методическое пособие «Мир танца» (в помощь хореографу и концертмейстеру)

Сухнева Любовь Васильевна

Настоящее методическое пособие «Театр танца» содержит музыкальные произведения, пояснения к упражнениям и описания танцевальных номеров, для использования концертмейстером-пианистом и хореографом-педагогом на занятиях ритмики и хореографии для учащихся учреждений дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_metodich.posobii.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА»

Направление – развитие дополнительного образования

Номинация – методическое пособие

Тема: «Мир танца» (в помощь хореографу и концертмейстеру)

Авторы: педагог дополнительного образования I квалификационной категории Кобякова Любовь Васильевна; концертмейстер высшей категории Лосева Ирина Вячеславовна

Санкт-Петербург

31.03.2017 г.

Пояснительная записка.

         Занятия хореографией имеют художественно-эстетическую направленность. Они укрепляют детей физически, психологически, способствуют их социализации в обществе.

Хореография благодатно сочетает различные виды музыкальной, творческой деятельности (исполнительской, актёрской).

Хореография расширяет возможности самопознания, формирует свободную личность, а обращение к средствам эстетики, искусства стимулирует творческое отношение к жизни, повышает познавательную активность учащихся. Искусство обогащает воспитанников нравственными и эстетическими переживаниями, побуждая их к творчеству в различных сферах деятельности.

Педагогическая целесообразность заключается в высоком уровне мотивации обучающихся к занятиям хореографией, их заинтересованности и активности. Наиболее одарённые дети могут продолжить занятия в профессиональных учебных заведениях. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях позволяют развить данные ребёнка и максимально раскрыть его творческие возможности.

Цель занятий хореографией – формирование творческого потенциала ребёнка, развитие общего уровня культуры средствами хореографического искусства.

Настоящее методическое пособие «Театр танца» содержит музыкальные произведения, пояснения к упражнениям и описания танцевальных номеров, для использования концертмейстером-пианистом и хореографом-педагогом на занятиях ритмики и хореографии для учащихся учреждений дополнительного образования.

Содержание сборника:

В раздел «Упражнения и музыкальный материал для подготовительной части занятия (упражнения для подготовки отдельных групп мышц и суставов к предстоящей нагрузке)» входят: разминка на месте; разминка по кругу.
Разминка на месте – это упражнения для мышц шеи, плечевых суставов.

Разминка по кругу – это различные виды шагов и бега:

1 – танцевальный шаг;

2 – шаг на полупальцах;

3 – шаг с высоким поднятием бедра;

4 – шаг-перекат (с пятки на носок);

Эти упражнения необходимы для разогрева мышц ног и ступней к предстоящей работе

Бег:

1 – бег с высоким поднятием бедра;

2 – бег – захлёст голени назад;

3 – бег «стрелочка» (с поочерёдным выбросом прямых ног вперёд на носках);

4 – лёгкий бег на носочках.

Эти упражнения направлены на разогрев ступней, мышц голени, мышц бедра.

В раздел «Классический экзерсис» включены описания основных элементов классического экзерсиса.

Классический танец – это основа хореографии. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, лёгкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, чёткая координация движений, выносливость и сила.

Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в  чуткий инструмент,  послушный   воле   балетмейстера   и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с 17 века.

В разделе «Танцы в народной стилизации» собраны описания танцевальных композиций: Югославский танец, Финская полька, русские стилизованные танцы.

Композиция Югославский танец предназначена для детей подготовительного года
(5-6 лет) для развития чувства ритма, разучивания и закрепления положений рук в народном танце.

В Финской польке участвуют чётное количество человек, не менее 10. Танец рассчитан на детей 7-10 лет первого года обучения. Данный танец предназначен для закрепления положения рук на поясе в народном танце, разучивания и закрепления некоторых элементов народного танца: подскок, переступания, притопы, рисунки, а также формирование ориентации в пространстве зала.

Русские стилизованные танцы исполняют 10-12 девочек, рассчитаны эти танцы на детей 1-2 года обучения. Возраст: 9-12 лет.

Отрабатываются рисунки русского танца, русского хоровода, «воротца»; такие движения как: припадание, притопы, хороводные шаги, простые дроби, «русский бег», «блинчики».

В разделе «Сюжетно-ролевые музыкально-хореографические композиции» описаны танцы: «Сорванцы» и «Морячки».

Театрально-хореографическая композиция «Сорванцы» - это столкновение двух образов: сорванцов и девочек. Выходят сорванцы, показывают танцевальными движениями свой образ. Затем на сцену выходят девочки, их тут же окружают сорванцы, дразнят их, а девочки испуганно закрывают глаза. Затем девочки показывают свой характер. Топают ногой, отчитывают сорванцов, ругают их, и, осознав свою вину, сорванцы краснеют. В итоге все подружились, и девочки учат сорванцов танцевальным движениям, а те в свою очередь, поначалу сопротивляются, а потом все вместе танцуют вальсовую композицию и польку. И со сцены уходят парами. Воспитательная функция в этом танце на первом месте. Танец говорит о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке.

В танце «Морячки» участвуют не менее 8 человек (чётное количество детей). Действие происходит на палубе. Выходят морячки, демонстрируя движениями в танце свой бойкий характер, описывают морские волны, лазание по канату, выслеживание пиратов, приключения: уплывают на лодках от пиратов, и уже на суше танцуют свой победный танец.

Вывод:

Занятия хореографией развивают способности детей: и физические, и интеллектуальные, и эмоциональные.

При занятиях хореографией, во-первых, оздоравливается весь организм: повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям (часто дети избавляются от таких заболеваний как ангина, меньше болеют ОРЗ). Во-вторых, происходит укрепление мышц тела, особенно спины, что является необходимым в условиях современной жизни, так как уже в школьном возрасте у подавляющего большинства детей отмечается нарушение осанки и даже сколиоз. В-третьих, большое внимание при обучении уделяется правильному дыханию в целом, и особенно, при физических нагрузках.

Материалы подробно представляют упражнения и музыкальное сопровождение для подготовительной части занятия (упражнения для подготовки отдельных групп мышц и суставов к предстоящей нагрузке), классический экзерсис и его музыкальное сопровождение, музыку и описание народных танцев, театрально-хореографические композиции, историко-бытовой танец. Эти материалы разработаны для хореографов и пианистов-концертмейстеров.

Заключение

               Хореографическое искусство как специфический род мышления и творческой деятельности, оно в течение огромного исторического периода более других искусств было вплетено непосредственно в процесс материальной и духовной жизни людей и служило интересам общества.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания: сведения о танцах разных народов и различных эпох необходимы, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие, танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Представленные в сборнике фрагменты из музыкальных произведений своим ритмическим рисунком соответствуют характеру движений классического танца, а обращение к творчеству отечественных, зарубежных композиторов, к народному фольклору способствует воспитанию чувства художественного восприятия, чувства ассоциативной связи мира музыки с гармонией движений, формирует у воспитанников правильные эстетические ориентиры.

Для изучения элементов классического экзерсиса в пособие включены музыкальные примеры известных и малоизвестных композиторов, необходимые в процессе обучения детей основам классического танца и соответствующие уровню как физического, так и духовно-эстетического развития детей.

При исполнении включённых в сборник музыкальных произведений возможны изменения темпов, вариативность аккомпанемента в зависимости от поставленных педагогом-хореографом задач.

Пособие отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе подобного назначения.

Список литературы

  1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1934
  2. Климов А. Основы русского народного танца.
  3. Ткаченко Т.Т. Народный танец.
  4. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов, 2011 г.
  5. Берёзова Г., Классический танец для детских хореографических коллективов: Методические указания. [Текст] /. Киев, 1979
  6. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. Ч.3. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - М., 2007. - 192 с.
  7. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения. Ч. 4.  Вып. 1. [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - М.: ВЦХТ, 2008. - 144 с.
  8. Богданов Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения. Ч.2 [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - Котельнич: ВЦХТ, 2006. - 144 с.
  9. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец [Текст]: учебное пособие / М.В. Васильева-Рождественская. - М.: ГИТИС, 2005. - 387 с.: ил.