Модуль программы внеурочной деятельности «Современная пластика и классическое искусство”
В данном модуле предложен вариант объединения различных видов искуссства на уроках хореографии, предложены варианты тем и заданий с целью интеграции танца, музыки и живописи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul.docx | 46.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о. Самара ________________/Н.Н.Пятайкина/ «___» _________ 2018г. | «Утверждаю» директор МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о. Самара _____________ /Н.Ю.Александрова/ «___» _________ 2018г. |
Модуль программы внеурочной деятельности
«Современная пластика и классическое искусство”
для учащихся 3-го класса
Составитель:
Копаева И.В.
педагог ДО (хореография)
2018 год
- Пояснительная записка
Модуль «Современная пластика и классическое искусство» программывнеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о. Самара.
Взаимодействие разных видов искусства в процессе творческого освоения мира учащимися развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка, открывает новые возможности для творчества, что не может не отразиться на интеллектуальном развитии, положительно повлиять на все стороны личности. Эксперименты с синтезом искусств на уроках дополнительного образования могут помочь своевременно выявить одаренных детей и в дальнейшем сориентировать их в профессиональном плане.
Содержание модуля «Современная пластика и классическое искусство» рассчитано на детей, проходящих обучение в детской школе искусств по дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программе в области хореографического искусства в рамках дополнительного предмета «Современный танец» 3 класса. Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также учитывает тот объем знаний, умений и навыков, полученных учащимся в 1 и 2 классах на всех дисциплинах, предусмотренных учебным планом.
Модуль предполагает участие родителей в качестве зрителей и судей на итоговом оценочном показе по дисциплине «Современный танец», где в числе прочих заданий учащиеся показывают свои импровизации, созданные ими на уроках в рамках предлагаемого модуля.
Занятия, предусмотренные модулем, способствуют развитию межличностных отношений в коллективе, помогают детям освободиться от комплексов и эмоциональных зажимов. Дети учатся свободно высказывать свои мысли и чувства через пластику тела, знакомятся с классической музыкой и живописью. Групповые задания способствуют развитию слаженности в коллективе, помогут укрепить командный дух, что благотворно скажется на сценических выступлениях. Индивидуальные импровизации помогут решить проблему боязни выступления на публике, а также улучшат эмоциональный контакт между учеником и педагогом и другими учащимися коллектива.
Новизна модуля заключается в интеграции на занятиях хореографией выразительных средств танца, музыки и живописи. Новым является предложение учащимся воплотить через собственное тело эмоции, чувства, мысли по поводу просмотренных произведений живописи, а также подбор музыкального оформления импровизации самим учащимся. Нестандартным в данном модуле является акцент на объединение живописи и танца, т.к. танец уже по сути неотъемлем от музыки, а потому добавление в этот синтез изобразительного искусства обогащает как знания и внутренний мир учащихся, так и сами виды искусства.
Цель модуля: выявление и развитие творческих способностей детей на основе их приобщения к активному творческому процессу
Задачи модуля:
- Способствование проявлению творческих способностей детей в процессеимпровизации.
- Развитие умения владеть собственным телом, делая это в зависимости от заданных условий.
- Формирование навыковколлективной работы в процессе создания пластических этюдов.
- Развитие эмоциональной сферы учащихся, иходаренности, способности воспринимать музыку и живопись, анализировать услышанное (увиденное).
- Воспитание эстетического вкуса, творческой активности, художественное воспитание в целом.
- Обогащение кругозора детей в области разных видов искусств.
Обучение по модулю предполагает сетевое взаимодействие между педагогом и родителями учащихся:
- размещение информации об отмене и переносе занятий (в связи с болезнью педагога и т.п.) на сайте школы;
- общение по электронной почте по вопросам, связанным с внеурочной деятельностью детей по модулю;
- рекомендации о режиме занятий (сколько раз в неделю посещать их, чередовать занятия с другими учебными дисциплинами, предусмотренным учебным планом и т.п.);
- пожелания педагога (чтобы внеурочные занятия стали хорошей привычкой, «ритуалом», ребенок интересовался произведениями живописи и музыки вне уроков в свободное от школы время и т.д.).
Место модуля в учебном плане. Модуль «Современная пластика и классическое искусство» вводится у учащихся 3 классапо дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программе за счет времени дополнительной дисциплины «Современный танец» по теме «Импровизация» в конце учебного года.
Ценностные ориентиры содержания модуля. Освоение материала модуля предусматривает свободное художественное творчество детей и предполагает активное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом, который, в свою очередь, стимулирует развитие у детей ощущения свободы творчества. Результат работы учащихся в дальнейшем может использоваться педагогом для создания танцевальных композиций, которые участники коллектива могут исполнять на различных мероприятиях: концертах, конкурсах, фестивалях. В процессе предлагаемых занятий поддерживается и развивается интерес обучающихся к хореографии, музыке, изобразительному искусству.
Содержание модуля также даст детям возможность понять значимость творчества в жизни, а также необходимость сохранять ранее созданное, передавая уникальное наследие из поколения в поколение. Воспитание высоконравственного, культурного и образованного человека – одно из стремлений воплощения в жизнь представления о современном национальном воспитательном идеале.
Проявления одаренности ребенка в области хореографии фиксируются в диагностической карте и принимаются за ориентир для формирования индивидуальных образовательных программ обучающихся в соответствии с их одаренностью.
Учащиеся, осваивающие модуль, ведут продуктивную деятельность, выражающуюся в творческой импровизации, создании пластических этюдов, прослушивании и подборе музыкальных фрагментов, активном рассмотрении и анализе произведений живописи, а также передаче своих эмоций, чувств по поводу увиденного и услышанного.
- Планируемые результаты модуля
В результате освоения модуля «Современная пластика и классическое искусство», должны быть достигнуты:
личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к творческому саморазвитию;
- развитиемотивациик физическому развитию, повышению музыкальной грамотности, расширению кругозора в области живописи;
- сформированность ценностных ориентиров, эстетических потребностей, смысловых установок обучающихся, отражающих любовь к искусству;
- сформированность основ гражданской идентичности, осознание себя россиянином на основе изучения лучших образцов классического и современного искусства;
метапредметные результаты (универсальные учебные действия):
познавательные
- способность решать проблемы творческого и поискового характера в процессе создания нового продукта на основе заданного;
- овладение логическими действиями, такими как анализ, синтез, обобщение, установление аналогий в танце и живописи, танце и музыке, музыке и живописи;
регулятивные
- способность принимать цели и задачи, поставленные в процессе творческой деятельности, находить средства к осуществлению задуманного;
- умение находить наиболее оптимальные способы достижения результата в созидательной деятельности (импровизациях).
коммуникативные
- приобретение умения контактировать с другими учащимися, целенаправленно и совместно двигаясь к достижению желаемого результата;
- приобретение навыка сольного выступления, при этом уметь наладить контакт со зрителем, заинтересовать его и донести до него нужную информацию.
- Содержание модуля[1]
Основной формой обучения по модулю «Современная пластика и классическое искусство» является импровизация, которая позволяет создавать пластические композиции на основе современной хореографии с использованием классической музыки и произведений изобразительного искусства, создавая уникальное сочетание всех трех видов искусства.
Режим занятий. Модуль внеурочной деятельности «Современная пластика и классическое искусство» для учащихся 3 класса предпрофессионального образования рассчитан на 8 часов (1 раз в неделю по 2 часа), которые включают практические занятия, с обсуждением и анализированием результатов в конце каждого занятия.
Темы занятий:
Отражение пейзажа в танце.
Портрет. Воплощение характера в танце.
Исторические события в танцевальной пластике.
Свободная тема.
Тематическое планирование модуля «Современная пластика и классическое искусство» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование Основные виды учебной деятельности обучающихся
Тема 1.
Отражение пейзажа в танце Работа с произведением живописи, поиск идей, мыслей, их
воплощение под заданную музыку
Тема 2
Портрет. Воплощение характера в танце Выбор музыкального сопровождения из предложенных.
Использование ранее полученных
знаний на хореографических
дисциплинах
Тема 3
Исторические события в пластике. Коллективная работа. Использование навыков
коммуникации. Обоснование
действий в сюжетном танце.
Тема 4
Свободная тема. Самостоятельный подбор произведения живописи,
музыкального материала,
пластических решений.
4. Средства оценивания результатов модуля
В конце каждого занятия каждый учащийся получает оценку своей работы от педагога и от остальныхучащихся, присутствующих на занятии. Полученные баллы суммируются, и высчитывается средний балл.
Критерии оценки.
Воплощение идеи:
- оценка 5 (отлично): ребенок точно передал чувства и мысли, после просмотра его импровизации (пластического этюда) понятно, что он хотел рассказать, у зрителя не осталось вопросов к исполнителю, все донесено понятно и доступно;
- оценка 4 (хорошо): ребенок в целом передал идею, но остались неточности и у зрителя возникли вопросы и споры по поводу увиденного;
- оценка 3 (удовлетворительно): ребенок не смог воплотить идею и его импровизация не несла определенного смысла или учащийся не смог придумать и сформулировать идею.
Соответствие идеи импровизации выбранному произведению живописи:
- оценка 5 (отлично): ребенок точно передал смысл произведения живописи;
- оценка 4 (хорошо): ребенок не совсем верно понял произведение живописи;
- оценка 3 (удовлетворительно): ребенок не смог определить основную идею, воплощенную в выбранной картине, а потому его импровизация не имеет связи с живописным полотном.
Музыкальность:
- оценка 5 (отлично): ребенок точно подобрал музыкальный фрагмент в соответствии с выбранным произведением изобразительного искусства, пластика тела соответствует музыкальному сопровождению, отражает его нюансы;
- оценка 4 (хорошо): ребенок грамотно подобрал музыкальный фрагмент, но недостаточно точно отразил музыкальные тонкости и нюансы в пластике;
- оценка 3 (удовлетворительно): ребенок неверно подобрал музыкальный фрагмент, выбранная пластика не соответствует стилю музыка, движения построены немузыкально.
Разнообразие и техника исполнения пластических движений:
- оценка 5 (отлично): ребенок использовал много различных пластических движений, свободно исполнял их, язык тела «слился» с музыкой;
- оценка 4 (хорошо): ребенок использовал не весь запас движений тела, техническое исполнение не всех элементов соответствовало нужному уровню;
- оценка 3 (удовлетворительно): скудные пластические движения, слабое техническое исполнение.
Креативность:
- оценка 5 (отлично): ребенок показал богатую фантазию, использовал оригинальные сочетания движений, придумал свои, нестандартно подошел к реализации замысла;
- оценка 4 (хорошо): ребенок придумал новые сочетания, но достаточно много использовал штампованных и стандартных решений;
- оценка 3 (удовлетворительно): ребенок использовал только ранее ему известные движения, не было попытки придумать что-то свое, оригинальное.
Примерная таблица среднего балла (при условии, что оценивали педагог и 9 учащихся, в группе 10 человек)
Кол-во баллов | 43-50 | 36 - 42 | 30-35 |
Результат освоения модуля | Творческие способности ребенка хорошо развиты, достаточная эмоциональная раскрепощенность, основные знания, умения и навыки в области танца усвоены на высоком уровне | Творческие способности развиты недостаточно, эмоциональное раскрепощении ребенка требует корректировки, ребенок не полноценно усвоил программу предыдущих лет по дисциплинам танцевального профиля. | Учащийся показал слабый уровень развития творческих способностей, возможны проблемы с раскрепощенностью ребенка, на что следует в дальнейшем обратить внимание. |
- Материально-техническое обеспечение модуля
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы модуля «Современная пластика и классическое искусство» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
1. Балетный зал площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
2. Наличие музыкального центра в классе;
3. Наличие видео аппаратуры, компьютера;
4. Раздевалки для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта балетных залов, музыкальных инструментов, аудио и видео аппаратуры.
Список рекомендованной литературы для педагогов и обучающихся:
Н. Бойко: Картины русских художников: Репродукции и описания. В. Перов, В. Суриков. М.: Айрис-Пресс, 2013 г.
Вайнфельд О.А. Музыка. Движение. Фантазия. М.: "Детство",2004
- Левина Т. Мэри Вигман: история выразительного танца // PRO ТАНЕЦ. 2014. № 3. С. 40–44
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М.: Изд-во2ГИТИС»,1999
- Романова А. Контактная импровизация. М..: Геликон-Плюс, 2013