Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Здоровьесберегающие подходы в работе с детьми
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Хочется отметить, что само хореографическое искусство обеспечивает развитие природных способностей ребенка, способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья, формированию интереса, к двигательной деятельности, Хореографическое искусство успешно реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственную усталость и дает дополнительный импульс для умственной деятельности.
Главная моя задача, как педагога, дать ребенку и научить его всему тому полезному и нужному, что содержит в себе хореографическое искусство. Я следую принципу, которым руководствуюсь: "Главное - не навредить!"
Для меня сохранения и стимулирования здоровья - это прежде всего организация учебного процесса, начиная, с создания комфортных условий на занятиях:
- дети занимаются в просторном, оборудованном зеркалами и станками, хорошо освещенном и чистом классе, есть раздевалки для девочек и мальчиков, обязательно проветриваем помещение и делаем влажную уборку через каждые 2 часа занятий,
- учащиеся одеты в репетиционную форму - специализированная тренировочная форма и обувь, а также концертные костюмы – одна из составляющих по санитарно – гигиеническому просвещению учащихся и родителей. Она помогает решить вопросы внутренней зажатости некоторых учащихся, неуверенности в себе, прививает чувство стиля в одежде и манеры общественного поведения.
- учебный процесс строю в соответствии с требованиями САНПиНа - объем учебной нагрузки, количество занятий и их продолжительность.
- составляю удобное, с учетом пожеланий детей и родителей расписание занятий;
- провожу инструктаж по охране труда и ТБ:
- веду работу с родителями, провожу беседы по профилактике заболеваний, самоорганизации детей, учу их рецептам народной медицины, овладению методами релаксации. Провожу беседы о личной гигиене, отдельно с мальчиками и девочками;
- при разработке планов занятий учитываю особенности возрастного развития (особенности памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.) детей данной возрастной группы;
- стараюсь создавать благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях;
- большое внимание уделяю обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек,
- в коллектив принимаю детей с медицинской справкой, разрешающей физические нагрузки;
- в наличие имею медицинскую аптечку.
Занятия направляю на физическое развитие занимающихся: на воспитание правильной осанки, коррекцию физических недостатков, на укрепление опорно-двигательного аппарата, на развитие координации, гибкости, выносливости.
В процессе занятий у ребенка развиваются волевые качества, он осваивает умения свободно и гармонично двигаться, что позволяет ему чувствовать себя красивым, сильным, уверенным в себе, избавляет его от различных комплексов, создает чувство внутренней раскрепощенности.
Используемая на занятиях музыка способствует формированию его творческого потенциала. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними толчком положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии воспитанника.
Работа над правильным дыханием является важным моментом в обучении учащихся на занятиях . Я стараюсь уделять внимание дыханию на каждом занятии, так как это:
- оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм:
- оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам;
- помогает выполнять сложнейшую танцевальную нагрузку со значительно меньшим утомлением;
- увеличивает выносливость;
- позволяет формировать умения, навыки и способствует профессиональному росту исполнителя.
Для выработки правильного дыхания я использую специальные упражнения, тренирующие дыхательный аппарат по системе трехфазного дыхания Е. А.Лукьяновой. Специальные часы по обучению дыханию не предусмотрены, поэтому эту задачу решаю в ходе занятия, на протяжении которого, постоянно напоминаю учащимся о правильном дыхании.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
2. Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991. – 94 с.
3. История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982. – 246 с.
- Технология развивающего обучения
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей, такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
- научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
- природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
- последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
- доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
- прочность (повторение - мать учения);
- сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
- наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
- связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
В учебном процессе использую рефлексивный компонент. В конце занятия обязательно делаю анализ, что позволяет понять, насколько интересен был учебный материал, выявляю физическое и эмоциональное состояние каждого ребенка.
Предоставляю возможность ребенку дать оценку своей деятельности. Он должен задуматься над такими вопросами:
- "Что я успел сделать на занятии?
- Чего достиг?
- Что осталось для меня нерешенным?".
Анализ своей деятельности позволяет воспитаннику осознавать, аргументировать и обосновывать свою деятельность, своё состояние.
Для младших групп предлагаю фразы, которые ребенок должен закончить. Например: я сегодня выучил …,было непросто ...,я добился ..,у меня получилось..,
хотелось бы ...,мне запомнилось ...я попробую ...
Иногда это короткий опрос в конце занятия (рефлексивный компонент) Чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удается?
Можно попросить детей закончить некоторые из предложений:
- Больше всего мне понравилось…самым интересным сегодня на занятии было…,.самым сложным для меня сегодня было…, сегодня на занятии я почувствовал.., сегодня я понял.., сегодня я научился…, сегодня я задумался…, сегодняшнее занятие показало мне…, на будущее мне надо иметь в виду…и т.д.
В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получилось занятие, отмечают его интересные моменты , возникшие сложности.
Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это наше творчество. Главное чтобы выбранные методы, способы позволяли добиваться лучших результатов.
- Применяя психолого - педагогические технологии основной задачей, которой является обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в коллективе и семье.
- на занятиях создаю условия психологического комфорта, партнерских отношений, знаю индивидуальных особенности своих учащихся
- создаю условия для творческого развития ребенка и ощущения у него радости от процесса обучения;
- для поддержания эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе обучения подбираю материал с учётом их интересов и физической подготовленности;
- на каждом занятии использую принципы постепенности, доступности, строго дозирую физические нагрузки в соответствии с возрастными возможностями ребенка, с учётом их физического и психического состояния, не допускаю чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной перегрузки при освоении учебного материала;
- использую методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
- формирую у детей устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни, понимание, что занятия хореографией прекрасный способ поддержания психического и социального здоровья.
Мною разработаны и применяются:
- Диагностическая карта ученика, цель которой - создать психологические условия, способствующие положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, определить зону ближайшего развития для каждого ученика;
- Карта мониторинга общеучебных умений и навыков учащихся, отслеживаются уровни мышления, восприятия, памяти учащихся и механизмы их развития;
- Провожу тестирование, анкетирование для выявления индивидуальных психо – физиологических особенностей учащихся.
Стремлюсь учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз». Главная задача - вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
- Технология игрового обучения. В практической работе с учащимися младшего школьного возраста я использую не только мною наработанный материал но и готовый игровой материал, такой, как «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика» А. Фомина, «Са-фи- данс».
Также для воспитания у детей самостоятельности творчества я применяю инновационную технологию - игру – сказку. Для содержательного и эффективного проведения такого занятия, с детьми провожу большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям, формирую их творческую активность. Это обеспечивает самостоятельность в применении двигательных образных навыков в игре. Знакомлю с действиями различных персонажей, читаю им, выбранную для работы литературу, подбираю музыкальный и наглядный материал, провожу беседы, уточняю их представление об игровых персонажах, определяю музыкальные фрагменты для каждого образа, обращаю внимание детей на характер танцевальных элементов, которые подходят к каждому из образов, учу выделять в прослушанных музыкальных фрагментах своего сказочного героя, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в действии. Предлагаю данный эпизод воплотить в разных вариантах, придумать свое действие, не похожее на действия других детей, решить по-своему образ, привлекая детей к импровизации. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.
Использую в работе игры-викторины - воспитательно-образовательное значение их в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность. Наличие же занимательности в содержании и формах подачи материала значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. Темы подбираю соответственно возрасту.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,
Со старшими воспитанниками провожу викторины, с целью выявления и закрепления теоретических знаний, расширения их кругозора.. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность, Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
- Использую в обучении личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Моя задача заключается в том, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность, сочетая индивидуальные и групповые формы работы, индивидуальное и коллективное творчество. У меня нет деления на "хороших" и "плохих", настраиваю на «ситуацию успеха» (термин психолога Выготского Л.С), всех детей на каждом занятии, прежде всего это важно для детей с заниженной самооценкой, важно дать им почувствовать, что они не хуже других, формирую в них веру в себя, учу преодолевать трудности, помогаю осознать свое совершенствование и продвижение вперед ( направленно работаю над повышением самооценки ребенка) Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат, у него появляется положительная мотивация к творческой деятельности. Все дети талантливы. Каждый может почувствовать себя неповторимым, уникальным – звездой. Выступления, концерты, соревнования помогают создавать и закреплять «ситуации успеха». А если ребёнок, подросток добился успеха, слышал аплодисменты, видел восторженные глаза зрителей, то желание добиваться большего у него увеличивается, способности проявляются ярче. Он ощущает себя значимым, необыкновенным .В дальнейшем он пойдёт по жизни с гордо поднятой головой, осознавая свою особенность, помогая другим стать особенными и творя особенные дела. Очень важно, чтобы «состояние успеха» стало привычкой, неотъемлемой составляющей личности. И тогда мы увидим нового героя России, или мастера «золотые руки», или крупного организатора, или просто хорошего человека Рефлексивный компонент применяю в конце каждого занятия как подведение итога и самооценки учащегося результата работы на занятии, иногда после исполнения комбинации или танцевального номера дети делают анализ своей деятельности, отвечая на вопросы: Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удается? В своей работе я использую различные формы организации деятельности учащихся на занятии– в зависимости от цели и задач занятия: Фронтальную –применяю при разучивании и повторении упражнений, комбинаций.
Групповую – чаще использую при выполнении разученных упражнений и комбинаций.
Индивидуальная – это самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий и используется мною, при заданиях на импровизацию и сочинительство, при наработке сложных технических элементов, в работе с солистами, такая форма работы также необходима для оказания помощи детям, не усвоивших пройденный материал.
В парах – применяю в работе над дуэтным танцем, парными этюдами, заданиях на импровизацию и сочинительство.
Поточная - я применяю эту форму организации деятельности учащихся на занятии, в работе над техникой вращений, как в продвижении, а так и на месте, темп исполнения движений для каждого ребенка индивидуален.