на 450 – 1 полугодие, на 900 - конец 2 полугодия.
- Разучивается окончание вращения приемом двойного shaine.
- Вращения для мальчиков:
а) tours,
б) pirouettes.
15. Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на месте.
Вращения по диагонали класса
- Tour-pique в раскладке, с рукой в характере украинского танца, с рукой с платочком в русском характере.
- Бег с выбрасыванием правой ноги вперед.
- Бег по 1 прямой позиции (повотор за два бега) – 1 полугодие, поворот за один бег – 2 полугодие.
- Большие «блинчики» в сочетании с бегом в различных ритмических рисунках – 2 полугодие.
- Большие «блинчики» в чередовании с маленькими «блинчиками», в различных ритмических рисунках.
- Большой «блинчик» в сочетании с shaine.
- Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».
- Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выносом ноги на каблук, «ковырялочкой» с выбиванием ноги в сторону.
- Мужские вращения с использованием пройденного материала.
Вращения по кругу
- Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.
- Подскоки, вращение за один шаг.
- Маленькие «блинчики», поворот за один шаг.
- Большие «блинчики», аналогично.
- Бег по 1 прямой позиции.
- Бег с выбрасыванием ноги вперед.
- «Шаг-каблучок», вращение за один шаг.
- Tour-pique в раскладке с рукой за голову (украинское), с платочком (русское) в 3 позицию.
- Двойная дробь в повороте с переступаниями через «ковырялочку».
Мужские трюковые вращения.
Рекомендуемые к изучению танцы:
Русские танцы. Танцы местной традиции
Танцы народов Поволжья
Итальянские танцы
Испанские танцы
Мексиканские танцы
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского танца, танцев народов Поволжья, итальянского, испанского, мексиканского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.
Пятый год обучения (8 класс)
Экзерсис у станка
- Demi pliés и grand pliés (полуприседания и приседания).
- Battements tendus (скольжение ногой по полу).
- Pas tortillé (развороты стоп).
- Battemets tendus jetés (маленькие броски).
- Flic-flac (мазок к себе от себя).
- Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
- Маленькое каблучное.
- Большое каблучное.
- Battemets fondus (мягкое, тающее движение).
- «Веревочка».
- Battment développé .
- Дробные выстукивания.
- Grands battements jetes (большие броски ногой).
Экзерсис на середине зала
- «Праздничный поклон».
- Припадания накрест (быстрое).
- Ускоренная «гармошечка» (без plie) вокруг себя.
- Простая и двойная с поворотом на 3600 в приседании на полупальцах и на вытянутых ногах.
- «Моталочка» с поворотом.
- Ход на ребро каблука с подбивкой и продвижением вперед.
- Шаг-бег с наклоном в корпусе; бег с отбрасыванием ног назад с акцентированным исполнением; бег с поднятием согнутых ног вперед, как на месте, так и в продвижении; тот же бег в различном ритмическом рисунке.
- Основные ходы танца «Матаня» Орловской области и сопуствующие им движения рук.
- Дробные выстукивания в характере танца «Матаня» и «хлопушки».
- . Трюки мужского характера:
- «кольцо»;
- «пистолет»;
- «экскаватор»;
- «циркуль»;
- «склепка»;
- «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
- «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).
Вращения на середине зала
- Отскоки по 1 прямой позиции в повороте с выносом правой ноги на каблук.
- Поворот plie-retere с переступанием на полупальцах.
- Вращение по 2 позиции невыворотно, стремительно.
- Бег на месте со скоком в 1 прямую позицию на сильную музыкальную долю.
- Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.
Вращения по диагонали зала
- Shaine:
- shaine в сочетании с вращением на мелких переступаниях в demi plie;
- shaine в сочетании с вращением на каблучок;
- то же с двойным вращением – 2 полугодие;
- Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и grand rond приемом «обертас» с высотой на 450 – 1 полугодие и 900 – 2 полугодие.
- Вращение на перескоках с ударами по 1 прямой позиции (стремительное).
- Вращения в характере пройденных национальных танцев.
- Вращения мужские с использованием трюковых элементов.
Вращения по кругу зала
Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам вращений на середине зала.
Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах.
Вращения в характере изученных национальных танцев.
Рекомендуемые к изучению танцы:
Региональные танцы
Калмыцкие танцы
Испанские танцы
Венгерские танцы
Болгарские танцы
Цыганские танцы
По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно, выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского, калмыцкого, испанского, венгерского и болгарского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;
- предельно достоверно и образно передавать национальный характер русского, польского, румынского, цыганского, восточного танцев, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
- используя технически сложные движения народно-сценического танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный калорит изучаемого хореографического материала;
- учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать развивать физическую выносливость.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
А также:
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
- знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
- владение техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков |
4 («хорошо») | возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Текущая оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
- Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
- Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине класса.
- Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
- Список рекомендуемой учебной литературы
Основная литература
- Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - Орел, Труд, 1999
- Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - 2004
- Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М., 1976
- Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981
- Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
- Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
Дополнительная литература
- Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
- Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
- Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
- Гербек Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: № 1
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Ферменянц Е., Народно-сценический танец, ч.1. М., 1976.
- Королева Э. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
- Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967
- Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
- Лопухов А., Ширяев А, Бочаров А. Основы характерного танца, Л.-М., 1939
- Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977
- Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
- Надеждина Н. Русские танцы М., 1950
- Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
- Стуколкина И. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972
- Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
- Устинова Т. Русские народные танцы. М., 1950
16. Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
17. Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970
- Мне нравится (1)