Программа по гимнастике
Программа по предмету "Гимнастика", описывает комплекс упражнений для начинающих обучение в классе хореографического искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_1.docx | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств №1»
____________И.А.Бережная
«____»____________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:
«ГИМНАСТИКА»
(для детей 6 – 9 лет)
Для учащихся 1-2 классов ДШИ
«Хореографическое искусство»
Срок реализации: 2 года
Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна
г.Нягань
2016
Рассмотрена
и рекомендована
к утверждению и
реализации
на методическом совете
МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
Протокол №____________
«__ »_____________20____г.
Председатель
Методического совета
_______________
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….4
1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………..5
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)………….5
2.Учебно-тематический план…………………………………………………..6
3.Содержание курса…………………………………………………………….7
4. Контроль учета успеваемости………………………………………………10
4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………....10
4.2 Годовые и зачетно-экзаменационные требования………………………10
4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………....11
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников………………………...11
5. Методические рекомендации (методы, форма работы)…………………...11
5.1 Воспитательная работа……………………………………………………..12
6. Условия реализации программы…………………………………………...13
7.Список литературы………………………………………………………......14
8. Данные о составителе……………………………………………………….15
1.Пояснительная записка
Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, некоторые не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятий хореографией.
В связи с этим часть урока состоит из специальных гимнастических упражнений, которые отвечают задачам хореографического обучения и позволяют ускорить развитие профессиональных данных детей.
Цель программы - преобразить личность ребенка, его внутренний духовный мир и внешний облик.
Задачи программы: физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка.
Главная задача педагога – создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.
Практические задачи:
- Приобретение знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
- Формирование осанки.
- Корректировка физических недостатков строения тела.
- Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Развитие мышечного аппарата и профессиональных данных.
- Воспитание психологических качеств личности.
- Развитие танцевально-ритмической координации.
Все перечисленные задачи тесно связанны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены, имеют взаимозависимый характер.
- Срок реализации программы. Этапы, периоды
Срок реализации программы 2 года, возраст детей 7-9 лет.
В первый год обучения учащиеся знакомятся с элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания. Развивается сознательное управление своим телом, исправление отдельных недостатков в физическом строении тела, овладение первоначальными навыками координации движений, освоение рисунка построений для развития ориентировки в пространстве.
Во второй год обучения происходит дальнейшее развитие двигательных функций ног в выворотном положении: вытянутости стопы и колена, уровня высоты поднимаемой ноги (танцевального шага). Расширяется комплекс упражнений на развитие гибкости корпуса. Развивается выносливость и сила ног за счет изменения характера движения, увеличения количества движений в упражнениях и ускорения темпа исполняемых движений. Вырабатывается умение распределять движение во времени и пространстве. Изучаются приемы правильного дыхания.
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)
Форма и режим занятий: основной формой является групповой урок, занятие проводится с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу.
Класс Кол-во часов | 1 | 2 |
В неделю | 1 | 1 |
В год | 36 | 36 |
2.Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
1 год | 2 год | |||||||
1.Введение
| ||||||||
1.1 | Правила техники безопасности | 1 | 1 | |||||
1.2 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 1 | 1 | |||||
1.3 | Влияние питания на здоровье | 1 | 1 | |||||
1.4 | Гигиенические и этические нормы | 1 | 1 | |||||
2.Комплекс упражнений | ||||||||
2.1 | Упражнения на гибкость | 5 | 5 | |||||
2.2 | Упражнения на равновесие | 5 | 5 | |||||
2.3 | Упражнения на формирование осанки | 5 | 5 | |||||
2.4 | Упражнения на развитие ловкости и координации | 5 | 5 | |||||
2.5 | Дыхательные упражнения | 5 | 5 | |||||
2.6 | Упражнения на расслабление | 5 | 5 | |||||
2.7 | Акробатические упражнения | 2 | 2 | |||||
Итого в год | 36 | 36 |
3.Содержание курса
1.Введение
1.1Правила техники безопасности
Правила техники безопасности. Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике. Правила подбора и хранения инвентаря. Гимнастическая терминология.
- Здоровье человека и влияние на него физических упражнений
Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
1.3 Влияние питания на здоровье
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
1.4. Гигиенические и этические нормы.
Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
2.Комплекс упражнений
2.1 Упражнения на гибкость
Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
-Ходьба в полуриседании;
-Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;
-Выпады и полушпагаты;
-Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;
-Широкие стойки на ногах;
-Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
-Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
2.2 Упражнения на равновесие
На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
2.3Упражнения на формирование осанки;
-Ходьба на носках;
-Ходьба с заданной осанкой;
-Ходьба под музыкальное сопровождение;
-Танцевальные упражнения;
-Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;
-Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета;
2.4Упражнения на развитие ловкости и координации
-Произвольное преодоление простых препятствий;
-Ходьба по гимнастической скамейке;
-Воспроизведение заданной игровой позы;
- Преодоление полос препятствий, включающих упоры, простые прыжки.
- Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;
-Упражнение на равновесие «ласточка»;
-Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
-Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.
2.5 Дыхательные упражнения
Упражнения, стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой.
2.6 Упражнения на расслабление
Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.
2.7 Акробатические упражнения
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на, руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
-Упоры (присев, лёжа, согнувшись)
-Группировка, перекаты в группировке
-Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)
-Кувырок вперёд (назад)
-«мост» из положения, лёжа на спине, «шпагаты» и складки
4. Контроль учета успеваемости
В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертная оценка. Четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих оценок, определяющих фактическую успеваемость учащихся. В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных оценок и с учетом оценок.
Следует иметь в виду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в ДШИ очень условен, например, оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащемуся с отличными данными и учащемуся с удовлетворительными данными, но сделавшему в пределах своих возможностей большие успехи. Однако, во всех случаях, независимо от степени одаренности детей, основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение.
Экзамен проводится в соответствии с действующими учебными планами в переводном 2 классе.
4.1 Прогнозируемый результат реализации программы
У учащихся сформированы навыки правильной осанки, координационные способности. Укреплен мышечный корсет и мышечно-связочный аппарат стоп. Учащиеся владеют навыками правильного самоконтроля и саморегуляции. Хорошо развито образное мышление; приобретены знания о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения. Выработано умение выполнять правила общественного порядка, принятые в обществе нормы отношения к окружающим людям; об ответственности за поступки, за здоровье.
4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования
В конце первого года обучения учащиеся должны овладеть:
-элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания;
-первоначальными навыками координации движений;
-ориентировкой в пространстве
В конце второго года обучения учащиеся должны овладеть:
-приемами правильного дыхания;
-гибкостью корпуса;
- мышечной силой и выворотностью ног;
-правильной осанкой, равновесием, координацией движения.
4.3 Пояснения к годовым требованиям
Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников
После окончания 2 класса ученики переводятся в старшие классы с помощью контрольных уроков.
5. Методические рекомендации (методы, форма работы)
Методы и приемы:
Занятие проводится в группе по 10-12 человек.
Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Части могут отличаться количеством упражнений, амплитудой и темпом исполнения. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.
Принципы проведения занятий:
1.Безопасность. Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2.Возрастное соответствие. Учитывают индивидуальные возможности детей.
3.Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Наглядность. Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
5.Дифференцированный подход. Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
6.Рефлексия. Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
5.1 Воспитательная работа
Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДМШ и ДШИ формируют полноценный облик танцора: расширяют кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщают к общечеловеческим ценностям. Развивают мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.
Данная программа имеет социальную направленность.
Цель программы:
- систематизировать воспитательную и социально-направленную деятельность с родителями учащихся школы;
- повысить интерес родителей к занятиям детей хореографией;
- создать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
- повысить общий культурный уровень родителей учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- ознакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
- ознакомить с учебными программами и планами занятий;
- создать представление о методах и формах работы учреждения.
Развивающие:
- приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
- приобщить родителей к миру хореографического искусства;
Воспитательные:
- сформировать художественный вкус;
- сформировать интерес к занятиям;
- сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.
Работа с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.
6. Условия реализации программы
-Хореографический зеркальный
класс с тренировочными станками;
-Аккомпанемент концертмейстера,
нотная литература;
-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-Специальная форма и обувь для занятий;
7.Список литературы
- Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. [Текст] / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2003.
- Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов. [Текст]/ В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2006.
- Примерная программа основного общего образования по физической культуре, М. Дрофа, 2007 г.
- Руденко, А.А. Оздоровительная программа: «Рессорная функция стопы, буферная функция позвоночника» [Текст]/ А.А. Руденко. – Новосибирск, 1997.
- Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов, Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст] / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
- Шаталова, Н. Оздоровительная программа [Текст]/ Н.Шаталова. – Москва, 1999.
8.Данные о составителе
Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДОД МО "Детская школа искусств №1" по классу хореографического искусства - Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель, 2010г.