Программа учебного предмета "История хореографического искусства"
Программа предмета "История хореографического искусства" разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «История хореографического искусства» является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, опирается на ознакомление с основными этапами развития хореографического искусства, становлением и развитием искусства балета, основными отличительными особенностями хореографического искусства различных исторических эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с творчеством не только выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего, но и с таким важным явлением в искусстве танца, как ансамбли народного танца, как соревнования по спортивным (бальным) танцам. Т.Е даёт понимание и представление о богатстве танцевальной культуры мира. Уроки обязательно должны сопровождаться обильными видео- и фотоматериалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_10_-_istoria_khoreograficheskogo_iskusstva.docx | 67.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 10
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
(ПО.02.УП.03.)
п. Саперное 2018 г.
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МУДО «Шумиловская ДШИ» Протокол № 8 от 28 июня 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом МУДО «Шумиловская ДШИ» № _15_ от «27» августа 2018 г. |
Разработчик: | Волынец Марина Валерьевна, преподаватель теоретических дисциплин, концертмейстер, высшая квалификационная категория |
Рецензент: | ___________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Рецензент: | ____________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Список основной литературы;
- Список дополнительной литературы;
- Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Учебный предмет «История хореографического искусства» является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной и хореографической культуры.
Предмет «История хореографического искусства» является логическим завершением предметов области «Теория и история искусств» и тематически продолжает предметы «Слушание музыки и музыкальная грамота» и «Музыкальная литература».
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 8-летней образовательной программе 7 и 8 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Классы / количество часов | Количество часов | Итого часов | |
1-й год обучения 7 класс | 2-й год обучения 8 класс | ||
Количество часов аудиторной нагрузки в год | 33 | 33 | 66 |
Количество часов самостоятельной работы в год | 33 | 33 | 66 |
Количество часов на консультации в год | 4 | 4 | 8 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
- формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
- формирование представления о значении хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
- ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
- изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;
- знакомство с особенностями хореографического искусства различных культурных эпох;
- изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
- ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара;
- овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
- формирование представления о художественных средствах создания образа в хореографии;
- систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
- формирование знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- формирование первичных аналитических навыков по восприятию произведений хореографического искусства;
- формирование умения работать с учебным материалом;
- формирование навыков диалогического мышления;
- овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
- диалогический;
- инструктивно-практический (работа с документальным материалом);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения | ||
Год обучения | 1 | 2 |
Класс | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) | 33 | 33 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 66 | |
Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам) | 33 | 33 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 66 | |
Общее максимальное количество часов по годам | 66 | 66 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 132 | |
Объем времени на консультации (по годам) | 2 | 2 |
Общий объем времени на консультации | 4 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства» раскрывает следующие темы:
- история формирования, преемственность и закономерности развития зарубежной и отечественной хореографии;
- творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
- произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
Тематический план
1-й год обучения (7 класс)
Хореография как вид искусства
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства выразительности.
Виды и жанры хореографии.
Народный танец как основа сценической хореографии
Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой
народа.
Профессиональные ансамбли народного танца.
Балет, как высшая ступень развития хореографии
Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.
История западноевропейского балетного театра
Танец – древнейшее занятие человека. Танец в древнем мире (Индия, Египет).
Танцевальная культура древней Греции.
Танец в эпоху Средневековья и танцевальная культура эпохи Возрождения.
Зарождение балетного театра в Италии. Французский балет в XVII веке. Оперы балеты Ж.-Б. Люлли, комедии-балеты Ж.-Б. Мольера. Близость форм бытового, придворного и сценического танца.
Европейский балет в XVIII веке и реформатор балетного театра Ж.-Ж. Новерр. Выдающиеся танцовщики, подготовившие своим творчеством реформу балета: Л.Дюпре, О.Вестрис, балерины М.Камарго, М.Салле.
Романтический балет: творчество Ф. и М. Тальони, Ж.Перро, К.Гризи, Ф.Эльслер. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.
2-й год обучения 8 класс
История русского балетного театра
Основные черты русского балета, особенности исторического пути русского балетного театра (краткий исторический обзор).
Романтизм в русском балете: особенности, балеты романтического репертуара в России, творчество Е.Санковской и Е.Андреяновой.
Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Жанр монументального классического балетного спектакля XIX века в творчестве М.Петипа. Балет А.К.Глазунова «Раймонда».
Творчество великих русских балетмейстеров: И.Вильберха, А.Глушковского, Л.Иванова, А.Горского, М.Фокина.
Прославленные русские мастера балетной сцены: А.Нестеров, Т.В.Шлыкова-Гранатова, А.Истомина, А.Павлова, О.Спесивцева, В.Нижинский и др.
История советского балета
Основные черты советского балета. Краткий обзор истории русского балета ХХ века.
Балеты С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Выдающиеся советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, К.Я.Голейзовский, В.И.Вайнонен, Ю.Н.Григорович, Л.В.Якобсон, Л.М.Лавровский и др.
Выдающиеся мастера советской балетной сцены:
М.Семенова, Г.Уланова, О.Лепешинская, Р.Стручкова, М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, Е.Максимова, Н.Павлова и др.;
К.Сергеев, В.Чабукиани, А.Мессерер, Р.Нуриев, А.Макаров, Ю.Соловьев, В.Васильев, М.Барышников, М. Лиепа, М.Лавровский и др.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном 8 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
Предполагаемые результаты освоения программы по окончании 7 класса:
- знание балетной терминологии;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 класса:
- знание образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- знание имен выдающихся представителей и творческого наследия русского и советского балета;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс | Вид, форма и время проведения аттестации | ||
Промежуточная | Итоговая | ||
7 | форма проведения | полугодие | - |
контрольный урок | 13 | ||
8 | контрольный урок | 15 | экзамен |
По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля:
- контрольные работы,
- устные опросы,
- письменные работы,
- тестирование,
- олимпиады.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | Отметка отражает ответ с небольшими недочетами. |
3 («удовлетворительно») | Ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
«зачет» (без отметки) | Отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. Текущая оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность предмета требует от преподавателя знания программ смежных предметов.
В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
- тема, цель работы;
- изложение содержания, которое раскрывает тему;
- результаты работы;
- выводы;
- использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
- образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
- развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
- способствует лучшему усвоению полученных знаний;
- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
- формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
Деген А.Б. Балет. 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
Деген А.Б. Мастера танца. Музыка. М., 1994
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. – М.: Белый город, 2009
Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010
Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994
Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – СПб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005
Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985
Слонимский Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань, Планета Музыки, 2011
Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
Эльяш Н.И. Образцы танца. - М., 1970
Дополнительная литература
Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004
Богданов-Березовский В.М. Галина Сергеевна Уланова. – М.: Искусство, 1961
Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.,1958
Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010
Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
Демидов А. Лебединое озеро. М., Искусство, 1985
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры / худож. В. Косоруков. – М.: Дет. лит., 1989
Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. – М.: «Конец века», 1995
Константинова М. Спящая красавица. М., Искусство, 1990
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003
Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
Нанн Д. История костюма 1200-2000. М., Артель АСТ, 2003
Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
Плисецкая М.М. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. – М.: Просвещение, 1996
Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997
Энциклопедия «Балет». CD, 2003
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
1. Видеозаписи балетных спектаклей (фрагменты) в различных редакциях с участием выдающихся исполнителей:
«Анюта» - телевизионный балет на музыку В.Гаврилина
«Бахчисарайский фонтан» А.Асафьев
«Баядерка» Л. Минкус
«Дон Кихот» Л.Минкус
«Жар-птица» И.Стравинский
«Жизель» А. Адан
«Золушка» С. Прокофьев
«Каменный цветок» С.Прокофьев
«Конек-Горбунок» Ц.Пуни
«Коппелия» Л. Делиб
«Красный мак» Р.Глиэр
«Лебединое озеро» П.Чайковский
«Петрушка» И.Стравинский
«Пламя Парижа» А.Асафьев
«Раймонда» А.Глазунов
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
«Сильфида» Л. Левенскольд
«Спящая красавица» П.Чайковский
«Тщетная предосторожность» Л.Герольд
«Шопениана»
«Щелкунчик» П.Чайковский
«Эсмеральда» Ц. Пуни
2. Видеозаписи концертных номеров:
- из серии выпусков «Мастера русского балета»;
- с конкурсов и фестивалей различных направлений;
- Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева;
- Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»;
- Государственного хора имени М.Пятницкого;
- Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
3. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.
4. Видеозаписи балетных спектаклей и концертных номеров с участием выдающихся современных исполнителей.
5. Видеозаписи (фрагменты) мюзиклов, оперетт, опер и т.д.