Статья на тему:"Воспитательные аспекты занятий классической хореографией"
Данная статья посвящена важному вопросу-воспитание в творческои обьединении дополнительного образования детей. В статье раскрыты основные аспекты организации воспитательной деятельности педагога в обьединении классического танца,приведены примеры способов и форм работы. Данная статья может быть интересна начинающим педагогам любого хореографического направления, так как организация воспитательной работы и понимание основных ее аспектов способствует повышению качества обучения танцевальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_aspekty_zanyatiy_klassicheskoy_horeografiey.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Крот Ольга Игоревна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия № 295
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Воспитательные аспекты занятий классической хореографией
Данная статья посвящена важному вопросу - воспитание в творческом объединении дополнительного образования детей. В статье раскрыты основные аспекты организации воспитательной деятельности педагога в объединении классического танца, приведены примеры способов и форм работы. Данная статья может быть интересна начинающим педагогам любого хореографического направления, так как организация воспитательной работы и понимание основных ее аспектов способствует повышению качества обучения танцевальному искусству.
Воспитательная работа на занятиях классической хореографией - процесс сложный, многогранный. Специфика воспитательной работы обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных условий. Важно направлять усилия не только на обучение ребенка как исполнителя, но и способствовать формированию у детей мировоззрения, художественного и эстетического развития, воспитывать нравственную культуру. Эти задачи решаются вовлечением детей в исполнительскую деятельность с организацией особой учебно-творческой работы. Недооценка важности воспитательных моментов в занятии классической хореографией может привести к потере мотивации и интереса у обучающихся. Занятия классическим танцем должны вдохновлять, воспитывать терпение, настойчивость, силу воли, умение преодолевать трудности, упорство, характер.
Можно выделить несколько важных воспитательных аспектов в занятиях классической хореографией:
- Развитие определенных качеств личности: дисциплинированность, трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство ответственности.
Занимаясь классической хореографией, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело: нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что идет групповая работа, нельзя не выучить, не выполнить. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Этого можно добиться ежедневным трудом, личным примером, объяснением важности общего успеха от вклада каждого.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность танцевальной формы переносится и на внешний вид детей. Воспитанники должны следить не только за своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. С самого начала важно воспитывать чувство аккуратности по отношению к себе, своим вещам, костюмам, принадлежностям.
Ребенок, вступая в мир знаний классической хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. А интерес к занятиям, являясь основным и определяющим мотивом посещения, важно поддерживать постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на позитивный настрой.
- Развитие творческого мышления.
Творческое отношение к любому делу способствует повышению его качества. На хореографии ребенок должен развиваться не только физически, но и творчески. Мы считаем, что необходимо поощрять творческую инициативу детей на разных этапах обучения.
Игра для детей является основной формой обучения, поэтому занятия хореографией, особенно на начальном этапе обучения, построенные в игровой форме, способствуют появлению интереса и творческого отношения у ребенка. Мы предлагаем детям разные творческие задания, вместе с ними импровизируем, проводим сюжетно-танцевальные игры и т. д.
Приведем примеры:
- Игра на развитие внимания «Класс». Учащиеся должны выполнить команды педагога (движения) только после слова «класс». Можно провести в заключительной части занятия.
- Зная специфику исполнения plie, стараемся с помощью построения мелодии «изобразить» движение в музыке. Формула построения музыкальной интонации:
на один такт – опускание в demi-plie;
на один такт – вырастание из demi-plie;
на два такта – опускание в grand plie;
на два такта – вырастание из grand plie;
на два такта – releve и port de bras;
на два такта – releve и смена позиции.
- Развитие кругозора.
Занятия классической хореографией расширяют общий культурный и художественный кругозор, являются средством развития эстетического вкуса.
Увлекаясь хореографией, воспитанники начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, следить за Интернет-публикациями в области классического танца.
Здесь педагогу важно учитывать индивидуальный подход к детям, проявлять такт, чуткость, использовать в работе возможности каждого ребенка, подбирать задания в соответствии с его интересами и способностями.
Положительный эффект дает привлечение детей к аналитической работе: коллективный просмотр художественных и документальных фильмов, прослушивание классической музыки с дальнейшим обсуждением. Появляются общая тема для бесед, общие интересы, расширяются представления детей о мире классического танца.
Большое воспитательное воздействие оказывает обсуждение с ребятами биографий известных актеров классического балета, высказываний о том, как они преодолевали трудности на пути к творческим вершинам.
Приведем примеры.
«Про тело она знала все», - говорят ученицы Агриппины Вагановой. Ее имя окружено легендами, ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Она требовала умного отношения к танцу. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день…» (6).
Нина Ананиашвили так говорила о себе: «Вся моя жизнь — преодоление трудностей, везунчиком никогда не была. Да, мне действительно повезло: у меня замечательные родители, со мной занимались такие чудесные педагоги, как Н. Золотова и Р. Стручкова. Но у моих педагогов другие ведь тоже учились, правильно?! Я попала в Большой театр без блата, без родственных отношений … Каким трудом все достигнуто — об этом знают только мои родители и муж, которые видят боли, переживания, травмы. Просто я человек очень легкий, не могу долго пребывать в плохом настроении, это меня разрушает… Поэтому и не говорю, как многие, постоянно о том, как страдала и какие против меня были интриги»(7).
Майя Михайловна Плисецкая твердо следовала своему девизу жизни: «Не сдаваться, никогда не сдаваться» (8).
Привлекательным для детей также является то, что многие классические сюжетные балеты построены на основе знаменитого литературного или исторического произведения: «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Спартак». Мы рекомендуем к просмотру следующие балеты и хореографические номера: «Жар-птица», «Сильфида» , «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др.; телевизионный балет «Анюта»; из серии выпусков «Мастера русского балета»; видеозаписи балетов в постановке выдающихся балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж. Баланчина.
- Развитие музыкальности.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно подобрана музыка к занятию по хореографии (1).
Каждое движение раскрывает содержание музыки: композицию, характер, динамику, темп, метроритм.
При прослушивании музыки у детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях дети приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, способствующим формированию их музыкальной культуры, музыкального слуха, образного мышления. Дети учатся отличать произведения разных эпох, стилей, музыкальных жанров, которые создали великие композиторы-хореографы: М.Глинка, П.Чайковский, А.Глазунов, И.Штраус, М.Глиэр, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Р.Щедрин и др. (9). Все это помогает воспитанникам при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Для детей занятия классической хореографией - это источник вдохновения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Задача педагога - поддержать такую уверенность в ребёнке, вдохновить своим примером.
Следует отметить, что занятия детей классической хореографией являются прекрасным средством их воспитания, так как организуют досуг, приучают к аккуратности, подтянутости, расширяют художественно-эстетический кругозор.
Список источников:
- Безуглая Г. А. «Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром» – Санкт-Петербург, 2005.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986.
- Мессерер А. Уроки классического танца. – М.: Искусство, 1967.
- Прибылов Г. Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самостоятельных хореографических коллективов. – М. ВНМЦ, 1984.
- Тарасов Н. И. Классический танец. – М.: Искусство, 1981.
- Известные танцоры. Майя Плисецкая. Режим доступа: http://potantsuem.hut2.ru/Plisetskaya.html