Первый урок по классическому танцу в младших классах хореографического отделения Детской школы искусств
Вашему вниманию предстален Конспект урока по классичему танцу разработанного для работы с мадшими классами Детской школы искусств, а также материалы, которые использовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_._pervyy_urok_kl.tantsa.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Инты
Технологическая карта
Тема: «Первый урок по классическому танцу в младших классах ДШИ»
Выполнила:
Преподаватель хореографических дисциплин
Морозова Ольга Леонидовна
г. Инта
2018
Технологическая карта урока
«Первый урок по классическому танцу в младших классах ДШИ»
- Ф.И.О. преподавателя: Морозова Ольга Леонидовна
- Возраст учащихся: 8 лет
- Класс: 1 класс
- Дата:
- Предмет: классический танец
- Тема урока: «Первый урок по классическому танцу в младших классах Детской школы искусств»
- Тип урока: комбинированный
- Вид урока: беседа, практическое занятие
- Цель урока: Ознакомление и изучение первоначальных элементов классического танца, формирование новых знаний, умений и навыков.
- Задачи урока:
Образовательные:
- дать основные сведения о классическом танце, охарактеризовать специфику дисциплины, ее особенности;
- раскрыть некоторые термины классического танца;
- усвоение принятых постановки корпуса, ног, рук и головы;
- развитие элементарных навыков координации движений;
- формирование действенно-мышечного механизма элементов классического танца (ДММ);
- формирование музыкального вкуса, развитие чувства ритма;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала обучающихся;
- развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти.
- формирование и развитие техники исполнения элементов классического;
- развитие выносливости, гибкости, эластичности мышц, выворотности ног, подвижности суставов.
Воспитательные:
- добиться максимальных результатов при оптимальных затратах времени;
- воспитание умения взаимодействовать на занятиях с учителем;
- воспитание трудолюбия, упорства, настойчивости, умения добиваться поставленной цели;
- воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощения и сосредоточенности при исполнении комбинаций;
- способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
11. Методы обучения:
- наглядные;
- словесные
- сравнительный пример;
- практические;
- аналитические;
- передача информации через образы;
- эмоционально-чувственная передача информации;
- поисково-творческие.
- Оборудование:
- танцевальный зал;
- настенные зеркала;
- деревянные балетные станки;
- музыкальный инструмент-пианино или рояль.
- Планируемый результат:
Предметные умения:
- формирование понимания особенностей классического танца, исполнения его элементов;
- ознакомить с первоначальными упражнениями классического танца у станка и на середине зала;
- постановка корпуса, рук, ног и головы, принятых в классическом танце;
- формирование понимания действенно-мышечного механизма первоначальных, базовых элементов классического танца;
- понимание терминологии основных элементов;
- способствовать формированию навыков исполнения элементов классического танца.
УУД:
Личностные результаты:
- восприятие педагога и принятие информации;
- умение работать в группе;
- формирование установки учебно-познавательной мотивации и интереса к классическому танцу;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию.
Регулятивные:
- умение воспринимать информацию на слух и зрительно;
- оценивать достигнутые результаты своего обучения;
- владение самоконтролем, самооценкой при исполнении упражнений.
Коммуникативные:
- формулирование умения контактировать с педагогов и другими учениками класса;
- формирование умений профессионально ставить вопросы, давать определение понятиям.
Познавательные:
- умение понимать и видеть ошибки у себя;
- умение понимать и видеть ошибки у других учеников;
- умение отличать разные элементы классического танца между друг другом.
- Используемая литература:
- Ваганова, А.Я. Основы классического танца. – Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1939. – 192 с.
- Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ – К.: Логос, 2003. – 360 с.
- Костровицкая, В.С. 100 уроков классического танца. – СПб: Лань, Планета музыки, 2009. – 320 с.
- Рекомендации по организации и проведению приема детей в хореографические учебные заведения в современных условиях для профессиональной подготовки по специальности «Хореографическое искусство», квалификация «артист балета» / Автор-составитель П.А. Силкин. - Федеральное агентство по культуре и кинематографии. ФГОУ ВПО «Академия Русского балета им А.Я. Вагановой». - СПб: 2006. – 59 с.
Интернет-ресурсы:
- Балицкая, Н.Н. Педагогические методы обучения в хореографии при изучении предмета классический танец [Электронный ресурс]. URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6297 (дата обращения: 10.12.2017).
- Гресь А. Как удержать детское внимание [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_12_35_10069.pdf (дата обращения 16. 01. 2018)
- Ход урока.
№ | Этап урока | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. | Организаци-онный | Мотивировать учащегося к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | Приветствие словом. Расстановка детей шахматным порядком. Приветствие в поклоне, проверка готовности к уроку: форма одежды, прическа, узнать о самочувствии детей и их настрое на урок. | Встают шахматным порядком, приветствуют педагога в поклоне, настраиваются на работу, отвеют на вопросы педагога. |
2. | Вводная беседа (постановка проблемы) | Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие. | Обозначение темы. Педагог: сегодня мы приступаем с вами к освоению такой дисциплины, как «Классический танец». На нашем первом занятии мы только лишь прикоснемся к миру балета. Узнаем часть французской терминологии, которая используется в классическом танце, узнаем, что такое ДММ (действенно-мышечный механизм) движений. | Определяют для себя самостоятельно цель работы и задачи урока: «Максимально внимательно воспринимать информацию от педагога, задавать вопросы, если какое-либо понятие и элемент не понятны, отвечать на вопросы педагога». |
3. | Основная часть (разминочная часть, раскрытие теоретических знаний с параллельным исполнением движений). | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление), передача эмоционально-чувственного исполнения элементов и поз классического танца, объяснение действенно-мышечного механизма движений (ДММ). | Разминка (руки везде на талии) По кругу: -танцевальный шаг по кругу по I позиции; -марш; -танцевальный бег назад и вперед; -бег с натянутыми ногами вперед и назад. По диагонали: -галоп с правой и левой ног; - прыжки по VI позиции; -бег на полупальцах. Педагог по ходу разминки делает замечания и исправляет учащихся. Формирование новых знаний. Педагог: Классический танец – это система исполнения движений, которая характеризуется особыми положениями корпуса, головы, ног и рук. Связующий элемент – это выразительность, которая и делает классический танец непохожим на другие виды танца. Классический танец имеет много общего с танцем профессиональных танцоров разного времени. У классического танца нет национальности. Если рассмотреть искусство танцоров, которые зарабатывали себе танцем, то у них у всех есть определенный набор базовых принципов: -апломб, -выворотность бедра, -полупальцы или пальцы. Особенность классического танца заключается в том, что важна не только техническая составляющая, но и эстетическая. Русская школа балета вобрала в себя лучшие техники исполнения и положения тела, чем и отличается от европейского балета. ДММ – это совокупность внутреннего действия движения и внешнего образа движения. То есть, если мы делаем какой-либо элемент, то мы чувствуем и понимаем, как работают внутри нас мышцы, связки, суставы. Без этого движение не будет выглядеть эстетично и верно. Педагог: Дети, а что вам представляется, когда вы слышите термин «классический танец»? Педагог: сегодня мы познакомимся с вами с основными положениями корпуса в классическом танце на середине зала - épaulement effacée и croisée, изучим demi plié, battements tendus, passé par terre, releve, preparation. Первое, что мы изучим – это основные положения корпуса. Мы изучаем их изначально на середине зала, поскольку здесь они более понятны, чем у станка. Первое положение épaulement effacée. Во-первых, сам термин эпольман (épaulement, от фр. épaule — плечо) — положение корпуса, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Epaulement croisée и epaulement effacé являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных па. Epaulement effacé - положение корпуса в классическом танце. Выдвижение правой руки (или левой) и правой (или левой) ноги вперёд. Efface может быть вперёд и назад. Поза открытая для зрителя. Мы исполним сейчас положение вперед с правой и левой ноги (педагог показывает, дети повторяют, идет объяснение ДММ, ощущения положения). Далее мы переходим к выполнению элементов у станка. В дальнейшем мы перенесем упражнения за одну руку и на середину зала. Станок является лишь помощью для изучения упражнений, основная цель выполнения комбинаций у «палки» - это помощь в выполнении на середине зала, исполнения танцев. А пока мы начнем изучать движения лицом к станку, соблюдая квадрат – два плеча и два бедра. Препарасьон (от фр. preparation — подготовка) — подготовительное положение рук, ног, головы и корпуса перед исполнением движения. Исполняем перед исполнением каждой комбинации. Исполняем на 4 такта 2/4, на сегодняшнем уроке. Педагог объясняет исполнение, показывает, под аккомпанемент и счет педагога дети исполняют preparation. Руки на палке: все пальцы лежат на станке, локти опущены вниз. Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание. Плие очень важный элемент, который является базовым для множества других. Важно исполнять его через сопротивление мышц, раскрывать паховые мышцы и тазобедренные суставы, сохраняя ровное положение корпуса. Мы исполним demi plié (маленькое приседание) по первой и второй позиции на данном уроке, но для этого нам необходимо еще исполнение battement tendu. Plie: пятки находятся на полу, корпус находится в вертикальном положении, вытягивать в исходное положение, с натянутыми ногами, следует постепенно, заполняя музыку движением, для чего необходимо тянуться макушкой в потолок, работать мышцами ног, тазобедренными суставами, сжимать сильно ягодичные мышцы. Батман тандю (от фр. battements tendus) — тянуть, вытягивать. Натянутое положение ноги, является также основным, очень важным элементом в классическом танце. При исполнении battement tendu (b.t) в сторону пятка работающей ноги находится напротив опорной. При исполнении b.t. вперед и назад по I позиции пятки находятся друг напротив друга. При исполнении в V позиции: вперед и назад – носок работающей ноги находится напротив пятки опорной ноги, при исполнении в сторону – пятки находятся друг напротив друга. Важно, чтобы сохранялся квадрат корпуса. Комбинация plié по I, II, V (III) позиции ног (муз.размер 2/4) По два demi p. по I, II, V (III) позициях ног (каждое на 2 такта), переход между позициями на 2 такта, один такт стоять в позиции. Отдельно на 4 аккорда ученики снимают руки со станка. Обсуждение ошибок. Battemets tendus. Поскольку мы уже поняли, как исполнять этот элемент, то мы сразу приступим к построению комбинации. Педагог показывает и раскладывает по счету комбинацию. Preparation как в предыдущей комбинации. На первом нашем занятии мы исполним b.t. только по первой позиции, поскольку исполнение несколько движений подряд из V (III) позиции является очень сложным, но мы обязательно будет исполнять и по V позиции, но чуть позже, когда вы поймете ДММ b.t. в простейшем виде – по I позиции ног. Муз.размер 4/4. Исполняем по 4 b.t. вперед, в сторону и назад и в сторону. Каждое b.t. на 2 такта. Педагог показывает комбинацию, объясняет, как нужно растянуть движение на два такта 4/4. Passe par terre по I позиции ног. Пассе (от фр. passé — проходить) — путь прохождения рабочей ноги из одного положения в другое. Terre – пол, на полу. Passe par terre - это перенос ноги по полу через I позицию, то есть два b.t., которые соединены друг с другом. Правила исполнения: b.t. должно связываться между друг другом без остановки, точки в первой позиции. Движение слитное, будто бесконечное, заполняет музыку. Муз.размер 4/4, исполняется на 16 тактов. На 1 такт b.t., не задерживаясь в первой позиции ног, исполнить b.t. назад и так далее исполнить комбинацию с двух ног. Releve. Релеве (от фр. releve) — подъём на полупальцы, пальцы. Releve может исполняться по всем позициям ног, но сегодня мы исполним этот элемент только по I и II позициям ног, смена позиций будет происходить через b.t. Муз. размер 4/4, исполнить на 64 такта, каждое releve исполняется по четыре раза. Preperetion, как и исполняли в других комбинациях. По I позиции: на 1 такт подняться на полупальцы, 1 такт стоять на полупальцах, на 1 такт опуститься в позицию, поставив пятки, 1 такт стоять в позиции, также исполнить по II позиции. На 4 аккорда снять руки со станка. После исполнения упражнений у станка вывести детей в шахматном порядке на середину зала и исполнить прыжки: 16 прыжков (руки на талии) по VI позиции, 16 прыжков с поджатыми назад ногами и 16 прыжков с поджатыми вперед ногами. После чего потянуть голень. | Дети исполняют разминку.
Учащиеся отвечают, что для них «классический танец». Ученики внимательно слушают объяснения педагога и исполняют элементы, исправляются, когда педагог указывает на ошибку. Учащиеся понимают, почему произошла ошибка. Ученики исполняют комбинацию, исправляют ошибки, на которые указывает педагог. Задают, при необходимости, вопросы. |
4. | Первоначальное закрепление (практическая часть) | Усвоение учащимся информации. | Все элементы повторяются педагогом, учащиеся должны исполнить каждый элемент или показать положение корпуса без подсказки педагога. Педагог, при неверном выполнении, показе, просит сначала исправиться ученику самому, если исправление ошибки не следует – исправляет сам. После чего поясняет еще раз, повторно, ДММ каждого элемента и передает эмоционально-чувственную составляющую движений: épaulement effacée и croisée вперед, demi plié, battements tendus, passé par terre, releve, preparation.
Педагог задает вопрос, как переводится каждый термин, который был изучен на занятии, просит повторить, что нужно ощущать при исполнении того или иного элемента. | Учащиеся выполняют все элементы для закрепления навыка, понимая принцип работы мышц и правила исполнения. Ученики отвечают на вопросы, переводят термины. |
5. | Рефлексия. Сверка с эталонным исполнением. Формирование адекватной оценки своего исполнения и исполнения других учеников. | Педагог: А теперь, к концу нашего урока, мы с вами еще раз пройдемся по всем терминам и правилам исполнения элементов классического танца, которые прошли сегодня. Выборочно я попрошу некоторых из вас показать мне некоторые элементы и рассказать о том, как они исполняются. А кто-то «сыграет» роль педагога и оценит исполнение, если нужно – попробует исправить ошибку. Педагог: Что такое «классический танец»? С какими понятиями, элементами мы сегодня с вами познакомились, какие правила исполнения? Какие положения корпуса изучили? Что было сложнее всего? Понравилось ли вам заниматься классическим танцем? | Ученики: показывают по отдельности, по просьбе педагога, demi plié, battements tendus, passé par terre, releve; позы épaulement effacée и croisée; выборочно педагог просит некоторых учеников посмотреть на других учеников и попробовать исправить ошибки в положении или исполнении движения. Ученики: отвечают, что такое классический танец своими словами, таким образом, педагог понимает, что дети усвоили информацию. Дети перечисляют такие элементы как: demi plié, battements tendus, passé par terre, releve, preparation; объясняют, что означают позы épaulement effacée и croisée. Выборочно ученики рассказывают правила исполнения элементов. Каждый ученик отвечает, что наиболее сложно ему далось в понимании исполнении, а что проще. Если на уроке педагогом была создала позитивная обстановка, то классический танец должен понравиться всем ученикам. | |
6. | Завершение урока. | Зафиксировать термины и понятия, правила исполнения элементов классического танца, повторить позы классического танца, изученные на уроке, наметить дальнейшие цели деятельности. | Педагог: Ну и подведем итоги. Понравилось ли вам, дети, почувствовать себя в роли балерин и окунуться в мир классического танца? В роли кого вы хотели бы быть в балете? Педагог: Дети, вы очень старались и хорошо занимались. Мы сделали лишь первый шаг на пути к изучению классического танца, погружения в мир балета. Но этот шаг очень важный. С моими заданиями вы справились, сегодня вы молодцы и я могу оценить вашу работу на «отлично». Домашнее задание. Педагог: прошу дома просмотреть видеозапись урока с АРБ им. Вагановой, которую я отправлю вашим родителям. Очень важно посмотреть, как в балетном училище дети исполняют полноценный урок классического танца на первом году обучения в конце учебного года. Давайте исполним поклон, как вначале занятия. До свидания, спасибо за внимание, все молодцы! | Ученики: отвечают, понравилось ли им, что было сложно, а что достаточно просто, как они ощущали себя на занятии, дают оценку занятию, каждый говорит, каким героем/героиней был бы в балете. Учащиеся: исполняют поклон, после чего говорят:спасибо, до свидания, Ольга Леонидовна! |