Учебная общеобразовательная программа "Ритмика" для хореографического отделения Школы искусств
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika_1_uroven.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Предметная область
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
РИТМИКА
Анива
2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
РИТМИКА
СОСТАВЛЕНА на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств.
Рассмотрена на заседании хореографического отделения МБОУ ДО «ДШИ г. Анива» протокол № 7 от «28» мая 2017 г.
Одобрена методическим советом МБОУ ДО «ДШИ г. Анива»
протокол № 5 от «05» июня 2017 г.
Утверждаю
Директор МБОУ ДО
«ДШИ г. Анива»
___________ Красовский Г.А.
Разработчики – Дзюбан Т.А. – преподаватель
хореографических дисциплин.
Самсоненко И.А. – методист.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Содержание разделов;
- Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Музыкально-ритмические игры;
VI. Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Интернет ресурсы
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
- . Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до 14 лет, составляет 2 года (с 1 по 2 класс).
- Объем учебного времени и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебного предмета «Ритмика» составляет 69 часов.
- Таблица 1
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ритмика», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов | |||
Классы | 1 | 2 | |||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 1 | 1 | 2 | ||
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 18 | 16 | 19 | 69 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 16 | 18 | 16 | 18 | 69 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачёт | зачёт |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 4 до 10 человек), продолжительность урока - 1 класс – 30 минут; 2 класс - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета «Ритмика»
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
- овладение основами музыкальной грамоты;
- формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
- развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- формирование правильной осанки;
- развитие творческих способностей;
- развитие темпо - ритмической памяти учащихся.
- Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.
- Наглядный
- наглядно-слуховой прием;
- наглядно-зрительный прием.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
- Словесный
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.
- Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школах должны быть созданы те необходимые материально-технические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:
- наличие танцевальных залов;
- наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;
- наличие концертного зала;
- наличие репетиционной и концертной одежды.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 2 года
Таблица 3
№/№ | Наименование раздела | Вид учебного занятия | Объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия первого года обучения | Аудиторные занятия второго года обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
69 | 34 | 35 | |||
I. | Основы музыкальной грамоты | урок | 26 | 13 | 13 |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве | урок | 4 | 2 | 2 |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д. на выбор преподавателя) | урок | 4 | 2 | 2 |
IV. | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) | урок | 4 | 2 | 2 |
V. | Танцевальные движения | урок | 25 | 12 | 13 |
VI. | Музыкально-ритмические игры | урок | 4 | 2 | 2 |
Контрольные уроки | 2 | 1 | 1 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося.
Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»
Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене.
Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца»
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел «Танцевальные движения»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»
Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
3.Требования по годам обучения
Срок обучения 2 года
1 год обучения
Таблица 5
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
I. | Основы музыкальной грамоты | |
1) | Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие) | 1 |
2) | Характер музыки: | 1 |
- грустный, печальный и т.д. | ||
- веселый, задорный и т.д. | ||
3) | Динамические оттенки: | 1 |
- громко | ||
- тихо | ||
4) | Музыкальный размер | 1 |
2/4 | ||
4/4 | ||
5) | Знакомство с длительностью звуков (ноты): | 1 |
- целая | ||
- половинная | ||
- четвертная | ||
- восьмая | ||
6) | Музыкальный темп: | 2 |
- быстрый | ||
- медленный | ||
- умеренный | ||
7) | Понятие «сильная доля» | 1 |
8) | Понятие «музыкальная фраза» | 1 |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 2 |
Нумерация точек | ||
- линия | ||
- шеренга | ||
- колонна | ||
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами ( по выбору преподавателя) | 2 |
1) | - ударные (ложки, барабан и т.д.) | |
2) | - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка) | |
IV. | Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) | 2 |
Упражнение с платком | ||
Упражнение с лентой | ||
V. | Танцевальные движения | |
1) | Поклон | 2 |
-простой | ||
- поясной | ||
2) | Шаги: | 2 |
- маршевый шаг | ||
- шаг с пятки | ||
- шаг сценический | ||
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад | ||
- на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед | ||
3) | Бег: | 2 |
- сценический | ||
- на полу пальцах | ||
- легкий шаг (ноги назад) | ||
- на месте | ||
4) | Прыжки: | 2 |
- на месте по VI позиции | ||
- с продвижением вперед | ||
- повороте на ¼ | ||
5) | Работа рук: | 1 |
- понятие «правая» и «левая рука» | ||
- положение рук на талии | ||
- перед грудью | ||
- положение рук в кулаки | ||
6) | Позиции ног: | 1 |
- понятие «правая « и «левая нога» | ||
- первая позиция свободная | ||
- первая позиция параллельная | ||
- вторая позиция параллельная | ||
7) | Работа головы | 1 |
- Наклоны и повороты | ||
8) | Движения корпуса | 1 |
- наклоны вперед, назад, в сторону | ||
- с сочетанием работы головы | ||
9) | Музыкально-ритмические упражнения | 1 |
Притопы | ||
- простой | ||
- двойной | ||
- тройной | ||
Хлопки | 1 | |
- Хлопки в ладоши (простые) | ||
- Хлопки в ритмическом рисунке | ||
- Хлопки в парах с партнером | ||
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) | 1 | |
VI. | Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) | 2 |
Рекомендуемые: | ||
- «Музыкальная шкатулка» | ||
- «Самолетики-вертолетики» | ||
Контрольные уроки | 2 | |
ИТОГО | 34 часа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
- правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
- знать различия «народной» и «классической» музыки;
- уметь грамотно исполнять движения;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
- четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
- хорошо владеть движениями с платком и обручем;
- уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
- уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
2 год обучения
Таблица 6
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
I. | Основы музыкальной грамоты | |
1) | Характер музыки: | 2 |
- торжественный, величественный и т.д. | ||
- игривый, шутливый и т.д. | ||
- задумчивый, сдержанный и т.д. | ||
2) | Музыкальный размер (2/4.4/4 , ¾,6/8) | 1 |
¾ | ||
6/8 | ||
3) | Жанры в музыке: | 1 |
песня | ||
танец | ||
марш | ||
4) | Понятие «сильная доля» | 1 |
5) | Понятие «затакт» | 1 |
6) | Знакомство с куплетной формой | 1 |
7) | Понятие «музыкальная фраза» | 1 |
8) | Характер музыки. Тоника: | 1 |
- мажор | ||
- минор | ||
9) | Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая) | 1 |
10) | Музыкальный темп: | 1 |
- умеренный | ||
11) | Музыкальные штрихи: | 1 |
- легато | ||
- стаккато | ||
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 2 |
- диагональ | ||
- круг | ||
- два круга | ||
- «улитка» | ||
- «змейка» | ||
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами ( по выбору преподавателя) | 2 |
1) | - ударные (ложки, барабан и т.д.) | |
2) | - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка) | |
IV. | Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) | 2 |
Упражнение с мячом | ||
Упражнение с обручем | ||
V. | Танцевальные движения | |
1) | Поклон | 2 |
-простой | ||
- поясной | ||
2) | Шаги: | 2 |
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад | ||
- на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед | ||
-переменный | ||
- мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный) | ||
- приставной шаг с приседанием | ||
- приставной шаг с притопом | ||
3) | Бег: | 1 |
- легкий шаг (ноги назад) | ||
- на месте | ||
- стремительный | ||
- «лошадки» на месте и в продвижении | ||
- «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад | ||
4) | Прыжки: | 1 |
- в повороте на ½ | ||
- «разножка» | ||
- «поджатый» | ||
5) | Работа рук: | 1 |
- за юбку | ||
- позиция рук 1,2,3 | ||
6) | Позиции ног: | 1 |
- вторая свободная | ||
- третья | ||
7) | Приседания | 1 |
Полуприседания | ||
Полуприседания с каблучком | ||
8) | «ковырялочка» | 1 |
- в первоначальном раскладе | ||
- в сочетании с притопами | ||
9) | Па галопа | 1 |
- прямой | ||
- боковой | ||
10) | Музыкально-ритмические упражнения | |
Притопы, дроби | 1 | |
- простой | ||
- двойной | ||
- тройной | ||
Хлопки | 1 | |
- хлопки в ладоши (простые) | ||
- хлопки в ритмическом рисунке | ||
- хлопки в парах с партнером | ||
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) | 1 | |
VI. | Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) | 2 |
Рекомендуемые: | ||
- «Мыши и мышеловка» | ||
- «Волшебная шапочка» | ||
VII. | Контрольные уроки | 2 |
ИТОГО | 35 часов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения:
Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;
- знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения;
- знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька).
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, ¾; 6/8;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
- повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;
- выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
- уметь танцевать в ансамбле;
- уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
- уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
- уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Ритмика », является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 8
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:
- принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;
- принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
- принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
- ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
- создания целостного впечатления о музыке и движении;
- разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжатся:
- углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,
- уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
2. Музыкально-ритмические игры
1) «Музыкальная шкатулка»
Описание:
Дети стоят спиной в круг, в центре круга – один из детей, у которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.
Игра развивает:
музыкальный слух, при прослушивании музыки музыкального инструмента;
чувство ритма, когда ребенок исполняет игру на инструменте в разнообразном ритмическом рисунке;
быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером.
2) «Самолетики – вертолетики»
Описание:
Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).
Игра развивает:
умение владеть танцевальной площадкой;
быстроту движений, реакцию;
музыкальный слух;
память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.
- «Мыши и мышеловка»
Описание:
Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто – «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».
Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» - мышками.
Игра развивает и учит:
координацию движения ребенка;
умение ориентироваться в пространстве;
формировать рисунок танца – круг;
коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»;
развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
- Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
- Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972
- Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973
- Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
- Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994
- Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
- Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
- Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С. М., М.,1984
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972
- Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
- Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
- Школа танца для юных. СПб, 2003
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
Интернет ресурсы
- http://piruet.info
- http://www.monlo.ru/time2
- www. psychlib.ru
- www. horeograf.com
- www.balletmusic.ru
- http://pedagogic.ru
- http://spo.1september.ru
- http://www.fizkultura-vsem.ru
- http://www.rambler.ru/
- www.google.ru
- www.plie.ru