Н. Русанова, О.Кузьмина. Cтатья "Опыт воспитания патриотических ценностей в коллективе эстрадного танца "Мон Кураж""
Статья посвящена воспитательной работе в коллективе эстрадного танца "Мон Кураж", а именно воспитанию патриотических ценностей. Материал содержит описание тематических занятий "Они ушли в бессмертие", "Танец в огне" и "Батальон спецназначения". Каждое занятие раскрывает одну из страниц истории Блокады Ленинграда. Рекомендовано для кружковой работы, внеклассных меропритий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_patriotizma.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт воспитания патриотических ценностей
в коллективе эстрадного танца «Мон Кураж»
Педагоги дополнительного образования
ГБУ ДО Дома детского творчества
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Русанова Наталья Николаевна,
Кузьмина Ольга Аркадьевна
Воспитание патриотизма у современных детей является одной из актуальных проблем, которой занимаются образовательные учреждения (от детских садов до домов детского и юношеского творчества). Без любви к Родине, без знаний её истории, культуры и традиций, без уважения к опыту предков невозможно становление личности – гражданина своего Отечества.
Специфика деятельности учреждения дополнительного образования детей открывает широкие возможности взаимодействия с семьей в процессе формирования патриотических ценностей у детей. Это возможно в процессе совместной образовательной и социально-культурной деятельности детей, педагогов и родителей, досуговых и творческих событий.
Одной из важных форм воспитательной деятельности любого детского объединения являются мероприятия по развитию детей, призванные расширять и углублять творческий кругозор детей.
В коллективе эстрадного танца «Мон Кураж» была разработана серия из трех тематических занятий, направленных на воспитание патриотизма и формирование знаний по истории Великой Отечественной войны. Формирование патриотических чувств ребенка начинается с семьи. В каждой семье есть свои герои, в каждом маленьком поселке почитают своих победителей. Петергоф в годы Великой Отечественной войны оказался под фашистской оккупацией, что стало его трагедией и подвигом. Урок мужества «Они ушли в бессмертие» приурочен к годовщине со дня гибели и подвига морского десанта, высадившегося в парки Петергофа для прорыва клина немецкой группировки, захватившей Петергоф. Сейчас, гуляя по аллеям Нижнего парка и Александрии, сложно представить, что окружающая красота была местом кровопролитных боевых действий. В СССР о тактических десантах в рамках Стрельнинско-Петергофской наступательной операции, состоявшейся 5 октября 1941 года, долгое время не вспоминали. Тактические десанты, которые должны были помочь соединиться основным силам 8-й и 42-й армий, не выполнили своей боевой задачи и практически в полном составе погибли в ходе боев в окружении, продолжавшихся несколько суток. Трагедия этого боя является трагедией всех жителей Петергофа. Наш долг – помнить и чтить память героев, отдавших свою жизнь во имя нашего будущего на нашей петергофской земле.
Таким образом, была поставлена следующая цель занятия – способствовать формированию патриотических и нравственных качеств личности через рассказ о героях Великой Отечественной войны, проявивших мужество на петергофской земле.
Занятие сопровождает презентация, отражающая ходе боевых действий во время военной операции. Также дети знакомятся с историей жизни выжившего десантника, уроженца Петергофа Алексея Семеновича Степанова. Завершающей частью занятия является просмотр документального фильма «Они ушли в бессмертие» режиссера Людмилы Савинковой. В заключение воспитанницы делятся своими впечатлениями и пишут отзыв о занятии.
Полноценным завершением нашего занятия, так называемого «Урока мужества», является прогулка по памятным местам, связанным с боевой славой морского десанта в Петергофе, и возложением цветов к памятникам.
Тематическое занятие «Танец в огне» посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать учащихся историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе, а также показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов. На конкретных примерах дети получают представление о концертной и учебной деятельности артистов фронтовых бригад, педагогов и учеников хореографических училищ.
Особое внимание уделяется фронтовому танцевальному ансамблю под руководством военного балетмейстера Аркадия Обранта. Именно он создал в годы блокады молодёжный ансамбль, состоявший из его учеников – юношей и девушек Дворца пионеров. Истории и подвигу этого ансамбля посвящен художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо» (1980 г.) в главной роли с Олегом Далем, сюжет которого основан на реальных событиях.
Тематическое занятие «Батальон спецназначения» посвящено подвигу животных, а именно собак, в годы Великой Отечественной войны. Обращение к данной теме обусловлено и собственным интересом, и уверенностью в том, что тема животных на войне вызовет самый яркий и неравнодушный интерес у учащихся любого возраста. И действительно, это занятие является одним из самых любимых среди воспитанниц хореографического коллектива «Мон Кураж» и рекомендовано для любого возраста.
Собака – верный друг человека, и её вклад в Победу в Великой Отечественной войне неоценим. Помогая и служа человеку на войне, они и погибали, и получали увечья, но эта жертва стоила множества человеческих жизней. Именно бесстрашие, смелость, преданность, самоотверженность собаки – те качества, которые воспитывают такие же чувства в человеке и становятся примером для подражания. Однако не стоит забывать, что и сам человек принимает непосредственное участие в воспитании в собаке рабочих и служебных качеств, которые настолько были необходимы в деле Победы. Именно связь человека и животного, когда она основана на послушании из любви, давала высокие результаты в службе собаки на фронте.
Помимо темы животных на войне, также раскрывается одна из страниц блокады Ленинграда, в которой рассказывается о создании и боевой службе 34 Отдельного саперного батальона Ленинградского фронта и участии его бойцов – девушках-саперах с собаками – в боевых действиях.В этом занятии освещены малоизвестные страницы из жизни блокадного Ленинграда через рассказ о метрике блокадного щенка Мура. Завершением занятия является художественный фильм «О тех, кого помню и люблю» (1974 г.), который был снят по мотивам документальной повести П. Заводчикова и С. Самойлова «Девичья команда» в главной роли с молодым Валерием Золотухиным.
В качестве домашнего задания предлагается написать небольшое сочинение «Моя собака на войне» (если у учащегося нет собаки, то он может пофантазировать и написать сочинение о воображаемой собаке). Для детей младшего возраста домашним заданием является рисунок «Собака на войне».
Таким образом, достигается одна из задач – побудить учащихся к получению новых знаний о Великой Отечественной войне, а также о служебном собаководстве.
Все занятия проводятся в Музее Дома детского творчества «Наш домик», который, который вновь открыл двери для учащихся в 2015 году. В Музее оборудован видеоуголок, позволяющий проводить различные занятия и экскурсии для кружковцев. Сама атмосфера Музея создает соответствующий настрой для восприятия информации и способствует лучшему её усвоению.
В завершение стоит отметить неподдельный интерес детей к темам занятий, их желание поделиться собственными мыслями и чувствами при подведении итогов.
Самый верный путь в воспитании любых человеческих ценностей – это собственный пример. Когда дети видят, какие подвиги совершали их сверстники, они вдохновляются и эмоционально возрастают в воспитании собственной души.
Таким образом, воспитание патриотических ценностей через искусство, через эмоциональный рассказ, через обращение к опыту детей, к истории семьи, через собственное переживание педагогом темы занятия всегда будет успешным и результативным, ведь, по словам Дмитрия Лихачева, «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость… Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».