"Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей учащихся"
Использование танцевальной терапии на уроках хореографии в ДШИ, а также результаты ее использования из собственного опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsterapiya_.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ДШИ№3 «МЛАДОСТЬ»
ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г.О.САМАРА
"Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей учащихся"
Составитель: педагог ДО Елисеева Н.Н |
САМАРА 2015
Введение
Жизнь современных людей и, в первую очередь, молодого поколения проходит в условиях глобализации – сложного и неоднозначно воспринимаемого явления. Глобализация характерна, в первую очередь, стремительным темпом перемен, что превращает жизнь в сплошной круговорот событий, обостряет проблемы ценностной адаптации человека.
Вследствие этого современное общество перед любой информационной угрозой в прямом и расширенном толковании этого понятия становится фактически беззащитным. Пагубные воздействия получили в глобальной системе новые стимулы и возможности, стали разнообразны, диапазон их влияния начинается от стандартизации духовных ценностей и простирается до распространения манипулятивных технологий.
В связи с этим многократно выросли сложности индивидуального мировосприятия, и, в первую очередь, у подрастающего поколения. В числе прочих вызывает большую тревогу ощущение дезориентации в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, состояние душевной неуравновешенности, растерянности и агрессивности.
Причина этого в том, что маленького человека с самого раннего возраста приучают скрывать свои естественные эмоции, подавлять чувства, отражающие реакцию на окружающий мир, поскольку взрослые считают их наивными и не соответствующими господствующей морали. А с телевизионного экрана на них льется целый поток эмоциональных проявлений и дети наблюдают многообразие чувств и эмоций в окружающем их мире. К сожалению, доминирующая поп-культура основана на поверхностных и агрессивных формах выражения чувств и эмоций. Это наблюдается и в других сферах жизни общества потребления.
В такой среде дети вынуждены сдерживать себя, каждый раз переживая чувство смущения, страха и дискомфорта, а перед обществом встает трудная задача научить ребенка быть открытым по отношению к своим чувствам, понимать свою уникальность и индивидуальность, свободно говорить о том, что он любит и что он чувствует. Не имея внутренней опоры и уверенности ребенок будет искать поддержку и защиту у себе подобных и принимать нормы и "ценности" массового поведения. В результате формируется "серая" невыразительная личность с примитивными творческими способностями.
Пути развития творческих способностей у детей и подростков
Формировать у ребенка установку на осознание своей настоящей индивидуальности и на самоопределение в общественной жизни призваны, прежде всего, педагоги. Очень подходящей средой для этого является система дополнительного образования детей, в рамках которой основным видом деятельности ребенка становится творческое самовыражение. Оно помогает воспитаннику найти свой собственный ответ, создать собственный продукт творчества, а самое главное – выработать в себе начала художественного вкуса, являющегося самым сильным "иммунитетом" против влияния низкопробных продуктов массовой культуры.
Наиболее результативной в этом плане является психологическая практика арт-терапии. "Арт-терапия" в научно-педагогической сфере интерпретируется как забота об эмоциональном самовыражении и психологическом здоровье личности и коллектива средствами творческой деятельности. Не является исключением и танец.
Танцевальная терапия относительно новое направление в педагогике. Её использование в работе с детьми разного возраста, уровня способностей и социального статуса позволяет эффективно снимать личностные, поведенческие и этические проблемы. Танец учит мыслить, импровизировать, развивает уверенность в собственных силах. Пластика тела дает детям свободу для ответных реакций на разнообразные ситуации, позволяет выражать различные чувства и эмоции, снимать психологические зажимы и напряжение.
Принципы и методы танцевальной терапии
Одно из наиболее мощных и ярких средств творческого самовыражения - создание собственного произведения искусства. Танец тоже произведение, - произведение фантазий, чувств, эмоций и мыслей.
Танцы для детей - это одна из самых лучших физических практик. Каждый ребёнок имеет огромный потенциал от рождения и обязанность педагога дать ему возможность раскрыть его. Хореография для детей - это не просто танцы для детей, это огромные возможности для полноценного физического, интеллектуального, эстетического и эмоционального развития ребёнка. Благодаря занятиям хореографией развивается не только координация, музыкальный слух, но и мыслительные процессы, память, речь, творческий потенциал ребенка.
Танцевальная терапия дает уникальную возможность свободно выразить свои зажатые по разным причинам эмоции в пластике тела. Подростку для этого не надо быть профессиональным танцором, иметь сногсшибательный костюм и музыку. Достаточно увлечения этим видом искусства, чтобы жить творческой жизнью. Таким образом, занятия сценическим движением и хореографией в русле танцевальной терапии дают почву для размышлений и самоопределения преобладающему большинству воспитанников, заинтересованных в своем творческом и личностном становлении.
Особенности детей, посещающих занятия танцами
Хореографический коллектив "Палитра не является профессиональным коллективом. Его задачей является приобщение детей к миру искусства, воспитание навыков творчества и восприятия искусства. По этой причине критерием отбора детей в коллектив являются наличие желания ребенка и родителей и отсутствие медицинских противопоказаний. Понятно, что все принятые по такому критерию дети в той или иной степени нуждаются и в арт-терапии. При этом необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка. Наиболее подходящими для занятий танцами из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков. Флегматики, а тем более меланхолики, требуют особых индивидуальных занятий.
Но есть дети с хорошими танцевальными данными. Им не надо много времени, чтобы освоить то или иное танцевальное движение или весь танец. И чтобы они не потеряли интерес к танцу, к занятиям, с ними приходится заниматься отдельно, по более сложной программе. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем способностей в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
- Тщательная дозировка нагрузок для каждой группы детей
Важно правильно отрегулировать режим нагрузок ребенка, так как перегрузка неблагоприятным образом отражается на мышцах и связках.
- Развитие навыков у детей держать осанку
Неподтянутый корпус деформирует плечи и позвоночник. Научившись в детстве правильно держать спину, впоследствии ребёнок с правильной осанкой избежит многих неприятностей со здоровьем.
- Обязательные упражнения на полу и у станка.
В целях и задачах хореографического коллектива "Палитра" не предусмотрены индивидуальные занятия. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. Зато группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Работать с детьми лучше в группе, отобранной по возрасту (обязательно!) и степени развития ребенка. Развитие танцевальных способностей у детей с недостаточным физическим и психическим развитием поможет детям стать более раскрепощенными. Используемые в детских танцах движения прошли длительный отбор и, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей в целом. Дети научатся лучше работать мышцами, чувствовать музыку, распознавать ритм и импровизировать, развивать координацию движений. Кроме того, занятия дарят детям положительные эмоции.
Формирование ценностных ориентиров
Ценностные ориентиры определяются путем создания на занятиях специальных условий, проявляющихся в тематике, драматургии, характере сценического образа и движения. Тем самым, выдвигая в ходе работы с воспитанниками определенный ряд ценностных значимых проблем и вопросов, педагог дает им возможность определиться в своих мировоззренческих установках, стилях общения, моделях поведения.
Танцы воспитывают не только культуру движения, пластику, умение владеть своим телом, но также формируют музыкальный вкус, прививают нормы этикета и манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве, обучают умению самоорганизации и самоконтроля, ответственности. А это основное, что позволит в дальнейшем чувствовать себя уверенно в жизни!
Создание сценического образа как технология арт-терапии
Создание сценического образа как технология танцевальной терапии представляет собой интегральный комплекс методик танцевальной, драматической и музыкальной направленности. Ведущей задачей является развитие целостного восприятия и переживания воспитанником содержания музыкального, чувственного и телесного образа. Работа над ним направлена на естественное вхождение ребенка в интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс эмоционально-телесного самовыражения. В танцевальный опыт, который воспитанники получают на занятиях, включаются мыслительные, чувственные, телесные и духовные функции.
Момент создания образа помогает детям быть ближе к самим себе. Они отыскивают внутри себя "потерянные" и скрытые чувства и эмоции из собственного жизненного опыта, которые на этот момент можно пережить открыто. Движение становится естественным способом самовыражения. Работа над образом позволяет каждому воспитаннику оставаться самим собой, не испытывать неловкости от сравнения с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Принципы арт-терапии в хореографии
В последнее время необычно большое распространение получение увлечение танцем. Клубный танец, танец живота, латино и капоэйра, джаз-модерн и контактная импровизация, хастл и contemporary – вот их неполный перечень. Но в отличие от многих других модных увлечений танцы реализуют настоящую потребность многих людей - танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, а просто потому, что хочется. И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он может быть и досугом, и спортом, и средством релаксации, и универсальным языком общения. Одним словом - это важный инструмент формирования идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.
Можно выделить несколько разных трактовок понятия танцтерапия:
- медицинское - танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга.
- нью-эйджевское - экстатический танец, танец-медитация и т.д.
- психологическое - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.
Изначальное значение греческого слова theraps - тот, кто сопровождает, спутник. Основной его смысл в современном мире - лечение, исцеление, забота:
- лечение как устранение симптомов,
- исцеление как путь к целостности,
- сопровождение на пути развития.
Чем "лечат" танец и танцевальная терапия
Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях - противоположны. Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце – это:
- возможность танца быть выражением разнообразных человеческих чувств;
- изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям (переобучение).
В соответствии с этим можно утверждать:
- танец - это психоэмоциональная разрядка;
- танец - это творческое самовыражение.
Первое утверждение отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второе больше соотносится с танцем как с искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие. Психоэмоциональная разрядка достаточно простой способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на природу и исторические корни танца, как важного элемента оргий. Самовыражение само по себе достаточно сложный процесс, требующий "вхождения" в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.
Другой базовый механизм - переобучение. Если нарушения вызваны проблемами и пропущенными стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как:
- перестраивание и трансформация, например, работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.;
- получение нового опыта, например, освоение новых движений, поз и т.д.
Естественно, в реальном процессе механизмы перекрывают и взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе - творческом, образовательном или терапевтическом. Они существуют в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Как пример часто приводят способность танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений и т.д.
Надо отметить, что конкретные танцевальные направления и стили "полезны" по-разному. И у каждого направления есть своя "обратная сторона" - то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо "отвергнуть". Например:
- структурированность и точность классического балета плохо сочетается с "отпусканием" тела, использованием инерционности в некоторых направлениях современного танца;
- самба, за счет чередования медленного и быстрого ритма, снижает уровень реактивной и личностной тревожности, уменьшает уровень восприятия боли;
- пасодобль, с его целеустремленными, активными, четко очерченными движениями корпуса помогает преодолевать неуверенность в себе, страх перед экзаменами и выступлением, а также заикание.
Интересно, что гораздо чаще в танцтерапии используется стилистика "модерн" или "контемпорари", поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.
Коренное отличие танцевальной терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата - образа, стиля, словаря движения. Так, даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.
Еще одно отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. Существует иллюзия, что танцтерапия - это "легкий" вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам.
Заключение
"Какой танец нужно танцевать, чтобы это было терапией?" – вот типичная обывательская постановка вопроса. Она отражает наивную точку зрения, что танцевальная, терапия - это процедура приема "правильной таблетки". Увы, (а может быть и к счастью) любая, в том числе и танцевальная терапия – это процесс. В этом процессе задействованы многие участники. Порой этот процесс становится образом жизни.
Безусловно, что детский хореографический коллектив не может позиционировать себя как терапевтическое отделение. У него совсем другая цель – эстетическое воспитание детей. Однако, при первом же рассмотрении задач, которые приходится решать для достижения этой цели, выясняется, что первоочередные из них как раз те, которые можно и целесообразно решать методами танцевальной терапии, или используя ее элементы. Мало того, выясняется, что большинство методических наработок, доставшихся от корифеев хореографии, можно назвать и терапевтическими методиками! Действительно, для освоения всех выразительных средств хореографии и достижения успеха ученику приходится преодолеть в себе немалое число барьеров, для преодоления которых других способов попросту нет.
Таким образом, знание принципов танцевальной терапии позволяет педагогу-хореографу в полной мере использовать уже известные ему методики. Это, естественно, не исключает и применение других, специальных, методик. Особенно это важно в случае работы с детьми с отклонениями в развитии. Сочетание методов психологии и хореографии рождает "creative dance", т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким либо танцевальным навыкам. "Creative dance" может быть назван частным случаем танцтерапии.
Танцевальная терапия – метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми. Говоря о самоисцеляющих процессах, происходящих с человеком в ходе занятий танцами, необходимо проанализировать условия, в которых эти процессы становятся естественными, спонтанными, идущими от природы человека, обусловленными его истинными побуждениями. Колоссальные возможности метода помогают включать самоисцеляющие способности детской психики.
Учащиеся коллектива "Палитра" имеют основные понятия о хореографии. Они, помимо танцев, знают различные танцевальные движения, владеют рисунком танца и всевозможными танцевальными образами. Словом, ознакомлены с азбукой хореографии. Танцы для них ⠠ это одна из самых лучших физических практик. Каждый ребёнок имеет огромный потенциал от рождения и обязанность взрослых дать ему возможность раскрыть его. А хореография - это не просто танцы, это огромные возможности для полноценного физического, интеллектуального, эстетического и эмоционального развития. Наблюдения за учениками на протяжении двух-трех лет показывают, что в младшем школьном возрасте благодаря занятиям хореографией развивается не только координация, музыкальный слух, но и мыслительные процессы, память, речь, творческий потенциал ребенка.
Список использованной литературы:
- Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004. – 288 с.; илл.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.
- Копытин А.И, Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
- Копытин А.И, Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.: ил. – (Серия "Золотой фонд психотерапии")
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 192с.:ил.