Н. Русанова, О.Кузьмина. Cтатья "Опыт воспитания патриотических ценностей в коллективе эстрадного танца "Мон Кураж""

Русанова Наталья Николаевна

Статья посвящена воспитательной работе в коллективе эстрадного танца "Мон Кураж", а именно воспитанию патриотических ценностей. Материал содержит описание тематических занятий "Они ушли в бессмертие", "Танец в огне" и "Батальон спецназначения". Каждое занятие раскрывает одну из страниц истории Блокады Ленинграда. Рекомендовано для кружковой работы, внеклассных меропритий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_patriotizma.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт воспитания патриотических ценностей

в коллективе эстрадного танца «Мон Кураж»

Педагоги дополнительного образования

ГБУ ДО Дома детского творчества

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Русанова Наталья Николаевна,

Кузьмина Ольга Аркадьевна

Воспитание патриотизма у современных детей является одной из актуальных проблем,  которой занимаются образовательные учреждения (от детских садов до домов детского и юношеского творчества).  Без любви к Родине,  без знаний её истории, культуры и традиций, без уважения к опыту предков невозможно становление личности – гражданина своего Отечества.

Специфика деятельности учреждения дополнительного образования детей открывает широкие возможности взаимодействия с семьей в процессе формирования патриотических ценностей  у детей.   Это возможно  в процессе совместной образовательной и  социально-культурной деятельности детей, педагогов и родителей,  досуговых и творческих событий.

Одной из важных  форм  воспитательной деятельности любого детского объединения являются мероприятия по развитию детей, призванные расширять и углублять творческий кругозор детей.

В коллективе эстрадного танца «Мон Кураж» была разработана серия из  трех тематических занятий, направленных на воспитание патриотизма и формирование знаний по истории Великой Отечественной войны. Формирование патриотических чувств ребенка начинается с семьи. В каждой семье есть свои герои, в каждом маленьком поселке почитают своих победителей. Петергоф в годы Великой Отечественной войны оказался под фашистской оккупацией, что стало его трагедией и подвигом. Урок мужества «Они ушли в бессмертие» приурочен к годовщине со дня гибели и подвига морского десанта, высадившегося в парки Петергофа для прорыва клина немецкой группировки, захватившей Петергоф. Сейчас, гуляя по аллеям Нижнего парка и Александрии, сложно представить, что окружающая красота была местом  кровопролитных боевых действий. В СССР о тактических десантах в рамках Стрельнинско-Петергофской наступательной операции, состоявшейся 5 октября 1941 года, долгое время не вспоминали. Тактические десанты, которые должны были помочь соединиться основным силам 8-й и 42-й армий, не выполнили своей боевой задачи и практически в полном составе погибли в ходе боев в окружении, продолжавшихся несколько суток. Трагедия этого боя является трагедией всех жителей Петергофа. Наш долг – помнить и чтить память героев, отдавших свою жизнь во имя нашего будущего на нашей петергофской земле.

Таким образом, была поставлена следующая цель занятия – способствовать формированию патриотических  и нравственных качеств личности через рассказ  о героях Великой Отечественной войны, проявивших мужество на петергофской земле.

Занятие сопровождает презентация, отражающая ходе боевых действий во время военной операции.  Также дети знакомятся с историей жизни выжившего десантника, уроженца Петергофа Алексея Семеновича Степанова. Завершающей частью занятия является просмотр документального фильма «Они ушли в бессмертие» режиссера Людмилы Савинковой. В заключение воспитанницы делятся своими впечатлениями и пишут  отзыв о занятии.

Полноценным завершением нашего занятия, так называемого «Урока мужества», является  прогулка по памятным местам, связанным с боевой славой морского десанта в Петергофе, и возложением цветов к памятникам.

Тематическое занятие «Танец в огне» посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать учащихся историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе, а также показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов. На конкретных примерах дети получают представление о концертной и учебной деятельности артистов фронтовых бригад, педагогов и учеников хореографических училищ.

Особое внимание уделяется фронтовому танцевальному ансамблю под руководством военного балетмейстера Аркадия  Обранта. Именно он создал в годы блокады молодёжный ансамбль, состоявший из его учеников – юношей и девушек Дворца пионеров.  Истории и подвигу этого ансамбля посвящен художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо» (1980 г.) в главной роли с Олегом Далем,  сюжет которого основан на реальных событиях.         

Тематическое занятие  «Батальон спецназначения» посвящено подвигу животных, а именно собак, в годы Великой Отечественной войны. Обращение к данной теме обусловлено и собственным интересом, и уверенностью в том, что тема животных на войне вызовет самый яркий и неравнодушный интерес у учащихся любого возраста. И действительно, это занятие является одним из самых любимых среди воспитанниц  хореографического коллектива «Мон Кураж» и рекомендовано для любого возраста.

Собака – верный друг человека, и её вклад в Победу в Великой Отечественной войне неоценим. Помогая и служа человеку на войне, они и погибали, и получали увечья, но эта жертва стоила множества человеческих жизней.  Именно бесстрашие, смелость, преданность, самоотверженность собаки – те качества, которые воспитывают такие же чувства в человеке и становятся примером для подражания. Однако не стоит забывать, что и сам человек принимает непосредственное участие в воспитании в собаке рабочих и служебных качеств, которые настолько были необходимы в деле Победы. Именно связь человека и животного, когда она основана на послушании из любви, давала высокие результаты в службе собаки на фронте.  

Помимо темы животных на войне, также раскрывается одна из страниц блокады Ленинграда, в которой рассказывается о создании и боевой службе 34 Отдельного саперного батальона Ленинградского фронта и участии его бойцов – девушках-саперах с собаками – в боевых действиях.В этом занятии освещены малоизвестные страницы из жизни блокадного Ленинграда через рассказ о метрике блокадного щенка Мура. Завершением занятия является художественный фильм «О тех, кого помню и люблю» (1974 г.), который был снят по мотивам документальной повести П. Заводчикова и С. Самойлова «Девичья команда» в главной роли с молодым Валерием Золотухиным.

 В качестве домашнего задания предлагается написать небольшое сочинение «Моя собака на войне» (если у учащегося нет собаки, то он может пофантазировать и написать сочинение о воображаемой собаке). Для детей младшего возраста домашним заданием является рисунок «Собака на войне».

Таким образом, достигается одна из задач – побудить учащихся к получению новых знаний о Великой Отечественной войне, а также о служебном собаководстве.

Все занятия проводятся в Музее Дома детского творчества «Наш домик», который, который вновь открыл двери для учащихся в 2015 году. В Музее оборудован видеоуголок, позволяющий  проводить различные занятия и экскурсии для кружковцев. Сама атмосфера Музея  создает соответствующий настрой для восприятия информации и способствует лучшему  её усвоению.

В завершение стоит отметить неподдельный интерес детей к темам занятий, их желание поделиться собственными мыслями и чувствами при подведении итогов.

Самый верный путь в воспитании любых человеческих ценностей – это собственный пример. Когда дети видят, какие подвиги совершали их сверстники, они вдохновляются и эмоционально возрастают в воспитании собственной души.

Таким образом, воспитание патриотических ценностей через искусство, через эмоциональный рассказ, через обращение к опыту детей, к истории семьи, через собственное переживание педагогом темы занятия всегда будет успешным и результативным, ведь, по словам Дмитрия Лихачева, «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость… Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».