Дополнительная программа по хореографии "Я учусь танцевать"
Данная программа расчитана на 2 года обучения. В ней вы сможете найти основные элементы классического, народно-характерного, современного танцев, которые неободимо знать. Расчитана на ребят, которые уже знакомы с азами танцевального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_horeografii_ya_uchus_tantsevat.docx | 519.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Хореографический ансамбль.
Я учусь танцевать»
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчики: Елена Александровна Жаркова Марина Радиковна Султанова, педагоги дополнительного образования |
Пояснительная записка
Художественная направленность программы позволяет реализовать детям свой творческий и личностный потенциал через многообразие хореографического искусства. С его помощью создаются условия для социального, культурного, профессионального самоопределения ребенка, развития личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни.
Данная программа актуальна для детей и их родителей, так как обучающиеся получают развитие своих физических данных, творческих способностей и расширяют свой кругозор в мире искусства. Поддержка педагога и родителей во время образовательного процесса и помощь в самостоятельной работе над собой (выполнение домашних заданий) даёт хорошую почву для развития личности ребёнка, учит существовать в обществе, помогать сверстникам и действовать сообща.
Отличительные особенности.
Обучение детей в раздельных группах мальчиков и девочек, разработанное описание принципов и методических особенностей обучения мальчиков.
Содержание программы включает в себя освоение различных стилей и направлений танца.
Программа включает в себя разные направления деятельности: постановочную, репетиционную, культурно-образовательную, – а также творческую мастерскую.
Программа позволяет подготовить обучающихся к концертной деятельности с помощью творческих постановок для праздников внутри ансамбля и открытых занятий, которые организуются для родителей.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (8-11 лет). Мальчики и девочки занимаются в отдельных группах, т.к. по половому признаку даётся определенная силовая нагрузка. В освоении программы участвуют подготовленные дети, которые по результатам итогового занятия по программе «Хореографический ансамбль. Первые шаги в мире танца» прошли отбор. Также во время учебного года в ансамбль могут быть зачислены дети, которые пришли подготовленные из других хореографических коллективов и соответствуют требованиям образцового ансамбля. Непременным условием для зачисления в ансамбль является медицинское заключение об отсутствии физических противопоказаний к занятиям по хореографии.
Ценность программы в единстве всех участников образовательного процесса. Данная программа может служить поддержкой педагогам, использоваться при создании ансамблей, подготовке методической продукции.
Характеристика этапов образовательного процесса с точки зрения возрастных особенностей обучающихся
Младший школьный возраст самый благоприятный для начала занятий хореографией, потому что включаются процессы произвольности в учебной деятельности. Ребенок может управлять собственным наблюдением, вниманием, памятью. Кроме того, физическое развитие достигает того уровня, когда можно приступать к развитию силы, выносливости, гибкости в полном объеме (что так необходимо для хорошего танцора). Младший школьный возраст – это пик познавательного интереса. Волевые процессы развиты слабо. Он осознает необходимость выполнения задания, но заставить себя ему трудно. Поэтому перед ребенком надо ставить достижимую цель, увлекая его поощрением или игровым соревновательным моментом (т.е. включать в занятие игру).
Мышление в этом возрасте наглядно-образное, т.е. мыслит он конкретными образами. Ему надо сначала дать попробовать сделать, а потом акцентировать внимание на правильности или необходимости повторения этого движения. Память в этот период более объемная, чем у дошкольников, ее следует тренировать. Внимание ребенка неустойчивое, поэтому нужна пауза: игра, беседа, релаксационные упражнения, слушание музыки. При исполнении танцев детям трудно удерживать рисунок, двигаться в паре. Все задачи, поставленные перед ребенком, надо разделять, т.е. нельзя требовать исполнения сразу и по рисунку, и по правильности, и по построению. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главным авторитетом в этом возрасте для ребенка является педагог, и это важно помнить. Как педагог одевается, что говорит, как двигается, – все это ребенок копирует и перенимает. В это время в группе начинают складываться межличностные отношения, при этом дети выбирают в лидеры тех, кого хвалит педагог. Таким образом, педагог влияет на формирование коллектива, что чрезвычайно важно для создания ансамбля.
Цель:развитие общей культуры и творческих способностей детей, взаимодействие со сверстникамии педагогом, формирование дружеской атмосферы внутри ансамбля.
Задачи:
Обучающие:
Изучать основы и принципы разных танцевальных направлений, вводить обучающихся в репертуар ансамбля. Расширять культурный кругозор, представления о системе классического, движениях русского, элементах историко-бытового танцев, расширять танцевальную лексику. Мальчиков обучить трюковым элементам и хлопушкам. Научить правильному исполнению основных положений и движений в разных танцевальных направлениях.
Развивающие:
Развивать интерес к занятиям, фантазию, навыки самостоятельности. Развивать выразительность, эмоциональность, эстетический вкус, ощущение пространства и рисунка, силу воли, коммуникативные качества. Стимулировать индивидуальное и коллективное творчество.
Воспитательные:
Воспитывать чувство личной ответственности и товарищества. Вырабатывать собранность, трудолюбие. Воспитывать чувство позы, культуру общения с партнером, культуру исполнения, художественный вкус к эстетике современного танца.Формировать чувство достоинства и уважения к культурному наследию, партнерство и чувство ансамбля.
Условия реализации программы.
Программа обучения рассчитана на детей младшего школьного возраста от 8 до 11 лет. Длительность освоения – 2 года.
Прием в ансамбль проводится по результатам итогового занятия по программе «Хореографический ансамбль. Первые шаги в мире танца». Дети, прошедшие эту программу, переходят на обучение по программе «Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать». Также, на основе индивидуального просмотра, в начале года и в течение всего учебного, проводится дополнительный набор детей в сформированные группы. Поступающиев ансамбль должны иметь определённые физические данные, знания и навыки в хореографии: гибкость, шаг, выворотность, прыжок, в том числе и через скакалку, знание основных терминов классического танца, музыкальность. (см. Приложение 1 и 2)
В связи с небольшим приходом мальчиков в коллектив, они принимаются без отбора на 1 и 2 год обучения в течение всего года.
На 2 год обучения проходит дополнительный набор. На основе индивидуальногопросмотра) дети могут быть зачислены в уже существующие группы на усмотрение руководителя и педагогов ансамбля.
Один раза в год проводятся открытые уроки, на которых отслеживаются результаты обучающихся. На итоговом занятии, могут быть отчислены дети, которые не соответствуют уровню подготовки образовательного ансамбля или по каким-либо причинам (здоровье, семейные обстоятельства, переезд) покидают коллектив. В связи с тем, чтогруппы не сохраняются в полном составе, по решению педагогического состава их могут соединить или расформировать на любом году обучения.
Формы и методы проведения занятия
Основные формы проведения занятий:
- учебное занятие,
- репетиция,
- игра,
- концерт.
Основными формами организации деятельности детей являются:
- фронтальная
- групповая,
- коллективная,
- индивидуальная.
Занятия проводятся раздельно с группами девочек и мальчиков. Постановочно-репетиционные занятия организуются по специальному графику. Существуют постановочные репетиции, сводные репетиции, репетиции отдельных номеров, генеральные репетиции программ.
Реализация образовательной программы предполагает использование персептивных методов обучения:
- словесных: беседа, объяснение, обсуждение, анализ структуры музыкального произведения;
- наглядных: показ, использование аудио- и видеоматериалов, использование наглядных материалов (иллюстраций, картин, фотографий),;
- практических: игра, упражнение, импровизация, анализ и самоанализ движений.
Принципы осуществления программы
1. Индивидуальный подход к ребенку. Состоит в учете особенностей, раскрытии возможностей ребенка, выявлении одаренных детей, проведении индивидуальных консультаций с родителями.
2. Доступность обучения. Содержание занятий подбирается с учетом возможностей детей. Система открытых занятий, родительских собраний, коллективных праздников обеспечивают максимальную доступность и открытость учебно-воспитательного процесса.
3. От простого к сложному. Содержание программы строится с учетом постепенного усложнения материала и увеличением нагрузки на детей.
4. Преемственность. Поддержание традиций коллектива младшими участниками ансамбля.
5. Дифференцированный подход. Дифференциация осуществляется в раздельном обучении девочек и мальчиков. Формирование групп и построение образовательного процесса происходит с учетом их способностей, темпа обучения группы.
6. Комплексное воспитание. Изучение на практике разных направлений танца физическое, музыкальное, нравственное развитие.
7. Вариативность. Предполагает увеличение или уменьшение нагрузки обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Педагог варьирует содержание программы с учетом комплектования групп на основе индивидуализации и дифференциации групп.
8. Принцип разнообразия. Занятия проводятся в игровой форме, что помогает лучше усваивать хореографический материал. Репертуар для обучающихся составляется и пополняется исходя из возрастной категории, степени сложности, актуальности.
9. Принципы работы с мальчиками
- Обособленность. Занятия мальчиков проводятся отдельно от девочек, чтобы избежать на начальном этапе скованности детей друг перед другом, уделить больше внимания воспитанию мужских качеств, необходимых в искусстве танца.
- Соревновательная заинтересованность. В образовательном процессе учитывается увлеченность, стремление быть первым, самосовершенствоваться, лидировать. Обучающиеся обязательно знают объем движений и умений, который необходимо выучить сегодня, завтра, за год. При подведении итогов вводится соревновательный элемент, отмечаются достигнутые успехи. Такая же атмосфера присутствует на занятиях.
- Темповая заинтересованность. Темп занятия с мальчиками выше, чем у девочек. Необходимы частая смена рисунков, видов упражнений, деятельности. Чередование движений, требующих сосредоточенного исполнения, с темповыми. Переключение мышечных и волевых процессов.
- Силовая заинтересованность. Интерес мальчиков к танцам связан с возможностью проявления силы, ловкости, выносливости, воли, координации – физических возможностей. Реализуются эти качества при выполнении трюковых элементов и поддержек.
- Репертуарная заинтересованность. Репертуар содержит разнообразные танцевальные номера. Групповые номера в смешанном исполнительском составе раскрывают индивидуальность обучающихся, позволяют проявлять мужские качества.
- Ансамблевая заинтересованность. Стремление быть командой – естественное желание мальчиков и ценность для ансамбля. Через навыки взаимодействия, отношения в коллективе, реализуется роль мальчика-партнера в танцах, социализация в обществе.
Особенности образовательного процесса.
Для достижения видимых результатов обучающиеся должны адаптироваться в коллективе и научиться исполнительскому мастерству соответствующему уровню образцового ансамбля. Концертная деятельность строится на выступлениях, организованных внутри коллектива – это праздники и открытые занятия. Обучающиеся должны знать репертуарные номера соответствующие их возрасту. Для выступления на профессиональной сцене из разных групп формируется основной состав исполнителей, которые справляются с хореографическим материалом на должном уровне. На усмотрение педагогического совета обучающиеся могут быть не допущены к выступлениям и открытым занятиям по причине болезни, пропущенных занятий или неуспеваемости.
Кадровое обеспечение.
Педагог в классе является главным человеком, который управляет образовательным процессом. Он должен стать авторитетом для обучающихся, и следить за техникой безопасности на уроке.Музыкальное сопровождение каждого занятия обеспечивают концертмейстеры ансамбля. Они помогают детям разобраться в характере музыки, слышать сильную долю и репетировать под их аккомпанемент в любом темпе.
Материально-техническое оснащение: станки, зеркала, аудиотехника для проведения игр под музыку на аудионосителях и репетиций, телевизор для просмотра видеоматериалов, коврики для проведения занятий по партерной гимнастики, рояль и пианино для проведения занятий.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:в процессе обучения по данной программе у ребёнка формируется самооценка, культура общения и поведения в социуме, он научится существовать в коллективе, помогать сверстникам, приобщится к искусству танца и приобретет навыки здорового образа жизни.
- метапредметные результаты:обучающие освоят танцевальный этикет, правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы, будут способны использовать полученные умения и навыки репетиционной, концертной, постановочной, культурно-образовательной, творческой деятельности в адаптации к социальным условиям, разовьют чувство стиля и художественный вкус, коммуникативные способности и способы социального взаимодействия;
- предметные результаты:воспитанники овладеют основной терминологией танца, познакомятся с наследие классического танца, основными положениями и понятиями танца современного, изучат культуру, быт, нравы русского народного танца. Будут способны создавать различные сценические образы, передавать в движениях стилевые, национальные, ритмические и темповые особенности образа, освоят основы актѐрского мастерства, разовьют танцевальность и выразительность исполнения, научатсяориентироваться в пространстве, создавать и держать рисунок в танце. Будут знать репертуарные номера, получат возможности для творческой самореализации. Полученные умения и навыки репетиционной, концертной, постановочной, культурно-образовательной, творческой деятельности помогут адаптироваться в социуме.
Учебный план1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Набор в группы | 2 | - | 2 | Просмотр. |
2. | Введение в танец. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | Беседа, лекция. |
3. | Волшебная скакалка | 27/18 | - | 27/18 | Показ педагогом, исправление ошибок. |
4. | Партерная гимнастика | 27/18 | - | 27/18 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
5. | Акробатические упражнения | 18 | - | 18 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
6. | Импровизационные и образные игры | 18 | - | 18 | Игра |
7. | Силовые упражнения | -/36 | - | -/36 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
8. | Подготовка и проведение открытого занятия | 2 | - | 2 | Показ для родителей, оценка результатов. |
9. | Классический танец | 36 | 4 | 32 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт |
10. | Народно-характерный танец | 45 | 4 | 41 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт |
11. | Современный танец | 36 | 2 | 34 | Показ педагогом, наблюдение, зачёт |
12. | Постановочная деятельность | 36/25 | 2 | 34/23 | Показ педагогом. |
13. | Репетиционная и концертная деятельность | 50 | - | 50 | Отработка выученного материала. |
14. | Творческая мастерская | 9 | - | 9 | Наблюдение. |
15. | Культурно-образовательная деятельность | 16/9 | 4 | 16/9 | Лекции, посещение концертов и театров. |
Подведение итогов | 324 | 17 | 307 |
* 16/9– через числитель и знаменатель количество часов для групп девочек/мальчиков.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в танец. Техника безопасности | 2 | 2 | - | Беседа, лекция, анализ. |
2. | Волшебная скакалка | 27/18 | - | 27/18 | Показ педагогом, исправление ошибок. |
3. | Партерная гимнастика | 36/27 | - | 36/27 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
4. | Акробатические упражнения | 18 | - | 18 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
5. | Импровизационные и образные игры | 18 | - | 18 | Игра |
6. | Силовые упражнения | 9/36 | - | 9/36 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт. |
7. | Подготовка и проведение открытого занятия | 2 | - | 2 | Показ для родителей, оценка результатов. |
8. | Классический танец | 54 | 4 | 50 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт |
9. | Народно-характерный танец | 54 | 4 | 54 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт |
10. | Современный танец | 54 | 4 | 54 | Показ педагогом, исправление ошибок, зачёт |
11. | Постановочная деятельность | 45/36 | - | 45/36 | Показ педагогом. |
12. | Репетиционная и концертная деятельность | 72 | 4 | 68 | Отработка выученного материала. |
13. | Творческая мастерская | 18 | 2 | 16 | Наблюдение, беседа. |
14. | Культурно-образовательная деятельность | 23 | 4 | 19 | Просмотр и анализ детского репертуара балетных театров |
Подведение итогов | 432 | 24 | 408 |
* 45/36– через числитель и знаменатель количество часов для групп девочек/мальчиков.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Хореографический ансамбль.
Я учусь танцевать»
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
Изучать основы и принципы разных танцевальных направлений, вводить обучающихся в репертуар. Расширять культурный кругозор, представления о системе классического, движениях русского, элементах историко-бытового танцев.
Развивающие:
Развивать интерес к занятиям, фантазию, навыки самостоятельности, формировать представление о чувстве ансамбля.
Воспитательные:
Воспитывать чувство личной ответственности и товарищества. Вырабатывать собранность, трудолюбие. Воспитывать чувство позы, культуру общения с партнером.
Содержание программы
1-го года обучения
1. Комплектование групп.
Набор в группы проводится на основе просмотра детей, их индивидуальных способностей, уровня адаптации к социуму. Просмотр назначается на определенные дни, в дальнейшем прием в группу может проводиться путем вовлечения ребенка в процесс обучения в течение года. Мальчики принимаются в коллектив без отбора.
2. Введение в танец. Техника безопасности
Теория: Вводное занятие о целях и задачах. Организация деятельности, инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
3. Волшебнаяскакалка.
Практика: Прыжки: «Sissonne simple», «Temps leve saute», «Changement de pied», «Pas chasse», «Pas emboite» на 45˚ вперединазад.
4. Партерная гимнастика.
Практика: «Птичка на стопе», «Ноги за голову», «Растяжки под пятку», «Велосипед», «Раскладушка», «Шпагаты»
5. Акробатические упражнения.
Практика: «Перевороты», «Рондат», трюковые элементы из «Танца юных моряков»: «Колесо с выходом на одну ногу», «Ползунок», «Экскаватор», «Бедуинский прыжок», «Бочонок».
6. Импровизационные и образные игры.
Практика: «Вырази чувство», «Тигр», «Муравейник», «Эники-беники», «Танец морских волн», «Подари движение», «Эксцентрические движения».
7. Силовые упражнения.
Практика: Упасть, отжаться, хлопок за спиной (лицом к станку); отжимание от станка; отжимание от пола (ноги на палке); прогнуться, сидя спиной к станку, держась за нижнюю палку.
8. Подготовка и проведение открытого занятия.
Практика: Повторение танцевального материала, подготовка костюмов и реквизита, показ.
9. Классический танец.
Теория: Что такое экзерсис в классическом танце. Маленькие позы: croise, efface, ecartee вперед и назад, 1-й, 2-й, 3-й arabesques; движения у станка на полупальцах; полуповороты и повороты на двух ногах; прыжки с окончанием на одну ногу. Практика: Экзерсисустанка:
1. Demi-plie и grand plie
2. Battement tendu:
- с I позиции в сторону, вперед, назад;
- с demi – plie в I позиции в сторону, вперед, назад;
- из V позиции в сторону, вперед, назад;
- с опусканием пятки(pourlepied) во II позицию, с I и V позиций;
- demi– plie во II позицию без перехода с опорой ноги на рабочую;
- со сменой ног в V позиции.
3. Battementtendujete:
- с I и V позиции в сторону, вперед, назад;
- с demi – plie в V позиции в сторону, вперед, назад.
4. Demironddejambe на всей стопе на полупальцах,
- passeparterre (связующее движение, исполняется через I позицию;
- emps releve par terre (preparation к rond de jambe par terre.
5. Relevelent на 45˚ в сторону
6. Pascoupe на всю стопу и на полупальцы.
7. Releve на полупальцы:
- по I, II, IV, V позиции;
- работающей ногой в положении coupdepied;
- работающей ногой поднятой на 45˚
8. Растяжки у станка
9. Grand battement jete
10. Понятие en dehors и en dedans
11. Понятие апломб (устойчивость)
12. Перегибы корпуса
13. Pasbalance
Экзерсис на середине зала:
1. Маленькие позы в V и IV позициях:
- epaulement croise;
- поза croise вперединазад;
- paulement efface;
поза efface вперединазад.
2. I-е port de bras
3. Demi plie
4. Battement tendu
5. Releve наполупальцы
6. Pas couru
Прыжки (Allegro):
1. Temps leve saute
2. Changement de pied
3. Pas echappe сокончаниемнаоднуногу
4. Pas glissade
5. Pas chasse
6. Temps leve сногойна coup de pied
7. Sissonne simple
8. Pas emboite на 45˚ вперединазад
Элементы историко-бытового танца:
1. Pasmarche - легкий, танцевальный шаг
2. Pasglisse– скользящий шаг
3. Paseleve– боковой подъемный шаг
4. Pas chasse –двойнойскользящийшаг
5. Pas degage
6. Pas balance
7. Pas полонеза
8. Pas вальса
10. Народно-характерный танец.
Теория: Украинское народное творчество как отражение многовековой истории народа. Исполнение женских и мужских танцев, их отличия. Положения рук в польском танце. Практика: Элементы русского народного танца:
1. Поочередное раскрывание рук – приглашение.
2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-е, и в 5-ю позицию.
3. Бытовой шаг с притопом
4. «Шаркающий шаг»: каблуком по полу; полупальцами по полу.
5. «Переменный шаг»: с притопом и продвижением вперед и назад; с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
6. «Девичий ход» с переступаниями.
7. Боковое «припадание»: с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги; с двойным уда-ромполупальцами спереди опорной ноги.
8. Перескоки с ноги на ногу по III невыворотной позиции и продвижением в сторону.
9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на носок или ребро каблука; на месте и с отходом назад
10. «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом по всей стопе.
11. «Веревочка»: с двойным ударом полупальцами; с переступаниями; двойная с поочередными переступаниями.
12. «Ковырялочка» с подскоками.
13. «Ключ» простой на подскоках.
14. Дробные движения:
- простая дробь на месте;
- тройная дробь (поочередные перестукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед;
- простая дробь на месте;
- дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.
15. Присядка (для мальчика):
- присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по I невыворотной позиции;
- присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону;
- присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.
16. Хлопки и хлопушки (для мальчиков):
- удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад, в сторону;
- фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу;
- поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади;
- по голенищу сапога спереди крест-накрест.
17. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад)
Элементы украинского народного танца:
1. Позиции и положения ног.
2. Позиции и положения рук.
3. Положения рук в парном и массовом танце.
4. Подготовка к началу движения.
5. Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и мужские).
6. Притоп.
7. «Веревочка»: простая; с переступаниями; в повороте.
8. «Дорожка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.
9. «Дорожка плетена» (припадание) с продвижением в сторону со сменой позиций, вперед и назад в перекрещенном положении.
10. «Выхилясник» («ковырялочка»): «выхилясник» с «угинанием» («ковырялочка» с открыванием ноги).
11. «Бегунец».
12. «Голубец» на месте и с продвижением в сторону.
Движения украинского танца для мальчиков:
- растяжка в воздухе;
- высокий прыжок, поднимая ноги вперед;
- высокий прыжок, поднимая ноги назад;
- «Метелочка»;
- «Мельница»;
- «Подсечка».
Польский танец. Используются III и VI позиции ног. Положения рук:
- мальчик держит девочку за талию (одной рукой или двумя);
- девочка кладет руки на плечо мальчику (одну или две);
- свободные руки отводятся в стороны и поднимаются ладонями кверху.
Элементы польского танца.
1. «Бег»: исполняются небольшие легкие шаги вперед (на каждую четверть такта).
2. «Галоп»: в паре, исполняется по кругу.
11. Современный танец.
Теория: Исполнение движений в современном танце.
Практика: Развитие подвижности позвоночника: «Flatback» в положении сидя, «Мельница», в положении сидя arch, twist, волна корпусом в положении сидя. Расслабление и дыхание: игра «Надувная кукла». Изоляция и музыкально-ритмическая координация: движения отдельных частей тела делаются по схемам «крест», «квадрат»; игра «Коктейль движений». Вращения: подготовка к вращениям на одной и двух ногах в различных вариантах положения опорной стопы, «Echapee» с полуповоротом по параллельным позициям.
Основные танцевальные шаги и прыжки: шаги, в стиле hip-hop, kick, прыжки «jump», «leap», «hop» в чистом виде. Элементы взаимодействия и партнеринга: игра «Тряпичная кукла».
12. Постановочная деятельность.
Теория: Использование для хореографических постановок сюжета и художественного образа. Понятие премьеры – последовательная техническая, психологическая, эмоциональная подготовка к ней.
Практика: Участие в детских спектаклях и представлениях совместно с другими художественными коллективами. Создание новых хореографических этюдов в процессе творческого поиска самими участниками ансамбля.
Репертуар
1. «Полонез»
2. «Гуси»
3. «Краски Поднебесной»
4. «Цыплята»
5. «Тропотянка» (украинский танец)
6. «Танец юных моряков»
7. «Ах, эта школа!»
8. «Веселая компания»
9. «Мальчишеские игры»
10. «Подружки – попрыгушки»
11. «Разноцветные карандаши»
13. Репетиционная и концертная деятельность.
Практика: Техническая и эмоциональная отработка элементов, движений, комбинаций номеров, танцев. Подготовка к концертам, праздникам и открытым занятиям. Начало работы над техническим совершенствованием движений; развитие навыков мимики, жеста, чистоты исполнения. Воспитание чувства ансамбля, точности и слаженности действий, культуры общения в танце и на репетициях. Выступления в школах, на городских праздниках, Домах культуры; подбор детского танцевального материла, соответствующего теме;
14. Творческая мастерская.
Практика: Составление этюдов с использованием образа, игрушек, предметов. Построение комбинаций в соответствии с музыкальными фразами. Самостоятельное выражение обучающимися своих мыслей и чувств средствами хореографического искусства. Навыки хореографического сочинительства: образ, заданное настроение, состояние, заданное движение для его развития, сочетание с другими движениями. Лексика с предметами.
15. Культурно-образовательная деятельность.
Теория: Значимость хореографического искусства, его влияние на расширение кругозора и духовный мир человека. Из истории танца: шедевры хореографического искусства, роль балетмейстера, композитора, художника, артиста.
Практика: Посещение театров, концертов. Построение комбинаций в соответствии с музыкальной фразой.
Ожидаемые результаты 1-ого года обучения
Обучающиеся изучат основы и принципы разных танцевальных направлений, будут знать репертуар ансамбля. Расширят культурный кругозор, представление о системе классического, движениях русского, элементах историко-бытового танцев. Научатся добиваться чистоты исполнения хореографического материала.
Появится больший интерес к занятиям, разовьют фантазию, навыки самостоятельности, сформируют представление о чувстве ансамбля.
Обучающиеся воспитают чувство позы, культуру общения с партнером, трудолюбие и самостоятельность в освоение номеров.
.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
Продолжать изучать основы и принципы разных танцевальных направлений, расширять танцевальную лексику, репертуар.
Развивающие:
Развивать выразительность, эмоциональность, эстетический вкус, ощущение пространства и рисунка, силу, силу воли, коммуникативные качества. Стимулировать индивидуальное и коллективное творчество, социализацию обучающихся.
Воспитательные:
Формировать чувство достоинства и уважения к культурному наследию, партнерство и чувство ансамбля. Воспитывать культуру отношений и культуру исполнения, художественный вкус к эстетике современного танца. Приобщать к общечеловеческим ценностям.
Содержание программы 2 года обучения
1. Введение в танец.
Теория: Вводное занятие о целях и задачах. Организация деятельности, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения, в поездках, детских оздоровительных лагерях, экскурсиях.
2. Волшебная скакалка.
Практика: Прыжки: «Pasassemble», «Tempsleve» сногойнаcoupdepied, « Pasjete» черезска-калку, «Grandjete». Комбинирование изученных прыжков.
3. Партерная гимнастика.
Практика: Увеличение темпа, добавление упражнений: «Ноги вверх», «Растяжка под пятку», «Растяжка на спине», «Шаги», «Ножницы» горизонтальные и вертикальные.
4. Акробатические упражнения.
Практика: Трюковые элементы из карельского, русского танцев: «Фляг», «Собачка», «Щучка», «Козлик», «Склепка», «Флажок», «Кольцо», «Разножки», «Перекаты».
5. Импровизационные и образные игры.
Практика: «Скульптор и глина», «Картинки природы», «Театральные лица», «Три лица – три чувства».
6. Силовые упражнения на полу и у станка.
Практика: Увеличение темпа ранее изученных силовых движений, которые исполняются на месте и с продвижением. Упражнения: подтягивание к станку; уголок в висе за нижнюю палку;
7. Подготовка и проведение открытого занятия.
Практика: Повторение танцевального материала, подготовка костюмов и реквизита, показ.
8. Классический танец.
Теория: Большие позы на середине зала: croise, efface, ecartee вперед и назад, 4-й arabesques. Практика: Экзерсис у станка
1. Preparation: упражнения у станка и на середине зала на четвертом году сопровождаются рукой. Preparation являетсяподготовкойкдвижению.
2. Demi plie и Grand plie
3. Battement tendujete:
- piques;
- вмаленькихпозах;
- balansoire en face;
- pourlepied;
- с сокращением стопы работающей ноги на 25˚.
4. Rond de jambe par terre ( полныйкруг):
- en dehors et en dedans наполуина 45˚;
- rond de jambe par terre на plie(обводка).
5. Battement founduна 45˚:
- enface на всей стопе и полупальцах;
- в маленьких позах на всей стопе носком в пол, на 45 и на полупальцах.
6. Battement soutenu на 45˚ вперед
7. Battement frappe:
8. Relevelentна 45˚ ина 90˚
9. Battementdeveloppeвсторону, лицомкпалке
10. Grandbattementjetepointe
11. Перегибы корпуса назад и в сторону
12. Pasdebourree с переменой ног
Экзерсис на середине зала
1. Большие позы в V и IV позициях:
- поза croise вперед и назад;
- поза efface вперед и назад.
2. II-еи III-е port de bras
3. Arabesques (четыре), сначала проучивается носком в пол
4. Demi и grand plie
5. Battement tendu
6. Pasdebourreesuivienface на месте и с продвижением сторону
7. Pasdebourree с переменой ног на face с окончанием в epaulement
8. Tour- soutenu
9. Pas balance
Прыжки (Allegro)
1. Temps leve sautee
2. Changement de pied
3. Pasechappe
4. Pasassemble:
- в продвижении вперед;
- в обратном направлении.
5. Pasjete
6. Grandjete
7. Трамплинные прыжки по всем позициям
9. Народно-характерный танец.
Теория: Экзерсиса у станка в народно-характерном танце. Белорусский народный танец, его ха-рактер.
Практика: Экзерсис у станка
1. Пять выворотных позиций ног – аналогичны позициям классического танца.
2. Подготовка к началу движения:
- движения руки;
- движение руки в координации с движением ног.
3. Переводы ног из позиции в позицию:
- скольжением стопой по полу;
- броском работающей ноги на 35˚;
- поворотами стоп.
4. Plie по I, II и III невыворотным позициям:
- plie;
- grandplie (полное приседание).
5. Plie по невыворотным и выворотным позициям, переводя ноги указанными приемами.
6. Battementtendu с переходом рабочей ноги с носка на каблук по I, III, V, выворотным позициям, вперед, в сторону, назад:
- с plie на опорной ноге;
- с plie в исходной позиции;
- в момент перевода работающей ноги на каблук;
- при переводе работающей ноги на каблук и возвращении в исходную позицию.
7. Battementtendujete вперед, в сторону и назад по I, III и V выворотным позициям:
- с одним ударом стопой в пол, по позиции через небольшое приседание;
- с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги;
- с plie на опорной ноге.
8. Подготовка к «веревочке»:
- в выворотном положении по всей стопе;
- в выворотном положении, с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и на полупальцах.
9. Упражнение для бедра:
- на прямой опорной ноге;
- на plie.
10. Средний батман или подготовка к «чечетке» (flic-flac) - мазки подушечной стопы по полу от себя и к себе:
- в прямом положении вперед одной ногой;
- двумя ногами поочередно.
11. Опускание на подъем на расстоянии стопы от опорной ноги:
- из I невыворотной позиции;
- с шага, лицом к станку.
12. Растяжка из I невыворотной позиции в plie и grandplie на опорной ноге, стоя лицом к станку.
Упражнения на середине зала Русский танец
1. Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.
2. Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.
3. «Ключ» с двойной дробью.
4. Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.
5. Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.
6. Дробь в «три ножки».
7. Основной ход танца «Шестера» на месте и с продвижением вперед.
8. «Маятник» в прямом положении.
9. Основной русский ход (академический).
10. Подбивка «Голубец»: на месте двумя переступаниями.
11. Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.
Белорусский народный танец Положения рук:
- положение рук в сольном танце;
- положение рук в парных и массовых танцах;
- подготовка к началу движения.
Элементы танца «Крыжачок»:
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по I невыворотной позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по I невыворотной позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход «Крыжачка».
6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
7. Тройные притопы с поклоном.
8. Присядка на двух ногах по I невыворотной позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков).
Польский танец. Основные элементы танца «Краковяк»:
1. «Бег»;
2. «Галоп»;
3. «Шаг-голубец» (может исполняться отдельно без шага, несколько раз подряд с одной ноги, с притопами, с полуповоротом) ;
4. «Притоп» (двойной, тройной; может быть с поворотом);
5. «Па де буре»;
6. «Заключения» (слегка приседая, развести пятки в стороны, носки соединить; выпрямляя колени, соединить пятки, носки разведены);
7. Тройной подскок (подскоки на подушечках ступней обеих ног по VI позиции). Можно исполнять, поворачиваясь, то направо, то налево.
Прибалтийский танец. Элементы ганца «Козлик» (литовский танец):
1. Положение ног в танце «Козлик»;
2. Положение рук в танце «Козлик»;
3. Положение рук в парных и массовых танцах;
4. Подготовка к началу движений.
Движения танца «Козлик»:
1. Простые шаги на приседании;
2. Перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением;
3. Прыжки из I во II невыворотной позицию и обратно;
4. Прыжки с перекрещенными ногами;
5. Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону;
6. Прыжки с поджатыми ногами на месте и с продвижением вперед и назад.
Элементы «польки»:
1. Простые подскоки польки: на месте; вокруг себя; с продвижением вперед, назад и в сторону;
2. Простые подскоки с хлопками;
3. Простые подскоки в повороте парами под руки;
4. Галоп в сторону.
Китайский танец
1. «Маленькие шаги»
2. «Повороты»
3. «Боковые шаги елочкой»
Фигуры: «Звездочка», «Беседка», «Солнышко», «Улитка», «Зигзаг», «Крест» Положения рук:
- руки открыты в стороны на уровне II позиции, держат шелковый шарф;
- волнообразные движения руками;
- положения рук с веерами.
10. Современный танец.
Теория: Знакомство со стилями и направлениями современного танца. Практика: Развитие подвижности позвоночника: «Flatback» у станка по I и II параллельной позиции, волна корпусом из разных положений. Расслабление и дыхание»: игра «Сломанные марионетки». Изоляция»: к ранее изученным схемам добавляется изолированный «круг» разных частей тела. Музыкально-ритмическая координация: Вводится исполнение комбинаций endehors и ende-dans, ритм усложняется. Вращения»: целые повороты на двух и на одной ногах, повороты на plie, releve, twist-повороты на середине и с продвижением. Основные танцевальные шаги и прыжки: шаги «Latinwork», прыжки «Jump», «Leap», «Hop» в комбинациях. Элементы взаимодействия и партнеринга: Игры на доверие и ощущение своего тела «Импульсы», «Слепой автомобиль».
11. Постановочная деятельность.
Практика: Приобретение первоначальных навыков передачи собственного опыта по освоению концертного репертуара ансамбля младшим его участникам. Сохранение традиций преемственности в освоении репертуара.
Репертуар
1. «Израильская сюита»
2. «На мельнице» (латышский танец)
3. «Рыжий, рыжий, конопатый»
4. «Цветы поднебесной»
5. «Клоуны»
6. «Тряпичные куклы»
7. «Куклы Парижа»
8. Буги-вуги
9. По барабану
10. Зонтики
12. Репетиционная и концертная деятельность.
Теория: Влияние сводных репетиций на результат выступлений. Роль сознания, характера, творчества артиста в подготовке к ним.
Практика: Просмотр и разбор видеоматериалов по ходу репетиционной работы. Развитие танцевальности, пластики, музыкально-ритмических характеристик, легкости исполнения, силы и грации в репертуарных номерах. Дальнейшее оттачивание рисунков танца.
13. Творческая мастерская.
Теория: Композиция: основные законы построения танца.
Практика: Сочинение маленьких этюдов на праздничные темы. Задания на импровизацию с последующим их обсуждением, выяснением причин удач и недочетов, своего видения исполнения. Работа с конкретным музыкальным произведением: прослушивание, анализ, поиск темы, образа, основных движений.
14. Культурно-образовательная деятельность.
Теория: Проработка тем, предложенных детьми.
Практика: Посещение концертов, музеев, театров, экскурсий. Знакомство с другими коллективами, с известными творческими людьми во время репетиций и проведения концертов. Установление контактов, планов на будущие встречи и поездки.
Ожидаемые результаты 2-ого года обучения
Расширять танцевальную лексику и знание репертуара.
Разовьют выразительность, эмоциональность, эстетический вкус, ощущение пространства и рисунка, силу, силу воли, коммуникативные качества. Приобретут навыки индивидуального и коллективного творчества.
Сформируется чувство достоинства и уважения к культурному наследию, партнерство и чувство ансамбля. Воспитают культуру отношений и культуру исполнения, художественный вкус к эстетике современного танца. Приобщать к общечеловеческим ценностям.
Оценочные и методические материалы к программе «Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать»
Методическое обеспечение
№п\п | Раздел программы | Форма проведения занятий | Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Введение в танец | Фронтальная, групповая | беседа, игра | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, инструкции по ТБ, коврики. | рефлексия, беседа. |
2. | Волшебная скакалка | Фронтальная, групповая | показ, упражнения, игра, объяснения | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, скакалка. | зачёт, открытое занятие |
3. | Партерная гимнастика | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | показ, упражнения, игра, объяснения | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, коврики, скакалки, реквизит. | зачёт, открытое занятие |
4. | Акробатические упражнения | групповая, парная, индивидуальная | показ, упражнения, игра, объяснения | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, коврики, гимнастические маты, станок, реквизит. | зачёт, открытое занятие |
5. | Силовые упражнения | групповая, парная, индивидуальная | показ, упражнения, игра, объяснения | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит. | зачёт, открытое занятие |
6. | Импровизационные и образные игры | групповая, парная, | игра, импровизация, показ | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит | беседа, наблюдения, этюды. |
7 | Подготовка и проведение открытого занятия | Фронтальная, групповая | показ, упражнение, игра, беседа, объяснение, импровизация. | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит | Карта оценки |
8 | Классический танец | Фронтальная, групповая, парная | показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеома-териалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция, | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит. | зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа. |
9 | Народно-характерный танец | Фронтальная, групповая, парная | показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеоматериалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция, | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит. | зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа. |
10 | Современный танец | Фронтальная, групповая, парная | показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеоматериалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция, | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит. | зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа. |
11 | Постановочная деятельность | Фронтальная, групповая, парная | показ, упражнение, игра, импровизация, объяснение, обсуждение. | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, зеркало, реквизит. | танцевальный номер, концерт |
12 | Репетиционная и концертная деятельность | Фронтальная, групповая, парная | показ, упражнение, игра, импровизация, объяснение, обсуждение. | фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, зеркало, реквизит. | танцевальный номер, концерт |
13 | Творческая мастерская | Фронтальная, групповая | беседа, наглядный метод, игра, реферат, импровизация, обсуждение. | фортепиано, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит, иллюстрации | рефлексия, беседа, творческая работа, танцевальный этюд |
14 | Культурно-образовательная деятельность | Фронтальная, групповая | беседа, наглядный метод, игра, реферат, импровизация, обсуждение. | фортепиано, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит, иллюстрации | рефлексия, беседа, творческая работа, танцевальный этюд |
Информационные источники
Список литературы для педагога
1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 1964.
2. Баланчин Д., Мэйсон Ф. 101 рассказ о большом балете. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.
3. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб: ЛЮКСИ, РЕСПЕКС, 1996.
4. Блазис К. Полный учебник танца. // Классики хореографии. – М.-Л., 1937.
5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М, 1987.
6. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебное пособие – Л.-М.: Искусство, 1963.
8. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. – М.: ГИТИС, 1994.
9. Гваттерини М. Азбука балета. – М.: БММ АО, 2001.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2002.
11. Говорушина Т. К., Воробейкова Т. С., Лебедева Л. Ю., Колябина Т. Д. Здоровьесбере-гающая деятельность учреждения дополнительного образования (из опыта работы Дома детского творчества Московского района Санкт-Петербурга). – СПб, 2005.
12. Годин М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегант-ность. – М., 1991.
13. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.
14. Здоровье – основа творчества (из опыта работы Дома детского творчества Московского района по формированию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования). Серия РОСТ. – 2005. – №29.
15. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. – М., 1990.
16. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX веков. – Калининград: Янтарный сказ, 2004.
17. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиоза у дошколь-ников. – Л., 1963.
18. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М.: Издательство МГУКИ, 2004.
19. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегральная танцевально-двигательная те-рапия. – СПб: Речь, 2006.
20. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. – М.: ВЛАДОС, 2002
21. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. – Л., 1981.
22. Кузьминская О. Джазовая гимнастика. – Варшава, 1985. (польский язык)
23. Лифиц И.В. Ритмика. Учебное пособие. – М. 1999.
24. Лопухов Л., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – СПб: Лань, Планета музыки, 2007.
25. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца: Учебное по-собие. – СПб: СПбГУП, 1999.
26. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития: Академия, 2000.
27. Музыка и хореография современного балета. / Сост. Г.Д. Кремшевская. – М.: Музыка, 1977.
28. Нехендзи А.Н. Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи. – Л.: Искусство, 1971.
29. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. – М.: Когито-Центр,
2003.
30. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.: ГИТИС, 2000.
31. Пичуричкин. С. Имидж творческого коллектива. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2005.
32. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
33. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. – М.: Искусство, 1968.
34. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений СПО. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
35. Риттер-Клейнганс М. Гимнастика позвоночника. – М., 1997.
36. Руднева С.Д. , Фиш Э.М. Музыкальное движение. – СПб: Издательский центр Гуманитарная Академия, 2000.
37. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. Очерки. Либретто. Сценарии. – М.: Искусство, 1977.
38. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986.
39. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972.
40. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., 1998.
41. Ткаченко Г.Т., Народный танец. – М., 1971.
42. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. – М., 1994.
43. Устинова Т.А. Лексика русского танца. – М.: Редакция журнала Балет, 2006.
44. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца. Учебное пособие. – Орел: ОГИИК, 2002.
45. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Новое слово, 2004.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М., 1973.
2. Бежар М. Мгновения в жизни другого. – М.: Главная редакция театральной литературы в/о «Союзтеатр», 1989.
3. Гульянц Е.И Сказка о Золушке, балете и музыке. – М., 1972.
4. Гульянц Е.И. Три сказки. – М., 1973.
5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: Учебное пособие для студентов хореографических факультетов вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.
6. Еремина М. Роман с танцем. – М.: Танец, 1998.
7. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.
8. Касл К. Балет (детская энциклопедия). – М., 2001.
9. Красовская В. М. История русского балета. Учебное пособие. – Л., 1978.
10. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М., 1991.
11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М, 1985.
12. Поэль К. Младшая муза. – М., 1997.
13. Секрет танца./Сост. Васильева Т.К. – СПб, 1997.
14. Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М.: АСТ: Астрель,2001.
15. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1975.
16. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 1966.
17. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
Интернет источники
www.dancehelp.ru – В помощь педагогам. Сайт располагает видеоинформацией современного характера.
www.horeograf.ru – Литературные издания для хореографов.
Группы В Контакте DanceHelp.RU, horeograf.COM – информация о мастер-классах, современных постановках и новых методиках проведения занятий для детей.
Контроль результативности обучения
Карта отслеживания результативности к образовательной программе детского образцового хореографического ансамбля «Калинка» «Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать», предназначена для самостоятельной оценки педагогом эффективности своего труда. Возрастной диапазон освоения программы от 8 до 11 лет на 2 года обучения.
Цель программы: развитие общей культуры и творческих способностей воспитанников, допрофессиональная подготовка одарённых детей путём приобщения к миру хореографического искусства.
Задачи программы:
обучающие:
- изучать основы разных танцевальных направлений;
- научить правильному исполнению танцевальных движений, вводить детей в репертуар;
- вырабатывать навыки самостоятельной работы над собой;
развивающие:
– развивать интерес к занятиям, фантазию, формировать представление о чувстве ансамбля;
- развивать эмоциональность, выразительность и коммуникативные качества;
- стимулировать индивидуальное и коллективное творчество;
воспитательные:
– воспитывать чувство личной ответственности и товарищества;
- вырабатывать собранность и трудолюбие;
– воспитывать культуру отношений и культуру исполнения, художественный вкус;
валеологические:
– создавать педагогическую среду для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
– формировать сознательное отношение к гигиене и охране физического здоровья у обучающихся.
Карта отслеживания результативности к образовательной используется в следующих целях: фиксировать динамику достижения образовательного результата, выявить проблемные зоны и скорректировать работу с учетом полученных данных. Предлагаемый вариант заполнения карты основан преимущественно на данных педагогического наблюдения, что соответствует специфике обучения танцевальному искусству.
Карта отслеживания образовательного результата представляет собой таблицу, состоящую из трех разделов: личностные характеристики, предметная компетентность, количественные показатели. К карте прилагается шкала оценки, в которой определяются показатели и критерии их оценки. Рекомендуется заполнять данную карту не менее трех раз в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце второго. В конце учебного года на основании этих данных составляется диаграмма, отражающая динамику группы и позволяющая выявить проблемные зоны. Например, отсутствие возрастающего результата по одной из групп показателей или неравномерное развитие личностных характеристик, личных достижений и предметной компетентности могут составлять проблемную зону, устранение которой требует от педагога изменение подхода к реализации образовательной программы. Подобная работа не требует владения специальными методиками диагностики; педагогу-практику предлагается рассмотреть только те показатели, которые могут быть оценены методом педагогического наблюдения, исходя из личного опыта и собственного видения цели и задач обучения, прописанных в образовательной программе. При заполнении аналогичной карты отслеживания образовательного результата по другим образовательным программам возможно использование контрольно-измерительных материалов.
Основная суть отслеживания образовательного результата с использованием карты заключается в сопоставлении реального итога совместной деятельности педагога и ребенка с теми теоретическими знаниями и видами практической и творческой деятельности, которые предусмотрены образовательной программой. Такой подход эффективен в плане совершенствования методического и программного обеспечения образовательного процесса.
Подобная карта может быть разработана к любой образовательной программе. Алгоритм действий в таком случае следующий:
- изучение образовательной программы с точки зрения точности формулировки ожидаемых результатов, отбор наиболее значимых показателей, составление таблицы в MicrosoftExcel;
- разработка шкалы и критериев оценки образовательных результатов по каждому из показателей;
- заполнение карты отслеживания образовательного результата в начале, в середине и в конце учебного года, автоматизированный подсчет средних показателей по каждой группе показателей;
- автоматизированное составление графика в конце учебного года;
- изучение графика, выявление проблемных зон, анализ причин расхождения запланированного результата и реального (если таковое просматривается);
- планирование работы на следующий учебный год, пополнение учебно-методического комплекса, корректировка образовательной программы (при необходимости).
Шкала оценки к карте отслеживания образовательного результата к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать»
детского образцового хореографического ансамбля «Калинка»
- Личностные характеристики
- Поведенческие характеристики затрагивают проблемы коммуникативной компетентности, управляемости и дисциплинированности ребенка. Навыки общения в значительной мере зависят от самооценки. Максимально высоко оцениваются поведенческие характеристики ребенка с нормальной самооценкой, обладающего развитой способностью к сотрудничеству, то есть желанием и умением принимать участие в общем деле. Дисциплинированность является внешним проявлением других поведенческих характеристик, она связана со способностью к самоконтролю и эффективному взаимодействию с членами коллектива и педагогом.
- Интерес к занятиям – личностная характеристика, которая свидетельствует о степени сформированности у ребенка осознанного отношения к занятиям и собственной компетентности по предмету. Максимально высоко оценивается интерес к занятиям, если он не навязан ребенку извне, а поддерживается самостоятельно. Кроме того, учитывается, насколько ребенок осведомлен о том, каких реальных усилий потребует от него освоение вокального искусства, подкрепляет или снижает его интерес преодоление трудностей.
Критерий оценки личностных характеристик – частота проявления признака.
3 балла — качество проявляется всегда;
2 балла — качество проявляется часто;
1 балл — качество проявляется редко;
0 баллов — качество не проявляется.
- Предметная компетентность
- Знание терминологии основных танцевальных направлений – умение назвать и объяснить элементы классического танца, названия движений народно-характерного танца и основных направлений современного танца. Максимально высоко оцениваются полностью сформированные танцевальные навыки в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.
- Развитие физических данных – развитие мышечной памяти, координации, гибкости и подвижности суставов, выполнение сложных гимнастических элементов и силовых упражнений. Максимально высоко оцениваются полностью сформированные танцевальные навыки в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.
- Хореографическое мастерство и артистизм – знание репертуара, правильное исполнение танцевальных комбинаций, элементов классического и народно-характерного танцев,умение при исполнении точно и красочно раскрыть образ, грамотно использовать элементы сценического движения, включая мимику, жесты и пластику. Развитие образного мышления через импровизацию. Максимально высоко оцениваются полностью сформированные исполнительское мастерство и артистизм в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.
Критерий оценки предметной компетентности – степень сформированности признака.
3 балла — признак сформирован полностьюв соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы;
2 балла — признак сформирован частично, наблюдается незначительное отставание от уровня предметной компетентности, предусмотренного образовательной программой;
1 балл — признак сформирован частично, наблюдается значительное отставание от уровня предметной компетентности, предусмотренного образовательной программой;
0 баллов — признак не сформирован.
- Количественные показатели
3.1.Посещаемость занятий – количественный показатель, который косвенно свидетельствует об уровне мотивации обучающихся и качестве освоения образовательной программы.
Критерий оценки посещаемости занятий – примерное процентное соотношение посещенных и пропущенных занятий.
3 балла — посетил все/почти все занятия;
2 балла — посетил более половины занятий;
1 балл — посетил менее половины занятий.
3.2. Личные достижения на уровне культурно-массовых мероприятий – количественный показатель, свидетельствующий об уровне предметной компетентности обучающихся и качестве освоения образовательной программы.
3 балла — занял призовое место в общероссийском или международном конкурсе;
2 балла — занял призовое место в городском конкурсе;
1 балл — занял призовое место в районном конкурсе, конкурсе ДД(Ю)Т.
Способы фиксации результатов
Для проведения предварительного учета знаний предлагается использовать карту отслеживания результативности.
№ | ФИО обучающегося | Средний показатель |
| ||||||||||||||
Возраст | |||||||||||||||||
Показатели | |||||||||||||||||
1. Личностные характеристики | |||||||||||||||||
1 | Поведенческие характеристики: дисциплинированность, навыки общения | ||||||||||||||||
2 | Интерес к занятиям | ||||||||||||||||
| Итого | ||||||||||||||||
2. Предметная компетентность | |||||||||||||||||
1 | Развитие физических данных | ||||||||||||||||
2 | Хореографическое мастерство и артистизм | ||||||||||||||||
| Итого | ||||||||||||||||
3. Количественные показатели | |||||||||||||||||
1 | Посещаемость занятий | ||||||||||||||||
2 | Личные достижения на уровне культурно-массовых мероприятий | ||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Итого по каждому учащемуся |
Пример отслеживания результатов
Приложение 1
Методика просмотра детей при поступлении в коллектив
Главный принцип любого педагогического воздействия – «не навреди». В условиях повышенной физической нагрузки этот принцип становится особенно актуальным. Именно с этой целью мы проводим предварительный просмотр детей, желающих обучаться на начальном этапе. При этом на подготовительный этап обучения принимаем всех. Существуют медицинские противопоказания к занятиям с повышенной физической нагрузкой:
- ортопедические;
- сильная степень близорукости и некоторые другие отклонения зрения;
- нарушения работы центральной нервной системы.
Многие родители иногда не подозревают о наличии у ребенка подобных заболеваний, и это может привести при определенной нагрузке к печальным последствиям. Поэтому при приеме мы требуем наличие медицинской справки с разрешением заниматься в танцевальном коллективе. Обучающиеся прошедшие программу «Хореографический ансамбль. Первые шаги в мире танца» переводятся на прохождение программы «Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать». Также в группы проходит дополнительный набор по следующим критериям:
- специальные физические данные (выворотность, шаг, подъем, гибкость, наличие прыжка, подвижность суставов);
- общие физические данные (выносливость, ловкость, координация);
- сопутствующие способности (музыкальность, выразительность).
Методика проверки различных данных пари поступлении в ансамбль
1. Специальные физические данные проверяются в пассивном положении (лежа):
- выворотность: играем в «йогов»;
- шаг: «стрелки часов» (отводим натянутую ногу в сторону, вперед);
- подъем: просим достать большим пальцем пол в вытянутом положении ног;
- осанка: посмотреть наличие лордоза или кифоза (у стены);
- прыжок: «съезжаем» по стенке вниз, не отрывая пяток (если угол между голенями и полом меньше 45° – будет хороший прыжок).
2. Общие физические данные:
- координация: упражнения для рук, марш с движением рук и т.д.
- выносливость: прыжки под музыку (пока не закончится музыка);
3. Сопутствующие способности:
- ритм: шаги под музыку, похлопать, потопать;
- темп: игра «Поезд» (медленно – быстро – медленно);
- характер музыки: «Мышки – слоны» (изменение движения в соответствии с характером музыки).
Многолетний опыт приема позволяет утверждать, что ребенка, который от природы слышит и чувствует музыку, нужно принимать в коллектив независимо от наличия или отсутствия балетных данных (их можно выработать специальными упражнениями, а чувство ритма развивается сложнее
Таблица приёма.
Критерии оценки «+» (данные есть) или «-» (данных нет). Если у ребёнка больше минусов чем плюсов, то по решению педагога и руководителя этого ребёнка в праве не принимать в ансамбль.
№ | ФИ ребёнка | Прыжки на скакалке | Гибкость | Шаг | Координация | Музыкальный слух | Умение ориентироваться в пространстве | Внимательность | Дисциплина | Уровень знания материала | Итог Примечание |
Приложение 2
Условия прохождения программы.
В течение учебного года педагоги следят за результатами обучающихся с помощью карты оценки. На итоговом занятии в конце каждого года обучения, по каждому ребёнку, проводится контроль его успеваемости. Педагогический совет во главе с руководителем присутствуют на занятии в качестве комиссии, которая в праве не брать обучающихся на следующий год по причине неуспеваемости.
Критерии оценки:
1 – плохо
2 – хорошо
3 – отлично
Обучающиеся имеющие меньшее количество баллов могут не допускаться до следующего года обучения. В конце 2 года обучения по протоколу открытого занятия происходит перевод обучающихся по программе «Хореографически ансамбль. Первые шаги в мире танца» на образовательную программу «Хореографический ансамбль. Я учусь танцевать»
Протокол открытого занятия.
№ | ФИ ребёнка | Прыжки на скакалке | Гибкость | Шаг | Координация | Музыкальный слух | Умение ориентироваться в пространстве | Внимательность | Дисциплина | Уровень знания материала | Итог Примечание |
Приложение 3
Работа с мальчиками 1-4 годов обучения.
Мальчики хотят знать три вещи.
Во-первых – кто главный?
Во-вторых – каковы нормы и правила?
В-третьих – собираетесь ли вы проводить эти нормы в жизнь?
Лью Пауэрс
С глубокой древности танец занимал важнейшее место в жизни людей. Поводы к пляскам и их сюжеты диктовались самой жизнью. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды танцев: охотничьи, военные, тотемные, обрядовые. Считалось, что без их помощи нельзя ни выиграть битвы против враждебного племени, не добыть пищи, ни дождаться хорошей погоды. Танец был обязательным во всех учебных заведениях Древней Греции, а свободный граж-данин, не умевший танцевать, мог вызвать насмешки и даже осуждение. Для греков танец был чем-то священным, а у римлян танец – развлечение. Первым танцором считался Ромул – один из легендарных основателей Рима. Танец – искусство гармонии, красоты физической и духовной. Почему люди танцуют? Отношение к танцу как средству самовыражения, радостное ощущение свободы, помогает средствами танца пересказать другим о чувствах, наполняющими человека. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает, как язык общения. Способность к ритму – одно из важнейших свойств природы человека. Хореография стремится показать людские нравы. Нравственное, воспитательное начало – одна из характеристик хореографии. В танце отражается вся жизнь: труд и мысли, настроение и чувства, умение и познание. Для того чтобы стать великим танцовщиком, наверное, нужно им родиться. Такими леген-дами хореографического искусства как Фокин, Нижинский, Чабуниани, Магомаев, Сергеев, Нуриев, Лиепа, Соловьев, Фадеев, Макаров, Моисеев, Барышников, Васильев, – можно гордиться. В наше время многие хореографические училища, детские коллективы, ансамбли, студии, кружки нуждаются в осуществлении полного набора мальчиков. Но удержать и организовать ребят в любом танцевальном коллективе не просто. Одна из основных проблем в том, что родители стремятся сделать мальчишек сильными, отдавая их в спортивные секции (футбол, хоккей, различные виды борьбы и др.), не зная, что танец может дать больше и в духовном, и в физическом плане.
Возрастные особенности. В данной работе раскрываются особенности обучения мальчиков 1и 2 годов обучения в детском хореографическом ансамбле «Калинка»:
- 1 год обучения: 8-9 лет;
- 2 год обучения: 9-10 лет;
Чаще всего мальчики, приходящие в танцевальный коллектив обладают менее выраженными хореографическими данными. Скоординировать простейшие танцевальные элементы ребятам намного сложнее, чем девочкам. Поэтому у мальчиков возникает ощущение дискомфорта, стеснения, скованности друг перед другом на совместных занятиях. Поэтому логичнее начинать занятия в раздельных группах мальчиков и девочек, проводя совместные занятия только на постановочных работах, творческих мастерских и репетициях. Младший школьный возраст (6 - 10 лет) является благоприятным для развития многих физических способностей, к 10 годам мальчики достигают относительно высоких возможностей в хореографии. Ребята способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строиться от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений.
Младший школьный возраст благоприятен для развития гибкости и ловкости, так как в этом возрасте у детей наблюдается хорошая подвижность суставов и эластичность связок. Силовые возможности обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы, поэтому силовые и статистические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. В этом периоде ребята приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера. Упражнения на силу нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, приседания, висы, упоры, присядки. Можно использовать работу на матах (кувырки, перевороты), упражнения с гантелями (1 кг.), но обязательно под присмотром педагога. Развитие всех физических качеств и успехов в хореографическом искусстве должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребѐнка вырабатывается стимул стремления вперед, иначе равнодушие учителя тормозит процесс развития. Во время занятий необходимо использовать подвижные игры. В игре ребенок растет и развивается, у него появляется время для творчества и общения в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применить полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов. Младший возраст – прекрасная почва для развития организма и формирования психологических черт личности при условии качественной организации занятий с наличием четкого планирования с учетом роста индивидуальных способностей, с правильной дозировкой нагрузки и своевременной ее коррекцией.
Оборудование и оформление кабинета для занятий. Для полноценной работы в группах мальчиков необходимо, как и в любом танцевальном коллективе, светлое просторное помещение с хорошей вентиляцией. Помещение оборудуется специальными «станками» – длинными, круглыми, гладко обструганными палками диаметром 7-10 см., которые укрепляются на кронштейнах вдоль стен. «Станок» служит опорой во время упражнений и при разучивании танцевальных элементов. В зале необходимы большие зеркала, чтобы участники, отрабатывая танцевальные движения, видели свое отражение в зеркале и могли бы контролировать себя, устранять ошибки. На полу должно быть положено специальное танцевальное покрытие. Для вентиляции воздуха предполагается кондиционер. В зале с правой и с левой стороны располагаются специальные шкафчики, в которых лежат коврики для партерного экзерсиса, реквизит для танцевального репертуара. Для силовых и акробатических упражнений в классе имеются маты, гири и гантели. Вся учебно-постановочная и тренировочная работа должна проводиться под музыку, поэтому в классе есть пианино и магнитофон. Для того, чтобы мальчикам было интересно заниматься, необходимо использовать различную музыку. На занятие мальчики приносят скакалку, коврик, тетрадь для самостоятельных работ. Требования к форме. У мальчиков должна быть специальная репетиционная форма, которая не должна стеснять движения и позволять педагогу видеть колени, ступни ног, локти.
- футболка черная;
- плавки черного цвета;
- «велосипедки» черного цвета;
- резинка на талию (черная, шириной 8-10 см);
- обувь черная;
- черные носки.
Воспитание мальчиков младшего школьного возраста: методы и принципы работы. Главная проблема воспитания мальчиков заключается в том, что никто не знает, как их сегодня воспитывать. Они предоставлены самим себе в поисках того, что значит «быть мужчиной» в нашей культуре. Для того чтобы построить прочные отношения с мальчиками, педагог должен:
- быть главным и притом очень добрым;
- устанавливать только такие правила, соблюдение которых может добиться и неуклонно провести эти правила в жизнь;
Тогда создается фундамент для создания отношений. Отсюда:
- уважение,
- доверие,
- доброта.
После всего этого – вы на его стороне. В наше время воспитывать мальчика сложно не только родителям, но и педагогу. Многие педагоги-хореографы боятся заниматься с группами ребят, считая это непосильным трудом. Как поется в детской песенке: « Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из веснушек, из хлопушек, из линеек и батареек - Сделаны наши мальчишки...» Хотя каждый ребенок развивается по-своему, три основных момента наблюдаются у всех:
- склонность к доминированию и агрессии;
- сильное импульсивное желание рисковать;
- повторяющиеся кратковременные периоды напряжения и расслабления.
В ансамбле «Калинка» существуют свои принципы работы с мальчиками:
- темповая заинтересованность;
- соревновательная заинтересованность;
- силовая заинтересованность;
- репертуарная заинтересованность;
- ансамблевая заинтересованность.
Методические советы педагогам-хореографам. В последнее время мужской класс в основном ведут педагоги-женщины. Прекрасно зная и сочиняя движения, которые присущи мужским танцам, они не всегда могут продемонстрировать их в полную силу (к таким движениям относятся присядки, ползунки, разношен, туры и др.). Тогда следует подробно разъяснить характер исполнения данного движения, темп, акцент, желательную экспрессию и координацию, показывая движение в пределах своих возможностей и объясняя, что еще требуется при его исполнении. Еще лучше это движение подготовить заранее с одним из спо-собных исполнителей (более старшей группы), пригласив его на урок. После объяснения попро-сить продемонстрировать движения в полную силу. Объяснения педагога должны быть понятными и лаконичными, определения – ясными и четкими. При разучивании новых незнакомых движений внимание обучающегося вначале следует сосредоточить только на главном, а затем, в процессе их усвоения, разъяснять детали. Нельзя до-пускать никаких противоречий между объяснениями и показом – это всегда сбивает с толку. В общении с детьми педагог должен быть вежливым и спокойным. Надо быть сдержанным, терпеливым, давая повторные объяснения отстающим. Методы работы педагога могут быть различными. Они зависят от подготовленности, опыта и знаний, общей культуры. Но основное требование для всех педагогов – тщательная и продуман-ная подготовка к занятию. Рекомендации по методике проведения занятия Занятия в группах мальчиков рекомендуется проводить не реже 2 -3 раз в неделю. Продол-жительность занятия: 2-3 часа (в зависимости от возраста детей). Во время занятия обязательно должны проводиться релаксационные упражнения. Занятия должны начинаться и заканчиваться точно в назначенное время. Каждое занятие состоит из трех частей, органически связанных между собой.
1) Подготовительная часть – тренаж:
- скакалка, марш, бег, элементы партерной гимнастики;
- занятия у «станка» – классический или народный экзерсис;
- занятия на середине класса – элементы классического или характерного экзерсиса, усво-енные у «станка»; упражнения на расслабления мышц или плечевого пояса, рук: кистей и пальцев, элементы акробатики.
После 3-4 месяцев занятий по мере усвоения всех основных элементов время тренажа мо-жет быть сокращено. Освободившееся время можно посвятить повторению танцевальных элемен-тов, пройденных на прошлом занятии. После этого выполняются расслабляющие упражнения.
2) Основная часть – разучивание танцевальных движений и комбинаций:
- рассказ о характере движения;
- показ движения;
- объяснение движения и раскладка его на составные элементы;
- разучивание движения учениками;
- совершенствование движения;
- расслабляющие упражнения.
3) Заключительная часть.
Может включать следующие разделы: постановка и репетиция танца, подготовка дублеров к выступлениям в концерте, примерка костюмов и обуви, проведение воспитательной работы; об-суждение выступлений, новых программ, постановок и т.д. Во время занятия педагог должен быть требователен, его долг – замечать и устранять ошибки, допускаемые детьми. Существуют три вида замечаний:
- предупредительное (профилактическое) – предупреждает ребѐнка о возможной ошибке заранее, до исполнения движения;
- «летучее» – делается во время исполнения движения, не останавливая исполнителя («вытяни стопы», «выпрями спину»).
- фактическое – используется после выполнения задания, по факту (отмечаются отдель-ные недостатки, недочеты в исполнении).
Обязательно на занятиях по хореографии в начале и в конце занятия детьми и педагогом делается поклон. Поклон – одна из форм приветствия, принятая у многих народов и выработав-шаяся давно. Поклоном пользуются при встрече, знакомстве, расставании, он может быть ярким выражением благодарности, привета, глубокого чувства уважения. На поклон отвечают поклоном. Это не только признак уважения человека человеком. В поклоне отражается и степень уважения, и оттенки отношений, понятые без слов. Большое внимание имеют занятия со скакалкой. Это один из результативных методов работы с мальчиками, который вводится с первого года обучения. Скакалка – инструмент для развития ловкости, выработки координации, ровности, выносливости, отработки движений, а так же развитие «баллона» (зависание в воздухе при прыжке). Занятия со скакалкой обеспечивают мальчикам подготовку к сложным силовым элементам и самим трюкам. Каждое занятие в мужском классе обязательно включает в себя работу со скакалкой: sauté, «поджатые», «мячик», подскоки, перескоки, галоп, tempsleve' sautee, присядка на каблук, «веревочка», прыжки со скакалкой в четыре сложения. Основой работы с мальчиками младшего школьного возраста, прежде всего, являются подвижные игры, так как они воспитывают у ребят выносливость, развивают силу, сообразительность, мышление, упорство и овладение навыками исполнения трюков, которые необходимы в мужском классе. Это раскрывает их индивидуальные способности. Работа мальчиков с девочками – это партнерство, которое помогает в процессе обучения научить детей контактировать в коллективе. Существует три формы работы с партнером на занятиях по хореографии: корректирующая, поддерживающая; симметричная; объединяющая. Введение свободных занятий особенно на репетиции приводят к результату – созданию дуэтного танца. При переходе с этапа на этап мальчики привыкают к определенным силовым усилиям при подготовке к поддержкам и исполнении их. Также проведение совместных занятий мальчиков и девочек способствует:
- развитию партнѐрских отношений и взаимопомощи, приобретению навыка чувствовать партнера;
- развитию концентрации внимания, интуиции, чувства равновесия, ощущения синхронизации, координации движений.