Программа по народно-сценическому танцу
Программа по народно-сценическому танцу, содержание курса включает кий, краинский, польский, итальянский другие танцы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народно-сценический танец | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ
АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД НЯГАНЬ
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования муниципального образования
«Детская школа искусств»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
____________И.А.Бережная
«____»____________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
(для детей 10 – 16 лет)
Для учащихся 4-7 классов ДШИ
«Хореографическое искусство»
Срок реализации: 4 года
Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна
г.Нягань
2016
Рассмотрена Председатель
и рекомендована Методического совета
к утверждению и __________
реализации
на методическом совете
МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
Протокол №____________
«__ »_____________20____г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….
1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………..
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)…………
2.Учебно-тематический план………………………………………………….
3.Содержание курса……………………………………………………………
4. Контроль учета успеваемости……………………………………………..
4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………..
4.2 Годовые и зачетно-экзаменационные требования…………………….
4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………..
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников……………………….
5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………...
5.1 Воспитательная работа…………………………………………………...
6. Условия реализации программы…………………………………………
7.Список литературы…………………………………………………………
8. Данные о составителе……………………………………………………..
- Пояснительная записка
Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет хореографическое образование и, в частности, народно-сценический танец, который является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Цель программы – способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
- воспитание эмоциональной выразительности исполнения
- умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца
1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10 - 16 лет.
На начальном этапе изучаются характерные для народно-сценического танца позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, резкое приседание, злоупотребление "завернутыми" положениями ног, резкие, непривычные для классики изломы корпуса и т. д. не могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут ему пользы в народном танце, помешав в то же время изучению классического, ибо только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно углубленно и без вреда для мышечной системы осваивать специфику народно-сценического танца.
Из сказанного выше, однако, не следует, что народно-сценический танец не имеет на начальной стадии обучения своих собственных задач и служит лишь неким "танцевальным дополнением" к однообразным, на первых порах, урокам классического танца. Практика ведения данного предмета на хореографических отделениях в ряде экспериментальных школ искусств показала, что работа без станка на первом году обучения дает возможность заложить фундамент для целого ряда важнейших исполнительских качеств и выявить мало используемые при обычном подходе резервы. Отсутствие технической сложности, больших специфических нагрузок дает педагогу возможность в этих условиях уделить основное внимание культуре исполнения.
В процессе работы необходимо строго соблюдать принцип "от простого к сложному". На базе тех навыков и умений, которые формируются на первом году обучения, на втором учащиеся начинают осваивать основные элементы у станка, после чего приступают к их совершенствованию с применением несложных комбинаций. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и планомерно; усложнение лексики, композиции заданий и танцевальных этюдов, введение новых технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов урока народно-сценического танца, длительные, требующие большого дыхания, развернутые танцевальные композиции, необходимость преодолевать значительное сценическое пространство.
При изучении каждого из разделов настоящей программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями входящих в него народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому пониманию национального характера, усилит выразительность исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать детям "взрослую" манеру исполнения, заставлять их "наигрывать" темперамент и утрировать мимическую "игру". Исполнение всегда должно быть естественным, а предлагаемый материал - не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.
В конце каждого года обучения необходимо подготовить развернутую композицию или небольшой законченный танец, где, наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля у детей и созданием сценического образа. В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способности к восприятию предлагаемого материала. Имеет большое значение и отдельное обучение по группам девочек и мальчиков.
Программа дает возможность выбрать наиболее легко усваиваемый танцевальный текст, его варьирование. При подборе музыкального сопровождения каждого элемента у станка или на "середине" необходимо учитывать возрастные особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности.
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)
По программе в первый год обучения предусмотрено по 2 часа в неделю, в остальных классах до конца обучения по 3 часа в неделю. Занятия проводятся по 2 раза в неделю, академический час продолжительность 40 минут.
Класс Кол-во часов | 1 | 2 | 3 | 4 |
В неделю | 2 | 3 | 3 | 3 |
В год | 72 | 108 | 108 | 108 |
- Учебно – тематический план.
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное занятие | 1 | |
Раздел 1.Экзерсис на середине зала | ||
1. | Позиции ног: Пять прямых | 2 |
2. | Позиции ног: Пять свободных | 2 |
3. | Позиции ног: Две закрытые | 3 |
4. | Позиции и положения рук:1-я, 2-я, 3-я позиции | 3 |
5. | Позиции и положения рук:4-я | 4 |
6. | Позиции и положения рук:5-я | 4 |
7. | Позиции и положения рук:6-я | 5 |
8. | Позиции и положения рук:7-я | 5 |
9. | Подготовительное положение 1-е | 5 |
10. | Подготовительное положение 2-е | 5 |
Раздел 1. Элементы танцев | ||
1. | Русский народный танец | 10 |
2. | Белорусский народный танец | 10 |
3. | Танцы прибалтийских республик | 10 |
Всего | 72 | |
Второй год обучения | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1. | Пять открытых позиций ног — аналогичны позициям классического танца. | 2 |
2. | Подготовка к началу движения (preparation) | 5 |
3. | Переводы ног из позиции в позицию: | 5 |
4. | Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям (музыкальный размер 3/4, 4/4): | 5 |
5. | Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4). | 5 |
6. | Упражнение с напряженной стопой (battements tendus) из 1 –й прямой позиции на каблук (музыкальный размер 3/4, 4/4) | 5 |
7. | Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4) | 5 |
8. | Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4) | 5 |
9. | Маленькие броски (battements tendus jetes) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8) | 5 |
10. | Подготовка к "веревочке", скольжение работающей ноги по опорной (музыкальный размер 2/4, 4/4) | 5 |
11. | Развертывание работающей ноги на 45° (battements | 5 |
12. | Подготовка к "чечетке" (flic-flac), мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (музыкальный размер 2/4, 4/4) | 5 |
13. | Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги (музыкальный размер 4/4) | 5 |
14. | Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер 3/4, 4/4). | 5 |
Раздел 2. Элементы танцев | ||
1. | Русский народный танец | 10 |
2. |
| |
3. | Украинский народный танец | 10 |
4. | Итальянский сценический танец | 10 |
| ||
Всего | 108 | |
Третий год обучения | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1. | Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой. | 3 |
2. | Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги. | 3 |
3. | Маленькие броски (battements tendus jetes) | 3 |
4. | Круговые скольжения по полу (rond de tortille) | 3 |
5. | Повороты стопы (pas tortille) | 3 |
6. | Полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45° (battements fondus) | 3 |
7. | Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно. | 3 |
8. | Развертывание ноги (battements developpe) на 90° с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад (плавные и резкие). | 3 |
9. | Подготовка к "чечетке" (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону и назад. | 3 |
10. | Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги: | 4 |
11. | "Веер" — маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой. | 4 |
Повороты | 4 | |
Подготовка к "качалке" и "качалка". | 4 | |
12. | Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado). | 4 |
Растяжка из первой прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле. | 4 | |
Большие броски (grands battements) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад | 4 | |
Наклоны и перегибания корпуса по 1-й 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад. | 4 | |
Маленькие "голубцы" лицом к станку. | 4 | |
13. | Поднимание на полу-пальцы в сочетании с движением рук. | 4 |
Раздел 2. Элементы танцев. | ||
1. | Русский народный танец | 10 |
2. | узб | 10 |
3. | польск | 10 |
4. | итал | 10 |
Всего | 108 |
Четвертый год обучения | ||||
Вводное занятие | 1 | |||
Раздел 1. Экзерсис у станка | ||||
1. | Полуприседания и полные приседания, плавные и резкие по 1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям. | 2 | ||
2. | Скольжение стопой по полу (battements tendus): | 2 | ||
3. | Маленькие броски (battements tendus jetes) сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании. | 4 | ||
4. | Круговое скольжение по полу (rond de jambe): | 4 | ||
Полуприседания на опорной ноге на 90° (battements fondus) | 5 | |||
5. | Подготовка к "веревочке" | 5 | ||
Развертывание ноги (battements developpes) на 90° с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад | 5 | |||
6. | "Чечетка" (fliс-flac) с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя | 5 | ||
Растяжка из 1-й прямой позиции (лицом к станку): | 5 | |||
7. | Большие броски (grand battements) полукругом на всей стопе: | 5 | ||
Револьтад на полу (без прыжка): | 5 | |||
8. | Подготовка к "штопору" по 1-й прямой позиции на полупальцах. | 5 | ||
"Штопор". | 5 | |||
Раздел 2. Элементы танцев. | ||||
1. | Русский народный танец | 10 | ||
2. | Испанский народный танец | 10 | ||
3. | Молдавский народный танец | 10 | ||
4. | Венгерский народный танец | 10 | ||
Раздел 3. Техника прыжков и вращений | ||||
1. | Пируэт | 5 | ||
2. | Воздушный тур. | 5 | ||
Всего | 108 |
- Содержание курса
Первый год обучения
В задачу первого года обучения входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на "середине", развитие элементарных навыков координации движений.
Для первого года обучения рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского и белорусского народных танцев, а также одного из танцев прибалтийских республик. Кроме этого рекомендуется использовать вспомогательный материал, подготавливающий к исполнению различных танцевальных элементов. Особенностью предлагаемого на первом году обучения материала является его внешняя схожесть. Это делается специально для того, чтобы дать учащимся определенную базу, на которой будет строиться дальнейшее обучение, на конкретных примерах показать стилистические особенности элементов русских народных танцев. На первом году обучения в работе используются только первая (6-я) позиция ног и первая и третья свободные позиции. Позиции и положения рук используются все (соответствуют программе по народно-сценическому танцу для хореографических училищ).
Позиции ног:
1. Пять прямых:
1-я — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними
сторонами стоп;
2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы
друг от друга;
3-я — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними
сторонами стоп, каблук одной ноги находится у середины
стопы другой;
4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед
другом на расстоянии стопы;
5-я — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.
2. Пять свободных:
Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.
3. Две закрытые:
1-я закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны;
2-я закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны.
Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.
Позиции и положения рук:
- Семь позиций:
1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.
4-я - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прмой линии.
5-я — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.
6-я — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.
7-я — обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит на запястье другой руки.
- Подготовительное положение - обе руки свободно
опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью
к корпусу.
1-е положение — обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
2-е положение - обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между 3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского народного танца. Его развитие тесно связано со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски), сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с ярко выраженным гротесковым характером. Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.
Основные положения ног:
- Позиции ног - 1-я, 2-я и 3-я свободные и прямые, 1-я и 2-я закрытые.
Основные положения рук:
- Подготовительное, первое и второе.
- Подготовка к началу движения.
- Положения рук в парных и массовых танцах — "цепочка", "круг", "звездочка", "карусель", "корзиночка".
Элементы танца
- Раскрывание и закрывание рук:
а) одной руки,
б) двух рук,
в) поочередные раскрывания рук,
г) переводы рук в различные положения.
- Поклоны:
а) на месте без рук и с руками,
б) поклон с продвижением вперед и отходом назад.
- Притопы:
а) одинарные (женские и мужские),
б) тройные.
- Перетопы тройные.
- Простой (бытовой) шаг:
а) вперед с каблука,
б) с носка.
6. Простой русский шаг:
а) назад через полупальцы на всю стопу,
б) с притопом и продвижением вперед,
в) с притопом и продвижением назад.
- Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
- "Гармошка".
- "Елочка".
- Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:
а) вперед и назад по 1 -й прямой позиции.
- Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
- Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.
- Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
- "Веревочка" простая.
- "Ковырялочка" с двойным притопом: а) с тройным притопом.
- "Ключ" простой (с переступаниями).
БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой популярностью. Характер движений белорусских народных танцев легкий и трамплинный. Наиболее известными танцами в Белоруссии являются "Лявониха", "Крыжачок" и полька.
На первом году обучения предлагается танцевальный материал из танца "Крыжачок".
Положения рук:
а) положение рук в сольном танце,
б) положение рук в массовых и парных танцах,
в) подготовка к началу движения.
Элементы танца "Крыжачок"
- Притопы одинарные.
- Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
- Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
- Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
- Основной ход "Крыжачка".
- Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
- Тройные притопы с поклоном.
- Присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков).
ТАНЦЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК
Эстонские, литовские, латвийские танцы не очень сложны технически и доступны для усвоения детьми. Композиция этих танцев и их игровое содержание помогают развивать координацию и выносливость. На первом году обучения предлагаются элементы танца "Козлик" (литовский танец) и элементы польки.
- Положение ног в танце "Козлик".
- Положение рук в танце "Козлик".
- Положение рук в парных и массовых танцах.
- Подготовка к началу движения.
Движения танца "Козлик" (музыкальный размер 2/4)
- Простые шаги на приседании.
- Перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением.
- Прыжки с первой прямой во вторую прямую позицию и об-
- ратно.
- Прыжки с перекрещенными ногами.
- Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону.
- Прыжки с поджатыми ногами на месте и с продвижением
- вперед и назад.
Движения польки
- Простые подскоки польки:
а) на месте,
б) вокруг себя,
в) с продвижением вперед, назад и в сторону.
- Простые подскоки с хлопками и поклонами.
- Простые подскоки в повороте парами под руки.
- Галоп в сторону.
Второй год обучения
Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, белорусского и вводятся элементы украинского и итальянского танцев.
Упражнения у станка:
- Пять открытых позиций ног — аналогичны позициям классического танца.
- Подготовка к началу движения (preparation):
а) движение руки,
б) движение руки и координации с движением ноги.
- Переводы ног из позиции в позицию:
а) скольжением стопой по полу (battements tendus),
б) броском работающей ноги на 35°,
в) поворотом стоп.
- Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям (музыкальный размер 3/4, 4/4):
а) полуприседания (demi-plie),
б) полное приседание (grand plie).
- Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).
- Упражнение с напряженной стопой (battements tendus) из 1 –й прямой позиции на каблук (музыкальный размер 3/4, 4/4):
а) с полуприседанием (demi-plie) на опорной ноге,
б) с полуприседанием в исходной позиции.
- Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
а) с полуприседанием на опорной ноге,
б) с полуприседанием в исходной позиции.
- Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
а) с полуприседанием в исходной позиции,
б) в момент перевода работающей ноги на каблук,
в) при переводе работающей ноги на каблук и возвращении в исходную позицию.
- Маленькие броски (battements tendus jetes) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8):
а) с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое
приседание,
б) с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
в) с полуприседанием на опорной ноге,
г) с двойными бросками.
- Подготовка к "веревочке", скольжение работающей ноги поопорной (музыкальный размер 2/4, 4/4):
а) в открытом положении на всей стопе,
б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на
опорной ноге, на всей стопе и на полупальцах.
- Развертывание работающей ноги на 45° (battements
developpes) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и
на полуприседании (музыкальный размер 4/4). - Подготовка к "чечетке" (flic-flac), мазки подушечкой стопы
по полу от себя и к себе (музыкальный размер 2/4, 4/4):
а) в прямом положении вперед одной ногой,
б) двумя ногами поочередно.
- Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги
(музыкальный размер 4/4):
а) из 1-й прямой позиции,
б) с шага, лицом к станку.
- Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и пол
ное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музы
кальный размер 3/4, 4/4).
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
- Поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4).
- Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-ю и 5-ю позиции.
- Бытовой шаг с притопом.
- "Шаркающий шаг":
а) каблуком по полу,
б) полупальцами по полу.
- "Переменный шаг":
а) с притопом и продвижением вперед и назад,
б) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
- "Девичий ход" с переступаниями.
- Боковое "припадание":
а) с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги,
б) с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги.
- Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
- Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на ребро или носок каблука. На месте и с отходом назад.
- "Моталочка" в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.
- "Веревочка":
а) с двойным ударом полупальцами,
б) простая с поочередными переступаниями,
в) двойная с поочередными переступаниями.
- "Ковырялочка" с подскоками.
- "Ключ" простой на подскоках.
- Дробные движения:
а) простая дробь на месте,
б) тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,
в) простая дробь полупальцами на месте,
г) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.
- Присядка (для мальчиков):
а) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,
б) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,
в) присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.
- Хлопки и хлопушки (для мальчиков):
а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону,
б) фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, погруди, по полу,
в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,
г) по голенищу сапога спереди крест-накрест.
- Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).
УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Украинское народное творчество отражает многовековую историю народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей Родине, радость труда, юмор — все это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение женских и мужских танцев различно. Женские — лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.
Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4)
- Позиции и положения ног.
- Позиции и положения рук.
- Положения рук в парном и массовом танце.
- Подготовка к началу движения.
- Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и
- мужские).
- Притоп.
- "Веревочка":
а) простая,
б) с переступаниями,
в) в повороте.
- "Дорижка простая" (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.
- "Дорижка плетена" (припадание) с продвижением в сторону, со сменой позиции вперед и назад в перекрещенном положении.
- "Выхилястник" ("ковырялочка"):
а) "выхилястник" с "угинанием" ("ковырялочка" с открыванием ноги).
12."Бигунец".
- "Голубец" на месте и с продвижением в сторону.
ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ "ТАРАНТЕЛЛА"
(музыкальный размер 6/8)
Сценическая форма итальянского танца "Тарантелла" довольно близка к народной. Исполнение этого танца требует хорошей техники, яркой выразительности корпуса и четкой координации движений. Однако в начальной стадии изучения элементов танца не следует увлекаться разучиванием их в замедленном темпе, так как характер танца быстрый и жизнерадостный.
Элементы танца
- Положения ног, характерные для танца.
- Положения рук в танце.
- Движения рук с тамбурином:
а) удары пальцами и тыльной стороной ладони,
б) мелкие непрерывные движения кистью "трель".
- Скольжение на носок вперед в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).
- Шаг с ударом носком по полу (piques) с полуповоротом корпуса с продвижением назад:
а) с последующим ударом носком по полу и одновременным подскоком на опорной ноге, на месте и с продвижением назад.
- Бег тарантеллы (pas emboites) на месте и с продвижением вперед.
- Шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене (pas dallonne).
- Перескоки с ноги на ногу.
- Подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й свободной позиции на месте и в повороте.
- Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой.
Третий год обучения
3-й год обучения предлагает дальнейшее изучение у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается построение несложных комбинаций и композиций на материале русского, украинского и итальянского танцев. Активнее изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую и с двух ног на одну. Начинается изучение элементов молдавского, узбекского и польского народных танцев.
Упражнения у станка:
- Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой.
- Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.
- Маленькие броски (battements tendus jetes):
а) с двумя ударами стопой работающей ноги по 5-й открытой
позиции вперед, в сторону и назад,
б) с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полу
приседании вперед, в сторону и назад,
в) сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) с ударом
каблуком опорной ноги в полуприседании.
- Круговые скольжения по полу (rond de tortille):
а) одинарные,
б) двойные.
- Повороты стопы (pas tortille):
а) одинарные,
б) двойные.
- Полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45° (battements fondus):
а) на всей стопе,
б) с подъемом ноги на полупальцы.
- Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
- Развертывание ноги (battements developpe) на 90° с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад (плавные и резкие).
- Подготовка к "чечетке" (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону и назад.
- Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги:
а) на ногу открытую на носок в сторону или назад,
б) с шага,
в) с прыжка.
- "Веер" — маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.
- Повороты:
а) плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полу
приседании и на вытянутых ногах (soutenu en tournant),
б) поворот на одной ноге внутрь и наружу (pirouette en dedan
en dehors) с другой, согнутой в колене.
- Подготовка к "качалке" и "качалка".
- Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado).
- Растяжка из первой прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.
- Большие броски (grands battements) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад:
а) с одним ударом стопой и полупальцами опорной ноги,
б) с двумя ударами стопой и полупальцами опорной ноги.
- Наклоны и перегибания корпуса по 1-й 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.
- Маленькие "голубцы" лицом к станку.
- Присядки:
а) на полном приседании по 1-й прямой позиции с поочередным открыванием ног на каблук вперед и по первой свободной позции, открывая ноги в стороны,
б) "Мяч" лицом к станку.
- Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 2/4, 4/4)
- Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.
- Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.
- "Ключ" с двойной дробью.
- Дробная "дорожка" с продвижением вперед и с поворотом.
- Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.
- Дробь на "три ножки".
- Основной ход танца "Шестёра" на месте и с продвижением вперед.
- "Моталочка":
а) с задеванием пола каблуком,
б) с акцентом на всю стопу,
в) с задеванием пола полупальцами,
г) с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.
- "Маятник" в прямом положении.
- Основной русский ход (академический).
- Подбивка "Голубец":
а) на месте,
б) с двумя переступаниями.
- Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.
- Хлопушки:
а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,
б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,
в) поочередные удары по голенищу сапога и сзади на под скоках,
г) удары двумя руками по голенищу одной ноги,
д) удар по голенищу вытянутой ноги.
- Присядки:
а) присядка с "ковырялочкой",
б) присядка с ударом по голенищу, ступне спереди и сзади,
в) подскоки по 1-й прямой позиции из стороны в сторону с хлопком перед собой,
г) присядка "мяч",
д) "гусиный шаг",
е) "ползунок" вперед и в стороны на пол.
- Прыжки:
а) прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед,
б) прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам,
в) прыжок с ударами по голенищу спереди.
- Вращения:
а) на подскоках с продвижением вперед по диагонали,
б) с движением "моталочки",
в) с откидыванием ног назад.
УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 4/4)
Узбекский народный танец отличается от других танцев выразительными движениями рук, кистей, плеч и головы. Ведущую роль в узбекском женском танце играют руки, которые не только придают танцу национальную выразительность, но и передают его характер и содержание. Танец юношей более строг. Предлагаемые движения исполняются девушками и юношами и являются базой танцевальной техники.
Сопровождение может исполняться на ударном инструменте (бубен).
Элементы танца
- Положения ног.
- Положения рук.
- Поклон.
- Движения кистей рук:
а) сгибания и разгибания в запястьях,
б) с поворотами в запястьи внутрь и наружу,
в) щелчки пальцами,
г) хлопки в ладоши.
- Движения рук:
а) плавные переводы рук в различные положения,
б) резкие акцентированные взмахи,
в) сгибания и разгибания от локтя,
г) волнообразные движения от плеча.
- Движения плеч поочередные и одновременные:
а) вперед, назад,
б) короткие - вниз, вверх.
в) круговые движения,
г) быстрые движения (рез - дрожание).
- Движение головы из стороны в сторону.
- Ходы:
а) шаг вперед с последующими скользящими шагами,
б) поочередные переступания (одна нога на полной стопе, другая на полупальцах).
- "Гармошка".
- Опускания на колени:
а) на одно,
б) на оба.
- Перегибания корпуса назад, стоя на одной ноге, с другой, вытянутой вперед.
ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 6/8)
- Маленькие броски с поочередными ударами носком и каблуком по полу.
- Маленький прыжок на одну ногу вперед с одновременным откидыванием другой согнутой ноги на 45° и на 90° на месте и с продвижением.
- Бег вперед с подскоком.
- Тройные переступания с ноги на ногу (pas balance).
- Повороты внутрь и наружу (en dedan, en dehors):
а) поочередные переступания по 5-й свободной позиции на полупальцах в полуприседании,
б) на одной ноге, вытянутая стопа другой ноги у щиколотки спереди или сзади в открытом положении (en dedan, en dehors).
ПОЛЬСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ "МАЗУРКА"
(музыкальный размер 3/4)
Мазурка, которую мы изучаем, обязана своим происхождением польскому народному танцу "Мазуру". Хореографы прошлого и настоящего используют мазурку и ее элементы для воспитания чувства позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т. е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене. Этому способствует четкая, ритмичная и темпераментная музыка.
Элементы танца
- Позиции и положения ног.
- Положения рук в танце.
- Волнообразное движение руки.
- "Ключ" - удар каблуками:
а) одинарный,
б) двойной.
- Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позици (pas balance).
- "Голубец"
- "Перебор" - 3 переступания на месте по 1-й позиции.
Освоение технических приемов для прыжков и вращений
- Прыжки на двух ногах, на одной ноге (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).
- Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.
Четвертый год обучения
Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского, молдавского и польского танцев. Начинается изучение грузинского народного и венгерского сценического танцев. Испанский материал можно изучать факультативно. К концу учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие композиции.
Упражнения у станка:
- Полуприседания и полные приседания, плавные и резкие по 1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.
- Скольжение стопой по полу (battements tendus):
а) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону,
б) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полу
приседанием.
- Маленькие броски (battements tendus jetes) сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.
- Круговое скольжение по полу (rond de jambe):
а) ребром каблука около опорной ноги,
б) носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад.
- Полуприседания на опорной ноге на 90° (battements fondus):
а) на всей стопе,
б) с подниманием на полупальцы,
в) с наклоном корпуса в координации с движением руки.
- Подготовка к "веревочке":
а) в открытом положении,
б) с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
- Развертывание ноги (battements developpes) на 90° с двойным
ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад:
а) плавное,
б) резкое в координации с движением руки.
- "Чечетка" (fliс-flac) с двумя мазками подушечкой работающей
стопы с акцентом от себя:
а) в прямом положении,
б) в открытом положении вперед, в сторону и назад.
- Растяжка из 1-й прямой позиции (лицом к станку):
а) в сторону в прямом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой,
б) в сторону в открытом положении и полуприседании с на клоном корпуса.
- Большие броски (grand battements) полукругом на всей стопе:
а) с проведением ноги через 1-ю открытую позицию (balan coirs).П.Толубец":
а) в сторону на 45° в прямом положении лицом к станку,
б) в сторону на 90° в прямом положении лицом к станку.
- Револьтад на полу (без прыжка):
а) в прыжке на 45° лицом к станку (факультативно).
- Подготовка к "штопору" по 1-й прямой позиции на полупальцах.
- "Штопор".
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 2/4, 4/4)
- Перекат - боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы.
- Переборы (pas bourree).
- "Ключ" дробный сложный.
- "Ключ" хлопушечный.
- "Маятник" в поперечном движении.
- "Голубцы" поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
- "Веревочка":
а) простая и двойная с перетопами,
б) простая и двойная с "ковырялочкой",
в) простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая - на щиколотке спереди или сзади,
г) простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й от крытой позиции,
д) простая и двойная с поворотом (soutenu) на 360° в приседании на полупальцах.
- Три "веревочки" и подскок с поджатыми ногами.
- Три дробные дорожки с заключительным ударом.
- Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу.
- Присядки:
а) растяжки в стороны на носки и на каблуки,
б) растяжки вперед на каблук одной ноги и на носок другой,
в) растяжка через вторую закрытую позицию на полуприседании на каблуки в стороны.
- "Ползунок" вперед и в сторону на пол и на воздух.
- Прыжки:
а) с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади),
б) одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади,
в) "гигантские шаги" на месте и по диагонали.
МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 2/4, 4/4)
- Шаг в сторону с выносом другой ноги вверх на 30° в перекрещенное положение.
- Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону.
- Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.
- Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.
- Прыжок с поджатыми ногами.
- "Ключ" молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами).
- Тройные переборы ногами.
- Подъем девушки за талию на месте и с переносом.
ВЕНГЕРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (музыкальный размер 4/4)
Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошел большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора, огня и требуют большой четкости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено - все это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники.
Элементы танца
- Положения ног.
- Положения рук.
- "Ключ" — удар каблуками:
а) одинарный,
б) двойной.
- Заключение (усложненный "ключ"):
а) одинарное,
б) двойное.
- Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance).
- Перебор - три переступания на месте с открыванием ноги на 35°.
- "Веревочка" на месте, с продвижением назад и в повороте.
- Развертывание ноги (battements developpe) вперед и в полу приседании:
а) с последующими шагами,
б) с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.
- "Голубец":
а) простой с подгибанием ноги в сторону,
б) в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции.
- Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.
ИСПАНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
(музыкальный размер 3/4)
- Положения ног.
- Положения рук.
- Переводы рук в различные положения.
- Ходы:
а) удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское),
б) удлиненный шаг вперед на всю стопу в прямом положении в полуприседании, с последующими двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед).
- Соскоки:
а) в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседание.
б) в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседание.
- Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками.
- Шаг в сторону в полуприседание со скользящим подведениеми подъемом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса.
- Zapateado - поочередные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции:
а) удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с после дующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами,
б) шаг по диагонали вперед или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по 5-йсвободной позиции сзади или спереди.
- Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса.
- Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой на зад или вперед.
ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ (музыкальный размер 2/4)
- Пируэт из 5-й позиции внутрь и наружу (en dedan, en dehors).
- Воздушный тур.
- Пируэт на каблуках.
- Вращение с отбрасыванием ног назад.
- "Щучка" с прямыми ногами и согнутыми ногами.
- "Кольцо".
- "Пистолет".
- "Разножка" в воздухе.
Движения "Щучка", "Кольцо", "Пистолет" и "Разножка" в воздухе проходят факультативно по усмотрению педагога.
4.Контроль учета успеваемости
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебной год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят на концертах, смотрах и конкурсах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
Экзамены и контрольные уроки по народному танцу проводятся в соответствии с учебным планом. На контрольных уроках и экзаменах показывают экзерсис у станка и на середине зала, танцевальные композиции, прыжки и вращения.
4.1 Прогнозируемый результат
Свободное, чистое и выразительное исполнение с использованием сложных сочетаний движений. Эмоциональное и выразительное исполнение,
точность национального стиля и манеры исполнения народного танца.
4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования
Умение ориентироваться в пространстве, двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие манеры исполнения, навыки координации, культура общения с партнером, начальные навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов, что является основой формирования чистоты стиля и хорошей манеры исполнения - вот те сложные и многообразные задачи, которые позволяет решить начальный этап обучения.
4.3 Пояснения к годовым требованиям
Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников
Чистое, свободное и выразительное исполнения с использованием сложных сочетаний движений.
5.Метододические рекомендации (методы, форма работы)
Программа по народно-сценическому танцу определяет основной подход к предмету в условиях хореографического отделения школы искусств, объем и распределение материала на каждом году обучения. Руководствуясь основными принципами, изложенными в настоящей программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава класса и конкретных условий работы.
Занятие проводится в группе по 10-12 человек
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно – тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задачи и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
5.1 Воспитательная работа
Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДМШ и ДШИ формируют полноценный облик танцора: расширяют кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщают к общечеловеческим ценностям. Развивают мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.
Данная программа имеет социальную направленность.
Цель программы:
- cистематизировать воспитательную и социально направленную деятельность с родителями учащихся школы;
- повышать интерес родителей к занятиям детей хореографией;
- создавать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
- повышать общий культурный уровень родителей учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
- знакомить с учебными программами и планами занятий;
- дать представление о методах и формах работы учреждения.
Развивающие:
- приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
- приобщить родителей к миру хореографического искусства;
Воспитательные:
- художественный вкус;
- сформировать интерес к занятиям;
- сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.
Работа с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.
6. Условия реализации программы
-Хореографический зеркальный
класс с тренировочными станками;
-Аккомпанемент концертмейстера,
нотная литература;
-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-Специальная форма и обувь для занятий;
7.Список рекомендуемой литературы
- Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца. - М. - Л.: Искусство, 1939.
- Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. - Тбилиси: Ге-натлеба, 1975.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. — М.: Искусство, 1976.
- Каримова Р. Ферганский танец (методическое пособие). — Ташкент: Изд-во литературы и искусства Им. Гафура Гуляма, 1973.
- Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные танцы. — Кишинев: Картя Молдавеняскэ, 1969.
- Надеждина Н. Русские танцы. — М.: Госкультпросветиздат, 1951.
- Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.
- Устинова Т. Русские народные танцы. - М.: Культпросветиздат, 1950.
- Устинова Т. Русские народные танцы. - М.: Искусство, 1976.
- Чурко Ю. Белорусский народный танец. - Минск: Наука и техника, 1972.
8.Данные о составителе
Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДОД МО "Детская школа искусств №1" по классу хореографического искусства -Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель, 2010г.