ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧЕРЛИДИНГ»

Копылова Ольга Валерьевна

Большая часть программы основана на хореографической подготовке с элементами аэробики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherlid_2019_program.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Направленность программы -  художественная.

Большая часть программы основана на хореографической подготовке с элементами аэробики. Как бы мы часто ни повторяли известную истину, что здоровье человека – это богатство страны, тем не менее, отставание физической культуры от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения в том числе и у подростков. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Большое количество школьников имеют лишний вес, не уменьшается процент школьников с отставанием в физическом развитии. Увеличивается количество учащихся, которые пропускают занятия вследствие простудных заболеваний, немало и тех, кто по состоянию здоровья включён в специальную медицинскую группу. Аэробика, фитнес, танец и собственно черлидинг сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство.

Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически и с раннего возраста. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны быть доступной, будь то классические мелодии или произведения современных авторов. В свою очередь соревновательная композиция черлидинга включает в себя выполнение разнообразных движений как самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и их сочетание с движениями программы: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полу акробатики.

Характерными параметрами в черлидинге является движения, лежащие в основе броска. Движение изменяется в зависимости от целей деятельности. Соответственно, цели имеют отношение к горизонтальному расстоянию, времени нахождения в воздухе, точности или скорости движения. Процесс технического совершенствования, в ходе которого обучающиеся  накапливают двигательные навыки, тесно связан с процессом обучения. Анализ результатов соревновательной деятельности дает основание предположить, что в процессе технической подготовки обучающихся отсутствуют рациональные и эффективные методы формирования и совершенствования техники выполнения работы с помпонами. Поэтому имеется острая необходимость концентрировать внимание в тренировочном процессе обучению и совершенствованию техники владения предметом.

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно- воспитательный процесс и имеет целью прежде всего эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. Также большое внимание уделяется улучшению общего физического состояния подростков, формированию правильной осанки, увеличению физической выносливости и т.д

Черлидинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению его организма. Укреплению физических и духовных сил, воспитанию эстетического вкуса, приобретению навыков самостоятельной деятельности, формированию интереса к здоровому образу жизни.

Поэтому вся деятельность черлидинга пронизана стремлением обеспечить условия для учебы, привить ребенку прочные знания, умения и навыки для культурного отношения к своему здоровью.

Программа направлена на овладение занимающимися  основами техники и тактики выступлений, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей. Принцип системности  предусматривает содержание деятельности и всех сторон учебного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы.

Принцип вариативности предусматривает этапы подготовки, индивидуальных особенностей черлидира вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Концептуальный подход к реализации программы - оздоровление учащихся, пропаганда здорового образа жизни.

Воспитательно-оздоровительная работа в черлидинге включает в себя четыре направления:

  • мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно-нравственного физического здоровья;
  • социальное – адаптация в коллективе, приспособление к условиям среды и неадекватным ситуациям;
  • биологическое - физическая подготовленность, сохранение физического здоровья, адаптация к социально-физиологическим переменам в современных условиях;
  • психологическое - общение в коллективе, выбор оптимального поведения, поведенческие реакции.

При разработке программы нормативными документами послужили:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
  • Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008).
  • Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югра на период до 2020 года.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Мин. Образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242).

2.1. Новизна программы. Черлидинг как новый вид спорта был утвержден в России приказом министра спорта В. Фетисовым 12 февраля 2007 г., поэтому образовательные программы только начинают появляться. Черлидинг в России пользуется большой популярностью у детей и подростков.

Метапредметность позволяет использовать стандарты антропометрических показателей (росто-весовой показатель Кетле, показатели Эрисмана, индексы Робинсона, Скобинского, Шаповаловой и Руфье, жизненные показатели, проба Штанге), тестирование уровней физической подготовленности. Программа разработана с учетом дух компонентного стандарта физической культуры.

Освоение программы дополняет и расширяет школьные программы по биологии, химии, физике, ОБЖ, психологии и, конечно, физкультуре. Расширяются основы научных знаний о целостности организма человека, общих и наиболее важных закономерностях функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности. Данная программа позволяет обучающимся комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях черлидингом. Особое значение в программе имеет художественное движение ведь музыка – уникальная, совершенная «информационная система» (Н. Бекетова), хранящая звучащий образ мира.  

Актуальность программы в том, что она создает условия для продвижения обучающихся к образцам физического совершенства. Позволяет им приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия черлидингом развивают физические способности, а так же смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде, т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции обучающихся. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и чувство ритма, чувство красоты. Происходит развитие паралингвистической системы (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистической системы (около речевые приемы), оптико-кинестической системы (знаки, мимика, пантомимика, жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптаторы, афоректоры).

В спортивно-досуговой деятельности обучающихся устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем, развиваются физические качества личности, происходит снятие напряжения, накопившегося утомления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на определенный возраст, физическую подготовленность и пол обучающихся. Обучение выстраивается на принципах доступности, «Не навреди!», биологической целесообразности, интеграции, индивидуализации, возрастных изменений в организме, его биоритмической структуры, красоты и эстетической целесообразности, гармонизации всей системы ценностных ориентаций подростков.

2.2. Цели и задачи программы. 

Цель программы мотивация к здоровому образу жизни, популяризация спорта, привитие нравственно- эстетического воспитания.

Задачи направлены на воспитание подрастающего поколения:

- укрепление здоровья;

- содействие правильному физическому развитию организма;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,  навыков культурного поведения, чувства дружбы;

- привитие организаторских навыков;

-развитие физических умений, поддержание формы, развитие привычки здорового    образа.  

Главная задача заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил  черлидира;  в воспитании социально активной личности.

Возраст обучающихся участвующих в реализации программы  -   11 - 15 лет.

Максимальный состав группы не должен превышать 15 человек с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебных занятиях.

Срок реализации   дополнительной общеразвивающей программы  - 1 год.

       Учебная программа и учебный план рассчитаны на 36 недель в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Продолжительность занятий: 2 часа - 3 раза в неделю.

         2.3 Основными формами учебного процесса  являются:

  • групповые учебные занятия;
  • тестирование;
  • участие в отрытиях и закрытиях различного уровня  соревнований;

Ожидаемый результат:

  •  интерес к физической культуре и спорту;
  •  развития культурно-эстетического восприятия к здоровому образу жизни;

● стабильность состава занимающихся;

● динамика прироста индивидуальных  показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся.

Итогами реализации программы являются: участие воспитанников в открытиях и закрытиях спортивных соревнований. Учащиеся должны достичь оптимального уровня развития таких качеств, как  гибкость, выносливость,   сила, координация движений, а так же повысить самооценку  и веру в собственные силы и возможности. Разовьётся  творческий потенциал учащихся, повысится интерес к спортивным мероприятиям.

2.4 Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения

Предметные результаты

(обучающийся научится, получит возможность научится)

1 Выполнять базовые шаги и комбинации классической и танцевальной аэробики, комплексы стретчинга и силовых упражнений.

2.Владеть базовой терминологией классической аэробики, гимнастических упражнений, основными понятиями стретчинга, силовой подготовки.

3.Измерять частоту сердечных сокращений и владеть навыками самоконтроля по внешним показателям.

4.Демонстрировать простые виды стантов и пирамид, способы страховки.

 5.Описывать технику и выполнять упражнения шпагаты, простые равновесия, перекаты, кувырок вперед, стойку на лопатках.

6 .Выполнять упражнения координационной, ритмической, пластической направленности, формируя при этом культуру движений и умение выступать перед зрителем.

Метапредметные результаты

(обучающийся научится , получит возможность научится)

1. Уважительно относиться к окружающим, проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.

2. Рационально планировать деятельность, организовывать места

3.Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

4 .Относиться ответственно к порученному делу, проявлять осознанную дисциплинированность и готовность отстаивать собственные позиции, занятий и обеспечивать их безопасность.

5. Вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение.

6. Воспринимать спортивное соревнование, творческие конкурсы как культурно- массовое зрелищное мероприятие, проявлять адекватные нормы поведения, неантогонистические формы общения и взаимодействия.

7. Владеть умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

8. Владеть навыками выступления перед зрителем.

9. Владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Личностные результаты

(обучающийся научится, получит возможность научиться)

1. Проявлять потребность в регулярных занятиях аэробикой через их посещение.

2. Преодолевать трудности, проявляя волю и настойчивость, при выполнении учебных заданий по технической и физической подготовке в полном объеме.

3. Формулировать цель и задачи совместных с другими воспитанниками занятий

4. Содержать в порядке инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям.

5. Сохранять красивую (правильную осанку) при разнообразных формах движения и передвижений.

6 .Формировать культуру движения, желание обрести и поддерживать хорошее телосложение в рамках принятых норм и представлений по средством занятий аэробикой.

2.5 Критерий оценки деятельности первого модуля (первого года) обучения: стабильность состава занимающихся и посещаемость  занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля.

Зачисляются учащиеся, достигшие 11-ти летнего возраста, желающие заниматься черлидингом, имеющие допуск к занятиям врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники черлидинга.

   

2.6 Учебно-тематический план (первого модуля обучения)

                        

Разделы подготовки

Этапы подготовки

Теоретическая подготовка

10

Практическая подготовка

80

Специальная подготовка

55

Техническая подготовка

30

Тактическая подготовка

10

Психологическая подготовка

5

Участие в соревнованиях в соответствии с календарным планом спортивно - массовых  мероприятий

26

Всего часов

216

2.7 Ожидаемые результаты по окончании учебной программы 1 года (модуля) обучения

По окончании учебной программы 2 года обучения

Обучающиеся должны уметь, знать:

·  Увеличение двигательного опыта. Умение управлять своими движениями, правильно использовать свой физический потенциал;

·  Выполнение высоких требований к точности каждого двигательного акта;

·  Освоение музыкального ритма;

·  Сочетание движений с музыкальным темпом;

·  Повысить функциональные возможности организма и эмоциональную устойчивость к стрессам;

·  Музыкально – ритмическая воспитанность.

Обучающиеся должны знать:

·  Правила личной гигиены, соблюдать санитарно-гигиенические нормы

·  Правила техники безопасности

·  Знать технику выполнения упражнений

·  Исполнения движений

·  Ориентировка в пространстве

·  Умение повторять за педагогом

·  Умение слушать музыку и выполнять определенные упражнения

·  Танец группы поддержки

уметь:

·  Ориентироваться в пространстве

·  повторять за педагогом

·  лушать музыку и выполнять определенные упражнения

Способы осуществления результативности: тесты, соревнования, показательные выступления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

3.1.Теоретический  подготовка.

3.1.1 История  возникновения  черлидингаРазвитие черлидинга

 в России и за рубежом.

3.1.2. Влияние черлидинга.

3.1.3 Система знаний в области спорта, тренировки, самоконтроль

3.1.4Умение самостоятельно применять приобретенные знания в процессе учебно-тренировочных занятий.

3.1.1 История  возникновения черлидинга . Развитие черлидинга в России и за рубежом.

  Черлидинг - вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику) очень зрелищный и эмоциональный. Он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность, один из самых увлекательных видов спорта, способствующий всестороннему и гармоничному физическому развитию. Чирлидинг состоит из двух направлений — Cheer и Dance.

Cheer — это пирамиды, акробатика, прыжки, звонкие и четкие кричалки, помпоны и потрясающая динамика.

Dance — красивые танцевальные движения, необычная хореография, шпагаты, зажигательная энергия.

 Черлидинг — это не только группа поддержки своей команды, но и отдельный самостоятельный вид спорта. По нему проводятся соревнования не только российского масштаба, но и европейского, и мирового. Чемпионаты по чирлидингу проводятся в нескольких номинациях:

Чир — элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид и танцевальные перестроения под зычные кричалки;

Данс — спортивные танцы с элементами гимнастики, с присутствием пластичности, хорошей хореографии и грации, потрясающей синхронности;

Групповой стант — коллективное построение пирамид;

Индивидуальный чирлидер — сольный номер главного заводилы команды;

3.1.2. Влияние черлидинга.

Основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки,  являются:

• принцип доступности;
• принцип «не навреди»;
• принцип биологической целесообразности;
• программно-целевой принцип;
• принцип индивидуализации;
• принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека;
• принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека;
• принцип интеграции;
• принцип красоты и эстетической целесообразности.

3.1.3 Система знаний в области спорта,  тренировки, самоконтроль.

Основы знаний о личной гигиене, режиме сна и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (черлидингом) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценностных ориентаций; врачебный контроль во время занятий; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; правила  по технике безопасности во время тренировки и правила  страховки; основные правила по черлидингу и терминологии; кодекс  чарлидера; правила составления соревновательных программ по номинациям «ЧИР» и «ЧИР-ДАНС».

3.1.4 Умение самостоятельно применять приобретенные знания в процессе учебных занятий.

 Занятия  черлидингом  способствуют выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями  и овладению  организаторскими навыками проведения  занятий,  помогать друг другу, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую  подготовленность.

3.2. Практическая подготовка

3.2.1 Общая физическая подготовка

Развитие гибкости: активные и пассивные упражнения  направленные для развития гибкости  в плечевых, тазобедренных суставах и  гибкости  позвоночного столба  (различные махи, наклоны, скручивания, выпады, круговые движения  в различных плоскостях).

Развитие выносливости: прыжки со  скакалкой, бег с различной скоростью и продолжительностью, а так же за  счёт увеличения плотности  и   интенсивности занятий.

Развитие силы: статические и динамические  упражнения  с собственным весом, с отягощениями (набивные  мячи, гантели, амортизаторы, сопротивление  партнёра),  направленные  на развитие силы мышц  рук,  кистей,  плечевого  пояса, брюшного  пресса, спины, ног.

Развитие координации движений: упражнения которые  предъявляют высокие требования к точности  движений (акробатические  упражнения, упражнения в равновесии); упражнения в которых имеется элемент внезапности (подвижные игры,  спортивные игры); упражнения  в которых  в  зависимости  от ситуации  или сигнала  необходимо  менять  направление  движения (челночный бег, танцевальные упражнения).

Развитие быстроты: упражнения  связанные  с необходимостью мгновенного  реагирования  на  различные сигналы

 3.2.2 Специальная подготовка.

Строевые  упражнения: перестроения в колонне,  в шеренге; движение в колонне по  диагонали,  противоходом, змейкой, кругом, скрещением;

Силовые  упражнения: акробатические  стойки  (стойка на лопатках, стойка на руках), специальные стойки, используемые в чирлидинге  (стойка на бедре, стойка на плечах, стойка  сидя  на  плечах),  станты-построения  (1,5  роста и 2 уровня, 2 роста и 2 уровня), пирамиды;  

 Скоростно-силовые   упражнения:  различные прыжки, подскоки, выпрыгивания, специальные  прыжки ( чир-прыжки, лип-прыжки);

Координационные  упражнении: основные положения рук и кистей, используемые в черлидинге, основные положения ног, используемые в черлидинге,  акробатические упражнения (кувырки, колесо, перевороты), пируэты, двойной  пируэт,

Развитие гибкости: шпагаты, махи, выпады, прогибы, мосты.

Танцы упражнения: восьмерки, танцевальные блоки, танцевальные стили и направления (джаз, фанк, брейк, рок, поп, рэп, лирический, народный танец, сочетание стилей), чир-данс – танцевальный блок с использованием основных элементов чирлидинга..

Кричалки – используются для привлечения к участию зрителей.
        
Чант(скандирование) - повторяющееся слово или фраза, использующаяся для привлечения зрителей к участию в программе;
        
Чир (двустишья и т.д., информирующие зрителей и болельщиков о команде чирлидеров, об играющей на поле команде, о происходящих событиях и т. п.)- в содержании должна быть задана определенная информация для зрителей (болельщиков): о команде  чирлидеров, об играющей на поле команде, о происходящих событиях и т.п.

Постановка  голоса.

  Модуляция, громкость, высота  звука, выразительность, разучивание и исполнение гимнов, командных песен. Дыхательные упражнения

(упражнения  на вдохе и выдохе). Упражнения  для тренировки  голоса и силы звука.

Хореография.

Исправление осанки (подтягивание мышц живота, ягодичной области, расправление плеч, выпрямление позвоночника). Элементы классического танца.

Акробатика.

Перекаты, кувырки, выпады, мост из положения лёжа и стоя, стойка на руках, переворот  в сторону (колесо), шпагаты, полушпагат.

Пирамиды (станты).

Групповые акробатические упражнения в парах, тройках.

 

4. Организационно- методические рекомендации

При построении учебного процесса есть необходимость ориентироваться на оптимальные возрастные группы, в пределах которых занимающиеся добиваются своих высших достижений.

  1.  Учебные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
  2. В процессе занятий необходимо соблюдать рациональный режим, хорошую организацию за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
  3. Успешность подготовки черлидиров является приобретенные  умения и навыки, всестороннее развитие физических качеств, развитие функциональных возможностей организма.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю.

На протяжении первого года обучения черлидер должен познакомиться с техникой нескольких видов спортивной деятельности:  комплекс прыжковых  упражнений, элементы гимнастики,  элементы акробатики, элементы хореографии,  элементы   различных  танцевальных  направлений.

Основные средства тренировочного воздействия.

  • общеразвивающие упражнения  с  предметами (помпоны) и без;
  • комплекс  прыжковых  упражнений;
  • силовые упражнения (с отягощениями и без)
  • элементы акробатики (кувырки, повороты, группировки, перекаты и т.д.);
  • элементы  гимнастики («мост», махи, шпагаты и т.д.);
  • элементы  хореографии
  • комплекс  прыжковых  упражнений;
  • музыкальное  сопровождение;
  • изучение «возгласов и скандирований».

Основные методы выполнения упражнения: повторный, игровой, круговой, равномерный, соревновательный.

Основные направления занятий черлидингом: первый год  подготовки необходим для создания предпосылок для последующего выполнения более  сложных элементов «Cheer» и «Dance». Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий черлидингом, поскольку именно в это время закладывается основа физической  подготовки  для  дальнейшего совершенствования.

Особенности  первого года обучения. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядного пособия), методы: игровой и соревновательный. При обучении общеразвивающих упражнений, основных  элементов «Cheer» и «Dance», показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение  простым.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной, доступной форме, с наглядным объяснением.

При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Большое время следует отводить для разучивания тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправить.

Методика контроля. Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на учебном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки. Она включает основные виды контроля: входящий, текущий, итоговый.

Структура занятий

Подготовительная часть. Данная часть учебно-тренировочного занятия вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений основной части занятия. Для содержания первой части занятия характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие. Главная задача - четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в одно занятие включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.

Основная часть. Задача основной части занятия - овладение главными, жизненно- необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида черлидинг. Также предусматривает развитие и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части занятия не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения. Обязательно используются упражнения у хореографического станка, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения, развивающие творческое мышление. Не следует перегружать занятие бывшим количеством нового учебного материала. Это быстро утомляет детей, рассеивает их внимание. Заканчивать эту часть занятия целесообразно эмоциональными играми, главным образом спортивно-соревновательного характера. 

Заключительная часть. Задачи - завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.

4.2.  Методические принципы.

В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений – игровой и соревновательный. Основная форма обучения – тренировки. Они развивают основные психофизические качества организма: координацию, гибкость, силу, выносливость, чувство равновесия; повышают умственную и физическую работоспособность. Осваиваются способы владения пространством: 1. Действия, выполняемые стоя, сидя, лежа. 2. Выпрямление. 3. Передвижение. 4. Прыжок. 5. Вращение. Классификация построена на онтогенезе действий в жизни человека. Освоение способов овладения пространством позволяет использовать их в разнообразных условиях, например, перепрыгнуть лужу.

 Личностно-ориентированное обучение двигательной деятельности происходит в совместно распределенном сотрудничестве: в двойках, парах по ролям – «умеха и неумеха», мастер и новичок, ведущий и ведомый и т.п. В словесных указаниях обычно используется одно - два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется умением педагога своевременно, четко и громко давать их, не прерывая демонстрации движения, не сбивая дыхания. Обычно на занятиях черлидингом применение визуальных указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если тренеру необходимо одновременно дать несколько указаний (вести подсчёт и информировать о начале нового движения).

4.3. Контрольные нормативы по специальной физической подготовленности  с учетом возрастных особенностей.

Комбинация акробатических упражнений для совершенствования и контрольного тестирования девочек (11-12 лет).

Таблица(№8а)

№/№

Контрольные упражнений

Баллы

1.

Из упора присев кувырок вперед            

1,0 балл

2.

Кувырок вперед  в  сед с наклоном          

1,5 балла

3.

Лечь и «мост»                                            

3,0 балла

4.

Перекатом вперед сед с наклоном            

1,0 балл

5.

Кувырок назад в полушпагат                      

1,5 балл

Комбинация акробатических упражнений для совершенствования и контрольного тестирования девочек (12-13 лет).

Таблица(№8б)

№/№

Контрольные упражнений

Баллы

1.

Из упора присев кувырок вперед            

1,0 балл

2.

Кувырок вперед  в  сед с наклоном          

1,5 балла

3.

Лечь и «мост»                                            

3,0 балла

4.

Перекатом вперед сед с наклоном            

1,0 балл

5.

Кувырок назад в полушпагат                      

1,5 балл

Комбинация акробатических упражнений для совершенствования и контрольного тестирования девочек (13-14 лет).

Таблица(№9)

№/№

Контрольные упражнений

Баллы

1.

Из упора присев кувырок назад            

2,0 балла

2.

Перекатом назад стойка на лопатках          

1,5 балла

3.

Перекатом вперед лечь и «мост»                  

2,5 балла

4.

Поворот в упор стоя на правом колене, левую назад                                                

2,0 балла

5.

Махом левой упор присев и кувырок  вперед          

1,0 балл

6.

Прыжок вверх прогибаясь                                    

1,0 балл

Комбинация акробатических упражнений для совершенствования и контрольного тестирования девочек (14-15 лет).

Таблица(№10)

№/№

Контрольные упражнений

Баллы

1.

Шагом левой равновесие                                                  

3,0 балла

2.

Выпад правой, руки в стороны                                          

1,0 балл

3.

Кувырок вперед толчком одной в сед и наклон вперед    

2,0 балла

4.

Кувырок назад в упор присев                                              

2,0 балла

5.

Прыжок вверх с поворотом кругом                                  

2,0 балла

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гусак Ш.З. Групповые акробатические упражнения.- М., 2001
  2. Былеева Л.А, Короткова И.В., Яковлев В.Е. Подвижные игры.- М., 2005
  3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2005  
  4. Задворнов К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 12,      с.17-22.
  5. Зинкеева Л.С. Путешествие в мир музыки и движений // Физическая культура в школе. – 3. – 2002, 68-71с.
  6. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 2-8.
  7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М., 2004г.
  8. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001. № 4, с. 11-15.
  9. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. М.,2007
  10. Морель Ф. Хореография в спорте. М., 2001
  11. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно- координационное качество // Теория и практика физической культуры. – 1999. -№8. – С.48-53.
  12. Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров.- М.: МГСА, 2001.
  13. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.- М., 2000
  14. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.- М., 2004
  15. Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. Чирлидинг. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.,2007
  16. Твердовская С.В, Краснова Г.В. Чирлидинг для обучающихся общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ.Омск.,2005.        
  17. Френкин А.А. Эстетика физической культуры.- М., 2003

    18. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.ВАэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.:ФАР,2002.–221с.

19. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР,2002.–