Программа по классическому танцу

Найчук Кристна Юрьевна

Дополнительная общеразвивающая программа, является основой формирующей знания учеников в области классического танца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классический танец111.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования

«Детская школа искусств»

                                                    УТВЕРЖДЕНО:

                                                            Директор МАОУК ДО МО

«Детская школа искусств »

____________И.А.Бережная

«____»____________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА:

«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

(для детей 9 – 16 лет)

Для учащихся 3-7  классов   ДШИ

«Хореографическое искусство»

Срок реализации: 5 лет

Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна

г.Нягань

 2016


Рассмотрена                                                                  Председатель

и рекомендована                                                           Методического совета

к утверждению и                                                             __________

реализации

на методическом совете

МАОУК  ДО МО

«Детская школа искусств »

Протокол №____________  

«__ »_____________20____г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………….4

1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………..4

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)…………5

2.Учебно-тематический план………………………………………………….6

3.Содержание курса……………………………………………………………18

4. Контроль учета успеваемости……………………………………………..32

4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………..32

4.2 Годовые  и зачетно-экзаменационные требования…………………….32

4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………..33

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников……………………….33

5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………...33

5.1 Воспитательная работа…………………………………………………...35

6. Условия реализации программы…………………………………………36

7.Список литературы…………………………………………………………37

8. Данные о составителе……………………………………………………..38

1.Пояснительная записка

Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено изучение первоначальных элементов классического танца.

Цели: 

  • развитие личности учащегося;
  • социальная адаптация;
  • формирование духовно-нравственных ценностей;
  • расширение кругозора;
  • укрепление здоровья;  
  • подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального   материала  различного  характера,  разнообразных жанров, различной степени технической трудности;
  • воспитание трудолюбия;
  • воспитание исполнительской культуры.

Задачи: 

  • формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
  • активизация мышления, развитие творческого начала;
  • активизация интереса к классическому танцу;
  • овладение навыками музыкально-пластического интонирования;
  • совершенствование  двигательного  аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
  • развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;
  • воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;      
  • формирование навыков коллективного общения;
  • раскрытие индивидуальности.

Занятия включают в себя теоретическую часть, которая даёт общее представление о классическом танце, как искусстве, а также знакомит с терминологией и спецификой музыкального оформления занятий.

                Основная часть урока содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определённой последовательности: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

        Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. В зависимости от подготовленности группы возможен перенос какого-либо элемента в тот или иной класс, не нарушая при этом общей последовательности освоения упражнений.                                                      

  1. Срок реализации программы. Этапы, периоды

Программа рассчитана на  5  лет, возраст детей, участвующих в реализации данной программы  9 - 16 лет.

Этапы:

Первый этап - постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического тренажа у станка, на середине, развитие элементарных навыков координации движения.

Второй этап – развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсисе у станка и увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине, усложнения учебных комбинаций, введения элементов adagio. Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой поворотов на двух ногах.

Третий этап – закрепляется азбука классического танца, выработка правильности и чистоты исполнения, закрепление устойчивости, развитие координации, выразительности поз, дальнейшее развитие силы и выносливости. В третьем классе вводится экзерсис на полупальцах на середине зала, увеличивается нагрузка adagio и усложняется его построение, начинается изучение pirouettes и заносок.

Четвертый этап – выработка устойчивости на полупальцах, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и нагрузки в упражнениях. Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров. Усложняется adagio, происходит дальнейшее освоение техники pirouettes и заносок.

Пятый этап – закрепление программного материала за 4 класс, продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движений. Проводится подготовка к tours в больших позах и ознакомление с техникой их исполнения. Первоначальное изучение пируэтов с различных приемов на месте и с продвижением по диагонали. Ознакомление с большими прыжками. В 5 классе большая часть урока отводится занятиям на середине. Темп урока ускоряется. Более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение.

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)

По программе в первый год обучения предусмотрено по 4,5 часа в неделю, в остальных классах до конца обучения по3 часа в неделю. Занятия проводятся  по 2 раза в неделю, академический час продолжительность 40 минут.

        

Класс

Кол-во

часов

1г. обуч.

(3 кл)

2г.

обуч.

(4 кл.)

3г.

обуч.

(5 кл.)

4г.

обуч.

(6 кл.)

5г.

обуч.

(7 кл.)

В неделю

4,5

3

3

3

3

В год

162

108

108

108

108

Учебно – тематический план.

Первый год обучения.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Вводное занятие.

1

Раздел 1. Экзерсис у станка

1.1.

Тема 1. Позиции ног. Позиции рук.

4

1.2.

Тема 2. Demi-plies.

6

1.3.

Тема 3. Battements tendus.

6

1.4.

Тема 4. Понятие направлений en dehors et en dedans.

Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

6

1.5.

Тема 5. Battements tendus jetes.

6

1.6.

Тема 6. Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).

 Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее — на 45°.

6

1.7.

Тема 7. Releves на полупальцы в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plies

5

1.8.

Тема 8. Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад.

6

1.9.

Тема 9. Положение ноги sur lecou-de-pied  («условное», для battements fondus).

Battements fondus в сторону, вперед, назад носком в пол, позднее — на 45°.

6

1.10

Тема 10. Battements releves lents на 90° с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

6

1.11

Тема 11. Grand plie в I, II, III и V позициях.

5

1.12

Тема 12. Grand battements jetes с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

5

1.13

Тема 13. Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

4

Итого по разделу

72

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

2.1.

Тема 1. Позиции рук. Поклон.

5

2.2.

Тема 2. Demi-plies.

5

2.3.

Тема 3. Battements tendus

а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад;

б) с demi-plies в I и V позициях вперед, в сторону, назад.

5

2.4.

Тема 4. Battements tendus jetes.

а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

5

2.5.

Тема 5. Demi-rond et rond de jambe par terre en dehors et en dedans. Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

5

2.6.

Тема 6. Grand plie в I и II позициях en face.

5

2.7.

Тема 7.  Battements frappes:

а) носком в пол во всех направлениях.

5

2.8.

 

Тема 8. 1, 2, 3-е port de bras.

Положение epaulement croiseet efface.

Малые и большие позы: croisee, efface, ecartee вперед и назад.

2.9.

Тема 9. I, II, III arabesques (вначале—носком в пол).

5

2.10

Тема 10. Battements tendus plies-soutenus вперед, в сторону, назад.

5

2.11

Тема 11. Battements releves lents на 90° во всех направлениях.

5

2.12

Тема 12. Grands battements jetes сI и V позиций вперед.

5

2.13

Тема 13. Releves на полупальцы в I, II и V позициях с вытянутых ног и с demi-plies.   

5

2.14

Тема 14. Temps lie par terre вперед и назад.

5

2.15

Тема 15. Pas польки.          

4

Итого по разделу

74

            Раздел 3. Allegro

3.1.

Тема 1. Temps saute по I, II, Vпозициям

4

3.2.

Тема 2. Changement de pieds.

4

3.3.

Тема 3. Pas echappe no II позиции

4

3.4.

Тема 4. Pas assemble в сторону.

4

             Итого по разделу

16

            Всего

162

Второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

              Вводное занятие.

1

              Раздел 1. Экзерсис у станка.

1.1.

Тема 1. Battements tendus.

3

1.2.

Тема 2. Battements tendus jetes.   

3

1.3.

Тема 3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plies.

3

1.4.

Тема 4. Battements fondus.    

3

1.5.

Тема 5. Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45°, позднее—с подъемом на полупальцы.

3

1.6.

Тема 6. Battements frappes battements doubles frappes.

3

1.7.

Тема 7. Petits battements sur le cou-de-pied.

3

1.8.

Тема 8. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans на всей стопе (изучение начинается со сгибания и разгибания
 ноги, открытой в сторону на 45°).

3

1.9.

Тема 9. Pas coupe на всю стопу.

Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou-de-pied.

3

1.10

Тема 10. Battements releves  lentsна  90° в больших позах: croisee,     effacee, ecartee вперед иназад.

3

1.11

Тема 11.  Battements developpes.

3

1.12

Тема 12. Grand plie в I Vпозиции.

3

1.13

Тема13.  Grand battements jetes.

3

1.14

Тема 14. 1 и 3-е port de bras как заключение к различным упражнениям, позже изученные port de bras могут исполняться с ногой  вытянутой на носок вперед, назад и в сторону.

3

1.15.

Тема 15. Releve на полупальцы вIV позиции.

3

1.16

Тема 16. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с   вытянутых и с demi-plies).

3

             Итого по разделу

49

           Раздел 2. Экзерсис на середине зала 

2.1.

Тема 1. Battements tendus.     

3

2.2.

Тема 2. Battements tendus jetes.

3

2.3.

Тема 3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plie.

3

2.4.

Тема 4. Battements fondues.   

3

2.5.

Тема 5. Battements soutenus enface в маленьких и больших позах, носком в пол.

3

2.6.

Тема 6. Battements frappes носком в пол.    

3

2.7.

Тема 7.  Pas coupe на всю стопу.

Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou-de-pied.

3

2.8.

Тема 8. Battements  releves  lents et battements  developpes  en face  и в позах: croisee, effacee, ecarteeвперед, назад; I, II, III arabesques.

3

2.9.

Тема 9. Grands battements jetes.

3

2.10.

Тема 10. Port de bras.

3

2.11

Тема 11. 4 и 5-е  port de bras в V позиции.

3

2.12

Тема 12. IV arabesque носком в пол.

2

2.13

Тема 13. Releves на полупальцы.

3

2.14

Тема 14. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног на полупальцах и с demi-plie).

3

2.15.

Тема 15. Вращение на двух ногах в V позиций на полупальцах на   месте (с поворотом головы в зеркало).

3

              Итого по разделу

44

              Раздел 3. Allegro.

3.1.

Тема 1. Temps saute no IVпозиции.        

3

3.2.

Тема 2. Grand changement de pieds.

3

3.3.

Тема 3. Pas echappe на II и IV позицию с окончанием на одну ногу, другая — в положении sur le cou-de-pied вперед

или назад.

3

3.4.

Тема 4.  Pas assemble вперед и назад.      

3

3.5.

Тема 5. Pas glissade в сторону.      

3

              Итого по разделу

15

    Всего

108

Третий год обучения

             

             Вводное занятие.

1

             

              Раздел 1. Экзерсис у станка.

1.1.

Тема 1.  Battements tendus:

a) double (с двойным опусканием пятки во II позицию);

в) в маленьких и больших позах.

5

1.2.

Тема 2.Battements tendus jetes:  a)balancoir;

б) piques в сторону, вперед, назад.

в) в больших и маленьких позах.

   5

1.3.

Тема 3. Demi - rond et rond de jambe на 45 en  dehors et en dedans на demi- plie.   

4

1.4.

  Тема 4. Battements fondus:

а) double на всей стопе и на полупальцах.

        4

1.5.

Тема 5. Battements frappes et battements doubles frappes наполупальцах.

        4

1.6.

Тема 6.  Pas tombe: а) с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол, на 45.

        4

1.7.

Тема 7. Battements releves lents иbattements developpes во всехпозах и на полупальцах.

        4

1.8.

Тема 8. 3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie  (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.

         4

1.9.

Тема 9. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах.

         4

1.10

Тема 10. Preparation к pirouette sur le cou- de-pied en dehors et en dedans с V позиции.

       4

1.11

Тема 11.  Pirouette c V позиции en dehors et en dedans.

        4

Итого по разделу

        47

             Раздел 2. Экзерсис на середине зала.

2.1.

Тема 1. Battements tendus:

  а) double.

5

2.2.

Тема 2.  Battements tendus jetes:       

    а) piques.

4

2.3.

Тема 3.  Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedans на demi- plie.  

4

2.4.

Тема 4.  Battements fondus:

    а) на полупальцах en fase и в позах.

4

2.5.

Тема 5.  Battements frappes  на полупальцах.

4

2.6.

Тема 6. Pas tombe   с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол.

4

2.7.

Тема 7. 3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.

        4

2.8.

Тема 8. Pas de bourree носком в пол и на 45.

         4

2.9.

Тема 9.  Pas de bourree simple (спеременой ног) en tournant en en dehors et en dedans.

         4

2.10.

Тема 10. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с IVпозиции.

Pirouette en dehors et en dedans сIV позиции.

        4

Итого по разделу

        41

 Раздел 3. Allegro.

3.1.

Тема 1. Temps saute по V позиции с продвижением вперед, в сторону, назад.

        4

3.2.

Тема 2.Grand changement de pieds. Petit changement de pieds.

           4

3.3.

Тема 3.Grand pas echappe на II и IV позицию на croisee etefface. Petit pas echappe на II и IV позицию.

         4

3.4.

Тема 4. Petit pas jetes en face, позднее — с окончанием в маленькие позы.

        4

3.5.

Тема 5. Sissonne fermee во всех направлениях en face, позднее — в позах.

        4

       Итого по разделу

20

             Всего

       108

Четвертый год обучения

             Вводное занятие.

1

 Раздел 1. Экзерсис у станка.

1.1.

Тема 1.  Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans наполупальцах и на demi- plie.

4

1.2.

Тема 2. Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehorset en dedans,

 работающая нога в положении sur lecou-de-pied.

4

1.3.

Тема 3. Flic-flac en face.

4

1.4.

Тема 4. Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.

4

1.5.

Тема 5. Battements releves et battements developpes en face впозах: а) на полупальцах.

4

1.6.

Тема 6. Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.

4

1.7.

Тема 7. Grandsbattements jetes passespar terre

 (через I позици) с окончанием на носок вперед или назад en face и в позе.

4

             Итого по разделу    

29

              Раздел 2. Экзерсис на середине зала

2.1.

Тема 1. Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга.

5

2.2.

Тема 2. Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4круга.    

5

2.3.

Тема 3.Battements fondus:

а)  double на всей стопе en face и в позах.

5

2.4.

Тема 4. Battementsfrappes:

а) double на всей стопе en face и в позах.

5

2.5.

Тема 5. Battementssoutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.

4

2.6.

Тема 6. Flic-fiac en face.

4

2.7.

Тема 7. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans.

4

2.8.

Тема8. Battements releves lents:

а) в IV arabesque на всей стопе.

4

2.9.

Тема 9. Battements developpes:

а)в IV arabesque навсей стопе.

4

2.10.

Тема 10.Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehorset en dedans (работающая нога в положенииsur le cou-de-pied);

4

2.11.

Тема 11. Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.

4

2.12.

Тема 12.Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)

4

2.13.

Тема 13. 6-е port de bras.

         4

2.14.

Тема 14. Pas de bourree dessus-dessous en face.

        4

2.15.

Тема 15. Preparation кpirouette en dehors et en dedans с II позиции. Pirouettes en dehors et endedans с II позиции с окончанием в V позиции.

        4

             Итого по разделу

         64

           

            Раздел 3. Allegro.

3.1.

Тема 1. Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и entournant по 1/8 и 1/4 оборота.

        5

3.2.

Тема 2. Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).

        5

3.3.

Тема 3.Pas emboites вперед и назад sur lecou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.

        5

             Итого по разделу

       15

           Всего

      108

Пятый  год обучения.

              Вводное занятие.

1

  Раздел 1. Экзерсис у станка.

1.1.

Тема 1.  Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedans на полу - пальцах и на demi- plie.

4

1.2.

Тема 2. Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, 

работающая нога — в положенииsur le cou-de-pied.

4

1.3.

Тема 3. Flic-flac en face.

4

1.4.

Тема 4. Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.

        4

1.5.

Тема 5. Battements releves et battements developpes en face в позах: а) на   полупальцах.

4

1.6.

Тема 6. Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.

4

1.7.

Тема 7. Grands battementsjetes passes par terre 

(через I позиции) с окончанием на носок вперед или назад enface и в позе.

4

                Итого по разделу 

29

             Раздел 2. Экзерсис на середине зала.

2.1.

Тема 1. Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга.

5

2.2.

Тема 2. Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4круга. 

5

2.3.

Тема 3.Battements fondus:

а)  double на всей стопе  enface и в позах.

5

2.4.

Тема 4. Battements frappes:

а) double на всей стопе  enface и в позах.

5

2.5.

Тема 5. Battements soutenusна 90° en face и в позах на всей стопе.

5

2.6.

Тема 6. Flic-fiac en face.

         5

2.7.

Тема 7. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans.

5

2.8.

Тема8. Battements releves lents:

а) в IV arabesque на всей стопе.

4

2.9.

Тема 9. Battements developpes:

а) в IV arabesque на всей стопе.

4

2.10.

Тема 10.Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans

 (работающая нога в положении surle cou-de-pied);

4

2.11.

Тема 11. Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.

4

2.12.

Тема 12.Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)

4

2.13.

Тема 13. 6-е port de bras.

4

2.14.

Тема 14. Pas de bourree dessus-dessous en face.

         4

2.15.

Тема 15. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с IIпозиции. Pirouettes endehors et en dedans с II позиции с окончанием в V позиции.

4

              Итого по разделу 

67

             Раздел 3. Allegro. 

3.1.

Тема 1. Petit et grandchangements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournantпо 1/8 и 1/4 оборота.

4

3.2.

Тема 2. Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).

4

3.3.

Тема 3.Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.

4

             Итого по разделу

   12

             Всего

108

3. Содержание курса.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(третий класс).

Раздел 1. Экзерсис у станка

Тема 1.

 Позиции ног — I, II, III, V. Позиции рук — подготовительное положение, I, II, III (вначале изучается на середине   зала при неполной выворотности ног).

Тема 2.

Demi-plies в I, II, III, V позициях.

Тема 3.

 Battements tendus:  

а) по I позиции в сторону, вперед, назад;

б) demi-plies в I позиции в сторону, вперед, назад;

в) по V позиции в сторону, вперед, назад;

г) с demi-plies в V позицию в сторону, вперед, назад;

д) passe par terre- проведение ноги вперед и назад через I позицию.

Тема 4.

 Понятие направлений en dehors et en dedans:

 а) Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans:.

б) Rond de jambe par terre en dehors et en- dedans.

Тема 5.

Battements tendus jetes: а) по I и V позициям в сторону, вперед, назад;

 б) с demi-plies з I и V позицию в сторону, вперед,  назад.

Тема 6.

Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад (обхватное, для battements  frappes).

Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее - на 45°.

Тема 7.

Releves на полупальцы в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.

Тема 8.

Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад.

Тема 9.

Положение ноги sur le cou-de-pied («условное», для battements  fondus).

Battements fondus в сторону, вперед, назад носком в пол.

Позднее - на 45°.

Тема 10.

Battements releves lents на 90° с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

Тема 11.

 Grand plie в I, И, III  позициях.

Тема 12.

Grand battements jetes с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

Тема13.

Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

Тема 1.

Позиции рук: подготовительное положение I, II, III. Поклон.

Тема 2.

Demi-plies по I, II позициям en face, по III, V  позициям en face и позднее— epaulement.

Тема 3.

Battements tendus:

а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад;

 б) с demi-plies в I и V позициях вперед, в сторону, назад;

 в) с demi-plies во II и IV позиции без перехода и с

переходом с опорной ноги.

Тема 4.

Battements tendus jetes: а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

Тема 5. 

Demi-rond et rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

Тема 6. 

Grand plie в I и II позициях en face, в V позиции en face et epaulement.

Тема 7.

Battements frappes: а) носком в пол во всех направлениях.

Тема 8

Положение epaulement croise et efface;

Малые и большие позы: croisee, efface  ecartee вперед и назад;

I, II, III arabesques (вначале — носком в пол).

Тема 9.

1, 2, 3 - е port de bras.

Тема 10.

Battements tendus plies-soutenus вперед, в сторону, назад.

Тема 11.

 Battements releves lents на 90° во всех направлениях.

Тема 12.

Grands battements jetefe с I и V позиций вперед, в сторону, назад.

Тема 13.

Releves на полупальцы в I, II и V позициях с вытянутых ног и с demi plies.

Тема 14

Temps lie par terre вперед и назад.            

Тема 15.

Pas польки.

Раздел 3. Allegro.

Тема 1.

Temps saute по I, II, V позициям.

Тема 2.

Changement de pieds.

Тема 3.

Pas echappe по II позиции.

Тема 4. 

Pas assemble в сторону.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(четвертый класс).

Раздел 1. Экзерсис у станка

Позиции ног — I, II, III, V и IV.

Тема 1.

Battements tendus: а) с опусканием пятки во II позицию из I и V позиций;

б) с demi-plies во II позицию без перехода с опорной ногии в IV позицию без перехода и с переходом с опорной ноги из I и V позиций.

Тема 2.

Battements tendus jetes:

 a) balancoir;

б) piques в сторону, вперед, назад.

в) в больших и маленьких позах.

Тема 3.

Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi- plies.

Тема 4. 

Battements fondus:  

а) на полупальцах;        

в) в позах (по усмотрению педагога).

Тема 5.

Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45° , позднее—с подъемом на полупальцы.

Тема 6. 

Battements frappes et battements doubles frappes.

Тема 7.

Petits battements sur le cou-de-pied.

Тема 8.

Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans на всей стопе   (изучение начинается со сгибания и разгибания ноги, открытой в сторону на 45°).

Тема 9.

Pas coupe на всю стопу и на полупальцы. —

Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou- de-pied.

Тема 10.

 Battements releves lents на 90° в больших позах: croisee, effacee,                    ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee.

Тема 11.

Battements developpes:     а) в сторону, вперед, назад;

б) passes со всех направлений.

Тема 12.

Grand plie в IV позиции.

Тема 13.

Grand battements jetes:  а) во всех позах.

Тема 14.

1 и 3-е port de bras как заключение к различным упражнениям; позже изученные port de bras могут исполняться с ногой,  вытянутой на носок вперед, назад и в сторону; 3-е port de bras с demi-plies на опорной ноге.

Тема15.

Relevе на полупальцы:   а) в IV позиции;

Тема 16.

 Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plies).

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз.

Тема 1.

Battements tendus:   а) в маленьких и больших позах.

Тема 2.

Battements tendus jetes:   а) в маленьких и больших позах.

Тема 3.

Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi- plie.  

Тема 4.

Battements fondus:  а)  в маленьких и больших позах носком в пол.

Тема 4.

 Battements soutenus en fase в маленьких и больших позах носком в пол

Тема 5. 

 Battements frappes носком в пол в маленьких и больших позах             

Тема 6

Pas coupe на всю стопу.

Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou- de-pied.

Тема 7.

Battements releves lents и battements developpes en fase и впозах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee.

Тема 9

Port de bras: а) с наклоном корпуса в сторону;

б) с наклоном и перегибом корпуса, с ногой, вытянутой на носок вперед, назад.

Тема 10.

4 и 5-е  port de bras в V позиции.

Тема 11.

 IV arabesque носком в пол.

Тема 12. 

Releves на полупальцы.

Тема 13. 

Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног на полупальцах и с demi-plies).

Тема 14.

Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах на месте (с поворотом головы в зеркало).

Раздел 3. Allegro.

Тема 1.

 Temps saute по I, II, V и IV позициям.

Тема 2.

Changement de pieds.

Тема 3

Pas echappe по II позиции и IV позицию с окнчанием на одну ногу, другая - в положении sur le cou- de- pied вперед или назад.

Тема 4.

Pas assemble в сторону, вперед и назад.

Тема 5.

Pas glissade в сторону, позднее - вперед.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(пятый  класс).

Раздел 1. Экзерсис у станка.

Тема 1.  

Battements tendus:  a) double (с двойным опусканием пятки во II позицию);

в) в маленьких и больших позах.

Тема 2. 

Battements tendus jetes:  a) balancoir;

б) piques в сторону, вперед, назад.

в) в больших и маленьких позах.

Тема 3.

Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedansна demi- plie.         

Тема 4. 

Battements fondus: а) double на всей стопе и на полупальцах.

Тема 5.

Battements frappes et battements doubles frappes наполупальцах.

Тема 6. 

Pas tombe: а) с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол, на 45.

Тема 7.

Battements releves lents и battements developpes во всехпозах и на полупальцах.

Тема 8.

3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie  (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.

Тема 9. 

Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах

Тема 10. 

Preparation к pirouette sur le cou- de-pied en dehors et en dedans с V позиции.

Тема 11.  

Pirouette c V позиции  en dehors et en dedans.

Раздел 2. Экзерсис на середине зала.

Тема 1.

Battements tendus: а) double.

Тема 2. 

 Battements tendus jetes: а) piques.

Тема 3.  

Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedansна demi- plie.           

Тема 4

 Battements fondus: а) на полупальцах en fase и в позах.

Тема 5

 Battements frappes  на полупальцах.

Тема 6.

Pas tombe   с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол.

Тема 7.

 3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.

Тема 8.

 Pas de bourree носком в пол ина 45.

Тема 9.  

Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en en dehors et en dedans.

Тема 10.

Preparation к pirouette  en dehors et en dedans с IVпозиции.

Pirouette  en dehors et en dedans с IV позиции.

Раздел 3. Allegro.

Тема 1. 

Temps saute по V позиции с продвижением вперед, в сторону, назад.

Тема 2.

Grand changement de pieds.

Petit changement de pieds.

Тема 3.

Grand pas echappe на II и IV позицию на croisee et effacee.

Petit pas echappe на II и IV позицию.

Тема 4.

Petit pas jetes en face, позднее — с окончанием в маленькие позы.

Тема 5.

Sissonne fermee во всех направлениях en face, позднее — в позах.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(шестой класс).

Раздел 1. Экзерсис у станка.

Тема 1. 

 Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedans на иполупальцах и на  

demi- plie.           

Тема 2.

 Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans,работающая нога — в положении sur le cou-de-pied.

Тема 3.

 Flic-flac en face.

Тема 4. 

Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.

Тема 5.

Battements releves et battements developpes en face впозах:

а) на  полупальцах.                                                          

Тема 6.

Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.

Тема 7.

Grands battements jetes passes par terre (через Iпозицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и впозе.

Раздел 2. Экзерсис на середине зала.

Тема 1. 

Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга.

Тема 2.

Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4 круга.     

Тема 3.

Battements fondus: а) double на всей стопе  en face и в позах.

Тема 4. 

Battements frappes: а) double на всей стопе  en face и в позах.

Тема 5.

Battements soutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.

Тема 6.

Flic-fiac en face.              

Тема 7.

Rond de jambe en  Lair en dehors et en dedans.

Тема8. 

Battements releves lents: а) в IV arabesque на всей стопе.

Тема 9.

Battements developpes: а) в IV arabesque на всей стопе.

Тема 10.

Pas tombe:

а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans(работающая нога в положении sur le cou-de-pied);

Тема 11.

Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.

Тема 12.

Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)

Тема 13.

6-е port de bras.

Тема 14.

 Pas de bourree dessus-dessous en face.

Тема 15. 

Preparation к pirouette  en dehors et en dedans с II позиции.

Pirouettes en dehors et en dedans с  II  позиции с окончанием в V  позиции.

Раздел 3. Allegro.

Тема 1

Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и 1/4 оборота.

Тема 2

Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).

Тема 3. 

Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 (седьмой класс).

Раздел 1. Экзерсис у станка.

Тема 1.  

Demi - rond et rond de jambe на 45 en   dehors et en dedans на иполупальцах и на  

demi- plie.           

Тема 2

Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans,работающая нога — в положении sur le cou-de-pied.

Тема 3.

Flic-flac en face.

Тема 4.

Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.

Тема 5.

Battements releves et battements developpes en face впозах:

а) на  полупальцах.                                                         

Тема 6.

Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.

Тема 7.

Grands battements jetes passes par terre (через Iпозицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и впозе.

Раздел 2. Экзерис на середине зала

Тема 1.

Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no -  1/8, 1/4 круга.

Тема 2.

Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4 круга.     

Тема 3.

Battements fondus: а) double на всей стопе  en face и в позах.

Тема 4

Battements frappes: а) double на всей стопе  en face и в позах.

Тема 5.

Battements soutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.

Тема 6.

Flic-fiac en face.         

Тема 7.

Rond de jambe en  Lair en dehors et en dedans.

Тема8.

Battements releves lents:

 а) в IV arabesque на всей стопе.

Тема 9.

Battements developpes: а) в IV arabesque на всей стопе.

Тема 10.

Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans(работающая нога в положении sur le cou-de-pied);

Тема 11.

Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.

Тема 12.

Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)

Тема 13.

6-е port de bras.

Тема 14

Pas de bourree dessus-dessous en face.

Тема 15.

Preparation к pirouette  en dehors et en dedans с II позиции.

Pirouettes en dehors et en dedans с  II  позиции с окончанием в V  позиции.

Раздел 3. Allegro.

Тема 1

Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и 1/4 оборота.

Тема2.

Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).

Тема 3.

Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.

4.Контроль учета успеваемости

Эффективность занятий оценивается в соответствии  с учебной программой. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет оценить насколько понятен учебный материал и необходимо ли внести соответствующие изменения.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе группы. Эти показатели постоянно анализируются   и позволяют корректировать свою работу.

В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием учеников на концертах, смотрах и конкурсах, где они могут показать уровень профессиональной подготовки.

Экзамены и контрольные уроки по классическому танцу проводятся в соответствии с учебным планом. На контрольных уроках 1-5 годы обучения и экзаменах 3, 5 годы обучения показывают экзерсис у станка и на середине зала, прыжки, с включением всех пройденных элементов.

4.1 Прогнозируемый результат

Свободное, чистое и выразительное исполнение с использованием сложных сочетаний движений. Устойчивость на полупальцах, сила и выносливость. Пластичное движение рук, точная координация в больших турах и позах.

4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования

1  класс

Учащиеся должны знать:

- названия движений на франц.языке их перевод и значение;

владеть: - постановкой корпуса, рук, ног, головы;

- элементарной координацией движений.

 2класс

Учащиеся должны знать:

 -  подготовительное движение рук – preparation;

-  уровни подъёма ног;

  -  понятие о вращательных движениях en dehors et en dedans;

-  понятие epaulement;

-  прыжки с двух ног на две;

-  понятия epaulement croisee et effaceе;

-  рисунок положений рук в основных позах croisee et effaceе

 - прыжки с двух ног на одну;

владеть: - координацией движений рук, ног, головы;

-  навыками устойчивости в позах классического танца;

-  навыками закономерной координации движений рук и головы.

уметь: -  исполнить preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в подготовительное положение).

3 класс

Учащиеся должны знать:      

  -  типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;                                 

  -  уровни положений рук в больших и маленьких позах, позициях;

-  ракурсы исполнения движений;

владеть:   -  устойчивостью в статике;

-  навыками точной координации движений;

-  профессиональным вниманием;

-  самоконтролем;

уметь: -  исполнять движения грамотно и музыкально.

4 класс

 

Учащиеся должны знать:

-  типы координации движений: одновременные и разновременные;

-  движения – связки;

-  закономерности переходов рук из одного положения в другое;

-  элементы художественной окраски движений;

владеть:   -  ощущением позы, ракурса, пространства;

-  скоростью усвоением нового материала;

-  развитой силой и выносливостью;

-  координацией движений в упражнениях на пальцах;

-  танцевальной манерой, пластикой классического танца.

4.3 Пояснения  к годовым требованиям

Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников

Чистое, свободное и выразительное исполнения с использованием сложных сочетаний движений. Учащиеся должны знать терминологию классического танца, метроритмические раскладки исполнения движений.

Выпускник должен владеть правильной балетной осанкой, культурой движений рук и ног, техникой прыжка, устойчивостью в динамике, развитыми природными данными, навыками музыкально – пластического интонирования, хореографической памятью. Ученик должен уметь: -  работать в ансамбле.

5.Метододические рекомендации (методы, форма работы)

Занятие проводится в группе по 8-10 человек.

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения, где в учебно – тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы:

- комментирование;

- инструктирование;

- корректирование.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задачи  и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

-  принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;

-  принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

-  принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность,  пластичность.

Принципы дидактики:

-  принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;

- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

- принцип движения от простого к сложному,  как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;

-  принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

-  принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-  принцип доступности и посильности;

-  принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Урок классического танца проводится в форме группового занятия (в среднем по 10 человек). Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики) или раздельным (состав учебных групп мальчиков допускается до 4-х человек).

5.1 Воспитательная работа

Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДШИ формируетт полноценный облик танцора: расширяет кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщает к общечеловеческим ценностям. Развивает мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.

Данная программа  имеет социальную направленность.

Цель программы:

  • cистематизировать воспитательную и социально направленную деятельность с родителями учащихся школы;
  • повышать интерес родителей к занятиям детей хореографией;
  • создавать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
  • повышать общий культурный уровень родителей учащихся.

Задачи программы:

Образовательные:  

  • знакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
  • знакомить с учебными программами и планами занятий;
  • дать представление о методах и формах работы учреждения.

Развивающие:

  • приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
  • приобщить родителей к миру хореографического искусства;

Воспитательные:

  •  художественный вкус;
  • сформировать интерес к занятиям;
  • сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.

Работа  с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.

6. Условия реализации программы

-Хореографический зеркальный класс с тренировочными станками;

-Аккомпанемент концертмейстера,

нотная литература;

-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

-Специальная форма и обувь для занятий;

7. Список литературы.

1. В. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Ленинград, 1981г.

2. В.П. Сердюков. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. Москва, 1987г.

3. А.Я. Ваганова. Основы классического танца. С.- Петербург, Москва, Краснодар, 2003г.

4. Н.П.Базаров. Классический танец. Ленинград, 1975г.

5.  Барышникова Т. «Азбука хореографии» – Москва, 1999.

6. Балет. Уроки: иллюстрированное руководство по официальной балетной программе / пер. с англ. С. Ю. Бардиной. — Москва, 2003.

  1. Бекина, С. И. Музыка и движение / С. И. Бекина. — Москва, 1983.
  2. Мессерер А. М. Уроки классического танца. Москва,1967.
  3. Прибылов,  Г.  А. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов.Москва, 1984.

8.Данные о составителе

Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДО МО "Детская школа искусств " по классу хореографического искусства  -Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель , 2010г.