методическое пособие «Мир танца» (в помощь хореографу и концертмейстеру)
Настоящее методическое пособие «Театр танца» содержит музыкальные произведения, пояснения к упражнениям и описания танцевальных номеров, для использования концертмейстером-пианистом и хореографом-педагогом на занятиях ритмики и хореографии для учащихся учреждений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_metodich.posobii.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА»
Направление – развитие дополнительного образования
Номинация – методическое пособие
Тема: «Мир танца» (в помощь хореографу и концертмейстеру)
Авторы: педагог дополнительного образования I квалификационной категории Кобякова Любовь Васильевна; концертмейстер высшей категории Лосева Ирина Вячеславовна
Санкт-Петербург
31.03.2017 г.
Пояснительная записка.
Занятия хореографией имеют художественно-эстетическую направленность. Они укрепляют детей физически, психологически, способствуют их социализации в обществе.
Хореография благодатно сочетает различные виды музыкальной, творческой деятельности (исполнительской, актёрской).
Хореография расширяет возможности самопознания, формирует свободную личность, а обращение к средствам эстетики, искусства стимулирует творческое отношение к жизни, повышает познавательную активность учащихся. Искусство обогащает воспитанников нравственными и эстетическими переживаниями, побуждая их к творчеству в различных сферах деятельности.
Педагогическая целесообразность заключается в высоком уровне мотивации обучающихся к занятиям хореографией, их заинтересованности и активности. Наиболее одарённые дети могут продолжить занятия в профессиональных учебных заведениях. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях позволяют развить данные ребёнка и максимально раскрыть его творческие возможности.
Цель занятий хореографией – формирование творческого потенциала ребёнка, развитие общего уровня культуры средствами хореографического искусства.
Настоящее методическое пособие «Театр танца» содержит музыкальные произведения, пояснения к упражнениям и описания танцевальных номеров, для использования концертмейстером-пианистом и хореографом-педагогом на занятиях ритмики и хореографии для учащихся учреждений дополнительного образования.
Содержание сборника:
В раздел «Упражнения и музыкальный материал для подготовительной части занятия (упражнения для подготовки отдельных групп мышц и суставов к предстоящей нагрузке)» входят: разминка на месте; разминка по кругу.
Разминка на месте – это упражнения для мышц шеи, плечевых суставов.
Разминка по кругу – это различные виды шагов и бега:
1 – танцевальный шаг;
2 – шаг на полупальцах;
3 – шаг с высоким поднятием бедра;
4 – шаг-перекат (с пятки на носок);
Эти упражнения необходимы для разогрева мышц ног и ступней к предстоящей работе
Бег:
1 – бег с высоким поднятием бедра;
2 – бег – захлёст голени назад;
3 – бег «стрелочка» (с поочерёдным выбросом прямых ног вперёд на носках);
4 – лёгкий бег на носочках.
Эти упражнения направлены на разогрев ступней, мышц голени, мышц бедра.
В раздел «Классический экзерсис» включены описания основных элементов классического экзерсиса.
Классический танец – это основа хореографии. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.
Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, лёгкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, чёткая координация движений, выносливость и сила.
Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с 17 века.
В разделе «Танцы в народной стилизации» собраны описания танцевальных композиций: Югославский танец, Финская полька, русские стилизованные танцы.
Композиция Югославский танец предназначена для детей подготовительного года
(5-6 лет) для развития чувства ритма, разучивания и закрепления положений рук в народном танце.
В Финской польке участвуют чётное количество человек, не менее 10. Танец рассчитан на детей 7-10 лет первого года обучения. Данный танец предназначен для закрепления положения рук на поясе в народном танце, разучивания и закрепления некоторых элементов народного танца: подскок, переступания, притопы, рисунки, а также формирование ориентации в пространстве зала.
Русские стилизованные танцы исполняют 10-12 девочек, рассчитаны эти танцы на детей 1-2 года обучения. Возраст: 9-12 лет.
Отрабатываются рисунки русского танца, русского хоровода, «воротца»; такие движения как: припадание, притопы, хороводные шаги, простые дроби, «русский бег», «блинчики».
В разделе «Сюжетно-ролевые музыкально-хореографические композиции» описаны танцы: «Сорванцы» и «Морячки».
Театрально-хореографическая композиция «Сорванцы» - это столкновение двух образов: сорванцов и девочек. Выходят сорванцы, показывают танцевальными движениями свой образ. Затем на сцену выходят девочки, их тут же окружают сорванцы, дразнят их, а девочки испуганно закрывают глаза. Затем девочки показывают свой характер. Топают ногой, отчитывают сорванцов, ругают их, и, осознав свою вину, сорванцы краснеют. В итоге все подружились, и девочки учат сорванцов танцевальным движениям, а те в свою очередь, поначалу сопротивляются, а потом все вместе танцуют вальсовую композицию и польку. И со сцены уходят парами. Воспитательная функция в этом танце на первом месте. Танец говорит о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке.
В танце «Морячки» участвуют не менее 8 человек (чётное количество детей). Действие происходит на палубе. Выходят морячки, демонстрируя движениями в танце свой бойкий характер, описывают морские волны, лазание по канату, выслеживание пиратов, приключения: уплывают на лодках от пиратов, и уже на суше танцуют свой победный танец.
Вывод:
Занятия хореографией развивают способности детей: и физические, и интеллектуальные, и эмоциональные.
При занятиях хореографией, во-первых, оздоравливается весь организм: повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям (часто дети избавляются от таких заболеваний как ангина, меньше болеют ОРЗ). Во-вторых, происходит укрепление мышц тела, особенно спины, что является необходимым в условиях современной жизни, так как уже в школьном возрасте у подавляющего большинства детей отмечается нарушение осанки и даже сколиоз. В-третьих, большое внимание при обучении уделяется правильному дыханию в целом, и особенно, при физических нагрузках.
Материалы подробно представляют упражнения и музыкальное сопровождение для подготовительной части занятия (упражнения для подготовки отдельных групп мышц и суставов к предстоящей нагрузке), классический экзерсис и его музыкальное сопровождение, музыку и описание народных танцев, театрально-хореографические композиции, историко-бытовой танец. Эти материалы разработаны для хореографов и пианистов-концертмейстеров.
Заключение
Хореографическое искусство как специфический род мышления и творческой деятельности, оно в течение огромного исторического периода более других искусств было вплетено непосредственно в процесс материальной и духовной жизни людей и служило интересам общества.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания: сведения о танцах разных народов и различных эпох необходимы, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие, танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Представленные в сборнике фрагменты из музыкальных произведений своим ритмическим рисунком соответствуют характеру движений классического танца, а обращение к творчеству отечественных, зарубежных композиторов, к народному фольклору способствует воспитанию чувства художественного восприятия, чувства ассоциативной связи мира музыки с гармонией движений, формирует у воспитанников правильные эстетические ориентиры.
Для изучения элементов классического экзерсиса в пособие включены музыкальные примеры известных и малоизвестных композиторов, необходимые в процессе обучения детей основам классического танца и соответствующие уровню как физического, так и духовно-эстетического развития детей.
При исполнении включённых в сборник музыкальных произведений возможны изменения темпов, вариативность аккомпанемента в зависимости от поставленных педагогом-хореографом задач.
Пособие отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе подобного назначения.
Список литературы
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1934
- Климов А. Основы русского народного танца.
- Ткаченко Т.Т. Народный танец.
- Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов, 2011 г.
- Берёзова Г., Классический танец для детских хореографических коллективов: Методические указания. [Текст] /. Киев, 1979
- Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. Ч.3. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - М., 2007. - 192 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения. Ч. 4. Вып. 1. [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - М.: ВЦХТ, 2008. - 144 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения. Ч.2 [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. - Котельнич: ВЦХТ, 2006. - 144 с.
- Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец [Текст]: учебное пособие / М.В. Васильева-Рождественская. - М.: ГИТИС, 2005. - 387 с.: ил.