Программа учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота"
Обновлённая, опробованная в учебном процессе программа учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота", входящего в обязательные предметы предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Программа хорошо усваивается учащимися. Она требует творческого живого подхода. Позволяет разнообразить приёмы и методы преподавания предмета на уроке. Дает широкую возможность использовать интернет- и компьютерные технологии в процессе преподавания. Эта программа даёт возможность преподавателю не только научить учащихся слушать и воспринимать классическую и народную музыку, но и получать элементы знания такого сложного и важного предмета, как сольфеджио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_8_-_slushanie_muzyki_muzgrammota.docx | 75.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 8
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
(ПО.02.УП.01.)
п. Саперное 2018 г.
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МУДО «Шумиловская ДШИ» Протокол № 8 от 28 июня 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом МУДО «Шумиловская ДШИ» № _15_ от «27» августа 2018 г. |
Разработчик: | Волынец Марина Валерьевна, преподаватель теоретических дисциплин, концертмейстер, высшая квалификационная категория |
Рецензент: | ___________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Рецензент: | ____________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов
- Учебная и методическая литература;
- Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирован на воспитание гармонично и всесторонне развитой личности, интегрированной в систему мировой и отечественной музыкальной и хореографической культуры. Изучение курса данного предмета помогает выявлению наиболее творчески одарённых детей и подготовки их к поступлению в средние специальные хореографические учебные заведения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в системе предметов, формирующих художественно-эстетическое восприятие искусства и явлений окружающего мира, способствует развитию эмоциональной сферы, образного и интеллектуального мышления. Данный предмет является основой для дальнейшего изучения теоретических и исторических предметов, формирования музыкально-теоретического кругозора, необходимым условием профессионального развития на занятиях ритмикой, народно-сценическим и классическим танцем.
Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение на занятиях двух видов учебной деятельности: освоение музыкальной грамоты и слушание музыки.
Срок реализации учебного предмета
Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на четыре года обучения в рамках 8-летнего срока.
По 8-летней программе занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения, на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Количество часов за год | Общий объем | ||||
Класс /год обучения | 1 / 1 | 2 / 2 | 3 / 3 | 4 / 4 | |
Максимальная аудиторная нагрузка в год | 32 | 33 | 33 | 33 | 131 |
Максимальная внеаудиторная нагрузка в год | 32 | 33 | 33 | 33 | 131 |
Консультации | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме или групповой (от 11 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут со 2 по 4 класс, 30 минут в 1 классе.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
- обучение основам музыкальной грамоты;
- развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений;
- формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности;
- создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства;
- формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах;
- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы.
Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Нормативный срок обучения - 8 лет. Срок обучения по программе – 4 года
Распределение по годам обучения | ||||
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) | 32 | 32 | 32 | 32 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 131 | |||
Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам) | 32 | 33 | 33 | 33 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 131 | |||
Общее максимальное количество часов по годам | 64 | 66 | 66 | 66 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 262 | |||
Объем времени на консультации (по годам) | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общий объем времени на консультации | 8 |
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объём времени (в часах) | |||
Слушание музыки (Музыкально-познавательные сведения) | Музыкальная грамота (Мзыкально-теоретические сведения) | Макс. учеб. нагр. | Само- стоят. рабо- та | Ауди- тор. заня- тия | ||
1 КЛАСС | ||||||
1. | Что такое музыка | Как записывается музыка | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Три кита в музыке | Нотный стан | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Что можно изобразить музыкой | Ноты | Урок | 6 | 3 | 3 |
4. | Экскурсия в зоопарк | Ритм. Четвертные ноты | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Кто такой композитор | Учимся писать ноты | Урок | 2 | 1 | 1 |
6. | О песнях | Высотность звука. Регистры | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
7. | О танцах | Что такое темпы. Восьмые ноты | Урок | 4 | 2 | 2 |
8. | Время суток | Скрипичный ключ | Урок | 4 | 2 | 2 |
9. | Времена года. Осень, зима | Нота «соль». Пишем. Хлопаем четверти и восьмые | Урок | 5 | 3 | 2 |
10. | Чувства и настроения в музыке | Мажор, минор | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
11. | Как передать характер в музыке. | Нота «ля». Пишем | Урок | 5 | 3 | 2 |
12. | Музыка цветов | Нота «си». Звукоряд | Урок | 4 | 2 | 2 |
13. | Принцесса на балу. Вальс | Понятие такта, сильной и слабой доли. | Урок, практи- кум | 6 | 3 | 3 |
14. | Времена года. Весна, лето | Устойчивые и неустойчивые звуки | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
15. | Какого цвета звук | Лабора- торная | 3 | 1 | 2 | |
16. | Рисуем музыку | Лабора- торная | 1 | - | 1 | |
32 часа | ||||||
2-й КЛАСС | ||||||
1. | Рисуем музыку | Повторение пройденного материала | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Громко - тихо | Оттенки в музыке | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Что такое мелодия | Фраза | Урок | 4 | 2 | 2 |
4. | Что такое аккомпанемент | Аккорды | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Вода, земля, огонь | Паузы | Урок | 6 | 3 | 3 |
6. | Что такое музыкальные инструменты. Клавишные инструменты | Размер в музыке | Урок | 6 | 3 | 3 |
7. | Идем в филармонию | Инструменты симфонического оркестра | Урок | 12 | 6 | 6 |
8. | Сказка в музыке | Оттенки в музыке. Усложняем понятие | Урок | 12 | 6 | 6 |
9. | Фантастические персонажи в музыке | Целая и половинная ноты | Урок | 6 | 3 | 3 |
10. | Музыка в мультфильме | Пауза | Урок | 8 | 4 | 4 |
33 часа | ||||||
3-й КЛАСС | ||||||
1. | Что такое фольклор | Нота с точкой | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Русский народный танец | Пунктирный ритм | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Оркестр русских народных инструментов. Его возможности | Затакт | Урок | 8 | 4 | 4 |
4. | Человеческий голос – музыкальный инструмент | Триоли | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Жанры вокальной музыки | Синкопа | Урок | 8 | 4 | 4 |
6. | Идем в оперу | Сложные размеры | Урок | 8 | 4 | 4 |
7. | Тембры человеческих голосов | Считаем музыкальные размеры | Урок | 6 | 3 | 3 |
8. | Джазовый, эстрадный оркестр | Переменный размер | Урок | 8 | 4 | 4 |
9. | Идем смотреть балет | Работа над определением размеров | Урок | 16 | 8 | 8 |
33 часа | ||||||
4-й КЛАСС | ||||||
1. | Соната, симфония, концерт | Сонатная форма – основа классической музыки | Урок | 24 | 12 | 12 |
2. | Особенности строения звукоряда у различных народов | Роль ритма и его сложность в танцах Испании, Венгрии, Грузии | Урок | 16 | 8 | 8 |
3. | Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках | Урок | 4 | 2 | 2 | |
4. | Септаккорды, их выразительные возможности | Урок | 4 | 2 | 2 | |
5. | Использование тембров инструментов симфонического оркестра для создания ярких танцевальных образов в русской и зарубежной балетной музыке | Урок | 8 | 4 | 4 | |
6. | Жанры современной музыки и музыкального театра | Урок, практи- кум | 10 | 5 | 5 | |
33 часа |
Годовые требования по классам
Данная программа носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета - освоение обучающимися теоретических знаний и практических умений, являющихся основой для формирования художественно-эстетического восприятия музыкальных произведений и понимания законов их строения, необходимых для наиболее полного раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях хореографическими предметами.
Теоретическая часть предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» тесно связана со структурой и темами предмета «Ритмика».
Изучение теоретических положений необходимо для осознанного восприятия формирующих содержательных компонентов музыкальных произведений. Понятие о средствах музыкальной выразительности, о характере звучания разных групп и инструментов симфонического оркестра помогут учащимся понимать и выражать характер музыки в хореографических образах.
Важная составляющая практической части - аудио и видео ознакомление с шедеврами мировой и русской балетной музыки, а также с образцами музыкально-танцевальной культуры народов России и основных европейских этнических групп. Теоретические знания по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются с учётом специфики обучения на хореографических отделениях ДШИ, диктующие особое внимание метро-ритмическому воспитанию. С первых занятий особое значение уделяется умению осознанно воспринимать ритмические рисунки в простых размерах и запоминать мелодию, слышать сильную долю, определять количество долей в такте и т.д. Приобретение вокально-интонационных навыков, воспитывающих мелодический слух, освоение понятий о средствах музыкальной выразительности помогут учащимся точнее передавать характер музыки в движениях.
1 класс
Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с такими понятиями как лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.
Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю, определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах.
К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки, определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение элементарных компонентов музыкальной грамоты.
2 класс
Продолжается работа над понятиями выразительных средств в музыке.
Начинается изучение такого огромного пласта, как музыкальные инструменты. В этом классе мы знакомимся с клавишными инструментами и с инструментами симфонического оркестра
Продолжение работы над правильным восприятием метро-ритма.
3 класс
Изучение сложнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса.
Знакомство с понятием – «музыкальный театр».
В плане теории: Изучение составных размеров, синкопы и т.д.
4 класс
На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.
К четвертому классу учащиеся накапливают определенный багаж знаний из области музыкальной культуры, который позволяет обратиться к сфере чисто инструментальной музыки. Происходит знакомство с жанрами симфонии, сонаты, концерта, квартета.
Своеобразие тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в создании танцевальных характеров в русской и зарубежной оперной и балетной музыке.
Особенности тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в создании танцевальных характеров в русской оперной и балетной музыке.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- знание специфики музыки как вида искусства;
- знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
- знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
- умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
- умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
- умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года в 4 классе – по программе 8-летнего обучения.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
По завершении изучения предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» проводится промежуточная аттестация в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценки
По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.
Оценка | Критерии оценивания |
5 («отлично») | полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает ответ с небольшими недочетами |
3 («удовлетворительно») | ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.
Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, прослушивание музыкального произведения или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.
Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.
VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов
Учебная и методическая литература
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов музыкальных школ. «Композитор», СПб, 1994
- Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980
- Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985
- Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е – Калининград, Музыка, 1975
- Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
- Далматов Н.А. Музыкальная грамота и сольфеджио. «Музыка», М., 1965
- Жак-Далькроз Э. Ритм. «Классика – XXI», 2002
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт-Петербург, 1997
- Музыкальный словарь Гроува. «Практика», М., 2001
- Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки. М., Терра-книжный клуб, 2005
- Ушпикова Г. Слушание музыки. Для 1-3 кл. СПб, 2008
- Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. «Композитор», СПб, 1995
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988
- Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998
- Широков А. «Музыка русского народного танца». «Советский композитор», М., 1998
- Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. Феникс, Ростов-на-Дону, 2009
Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
- «Тщетная предосторожность»
- «Сильфида»
- «Жизель»
- «Эсмеральда»
- «Спящая красавица»
- «Лебединое озеро»
- «Щелкунчик»
- «Петрушка»
- «Жар-птица»
- К. Сен-Санс «Умирающий лебедь»
- «Красный мак» (фрагменты)
- «Пламя Парижа» (фрагменты)
- «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
- «Ромео и Джульетта»
- «Золушка»
- «Каменный цветок» (фрагменты)
- телевизионный балет «Анюта»
- из серии выпусков «Мастера русского балета»
- видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.
- видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;
Видеозаписи концертных номеров:
- Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;
- Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»;
- Государственного хора имени М. Пятницкого;
- Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова;
- Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».