"Танец - это радость"
Авторская программа творческого развития детей дошкольного, младшего школьного, подраскового возраста в система дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 382.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ.
Тело танцора — это просто светящееся проявление его души (Айседора Дункан)
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными.
Хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Во-вторых, искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности.
Еще в самые древние времена танец являлся одним из первых языков. Он имел совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в него свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.
На современном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды из жизни. Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в хореографии, создание художественных образов, самореализацию в творческой деятельности.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
∙ выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском
возрасте;
∙ создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно
-нравственного развития детей;
∙приобретение детьми знаний, умений и навыков музыкально- пластического
интонирования, выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
∙ приобретение детьми умений и навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
∙ приобретение детьми опыта творческой деятельности;
∙овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
∙ подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Программа разработана на семь лет обучения и охватывает возрастные группы детей: старший дошкольный, младший школьный, подростковый возраст.
Программа хореографического творчества представляет собой ведение образовательного процесса в детских объединениях; включает овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности.
Программа предусматривает комплектование разновозрастных групп. Что способствует лучшему усвоению материала, повышать интерес у детей к занятиям.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В большом городе, педагоги, работающие с танцевальными коллективами, имеют возможность выбирать жанры и направления танцевального искусства. Это даёт возможность добиваться более высоких результатов. В условиях сельской местности, и при наличии, практически одного хореографического коллектива, задачи хореографа усложняются: встает вопрос конкурентоспособности при поездках на конкурсы и фестивали; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:
- к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);
- к народному танцу (в основном, на основе проживающих в данном регионе народов);
- к современной хореографии, бальному танцу, как к виду танца, который позволяет на более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.
Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.
С целью достижения высокого результата в программе совмещены разные танцевальные стили и сочетаются разные танцевальные направления.
Данная программа доступна для реализации в системе дополнительного образования, отвечает назначению и функциям ДДТ, удовлетворяет интересы и потребности детей заявленного возраста.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель состоит в том, чтобы научить детей владеть разными танцевальными стилями и сочетать разные танцевальные направления. Приобщать подрастающие поколения к ценностям мировой культуры и искусства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства.
2. Развивить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства.
3. Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.
4. Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению: классического танца; эстрадно-спортивного; народного танца; современного; бального танца.
5. Повышать уровень мастерства.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно педагогической основе обучения:
- Индивидуальная, коллективная, групповая формы работы;
- обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
Образовательная программа разработана с учетом модернизации дополнительного образования и максимально адаптирована по принципам:
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
2. Доступность, наглядность, последовательность, динамичность.
3. Интегрированный характер содержания.
4. Наличие в структуре содержания достаточно выраженного регионального компонента.
5. Вариативная организация содержания.
6. Личностно – ориентированный характер содержания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на обучение детей от 6 до 16 лет в течение семи лет с нагрузкой:
Образовательные уровни | Подготовительный уровень | Базовый уровень | Углубленный уровень | ||
Период обучения | Вводный курс | 1-ый | 2-ой - 4-ый | 5-ый –6-ой | |
Возрастная категория | 6 -7 лет | 7-8 лет | 8-14 лет | 12-16 лет | |
Недельная учебная нагрузка | 2 часа | 4 часов | 6 часов | 6часов | |
Количесто часов в год | 72 часа | 144 часов | 216 часов | 216 часов |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы, режим работы
Программа состоит из трех уровней: подготовительного, базового, углубленного.
- Подготовительный уровень - срок реализации 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 72 часа в год.
- Базовый уровень - срок реализации 4 года. 1 –ый год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, всего 4 часа в неделю, 144 часа в год.
2-й, 3-й, 4-й год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, всего 6 часов в неделю, 216 часов в год.
- Углубленный уровень – срок реализации 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, всего 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Формы занятий
По основной дидактической цели | По основному способу проведения | По основным этапам учебного процесса |
- ознакомление с новым материалом; - закрепление изученного; - применение ЗУН на практике | Групповая (основная) Индивидуальная (примерно один раз в две недели). Коллективная (итоговые, сцен-практика) | - теоретическое - практическое - контрольное - сценпрактика - концертная деятельность |
Формы промежуточной и итоговой аттестации: открытое занятие, отчётный концерт.
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
- метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов роликов с участием коллективов, ансамблей, групп.
- словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
- наглядный метод - личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов
- практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
- метод стимулирования - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Вводный-подготовительный уровень
Обучающийся подготовительного уровня должен знать:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Обучающийся подготовительного уровня должен уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
Базовый уровень (1-ый год, 2-4й год обучения).
Первый год обучения - направлен на усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
Обучающийся первого года обучения должен знать:
- термины азбуки классического танца;
- термины народного танца (русского, украинского);
- простые элементы эстрадно-спортивного танца (простейшие элементы верхнего, нижнего брейка, бальный танец «ча-ча»).
Обучающийся первого года обучения должен уметь:
- грамотно исполнять элементы классического танца;
- правильно исполнять народный танец, знать отличие между русским и украинским танцем;
- самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
- владеть стилем танца таким, как: ча-ча, основами брейка.
Особенности обучения 2-го, 3-го, 4-го года
Цель 2-го года обучения: выразительное исполнения танцевального репертуара русского, украинского народного танца.
Цель 3-го года обучения: выразительное исполнения танцевального репертуара спортивно-бального танца.
Цель 4-го года обучения: владеть элементами эстрадно-спортивного танца (простейшие элементы верхнего, нижнего брейка),
Обучающийся базового уровня должен знать:
- термины азбуки классического танца.
- термины народного танца
- основные элементы эстрадно-спортивного танца
- основные элементы бального танца
Обучающийся базового уровня должен уметь:
- качественно исполнять элементы классического танца;
- владеть исполнительским мастерством народного танца;
- самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
- владеть разнообразными стилями танца таким, как: рок-н-ролл, брейк, фристайл, тик-тоник, крамп.
- владеть исполнительским мастерством бального танца: самба, ча-ча-ча, румба, джайв, вальс.
Углубленный уровень (5-6-ой год обучения).
Цель углубленного, креативного уровня - формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Выполнение нормативов по танцевальной подготовке повышенной сложности, выступления на конкурсах, концертах, фестивалях.
Цель 5- го года обучения: Качественное исполнение народно-характерного танца
Цель 6- го года обучения: Качественное исполнение бального танца
- историко- бытового танца (венский вальс, полонез).
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
∙ знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
∙ знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
∙ умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический и др.;
∙ навыки музыкально-пластического интонирования;
∙ навыки публичных выступлений;
∙ наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
В течение всего процесса обучения педагог ведет дневник результатов обучения, в котором отслеживает творческие изменения, успехи, неудачи каждого обучающегося.
Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы «Танец-это радость» предполагаются: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года проводится отчётный концерт.
На промежуточное контрольное и итоговое занятие приглашаются родители, дети с других объединений. Родители выявляют, какое развитие получил их ребенок, каких результатов он достиг. Убеждаются в значимости занятий для детей в учреждении дополнительного образования, в данном объединении.
Реализация программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.
Диагностика результативности.
Стартовая диагностика | Направлена на определение уровня подготовленности детей к занятиям в объединении эстрадно-спортивный танец, включает в себя выявление уровня физиологического развития, музыкальных способностей. С учетом полученных данных формируются группы и корректируется учебный план.
|
Промежуточная диагностика | Позволяет выявить промежуточные результаты учащихся и при необходимости корректируется учебный план |
Итоговая диагностика | Позволяет оценить наличие определенных способностей и вражденных качеств, уровень развития творческих способностей. |
Контроль знаний, умений и навыков.
Период программы | Критерии оценки | Формы контроля |
Подготовительный период. Предварительная проверка. | Навыки работы, основные хореографические термины. Умение владения танцевальными движениями индивидуально, в коллективе и с коллективом. Навыки общения и развития произвольной памяти. | Анкета, контрольное тестирование беседа, наблюдение. |
Основной период. Текущая проверка. Повторная проверка. | Умение выразить эмоциональность – чувства под средством пластики движения, музыки. Диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Тематическая проверка. Параллельно изучению нового материала проводится повторение старого. | Наблюдение за детьми в процессе их творческой деятельности, беседа, тестирование, творческие задания, коллективный анализ, концертная деятельность, конкурсы, фестивали. |
Заключительный период. | Проводится в конце учебного курса, определяется уровень усвоения ЗУН (способность обучающегося владеть полученными знаниями, умениями и навыками) | Тест, беседа, участие в смотрах, конкурсах, отчетный концерт |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Подготовительный уровень (72 ч в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
РАЗДЕЛ 1 «Введение в образовательную программу «Танец – это радость!» | |||||||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с образовательной программой. | 1 | 1 | - | групповая | Журнал регистрации инструкта жа | |
1.2 | История танца | 4 | 2 | 2 | групповая | Визуальный контроль | |
РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика» | |||||||
I | Теория дисциплины. Основные задачи гимнастики | 2 | 2 | - | групповая | Визуальный контроль | |
II | Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках). | 8 | 2 | 6 | групповая | Визуальный контроль, наблюдение, Самостояте- льная работа | |
2.1 | Упражнения, укрепляющие мышцы спины. | ||||||
2.2 | Упражнения, развивающие подъем стопы. | ||||||
2.3 | Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. | ||||||
2.4 | Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. | ||||||
2.5 | Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов. | ||||||
2.6 | Упражнения, развивающие выворотность ног. | ||||||
2.7 | Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага. | ||||||
III | Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала) | 8 | 1 | 7 | групповая | Визуальный контроль Наблюдение,самостоятельная работа | |
3.1 | Упражнения для развития шеи и плечевого пояса. | ||||||
3.2 | Упражнения для развития плечевого сустава и рук. | ||||||
3.3 | Упражнения на развитие поясничного пояса. | ||||||
3.4 | Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног. | ||||||
РАЗДЕЛ 3 « Ритмика» | |||||||
I | Теория дисциплины | 1 | 1 | - | групповая | Наблюдение, самостоятельная работа | |
1.1 | Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато, стакатто. | 8 | 1 | 7 | |||
1.2 | Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. | 8 | 1 | 7 | |||
II. | Музыкально-ритмические игры. | 8 | 1 | 7 | групповая | Визуальный контроль | |
2.1 | Упражнения, игры и метр | ||||||
2.2 | Упражнения, игры фразировка | ||||||
2.3 | Упражнения, игры и динамика | ||||||
2.4 | Упражнения, игры характер музыкального произведения | ||||||
2.5 | Упражнения, игры и темп. | ||||||
РАЗДЕЛ 5 «Танец» | |||||||
I. | Теория дисциплины | 8 | 1 | 7 | групповая | Визуальный контроль | |
1. | Понятия «мелодия», «поза», «движение». | ||||||
II. | Ориентационно пространственные упражнения. | 8 | 1 | 7 | групповая | Визуальный контроль | |
2.1 | Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»). | ||||||
III | Танцевальные элементы. | 8 | 1 | 7 | групповая | Визуальный контроль | |
3.1 | Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки | ||||||
3.2 | Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4. | ||||||
3.3 | Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. | ||||||
Всего часов | 72ч. | 12 | 57 |
Базовый уровень 1 год обучения (144ч в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, контроля | ||||||||||
Всего | Теория | Прак тика | ||||||||||||
1 | РАЗДЕЛ 1 «Основные танцевальные направления в хореографии» | |||||||||||||
1.1 | Инструктаж поведение во время занятий. Формирование группы, формирование расписания занятий. | 1 | 1 | - | групповая | Журнал регистрации инструкта жа | ||||||||
1.2 | Колорит и разнообразие танцевальной культуры | 3 | 2 | 1 | групповая | Визуальный контроль | ||||||||
2 | РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика и ритмика» | |||||||||||||
2.1 | Ритмика | 5 | 1 | 4 | групповая | Визуальный контроль | ||||||||
2.2 | Партерная гимнастика. | 5 | 1 | 4 | ||||||||||
3 | РАЗДЕЛ 3 «Классический танец». | |||||||||||||
3.1. | Классический Exercice | 10 | 1 | 9 | групповая | Наблюдение самостоятельная работа, контрольные задания | ||||||||
3.2. | Exercice на середине зала: | 10 | 1 | 9 | ||||||||||
3.3. | Прыжки по позициям. | 10 | 1 | 9 | ||||||||||
4 | РАЗДЕЛ 4 «Народно-сценический танец» | |||||||||||||
4.1. | Русский танец | 12 | 2 | 10 | групповая | Наблюдение самостоятельная работа, контрольные задания | ||||||||
4.2. | Украинский танец | 10 | 1 | 9 | ||||||||||
4.3. | Белорусский танец | 10 | 1 | 9 | ||||||||||
5 | РАЗДЕЛ 5 «Эстрадно - спортивный танец» | |||||||||||||
5.1 | Современные танцевальные стили: «Хип-хоп». | 12 | 2 | 10 | групповая | Визуальный контроль | ||||||||
Простые элементы брейк танец | 12 | 2 | 10 | групповая | Визуальный контроль | |||||||||
6 | РАЗДЕЛ 6 «Импровизация и актёрское мастерство» | |||||||||||||
6.1 | Подвижные игры, игры на развитие мимики и пластики движения | 8 | 1 | 7 | групповая | Наблюдение самостоятельная работа, контрольные задания | ||||||||
7 | РАЗДЕЛ 7 «Репетиции и постановка танцев» | |||||||||||||
7.1 | Постановка танца. | 10 | 2 | 8
| групповая | Наблюдение, самостоятельная работа | ||||||||
7.2 | Репетиции | 10 | - | 10
| групповая | |||||||||
7.3 | Сценическая (подготовка) практика. | 8 | 1 | 7
| групповая | |||||||||
8 | РАЗДЕЛ 8 «История хореографии» | |||||||||||||
8.1 | История хореографии: балет, народный танец, этнический танец, современ. Хореография и ее колорит | 8 | 4 | 4 | групповая | Наблюдение, контрольный урок, отчетный концерт | ||||||||
ИТОГО ЧАСОВ | 144 | 24 | 120 |
|
2-4-го года обучения (216 ч в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, контроля | ||||
Всего | Теория | Прак тика | Индивидуальные занятия и консультации | |||||
1 | РАЗДЕЛ 1 «Эстрадный танец» | |||||||
1.1 | Инструктаж поведение во время занятий. Формирование группы, формирование расписания занятий. | 2 | 1 | 1 | - | групповая | Журнал регистрации инструктажей | |
1.2 | Танцевальные стили, формирование и развитие хореографии. | 4 | 2 | 2 | - | групповая | Визуальный контроль | |
2 | РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика и ритмика» | |||||||
2.1 | Ритмика | 2 | - | 2 | - | групповая | Наблюдение, самостоятельная работа | |
2.2 | Партерная гимнастика. | 2 | - | 2 | - | |||
3 | РАЗДЕЛ 3 «Классический танец». | |||||||
3.1. | Классический Exercice | 10 | 2 | 8 | - | групповая | Наблюдение, самостоятельная работа | |
3.2. | Exercice на середине зала: | 10 | 2 | 8 | - | |||
3.3. | Прыжки по позициям. | 10 | 2 | 8 | - | |||
4 | РАЗДЕЛ 4 «Народно-сценический танец» | |||||||
4.1 | Молдавия | 10 | 2 | 8 | - | групповая, индивидуальная | Наблюдение самостоятельная работа, контрольные задания, мини-концерт | |
Испания | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||
Ирландия | 10 | 1 | 9 | - | ||||
5 | РАЗДЕЛ 5 «Эстрадно - спортивный танец» | |||||||
5.1 | «рок-н-ролл» | 10 | 2 | 7 | 1 | групповая, индивидуальная. | Визуальный контроль, самостоятельная работа. | |
5.2 | фристайл | 10 | 2 | 7 | 1 | |||
5.3 | тик-тоник | 10 | 2 | 8 | - | |||
5.5 | крампл | 10 | 2 | 7 | 1 | |||
5.6 | электра | 10 | 2 | 8 | - | |||
6 | РАЗДЕЛ 6 «Бальный танец» | |||||||
6.1 | самба | 10 | 2 | 8 | - | групповая | Наблюдение, самостоятельная работа | |
6.2 | ча-ча-ча | 10 | 2 | 8 | - | |||
6.3 | румба | 10 | 2 | 8 | - | |||
6.4 | джайв | 10 | 2 | 8 | - | |||
7 | РАЗДЕЛ 7 «Импровизация и актёрское мастерство» | |||||||
7.1 | Постановка этюдов на развитие мимики и пластики движения. Актерское мастерство. | 10 | 1 | 5 | 4 | групповая. индивидуальная | Визуальный контроль | |
8 | РАЗДЕЛ 8«Репетиции и постановка танцев» | |||||||
8.1 | Постановка танца. | 16 | 2 | 14 | - | групповая | Визуальный контроль | |
8.2 | Репетиции | 18 | - | 18 | - | групповая | ||
8.3 | Сценическая (подготовка) практика. | 8 | - | 8 | - | |||
9 | РАЗДЕЛ 9 «История хореографии» | |||||||
9.1 | История хореографии: балет, народный танец, этнический танец, современ. Хореография и ее колорит | 4 | 4 | - | - | групповая | Визуаль ный контроль, промежуточная аттестация, отчетный концерт. | |
ИТОГО ЧАСОВ | 216 | 38 | 170 | 8 |
Углубленный уровень 5-6-го года обучения (216 ч в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, контроля | ||||
Всего | Теория | Прак тика | Индивидуальные занятия и консультации | |||||
1 | РАЗДЕЛ 1 « Введение в современные направление в танце» | |||||||
1.1 | Инструктаж поведение во время занятий. формирование группы, формирование расписания занятий. | 1 | 1 | - | - | групповая | Журнал регистрации и структажа | |
1.2. | Танец сегодня. Современная хореография. | 4 | 2 | 2 | - | групповая | Визуаль ный контроль | |
2 | РАЗДЕЛ 2 «Классический танец» | |||||||
2.1 | Классический Exercice http://www.horeograf.com/ | 10 | 2 | 8 | - | групповая | Визуаль ный контроль | |
2.2 | Exercice на середине зала: | 10 | 2 | 8 | - | групповая | ||
2.3 | Прыжки по позициям. | 10 | 2 | 8 | - | групповая | ||
3 | РАЗДЕЛ 3 «Народно-сценический танец». | |||||||
3.1 | «Испанский танец» | 10 | 1 | 8 | 1 | групповаяиндивидуальная | Визуаль ный контроль, участие в конкурсах, фестивалях. | |
3.2 | «Венгерский танец» | 10 | 1 | 8 | 1 | |||
3.3 | «Цыганский танец» | 10 | 1 | 8 | 1 | |||
3.4 | «Итальянский танец» | 10 | 1 | 8 | 1 | |||
3.5 | «Кавказ» | 10 | 1 | 8 | 1 | |||
3.6 | «Русский народный танец» | 10 | 1 | 9 | - | |||
РАЗДЕЛ 4 «Эстрадно - спортивный танец» | ||||||||
4.1 | разновидность направления джаза; | 10 | 2 | 8 | - | групповаяиндивидуальная | Наблюдение, самостоятельная работа | |
4.2 | Стиль: модерн; контемпорари. | 10 | 2 | 7 | 1 | |||
РАЗДЕЛ 5 «Бальный танец» | ||||||||
5.1 | «Пасодобль» | 10 | 2 | 8 | - | групповая | Визуаль ный контроль, участие в конкурсах, фестивалях. | |
5.2 | « Фокстрот» | 10 | 2 | 8 | - | |||
5.3 | «Вальс» | 10 | 2 | 8 | - | |||
5.4 | Историко бытовой танец (венский вальс, палонез). | 10 | 2 | 8 | - | |||
6 | РАЗДЕЛ 6 «Импровизация и актёрское мастерство» | |||||||
6.1 | Постановка этюдов на развитие мимики и пластики движения. | 8 | 1 | 2 | 5 | Групповая, индивидуальная | Визуальный контроль | |
7 | РАЗДЕЛ 7 «Репетиции и постановка танцев» | |||||||
7.1 | Постановка танцев. | 18 | 2 | 14 | 2 | групповая | Визуаль ный контроль | |
7.2 | Репетиции | 20 | - | 20 | - | |||
7.3 | Сценическая (подготовка) практика. | 10 | - | 10 | - | |||
8 | РАЗДЕЛ 8 «История хореографии» | |||||||
8.1 | История хореографии: (балет, народный танец ,этнический танец, современ Хореография и ее колорит) | 5 | 5 | - | - | Групповая, индивидуальная | Визуальный контроль, участие в конкурсах, фестивалях, большой отчетный концерт | |
ИТОГО ЧАСОВ | 216 | 35 | 168 | 13 |
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Применяемые формы контроля: собеседование, игровые конкурсы, наблюдения, открытые и зачётные занятия (по полугодиям), контрольные задания с самостоятельным решением творческих задач, выпускные экзамены.
Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества, определённые данной программой в контексте «Модель выпускника».
Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:
∙ творческого мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
∙ умение выразить чувства;
∙ коммуникативные навыки;
∙ активность, сообразительность, умение импровизировать, двигаться под музыку;
∙ сформированность общей культуры;
∙ владение основными танцевальными движениями;
∙ сформированность представлений о танцевальной культуре;
∙ развитый профессиональный интерес;
∙ сформированность теоретических знаний и практических умений;
∙ творческая индивидуальность;
∙ преподавательские навыки при работе в качестве помощника руководителя коллектива.
Модель выпускника
Имеет глубокие знания, умения, навыки по хореографии | Характеризуется развитыми общими и специальными способностями. | Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой. | Стремится к творческой самореализации. | Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании. | |||
Имеет высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности | Имеет сформированный образ «Я». | Развиты коммуникативые способности. | Развит танцевальный, художественный вкус. |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ПРОГРАММЫ.
1. Введение. История хореографии (теоритическая часть)
2. Ритмика (партерная классика)
3. Классический танец «Экзерсис у палки».
а) изучение новых композиционных моментов классического танца: плие; батман тандю;
батман жете; рондежамб пар тер; фандю; пти батман; фропе; онлер; грант батмант; адажио).
б) аллегро (изучение прыжков: асомбле; жете; эшоппе; шажман де пье; глисат; сисон ферме).
в) середина: изучение арабесков; вращение: (шине; бегунец; сисонсемпель; пордебра).
4. Этюд (Репетиционно - постановочная работа: изучение современного направления
танца; изучение эстрадно - спортивного танца; народно - характерного танеца; бального танца).
5.Сцен подготовка: (Итоговая часть: основы сценического мастерства; грим;
история хореографии; этика и эстетика воспитания; нравственное воспитание.
Сцен подготовка включает в себя, не только отработку концертных номеров, но и актерское мастерство, грим, историю хореографии, этику, эстетику и нравственное воспитание, рассчитана на несколько занятий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для более успешного усвоения учебного материала программа включает:
Используемые педагогические технологии.
В основе реализации программы – использование современных педагогических
технологий личностно - ориентированной направленности, целеполагающей основой которой является внимание к личности ребенка, обеспечение комфортных условий для ее развития. Использование современных технологий в педагогической практике даёт возможность более успешно взаимодействовать с детьми, способствует более полному раскрытию их творческого потенциала.
Этапы технологии:
1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.
2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и выражения эмоционального отношения к нему.
3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в классическом танце, народно-характерном танце, эстрадно - спортивном, современном танце.
Игровые технологии. Цель, которых является, развитие общих исполнительских умений воспитаников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности. Игровые технологии эффективны в любом возрасте. Способность детей во всём находить волшебство, всё обыгрывать помогает развивать фантазию и воображение. Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складываются и совершенствуются самоуправленческие способности обучающегося. Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка, чувства, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, похлопаем в ладоши на любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»
Технологии активизации и интенсификации деятельности: предполагают
акцентирование внимания на развитии практических навыков учащихся. Приобретая практический опыт, ребёнок быстро преодолевает начальные трудности в обучении, не заостряет внимания на отдельных элементах, осваивает программный материал, постоянно участвуя в деятельности, постепенно совершенствуя свои навыки.
Технологии проектного обучения: способствуют формированию у обучающихся навыков саморазвития и самосовершенствования.
Технология сотрудничества: даёт возможность педагогу помогать, учащимся осваивать опыт поколений в тесном взаимодействии. Воспитывающая функция этой технологии направлена на отношения людей без давления авторитета взрослых. Авторитетом становится дело, которым они занимаются. Это способствует формированию коммуникативных навыков учащихся, их способности жить в гармонии с окружающим миром, с обществом, с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребёнка, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата деятельности.
Деятельностные технологии: предполагают включение ребёнка в активную творческую деятельность и получение знаний, умений и навыков именно в процессе деятельности. Осуществляется принцип: от практики к теории к практике.
Используемые педагогические методы и приёмы занятий.
Метод эмоционально-образного погружения: создание педагогом самой
атмосферы предстоящей деятельности.
Метод эмоционального стимулирования успехом и перспективности развития: включает в себя демонстрацию достижений обучающихся, которые добились высоких результатов; демонстрация - видио профессиональных коллективов, которые не оставляют обучающихся равнодушными и побуждают их к дальнейшему творческому развитию.
Метод самостоятельного выполнения заданий.
Метод творческих проектов: создание внутри своего объединения проект
Метод перспективности: проекция на результат и на участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах; проекция на изобретательность. Метод сравнительных аналогий: сравнительный анализ работ обучающихся с эталонными образцами.
Метод эмпатии – «вживания» в предлагаемые обстоятельства и образы, «прочувствование» материала, нахождение способов решения творческихзадач через эти ощущения.
Интегрированные занятия. Работа над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.
Импровизация - один из главных элементов занятия.
Задачи занятия:
- раскрыть потенциальные способности;
- закрепление музыкальных и хореографических знаний;
- увеличить границы самостоятельного творчества;
- содействовать личностному самоопределению.
Репетиционно - постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.
Индивидуальные занятия – работа с отстающими обучающимися, коррекционная работа. А также работа с обучающимися продвинутого оровня.
Структура предметного содержание программы
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Большое значение для проведения успешного занятия хореографии имеет мастерство аккомпаниатора, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.
При составлении композиции необходимо учитывать перемещение учащихся по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности
Варианты рисунков композиции, в/у
При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных канонов танца.
публиковано 29.11.2015 - 20:25 - Парамонова Марина Алексадровна
- Открытое занятие. Тема занятия: «Народный танец» https://nsportal.ru/node/2171213
- Сценарий урока по хореографии для детей дошкольного и школьного возраста группы первого года обучения (6-7лет). https://nsportal.ru/node/2706247
- akterskoe_masterstvo_v_tantse.pptx
1- Отрывок из книги М.М.Бонч-Томашевсого, Москва, 1914
Литература для учащихся:
1.Аркина Н.Е / Анна Павлова/ М.: Знание, 1991г.
2.Барышникова, Т.К. /Азбука хореографии / - М. : Айрис-Пресс : Ральф, 1999.
3.Боброва В.Г. /Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.
4.Васильева Т.К. /Секрет танца/ С-П.: ТОО Динамит, ООО Золотой век, 1997г.
5.Дункан А. /Моя жизнь. Танец будущего/ М.: 1998г.
6.Зозулина Н./Алла Осипенко/ М.: Искусство, 1987г.
7.Константинова М. /Екатерина Максимова/ М.: Искусство, 1998г.
8.Лиепа М./ Вчера и сегодня в балете/ М.: Молодая гвардия, 1996г.
9.Пасютинская В. /Волшебный мир танца/ М.: Просвещение, 1985г.
10.Энтелис Л.А. /100 балетных либретто / С-П.: Музыка, 1999г.
Литература для педагога:
Обязательная литература:
1.Боброва Г./ Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.
2.Богомолова Л.В. /Основы танцевальной культуры/ М.: Новая школа, 1993г.
3.Ерохина О. В. /Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн]/ -Ростов н./Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :
4.Зуева Е.И /Волшебная сила растяжки/ М.: Советский спорт, 1999г.
5.Кастравицкая В., Писарев А. /Школа классического танца/ С-П: Искусство, 1996г.
6. Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / - М. : ГИТИС, 2000.
Список используемой литературы при составлении программы.
- Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975.
- Башмакова Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXII веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. - 2007.
- Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Диалог культур, 2007.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
- Ерохина, О. В. Школа танцев для детей : [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003:
- Зимняя И.А. /Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / Высшее образование. 2006г.
- Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить (сборник). М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2002.
Интернет ресурсы:
- http://www.horeograf.com/
- info@nasledierusi.com