Конспект урока "Ритмика и танец" 1 год обучения

Минина Елена Васильевна

Разработка урока для детей 1 года обучения. тема " Связь музыки и движений" .Материал урока помогает детям понять как строится музыкальное произведение и в игровой форме научиться соединять движения с музыкой.В конспекте даны рекомендации для концертмейстера,  подбор музыкального материала напрямую связан с качеством обучения и развитием музыкальной культуры. Материал урока может быть использован  в детских школах искуссв,  в  танцевальных кружках,  в детских садах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок"Ритмика и танец" преподаватель Минина Е. В. МУДО "ДШИ № 5" г Вольск.

Муниципальное  учреждение дополнительного образования
" Детская школа искусств № 5" г. Вольск

конспект урока
по предмету "Ритмика и танец"

Год занятий- первый
Возраст -     6-7 лет

Тема урока: Связь музыки и движений.

Тип урока: комплексное применения знаний умений и навыков учащихся.

Преподаватель:   Минина Елена Васильевна

C:\Users\Алёна\Desktop\,,,иип.jpg

Урок «Ритмика и танец»

Время урока: 1 час 10 мин- активная

20 минут -организационная.
10 мин- встреча детей, помощь в переодевании, сопровождение до класса, построение в классе.

10 мин. запись домашнего задания, сопровождение на первый этаж, рекомендации родителями по поводу выполнения домашнего задания.

Цель: -научить исполнять танцевальные движения с музыкой ( вступление, музыкальная фраза,  пауза, окончание)

-развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание музыкально-двигательной культуры.

Задачи урока ритмики:

Обучающая: формировать умения необходимые для двигательных навыков, развивать музыкальный слух, память, чувство ритма необходимые для исполнения танцевальных движений под музыку.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Способствовать развитию музыкального образа и танцевальной выразительности.

Воспитательная:  способствовать развитию  художественного вкуса, воспитывать умения по взаимодействию в группах.

Коррекционная: развитие двигательной памяти, пространственной ориентировки.

План урока

1. Организационная часть- 5 мин
2.Основная часть-  55 мин

3. Заключительная часть-  10 мин

     игровой тренинг

4. Запись в дневник домашнего задания (перемена)5-10 минут

Ход урока.

 преподаватель

Методические рекомендации

1

Организация.

Построение детей в шахматном порядке. Напоминание правил техники безопасности, поведения на уроке. Сообщение темы урока.

Поклон

Прослушав музыкальное вступление, дети определяют в каком ритме делать поклон( танцевальное приветствие преподавателю и концертмейстеру.)

2

Основная часть. Разминка.

Цель разминки, прежде всего, состоит в том, чтобы поднять температуру тела достаточно, чтобы создать идеальные условия для гладкой работы всех физических систем, необходимых для тренировки.

Упражнения для разогрева мышц рук:

  1. Сжимание и разжимание пальцев,
  2. Вращение  кистями вперед и назад,
  3. Сгибание и разгибание в локтевом суставе,
  4. Вращение прямых рук.

Упражнения для головы.

  1. Поворот головы
  2. Наклоны головы

    Упражнения для плеч.

  1. Подъемы плеч вверх
  2. Поочередные подъемы плеч вверх

   Упражнения для корпуса.

  1. Поворот корпуса вправо и влево на прямых ногах с остановкой  в анфас
  2. Повороты корпуса вправо и влево с приседанием.

Упражнения для стоп

  1. Разминание пальцев стопы
  2. Подъем и опускание на полупальцы по VI позиции

 3.Тянемся на полупальцах вверх, фиксируем движение.

Наклоны корпуса.

  1. Наклоны вперед, руки на поясе, и хлопок рук над головой.
  2. Наклоны вперед, доставая пол руками, хлопая ладонями об пол.
  3. наклоны корпуса с прямой спиной "Утенок"

   

 Приседание по VI позиции.

  1. Приседания маленькие, не отрывая пяток от пола.
  2. Глубокие приседания, пятки отрываются от пола, спина прямая.
  3. Шаг и приседания.  
  4. «Мячик»  прыжок в положении глубокого приседа.  

Сюжетная композиция. «Кукла».

1. Поднимание плеч, руки напряжены.

2.Приседания с поворотом плеч (голова не поворачивается, взгляд в зеркало как бы любуемся)

3. Наклоны прямого корпуса вперед (выглядываем из коробки)

4.Трем глаза ( мимическая картинка)

5. Прыжки на месте ( кукла радуется)

Связь музыкальной фразы и речевой.

Как речь состоит из предложений, так музыка состоит из музыкальных фраз.

Проговорите первое предложение.

А теперь послушайте как звучит музыкальное предложение.

 А теперь соединим речь и музыку.

А теперь добавим еще движения.

( и так по предложениям разучивается все стихотворение и соединяется с музыкой и движениями.

Танцевальный стих.

Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться на носочках)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем пружинку по первой позиции)

И опять кружится в танце. (покружиться)

Под весёлый гопачок (подскок на месте)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё!  (знакомство с музыкальной паузой)
Устали наши ножки! ( сесть на пол)

Танцевальные элементы.

Цель: Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку. Развитие координации, чувства ритма, точности и ловкости движений, памяти и внимания.

1.Закрепление положение рук в классическом танце. Движения рук.

  1. Плавные движения рук (цветочек растет, распускается, вянет)
  2. «ветерок» покачивания рук
  3. «листики»  работа кистей рук.
  4. «крылья»  плавные или резкие взмахи руками.
  5. "кактус" (руки согнуты в локтях, пальцы напряжены)


2.Port de bras
3.Кружение на полупальцах .
4.Перенос тяжести тела с одной ноги на другую на прямых ногах
5.Элементы польки: подскоки  «Петушок»
6.Опускание на колено
7. Хлопки под музыку.

      Упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве.

1. Отработка шага марша. Учащиеся по диагонали по парам исполняют шаги.

2. Объясняется рисунок пересторения.

Марш .                                    

  • в колонну по одному;
  • в колонну по парам и обратно в колонну по одному;
  • Линия
  • Шахматный порядок

«Во поле береза стояла»  шаги на носочках.

  • круг;
  • сужение и расширение круга
  • вращение вокруг себя
  • воротца
  • построение в колонну.

Заключительная часть урока.

     Работа над этюдами.

«АУ»- под музыку дети воображают, что заблудились в лесу, зовут на помощь, увидели родных, бегут к ним, встреча.

Музыкально-ритмическое задание: движениями показать марш (шаги на месте), польку (прыжки), вальс (плавные движения руками).

Итог урока.

 

Поклон.

 Запись домашнего задания в дневники учащихся.

Все упражнения выполняются под музыку, исполняющую концертмейстером.

 Упражнения делаются без пауз, для лучшего разогрева мышц, в разном ритме, для отработки умения сочетать движения с музыкой и с различной амплитудой, для максимального развития мышц.

Концертмейстер следит за указаниями преподавателя и играет музыкальные произведения в нужном ритме, в нужном характере, с заданным акцентом, с необходимыми паузами.

Детям легче запомнить и сделать упражнение связав его с образом.

Концертмейстер подбирает музыку с разным характером под исполнения движений, импровизация и вариации произведения под движения  детей.

Следит, что бы каждое движение начиналось с новой музыкальной фразы.

Исполнение концертмейстером.

Повтор концертмейстером той же музыкальной фразы.

Концертмейстер играет под речь детей.

Дети приучаются начинать и заканчивать движение точно в соответствии с музыкальной фразой.

В конце отрабатывается умение статичности движения- паузы.

Все движения классического танца по методике преподавания исполняются под классическую музыку. концертмейстер подбирает и исполняет музыкальные произведения в соответствии с возрастом детей. Классические произведения формируют  эстетический вкус, музыкальный слух.

Исполняя шаги под музыку, концертмейстер следит за индивидуальными особенностями ребенка и играет под движения учащегося, выделяя акцентом сильную долю, таким образом помогая выполнять движения под музыку грамотно.

Очень важна роль концертмейстера при развитии воображения, чувствуя эмоции в музыке учащиеся раскрывают свой творческий потенциал, активируют свое воображение, развивают артистичность.

Дети учатся свободно выражать свои эмоции, развивают воображение, творческую инициативу, умение самовыражаться.

На музыкальном материале, подобранном специально к уроку дети закрепляют знания о тесной связи музыки и движения, определяют характер музыки и выполняют необходимые движения.

Музыкальный материал, использованный на уроке:

  1. Е.Марченко  «Физкультурный марш»
  2. «Австрийская полька», «Тирольская полька»  аранжировка Л. Минеевой.
  3. «Немецкая полька»   обработка А. Вульфсона
  4. Ф.Лист, аранжировка Л.Минеевой Фрагмент из Венгерской рапсодии №2
  5. Л.Бетховен «Сурок»
  6. Л. Минкус, аранжировка Л. Минеевой Фрагмент из балета «Дон-Кихот»  вальс
  7. И. Дунаевский марш из к.ф. «Веселые ребята»
  8. А.Журбин «Веселый лягушатник»
  9. Латышская нар. песня «Петушок»
  10. Русская нар. песня «Во поле береза стояла»
  11. А. Гречанинов «Мазурка»

Приложение

Фото с урока ритмики в 1 классе ДШИ№5                                                   преподаватель Минина Е.В.

Поворот корпуса с приседанием

Разминание пальцев стопы

Наклоны корпуса с ударом ладонями об пол

Глубокое приседание, положение для прыжка «мячик»

Наклон «Утенок»                                  Вынос ноги вперед (отряхиваем  лапки)    

Упражнение «кактус»

Упражнение «Цветок»

Маленький выпад, перенос тяжести тела на одну ногу с приседанием

Минина Е.В.

Преподаватель ДШИ №5, г.Вольск