Учебная общеобразовательная программа "Подготовка концертных номеров" для хореографического отделения школы искусств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urovenpodgotovka_kontsertnyh_nomerov_horeograficheskoe_tvorchestvo-12.02.13.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Предметная область
ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ
Анива
2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ
СОСТАВЛЕНА на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств.
Рассмотрена на заседании хореографического отделения МБОУ ДО «ДШИ г. Анива» протокол № 7 от «28» мая 2017 г.
Одобрена методическим советом МБОУ ДО «ДШИ г. Анива»
протокол № 5 от «05» июня 2017 г.
Утверждаю
Директор МБОУ ДО
«ДШИ г. Анива»
___________ Красовский Г.А.
Разработчики – Дзюбан Т.А. – преподаватель
хореографических дисциплин.
Самсоненко И.А. – методист.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей иподростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.
На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и других.
При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства, просмотр видеоматериала, кинофильмов, прослушивание музыкального материи и т.д., которые могут служить примером в изучении предмета «Подготовка концертных номеров».
Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, а также знакомить с лучшими спектаклями, концертными программами и отдельными номерамихореографических коллективов.
Для более углубленного изучения курса «Подготовка концертных номеров» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских коллективов, выставок, музеев с последующим их обсуждением и анализом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Подготовка концертных номеров» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до 14 лет, составляет 4 года (с 1 по 4 классы).
Объем учебного времени и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебного предмета «Подготовка концертных номеров»составляет 139 часов.
Таблица 1
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Подготовка концертных номеров», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов | |||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 18 | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | 139 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 16 | 18 | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | 139 |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2-х человек), продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета «Подготовка концертных номеров»
Цель:развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков.
Задачи:
- развитие танцевальности, чувства позы, умение правильно распределять сценическую площадку;
- развитие музыкальности, координации движений;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;
- умение преодолевать технические трудности при исполнении сложных комбинаций.
6.Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение УП;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
- эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (самоанализ ребенка);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Подготовка концертных номеров»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Балетные учебные залы для занятий по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» оборудованы балетными станками, зеркалами размером 7м х 2м. Есть в наличие музыкальный инструмент, аудио аппаратуры.
Необходимо наличие концертного зала и фонотеки.
II.Содержание учебного предмета
2.Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику Количество музыкальных хореографических постановок, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Срок обучения – 4 года
1 класс
Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую площадку.
Примерный перечень хореографических номеров (по выбору)
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
1) | Танец «В мире животных» (произвольная композиция). | 4 |
2) | «Новогодняя фантазия» | 4 |
3) | «Танец куколок» (произвольная композиция). Музыка Д. Шостаковича «Вальс-шутка». | 4 |
4) | «Бабочки» (произвольная композиция). Музыка В.Шаинского | 4 |
5) | Танец колокольчиков (произвольная композиция). Музыка П.Чайковского («Танец феи Драже). | 4 |
6) | «Эх, Вася-Васелек» | 4 |
7) | «Веселая полька» | 4 |
8) | «Шкатулка» | 5 |
Академический концерт | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
Примерный перечень хореографических номеров для 2 года обучения
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
1) | «Аквариум» (произвольная композиция). Музыка К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» | 6 |
2) | Танец снежинок (произвольная композиция). Музыка Л.Делиба | 6 |
3) | Танец мотыльков (произвольная композиция). Музыка С.Рахманинова «Итальянская полька» | 5 |
4) | «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф.Шуберта «Вечерняя серенада» | 5 |
5) | «Марионетки» (произвольная композиция) | 6 |
6) | «Мир, который нужен мне» (произвольная композиция) | 6 |
Академический концерт | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
Примерный перечень хореографических номеров для 3 года обучения
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
1) | Финская полька (произвольная композиция) | 8 |
2) | Школьная полька (произвольная композиция) | 9 |
3) | «Менуэт» (произвольная композиция). Музыка П.Мориа | 8 |
4) | «Балет невылупившихся птенцов». Хореография К.Голейзовского, музыка М.Мусоргского | 8 |
Академический концерт | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
В третьем классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.
Примерный перечень хореографических номеров для 4 года обучения
Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного содержания исполняемой композиции.
№№ | Наименование тем | кол-во часов |
1 | 2 | |
Классический танец: | ||
1) | 1.П.Чайковский. Танец детей из I акта балета «Щелкунчик». Хореография В.Вайнонена | 8 |
2) | 2.Э.Григ «Норвежский танец». Постановка Е.Снетковой-Вечесловой | 9 |
Народный танец: | ||
1) | 1. Белорусский танец «Крыжачок» | 8 |
2) | 2. . Белорусский танец «Бульба» | 9 |
Академический концерт | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
В четвертом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
- умение работы в танцевальном коллективе;
- умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
- умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции,
- навыки участия в репетиционной работе.
IV Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации предмета «Подготовка концертных номеров» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра концертных номеров, концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2.Критерии оценок
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 5
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятийи нежеланием работать над собой |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте или конкурсе;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа по предмету«Подготовка концертных номеров» предлагает примерный репертуар хореографических постановок. Каждое образовательное учреждение имеет танцевальные номера, составляющие основу репертуара данного учреждения. Отбор танцев из общего репертуара должен проводиться в соответствии с учебной программой образовательного учреждения.
Занятия на каждом году обучения строятся последующей схеме: вводное слово преподавателя; слушание музыки и ее анализ; разучивание элементов танца, поз, переходов и рисунка танца.
Вводное слово преподавателя. Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем некоторые сведения: история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета– дается информацияо времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи.
Слушание музыки и ее анализ. Преподаватель предлагает прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.
Следующий этап – разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем движения постепенно усложняются, приближаясь к законченной форме. Когда основные движения, позы, рисунок изучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.
Любой танец - классический, народный – эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между исполнителями. Работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки и происходит постепенно и неотрывно по отработке движений.
При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых двигательных навыков является восприятие музыки. Подбор музыкального материала для ведения занятий играет большую роль.
Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоци/ональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
1. Белозерова В.В. «Традиционная культура Орловского края». Орел, 2005
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург, 2000
3.Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов с нотным приложением». «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Санкт-Петербург, 2010
4. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца». Часть I, Орел, 1999
5. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного
танца». Часть II, Орел, 2004
6. Климов А.А. «Основы русского народного танца». Москва: «Искусство», 1981
7. Ткаченко Т.С. «Народный танец». Москва: «Искусство», 1954
8. Ткаченко Т.С. «Народные танцы». Москва: «Искусство», 1975
9. Устинова Т.А. «Избранные русские народные танцы». Москва: «Искусство»,1996