Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр. Балет"
На уроке ученики 5 класса продолжают знакомство с темой "балет", на примере балетов П.И.Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Деятельность обучающихся на уроке заключается как в знакомстве с новым материалом под руководством учителя, так и самостоятельном анализировании музыкального образа. Используется также работа в парах и фронтальный опрос.Материал урока соответсвует образовательным потребностям и психологическим особенностям обучающихся этого возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
ФИО учителя Диониз Юлия Сергеевна
Класс: 5 Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» Дата проведения: 12.03.2018
Тема урока | «Путешествие в Музыкальный театр. Балет» | ||
Цели урока | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Ученик научится - общаться со сверстниками, корректно отстаивая свою точку зрения в процессе обсуждения проблемы, показывая свою убежденность в вопросах значения знаний об искусстве в повседневной жизни, уважение к чужому мнению; - оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм; - определяться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; - развивать навыки творческого подхода в решении различных задач. Ученик получит возможность научиться - формировать художественно-эстетическую, духовно-нравственную культуру и развивать творческий потенциал, как фактор становления личности; - понимать необходимость личного участия в формировании своей мировоззренческой позиции; - воспитывать этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообучению и мн. др. | Ученик научится - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с творческой деятельностью; - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий в соответствии со своими умениями и возможностями. Ученик получит возможность научиться - выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. - работать в команде на основе согласования различных позиций, уметь разрешать конфликты и разногласия, находить компромиссы и общие решения; - воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью музыкального искусства, литературы, сценического искусства и мн. др.
| Ученик научится: - различать особенности выразительных возможностей в создании музыкального образа в балете; - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнавать отдельные произведения музыкального и сценического искусства, а также литературы; различать основные средства художественной выразительности и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; Ученик получит возможность научиться: - развивать творческую фантазию и воображение; - навыкам художественного восприятия предметов искусства; передаче художественного образа в рисунке; - анализировать произведения искусства; - видеть общее и различное в средствах художественной выразительности; - видеть взаимосвязь средств художественной выразительности в создании художественного образа в различных видах искусства; достигать соотнесение содержания произведения искусства с духовным мироощущением учащихся; развивать эмоциональное отношение к действительности и мн. др. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Организационный момент | Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель» | Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель» |
2. Мотивационный этап | Звучит музыкальный отрывок, «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Вопрос для учеников: Послушайте музыкальный отрывок. Расскажите о нем, какой он, какие у вас ассоциации с этой музыкой? | Слушание музыкального отрывка, участие в диалоге Обучающиеся 5 класс уже довольно хорошо знакомы с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского, поэтому они, при помощи наводящих вопросов учителя, без труда определят название звучащего отрывка, его автора, и сформируют тему урока. |
3. Актуализация, закрепление пройденного материала | Учитель: Сегодня мы говорим о балете! Расскажите мне, в чем особенность этого танцевального искусства? Учитель: Что же помимо танца помогает нам понять чувства и мысли героев, характер происходящего и создать особую атмосферу? Учитель: Действительно, музыка позволяет создать индивидуальный образ, даже в одинаковых жанрах. Давайте приведем пример, внимание на экран. Ученикам представлена возможность увидеть отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Вальс цветов» и «Вальс снежных хлопьев». Учитель: Сейчас я попрошу вас объединиться в пары и провести музыкальный анализ «Вальса цветов» и «Вальса снежных хлопьев». Для этого мы составляем таблицу в тетради, в которой сравниваем произведения: описываем образ, сравниваем, ищем сходства и различия, в том числе средств музыкальной выразительности: темп, тембр, ритмический рисунок, и другие особенности. Те, кто справятся с работой быстрее, могут оформить свою работу иллюстрациями, нарисованными цветными карандашами. | Ученики: Все действие происходит на сцене, изображается с помощью движений, пластики, мимики, без слов. Ученики: Музыка – одно из главных действующих лиц балета. Она позволяет создать нюансы настроения, особенности образов и т.д. Просмотр балетных отрывков, коллективное обсуждение созданных на сцене образов и того, как музыка позволяет создать особый сценический образ. Проведение музыкального анализа в парах, затем обмен мнениями со всеми учениками класса. |
4. Обобщение знаний изучение нового материала | Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что такое музыкальный образ в балете и какое влияние он оказывает на сценический образ. А скажите, без какого искусства еще не может обойтись балетное искусство? Учитель: Как называется сюжетное содержание в опере или балете? Учитель: Нужно ли знать либретто, если идешь в театр на балет? Учитель: Какие балеты, например, Чайковского вы знаете, кроме балета «Щелкунчик»? Учитель: А знаете ли вы либретто балета «Лебединое озеро»? Внимание на экран. Показ видеоролика «Либретто «Лебединое озеро П.И.Чайковского» https://www.youtube.com/watch?v=T8tld08_8Tg&t=179s Учитель: Заинтересовал вас сюжет балета «Лебединое озеро? Тогда давайте погрузимся в атмосферу этого великолепного балета. Мы посмотрим, почему же этот балет является одним из самых популярных во всем мире. Показ видеоролика «Детям о балете. Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро» |
Ученики: Литература, так как ни один балет не может обойтись без сюжета. Ученики: (с помощью учителя вспоминают) Либретто. Ученики: Обязательно, иначе многое в балете будет непонятным. Ученики: «Лебединое озеро» Ученики: Нет Просмотр, обсуждение Ученики: Да Просмотр, обсуждение |
5. Рефлексия | Учитель: Сегодня вы знакомились с балетной музыкой П.И.Чайковского, и его балетами «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». А если бы у вас был выбор, на какой из этих балетов пойти в театр, какой бы вы выбрали? Почему? | Ученики высказывают свое мнение и обосновывают его личными предпочтениями и впечатлениями |
6. Домашнее задание. | Закрепление понятия «либретто» | Познакомить класс с либретто какого-либо балета (в виде презентации, 5-мин) |
№ | Требования к уроку (критерии) | Показатели |
1 | Тип, форма, содержание, структура урока | Урок обобщения и систематизации знаний; интегрированный урок, соответствует программе изобразительного искусства и музыки в 6 классе; структура урока оптимальна возрастным особенностям обучающихся, цели урока соответствуют возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма работы. |
2 | Инструментарий учителя (технология, методы, приемы) Дидактическое оснащение урока. | На уроке применяется метод мозгового штурма, исследовательский метод, проблемное обучение; информационно-рецептивный, коллективная творческая деятельность, постановка познавательных задач; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности; эвристическая беседа. Межгрупповое, групповое, парное взаимодействие. Методы и приемы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени Разнообразие заданий различного типа помогает достичь целей урока и активизировать творческую деятельность обучающихся. ИКТ используется для наглядной информации, создания творческой атмосферы урока (музыкальный материал, презентация). Использование ТСО на уроке оптимальны и целесообразны для организации урока. |
3 | Формирование и развитие УУД Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса, а работа направлена на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока: 1. Взаимодействие, создание доброжелательной атмосферы урока. 2. Формулирование темы урока, мозговой штурм. Создание положительной мотивации для анализирования материала урока, совместной творческой и учебной деятельности. 3. Создание условий для развития коммуникативных и регулятивных УДД, активация мотивации к получению знаний о средствах выразительности, создающих художественный образ в предметах и объектах искусства. Групповая работа, направленная как на получение новых и обобщенных знаний, так и на способность обучающихся к совместной творческой и аналитической работе. 4. Обобщение полученных знаний, соотнесение этих знаний с представлениями об искусстве и жизни, полученная как в индивидуальной и парной, так и фронтальной форме деятельности, через обсуждение и совместный анализ предметов искусства. 5. Создание классного портрета в виде галереи автопортретов. Выражает самооценку обучающихся в контексте заданной темы. Творческая деятельность, направленная на раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся и развитие способности к самовыражению в искусстве. Развивает как личностные, познавательные УДД, так и коммуникативно-регулятивные. 6.Домашнее задание: самостоятельный поиск информации по теме, создание собственного образного ряда, выражающего внутренние интересы и устремления ребенка. |
(подпись учителя)_______________/____________________/