Личностно-ориентированный подход в обучении детей классическому танцу
Данный материал раскрывает мои принципы и подходы в обучении учащихся с применением личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distsiplina.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Личностно-ориентированный подход
в обучении детей
классическому танцу
Автор работы:
преподаватель классического танца
Бачурина Мария Евгеньевна
г.о. Дзержинский
2016 год
Дисциплина «Классический танец» - это основа всех видов хореографического искусства, своеобразный «фундамент» для освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, укрепляет мышцы, повышает подвижность суставно-связочного аппарата, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию, работоспособность, упорство, выносливость и психическую устойчивость.
Классический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость.
Обучение детей хореографии в системе дополнительного образования имеет свой ряд особенностей: более ранний возраст приема детей на обучение, фактическое отсутствие строгого профессионального отбора при приёме, значительно меньшее количество лет и часов, выделяемых учебным планом на изучение танцевальных дисциплин. В виду вышеизложенного, обучение классическому танцу в системе ДШИ невозможно без индивидуального подхода к учащимся, составляющего необходимое условие для успешного освоения сложной программы этого предмета.
В основе моей творческой деятельности с учащимися положена технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), которая строится на принципах индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, что позволяет обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его природных способностей, удовлетворения познавательных и социальных интересов.
Личностно-ориентированный подход - способ организации обучения, в процессе которого преподаватель учитывает личные возможности учащихся и создает необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность ребенка.
Данный подход позволяет решить проблему обучения хореографическому искусству разноуровневых детей, что в системе дополнительного образования является особенно актуальным.
Цель такого обучения – творческое и разностороннее развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей, заложенных природой, на занятиях хореографией.
Технология личностно-ориентированного обучения в хореографии обусловлена следующими задачами:
- развить у учащихся интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца;
- заинтересовать каждого учащегося учебным материалом и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- обучать каждого ребенка на уровне его собственных возможностей и способностей;
- организовать совместную творческую, рабочую деятельность;
- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться в дальнейшем.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения.
При внедрении данной педагогической технологии в свою творческую деятельность я ушла от традиционного типа взаимодействия «учитель-ученик». Для меня в центре образовательного процесса стоит сам учащийся, поэтому цель и принцип проведения каждого урока я соизмеряю с интересами, возможностями своих учеников и иногда и психологическими проблемами, которые стараюсь уважительно корректировать.
Каждый урок для меня начинается с эмоционального настроя. Я всегда пытаюсь создать на уроке творческую, рабочую атмосферу, вести урок так, чтобы у учащихся развился интерес к данному уроку и предмету в целом.
В обучении классическому танцу важную роль играет именно воспитание в процессе урока. Мне очень важно не командовать на уроке, а сотрудничать с детьми. Обучение классическому танцу это безумно трудоемкий процесс для ребенка, поэтому иногда приходится одновременно быть и преподавателем, и воспитателем, и родителем. Для меня очень важно дать понять детям, что мы трудимся с ними над одним общим делом, у нас одни цели, желания и перспективы.
Данный подход позволяет почувствовать каждому ребенку в классе свою значимость и необходимость, что положительным образом сказывается на их заинтересованности к занятиям, результативности уроков и сохранности контингента.
При реализации личностно-ориентированного подхода в своей педагогической деятельности мне приходится корректировать учебный процесс в зависимости от общего настроя класса.
В зависимости от преобладания положительных или отрицательных эмоций, настроение у ребенка может быть как хорошим, так и плохим. Исследователь У. Джеймс писал, что внутреннее напряжение в мышцах меняется в зависимости от настроения, причем внешне это может никак не проявляться. И на каждый вид эмоций реагирует определенная группа мышц. Так, на состояние депрессии отвечают изменением своего тонуса мышцы–сгибатели, а на сильные стрессовые ситуации – мышцы-разгибатели. Таким образом, любому, даже незначительному оттенку эмоции соответствует свой комплекс изменений в мышцах.
Эмоции, блокированные в теле, могут привести к мышечным зажимам, которые постепенно могут войти в привычку учащегося, что, в дальнейшем, может привести к частым травмам, и худшим образом сказаться на их танцевальности.
В связи с этим, бывали даже случаи, когда мне приходилось уходить от намеченного плана проведения урока. Мне важно следить за психологическим настроем учащихся, создавать рабочую, здоровую атмосферу в классе, чтобы у детей как можно меньше возникало эмоций, которые они не могут проявить.
Следующим важным этапом в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся является распределение и подача учебного материала.
В основе обучения классическому танцу лежит принцип постепенности и строгой последовательности. Не изучив определенного движения, нельзя двигаться дальше. Для меня важно, чтобы прорабатываемый материалом был усвоен каждым ребенком в классе, только в этом случае я буду усложнять программу обучения.
Во время каждого урока я индивидуально работаю с каждым ребенком. После исполнения движения у станка, либо на середине зала я указываю детям на их ошибки, индивидуально исправляю недочеты в исполнении. В этот момент важно подключить к этому процессу всех учащихся в классе. Это неоценимо, когда ребенок видит ошибки другого, и знает, как их исправить. При этом немаловажно не потерять темп урока.
Формулируя учебные задания, я стараюсь использовать образные выражения, чтобы как можно быстрее донести до учащихся смысл исполняемого движения.
В модели личностно-ориентированного преподавания классического танца я уделяю большое значение возрастным психологическим особенностям учащихся.
Система изучения хореографического искусства основывается на принципе наглядности, который является традиционным методом обучения. Поэтому очень важно развивать внимание учащихся.
Процессы восприятия и наблюдения, которые очень важны для освоения трудных движений классической хореографии, в возрасте 10-12 лет находятся еще в стадии становления, и всегда нуждаются в педагогическом руководстве. На занятиях классическим танцем учащиеся этого возраста часто делают ошибки, которые являются следствием особенностей внимания детей, которые в возрасте 10-12 лет не могут охватить всех впечатлений, вызываемых внешними факторами. Способность к саморегулированию у детей этого возраста тоже не сильно развита.
Поэтому учебные комбинации я не перегружаю большим количеством движений. Гораздо полезнее повторить одну короткую комбинацию несколько раз, чтобы сохранить степень концентрации внимания учащихся. При этом бесконечное однообразное повторение одной и той же комбинации снижает их внимание. Для этого я добавляю новые элементы или делаю акценты на художественных нюансах исполнения.
Выход на сцену создает хороший стимул для дальнейшего обучения, поэтому он необходим учащимся, так как обучение классическому танцу – работа достаточно рутинная.
При подборе или сочинении мною определенного хореографического номера я всегда учитываю творческую индивидуальность учащегося. Очень важно, чтобы характер и образ номера был схож с темпераментом ребенка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, понимать, что он танцует.
Работа над любым концертным номером объединяет знания и навыки, полученные учащимися во время уроков, подчиняя их решению главной творческой задачи – созданию сценического образа.
Сольные репетиции, то есть индивидуальные занятия являются углубленной учебно-воспитательной работой с учащимися, которые невозможны без личностно - ориентированного подхода к ребенку.
Работая с солистом, я выстраиваю определённый порядок следования одного движения за другим с учётом профессиональных и физических данных конкретного ребенка, продуманно чередую и распределяю нагрузку.
Обучение искусству классического танца – процесс творческий, длительный и кропотливый.
Предложенная мною модель личностно-ориентированного подхода в преподавании классического танца охватывает все уровни профессионального развития учащихся и доказывает следующие результаты:
- Здоровьесберегающая продуктивность учебно-творческой деятельности;
- Развитие потребности, мотивации, интереса и инициативности учащихся в освоении программы обучения классическому танцу через личностное восприятие, стремление к самостоятельному поиску нового;
- рост психологического и творческого развития детей (активизация их воображения, памяти, актерских способностей) независимо от первичного уровня подготовки;
- занятость всех учащихся в постановочно-репетиционной и концертной деятельности, где каждому воспитаннику находится своя соответствующая роль: солист, массовый исполнитель, постановка танца с учётом специфических возможностей исполнителей и т.д.;
- положительная динамика сохранности контингента;
- призовые места как коллектива в целом, так и отдельных солистов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход, как методологическая основа современной педагогики, является, на сегодняшний день, наиболее актуальной моделью совершенствования преподавания классического танца.
\
Список литературы.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987.- 341 c.
- Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. М.: Знание, 1981.
- Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Изд-тво «АПК и ПРО», 2002.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Знание, 2000.
- Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010.
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2000.
- Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2002.