Программа по классическому танцу
Дополнительная общеразвивающая программа, является основой формирующей знания учеников в области классического танца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классический танец | 111.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования муниципального образования
«Детская школа искусств»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
____________И.А.Бережная
«____»____________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА:
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
(для детей 9 – 16 лет)
Для учащихся 3-7 классов ДШИ
«Хореографическое искусство»
Срок реализации: 5 лет
Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна
г.Нягань
2016
Рассмотрена Председатель
и рекомендована Методического совета
к утверждению и __________
реализации
на методическом совете
МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
Протокол №____________
«__ »_____________20____г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….4
1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………..4
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)…………5
2.Учебно-тематический план………………………………………………….6
3.Содержание курса……………………………………………………………18
4. Контроль учета успеваемости……………………………………………..32
4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………..32
4.2 Годовые и зачетно-экзаменационные требования…………………….32
4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………..33
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников……………………….33
5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………...33
5.1 Воспитательная работа…………………………………………………...35
6. Условия реализации программы…………………………………………36
7.Список литературы…………………………………………………………37
8. Данные о составителе……………………………………………………..38
1.Пояснительная записка
Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено изучение первоначальных элементов классического танца.
Цели:
- развитие личности учащегося;
- социальная адаптация;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- расширение кругозора;
- укрепление здоровья;
- подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- активизация мышления, развитие творческого начала;
- активизация интереса к классическому танцу;
- овладение навыками музыкально-пластического интонирования;
- совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;
- воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
- формирование навыков коллективного общения;
- раскрытие индивидуальности.
Занятия включают в себя теоретическую часть, которая даёт общее представление о классическом танце, как искусстве, а также знакомит с терминологией и спецификой музыкального оформления занятий.
Основная часть урока содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определённой последовательности: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.
Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. В зависимости от подготовленности группы возможен перенос какого-либо элемента в тот или иной класс, не нарушая при этом общей последовательности освоения упражнений.
- Срок реализации программы. Этапы, периоды
Программа рассчитана на 5 лет, возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9 - 16 лет.
Этапы:
Первый этап - постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического тренажа у станка, на середине, развитие элементарных навыков координации движения.
Второй этап – развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсисе у станка и увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине, усложнения учебных комбинаций, введения элементов adagio. Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой поворотов на двух ногах.
Третий этап – закрепляется азбука классического танца, выработка правильности и чистоты исполнения, закрепление устойчивости, развитие координации, выразительности поз, дальнейшее развитие силы и выносливости. В третьем классе вводится экзерсис на полупальцах на середине зала, увеличивается нагрузка adagio и усложняется его построение, начинается изучение pirouettes и заносок.
Четвертый этап – выработка устойчивости на полупальцах, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и нагрузки в упражнениях. Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров. Усложняется adagio, происходит дальнейшее освоение техники pirouettes и заносок.
Пятый этап – закрепление программного материала за 4 класс, продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движений. Проводится подготовка к tours в больших позах и ознакомление с техникой их исполнения. Первоначальное изучение пируэтов с различных приемов на месте и с продвижением по диагонали. Ознакомление с большими прыжками. В 5 классе большая часть урока отводится занятиям на середине. Темп урока ускоряется. Более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение.
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)
По программе в первый год обучения предусмотрено по 4,5 часа в неделю, в остальных классах до конца обучения по3 часа в неделю. Занятия проводятся по 2 раза в неделю, академический час продолжительность 40 минут.
Класс Кол-во часов | 1г. обуч. (3 кл) | 2г. обуч. (4 кл.) | 3г. обуч. (5 кл.) | 4г. обуч. (6 кл.) | 5г. обуч. (7 кл.) |
В неделю | 4,5 | 3 | 3 | 3 | 3 |
В год | 162 | 108 | 108 | 108 | 108 |
Учебно – тематический план.
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка | ||
1.1. | Тема 1. Позиции ног. Позиции рук. | 4 |
1.2. | Тема 2. Demi-plies. | 6 |
1.3. | Тема 3. Battements tendus. | 6 |
1.4. | Тема 4. Понятие направлений en dehors et en dedans. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans. | 6 |
1.5. | Тема 5. Battements tendus jetes. | 6 |
1.6. | Тема 6. Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes). Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее — на 45°. | 6 |
1.7. | Тема 7. Releves на полупальцы в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plies | 5 |
1.8. | Тема 8. Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад. | 6 |
1.9. | Тема 9. Положение ноги sur lecou-de-pied («условное», для battements fondus). Battements fondus в сторону, вперед, назад носком в пол, позднее — на 45°. | 6 |
1.10 | Тема 10. Battements releves lents на 90° с I и V позиций вперед, в сторону, назад. | 6 |
1.11 | Тема 11. Grand plie в I, II, III и V позициях. | 5 |
1.12 | Тема 12. Grand battements jetes с I и V позиций вперед, в сторону, назад. | 5 |
1.13 | Тема 13. Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку). | 4 |
Итого по разделу | 72 | |
Раздел 2. Экзерсис на середине зала | ||
2.1. | Тема 1. Позиции рук. Поклон. | 5 |
2.2. | Тема 2. Demi-plies. | 5 |
2.3. | Тема 3. Battements tendus а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад; б) с demi-plies в I и V позициях вперед, в сторону, назад. | 5 |
2.4. | Тема 4. Battements tendus jetes. а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад. | 5 |
2.5. | Тема 5. Demi-rond et rond de jambe par terre en dehors et en dedans. Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans. | 5 |
2.6. | Тема 6. Grand plie в I и II позициях en face. | 5 |
2.7. | Тема 7. Battements frappes: а) носком в пол во всех направлениях. | 5 |
2.8.
| Тема 8. 1, 2, 3-е port de bras. Положение epaulement croiseet efface. Малые и большие позы: croisee, efface, ecartee вперед и назад. | 5 |
2.9. | Тема 9. I, II, III arabesques (вначале—носком в пол). | 5 |
2.10 | Тема 10. Battements tendus plies-soutenus вперед, в сторону, назад. | 5 |
2.11 | Тема 11. Battements releves lents на 90° во всех направлениях. | 5 |
2.12 | Тема 12. Grands battements jetes сI и V позиций вперед. | 5 |
2.13 | Тема 13. Releves на полупальцы в I, II и V позициях с вытянутых ног и с demi-plies. | 5 |
2.14 | Тема 14. Temps lie par terre вперед и назад. | 5 |
2.15 | Тема 15. Pas польки. | 4 |
Итого по разделу | 74 | |
Раздел 3. Allegro | ||
3.1. | Тема 1. Temps saute по I, II, Vпозициям | 4 |
3.2. | Тема 2. Changement de pieds. | 4 |
3.3. | Тема 3. Pas echappe no II позиции | 4 |
3.4. | Тема 4. Pas assemble в сторону. | 4 |
Итого по разделу | 16 | |
Всего | 162 | |
Второй год обучения | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1.1. | Тема 1. Battements tendus. | 3 |
1.2. | Тема 2. Battements tendus jetes. | 3 |
1.3. | Тема 3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plies. | 3 |
1.4. | Тема 4. Battements fondus. | 3 |
1.5. | Тема 5. Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45°, позднее—с подъемом на полупальцы. | 3 |
1.6. | Тема 6. Battements frappes battements doubles frappes. | 3 |
1.7. | Тема 7. Petits battements sur le cou-de-pied. | 3 |
1.8. | Тема 8. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans на всей стопе (изучение начинается со сгибания и разгибания | 3 |
1.9. | Тема 9. Pas coupe на всю стопу. Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou-de-pied. | 3 |
1.10 | Тема 10. Battements releves lentsна 90° в больших позах: croisee, effacee, ecartee вперед иназад. | 3 |
1.11 | Тема 11. Battements developpes. | 3 |
1.12 | Тема 12. Grand plie в I Vпозиции. | 3 |
1.13 | Тема13. Grand battements jetes. | 3 |
1.14 | Тема 14. 1 и 3-е port de bras как заключение к различным упражнениям, позже изученные port de bras могут исполняться с ногой вытянутой на носок вперед, назад и в сторону. | 3 |
1.15. | Тема 15. Releve на полупальцы вIV позиции. | 3 |
1.16 | Тема 16. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plies). | 3 |
Итого по разделу | 49 | |
Раздел 2. Экзерсис на середине зала | ||
2.1. | Тема 1. Battements tendus. | 3 |
2.2. | Тема 2. Battements tendus jetes. | 3 |
2.3. | Тема 3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plie. | 3 |
2.4. | Тема 4. Battements fondues. | 3 |
2.5. | Тема 5. Battements soutenus enface в маленьких и больших позах, носком в пол. | 3 |
2.6. | Тема 6. Battements frappes носком в пол. | 3 |
2.7. | Тема 7. Pas coupe на всю стопу. Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou-de-pied. | 3 |
2.8. | Тема 8. Battements releves lents et battements developpes en face и в позах: croisee, effacee, ecarteeвперед, назад; I, II, III arabesques. | 3 |
2.9. | Тема 9. Grands battements jetes. | 3 |
2.10. | Тема 10. Port de bras. | 3 |
2.11 | Тема 11. 4 и 5-е port de bras в V позиции. | 3 |
2.12 | Тема 12. IV arabesque носком в пол. | 2 |
2.13 | Тема 13. Releves на полупальцы. | 3 |
2.14 | Тема 14. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног на полупальцах и с demi-plie). | 3 |
2.15. | Тема 15. Вращение на двух ногах в V позиций на полупальцах на месте (с поворотом головы в зеркало). | 3 |
Итого по разделу | 44 | |
Раздел 3. Allegro. | ||
3.1. | Тема 1. Temps saute no IVпозиции. | 3 |
3.2. | Тема 2. Grand changement de pieds. | 3 |
3.3. | Тема 3. Pas echappe на II и IV позицию с окончанием на одну ногу, другая — в положении sur le cou-de-pied вперед или назад. | 3 |
3.4. | Тема 4. Pas assemble вперед и назад. | 3 |
3.5. | Тема 5. Pas glissade в сторону. | 3 |
Итого по разделу | 15 | |
Всего | 108 | |
Третий год обучения | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1.1. | Тема 1. Battements tendus: a) double (с двойным опусканием пятки во II позицию); в) в маленьких и больших позах. | 5 |
1.2. | Тема 2.Battements tendus jetes: a)balancoir; б) piques в сторону, вперед, назад. в) в больших и маленьких позах. | 5 |
1.3. | Тема 3. Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на demi- plie. | 4 |
1.4. | Тема 4. Battements fondus: а) double на всей стопе и на полупальцах. | 4 |
1.5. | Тема 5. Battements frappes et battements doubles frappes наполупальцах. | 4 |
1.6. | Тема 6. Pas tombe: а) с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол, на 45. | 4 |
1.7. | Тема 7. Battements releves lents иbattements developpes во всехпозах и на полупальцах. | 4 |
1.8. | Тема 8. 3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом. | 4 |
1.9. | Тема 9. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах. | 4 |
1.10 | Тема 10. Preparation к pirouette sur le cou- de-pied en dehors et en dedans с V позиции. | 4 |
1.11 | Тема 11. Pirouette c V позиции en dehors et en dedans. | 4 |
Итого по разделу | 47 | |
Раздел 2. Экзерсис на середине зала. | ||
2.1. | Тема 1. Battements tendus: а) double. | 5 |
2.2. | Тема 2. Battements tendus jetes: а) piques. | 4 |
2.3. | Тема 3. Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на demi- plie. | 4 |
2.4. | Тема 4. Battements fondus: а) на полупальцах en fase и в позах. | 4 |
2.5. | Тема 5. Battements frappes на полупальцах. | 4 |
2.6. | Тема 6. Pas tombe с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол. | 4 |
2.7. | Тема 7. 3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом. | 4 |
2.8. | Тема 8. Pas de bourree носком в пол и на 45. | 4 |
2.9. | Тема 9. Pas de bourree simple (спеременой ног) en tournant en en dehors et en dedans. | 4 |
2.10. | Тема 10. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с IVпозиции. Pirouette en dehors et en dedans сIV позиции. | 4 |
Итого по разделу | 41 | |
Раздел 3. Allegro. | ||
3.1. | Тема 1. Temps saute по V позиции с продвижением вперед, в сторону, назад. | 4 |
3.2. | Тема 2.Grand changement de pieds. Petit changement de pieds. | 4 |
3.3. | Тема 3.Grand pas echappe на II и IV позицию на croisee etefface. Petit pas echappe на II и IV позицию. | 4 |
3.4. | Тема 4. Petit pas jetes en face, позднее — с окончанием в маленькие позы. | 4 |
3.5. | Тема 5. Sissonne fermee во всех направлениях en face, позднее — в позах. | 4 |
Итого по разделу | 20 | |
Всего | 108 | |
Четвертый год обучения | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1.1. | Тема 1. Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans наполупальцах и на demi- plie. | 4 |
1.2. | Тема 2. Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehorset en dedans, работающая нога в положении sur lecou-de-pied. | 4 |
1.3. | Тема 3. Flic-flac en face. | 4 |
1.4. | Тема 4. Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans. | 4 |
1.5. | Тема 5. Battements releves et battements developpes en face впозах: а) на полупальцах. | 4 |
1.6. | Тема 6. Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе. | 4 |
1.7. | Тема 7. Grandsbattements jetes passespar terre (через I позици) с окончанием на носок вперед или назад en face и в позе. | 4 |
Итого по разделу | 29 | |
Раздел 2. Экзерсис на середине зала | ||
2.1. | Тема 1. Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга. | 5 |
2.2. | Тема 2. Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4круга. | 5 |
2.3. | Тема 3.Battements fondus: а) double на всей стопе en face и в позах. | 5 |
2.4. | Тема 4. Battementsfrappes: а) double на всей стопе en face и в позах. | 5 |
2.5. | Тема 5. Battementssoutenus на 90° en face и в позах на всей стопе. | 4 |
2.6. | Тема 6. Flic-fiac en face. | 4 |
2.7. | Тема 7. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans. | 4 |
2.8. | Тема8. Battements releves lents: а) в IV arabesque на всей стопе. | 4 |
2.9. | Тема 9. Battements developpes: а)в IV arabesque навсей стопе. | 4 |
2.10. | Тема 10.Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehorset en dedans (работающая нога в положенииsur le cou-de-pied); | 4 |
2.11. | Тема 11. Temps lie на 90 с переходом на всю стопу. | 4 |
2.12. | Тема 12.Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) | 4 |
2.13. | Тема 13. 6-е port de bras. | 4 |
2.14. | Тема 14. Pas de bourree dessus-dessous en face. | 4 |
2.15. | Тема 15. Preparation кpirouette en dehors et en dedans с II позиции. Pirouettes en dehors et endedans с II позиции с окончанием в V позиции. | 4 |
Итого по разделу | 64 | |
Раздел 3. Allegro. | ||
3.1. | Тема 1. Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и entournant по 1/8 и 1/4 оборота. | 5 |
3.2. | Тема 2. Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед). | 5 |
3.3. | Тема 3.Pas emboites вперед и назад sur lecou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением. | 5 |
Итого по разделу | 15 | |
Всего | 108 | |
Пятый год обучения. | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел 1. Экзерсис у станка. | ||
1.1. | Тема 1. Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на полу - пальцах и на demi- plie. | 4 |
1.2. | Тема 2. Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, работающая нога — в положенииsur le cou-de-pied. | 4 |
1.3. | Тема 3. Flic-flac en face. | 4 |
1.4. | Тема 4. Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans. | 4 |
1.5. | Тема 5. Battements releves et battements developpes en face в позах: а) на полупальцах. | 4 |
1.6. | Тема 6. Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе. | 4 |
1.7. | Тема 7. Grands battementsjetes passes par terre (через I позиции) с окончанием на носок вперед или назад enface и в позе. | 4 |
Итого по разделу | 29 | |
Раздел 2. Экзерсис на середине зала. | ||
2.1. | Тема 1. Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга. | 5 |
2.2. | Тема 2. Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4круга. | 5 |
2.3. | Тема 3.Battements fondus: а) double на всей стопе enface и в позах. | 5 |
2.4. | Тема 4. Battements frappes: а) double на всей стопе enface и в позах. | 5 |
2.5. | Тема 5. Battements soutenusна 90° en face и в позах на всей стопе. | 5 |
2.6. | Тема 6. Flic-fiac en face. | 5 |
2.7. | Тема 7. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans. | 5 |
2.8. | Тема8. Battements releves lents: а) в IV arabesque на всей стопе. | 4 |
2.9. | Тема 9. Battements developpes: а) в IV arabesque на всей стопе. | 4 |
2.10. | Тема 10.Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans (работающая нога в положении surle cou-de-pied); | 4 |
2.11. | Тема 11. Temps lie на 90 с переходом на всю стопу. | 4 |
2.12. | Тема 12.Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) | 4 |
2.13. | Тема 13. 6-е port de bras. | 4 |
2.14. | Тема 14. Pas de bourree dessus-dessous en face. | 4 |
2.15. | Тема 15. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с IIпозиции. Pirouettes endehors et en dedans с II позиции с окончанием в V позиции. | 4 |
Итого по разделу | 67 | |
Раздел 3. Allegro. | ||
3.1. | Тема 1. Petit et grandchangements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournantпо 1/8 и 1/4 оборота. | 4 |
3.2. | Тема 2. Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед). | 4 |
3.3. | Тема 3.Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением. | 4 |
Итого по разделу | 12 | |
Всего | 108 |
3. Содержание курса.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(третий класс).
Раздел 1. Экзерсис у станка
Тема 1.
Позиции ног — I, II, III, V. Позиции рук — подготовительное положение, I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног).
Тема 2.
Demi-plies в I, II, III, V позициях.
Тема 3.
Battements tendus:
а) по I позиции в сторону, вперед, назад;
б) demi-plies в I позиции в сторону, вперед, назад;
в) по V позиции в сторону, вперед, назад;
г) с demi-plies в V позицию в сторону, вперед, назад;
д) passe par terre- проведение ноги вперед и назад через I позицию.
Тема 4.
Понятие направлений en dehors et en dedans:
а) Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans:.
б) Rond de jambe par terre en dehors et en- dedans.
Тема 5.
Battements tendus jetes: а) по I и V позициям в сторону, вперед, назад;
б) с demi-plies з I и V позицию в сторону, вперед, назад.
Тема 6.
Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).
Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее - на 45°.
Тема 7.
Releves на полупальцы в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.
Тема 8.
Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад.
Тема 9.
Положение ноги sur le cou-de-pied («условное», для battements fondus).
Battements fondus в сторону, вперед, назад носком в пол.
Позднее - на 45°.
Тема 10.
Battements releves lents на 90° с I и V позиций вперед, в сторону, назад.
Тема 11.
Grand plie в I, И, III позициях.
Тема 12.
Grand battements jetes с I и V позиций вперед, в сторону, назад.
Тема13.
Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
Раздел 2. Экзерсис на середине зала
Тема 1.
Позиции рук: подготовительное положение I, II, III. Поклон.
Тема 2.
Demi-plies по I, II позициям en face, по III, V позициям en face и позднее— epaulement.
Тема 3.
Battements tendus:
а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад;
б) с demi-plies в I и V позициях вперед, в сторону, назад;
в) с demi-plies во II и IV позиции без перехода и с
переходом с опорной ноги.
Тема 4.
Battements tendus jetes: а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад.
Тема 5.
Demi-rond et rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Тема 6.
Grand plie в I и II позициях en face, в V позиции en face et epaulement.
Тема 7.
Battements frappes: а) носком в пол во всех направлениях.
Тема 8.
Положение epaulement croise et efface;
Малые и большие позы: croisee, efface ecartee вперед и назад;
I, II, III arabesques (вначале — носком в пол).
Тема 9.
1, 2, 3 - е port de bras.
Тема 10.
Battements tendus plies-soutenus вперед, в сторону, назад.
Тема 11.
Battements releves lents на 90° во всех направлениях.
Тема 12.
Grands battements jetefe с I и V позиций вперед, в сторону, назад.
Тема 13.
Releves на полупальцы в I, II и V позициях с вытянутых ног и с demi plies.
Тема 14.
Temps lie par terre вперед и назад.
Тема 15.
Pas польки.
Раздел 3. Allegro.
Тема 1.
Temps saute по I, II, V позициям.
Тема 2.
Changement de pieds.
Тема 3.
Pas echappe по II позиции.
Тема 4.
Pas assemble в сторону.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(четвертый класс).
Раздел 1. Экзерсис у станка
Позиции ног — I, II, III, V и IV.
Тема 1.
Battements tendus: а) с опусканием пятки во II позицию из I и V позиций;
б) с demi-plies во II позицию без перехода с опорной ногии в IV позицию без перехода и с переходом с опорной ноги из I и V позиций.
Тема 2.
Battements tendus jetes:
a) balancoir;
б) piques в сторону, вперед, назад.
в) в больших и маленьких позах.
Тема 3.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi- plies.
Тема 4.
Battements fondus:
а) на полупальцах;
в) в позах (по усмотрению педагога).
Тема 5.
Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45° , позднее—с подъемом на полупальцы.
Тема 6.
Battements frappes et battements doubles frappes.
Тема 7.
Petits battements sur le cou-de-pied.
Тема 8.
Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans на всей стопе (изучение начинается со сгибания и разгибания ноги, открытой в сторону на 45°).
Тема 9.
Pas coupe на всю стопу и на полупальцы. —
Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou- de-pied.
Тема 10.
Battements releves lents на 90° в больших позах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee.
Тема 11.
Battements developpes: а) в сторону, вперед, назад;
б) passes со всех направлений.
Тема 12.
Grand plie в IV позиции.
Тема 13.
Grand battements jetes: а) во всех позах.
Тема 14.
1 и 3-е port de bras как заключение к различным упражнениям; позже изученные port de bras могут исполняться с ногой, вытянутой на носок вперед, назад и в сторону; 3-е port de bras с demi-plies на опорной ноге.
Тема15.
Relevе на полупальцы: а) в IV позиции;
Тема 16.
Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plies).
Раздел 2. Экзерсис на середине зала
Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз.
Тема 1.
Battements tendus: а) в маленьких и больших позах.
Тема 2.
Battements tendus jetes: а) в маленьких и больших позах.
Тема 3.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi- plie.
Тема 4.
Battements fondus: а) в маленьких и больших позах носком в пол.
Тема 4.
Battements soutenus en fase в маленьких и больших позах носком в пол
Тема 5.
Battements frappes носком в пол в маленьких и больших позах
Тема 6.
Pas coupe на всю стопу.
Pas tombe на месте, другая нога — в положении sur le cou- de-pied.
Тема 7.
Battements releves lents и battements developpes en fase и впозах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee.
Тема 9.
Port de bras: а) с наклоном корпуса в сторону;
б) с наклоном и перегибом корпуса, с ногой, вытянутой на носок вперед, назад.
Тема 10.
4 и 5-е port de bras в V позиции.
Тема 11.
IV arabesque носком в пол.
Тема 12.
Releves на полупальцы.
Тема 13.
Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног на полупальцах и с demi-plies).
Тема 14.
Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах на месте (с поворотом головы в зеркало).
Раздел 3. Allegro.
Тема 1.
Temps saute по I, II, V и IV позициям.
Тема 2.
Changement de pieds.
Тема 3.
Pas echappe по II позиции и IV позицию с окнчанием на одну ногу, другая - в положении sur le cou- de- pied вперед или назад.
Тема 4.
Pas assemble в сторону, вперед и назад.
Тема 5.
Pas glissade в сторону, позднее - вперед.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(пятый класс).
Раздел 1. Экзерсис у станка.
Тема 1.
Battements tendus: a) double (с двойным опусканием пятки во II позицию);
в) в маленьких и больших позах.
Тема 2.
Battements tendus jetes: a) balancoir;
б) piques в сторону, вперед, назад.
в) в больших и маленьких позах.
Тема 3.
Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedansна demi- plie.
Тема 4.
Battements fondus: а) double на всей стопе и на полупальцах.
Тема 5.
Battements frappes et battements doubles frappes наполупальцах.
Тема 6.
Pas tombe: а) с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол, на 45.
Тема 7.
Battements releves lents и battements developpes во всехпозах и на полупальцах.
Тема 8.
3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.
Тема 9.
Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах
Тема 10.
Preparation к pirouette sur le cou- de-pied en dehors et en dedans с V позиции.
Тема 11.
Pirouette c V позиции en dehors et en dedans.
Раздел 2. Экзерсис на середине зала.
Тема 1.
Battements tendus: а) double.
Тема 2.
Battements tendus jetes: а) piques.
Тема 3.
Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedansна demi- plie.
Тема 4.
Battements fondus: а) на полупальцах en fase и в позах.
Тема 5.
Battements frappes на полупальцах.
Тема 6.
Pas tombe с продвижеием, работующая нога - в положении sur le cou- de-pied носком в пол.
Тема 7.
3-е port de bras с ногой , вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и в переходом.
Тема 8.
Pas de bourree носком в пол ина 45.
Тема 9.
Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en en dehors et en dedans.
Тема 10.
Preparation к pirouette en dehors et en dedans с IVпозиции.
Pirouette en dehors et en dedans с IV позиции.
Раздел 3. Allegro.
Тема 1.
Temps saute по V позиции с продвижением вперед, в сторону, назад.
Тема 2.
Grand changement de pieds.
Petit changement de pieds.
Тема 3.
Grand pas echappe на II и IV позицию на croisee et effacee.
Petit pas echappe на II и IV позицию.
Тема 4.
Petit pas jetes en face, позднее — с окончанием в маленькие позы.
Тема 5.
Sissonne fermee во всех направлениях en face, позднее — в позах.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(шестой класс).
Раздел 1. Экзерсис у станка.
Тема 1.
Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на иполупальцах и на
demi- plie.
Тема 2.
Pas tombe:
а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans,работающая нога — в положении sur le cou-de-pied.
Тема 3.
Flic-flac en face.
Тема 4.
Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.
Тема 5.
Battements releves et battements developpes en face впозах:
а) на полупальцах.
Тема 6.
Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.
Тема 7.
Grands battements jetes passes par terre (через Iпозицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и впозе.
Раздел 2. Экзерсис на середине зала.
Тема 1.
Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no- 1/8, 1/4 круга.
Тема 2.
Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4 круга.
Тема 3.
Battements fondus: а) double на всей стопе en face и в позах.
Тема 4.
Battements frappes: а) double на всей стопе en face и в позах.
Тема 5.
Battements soutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.
Тема 6.
Flic-fiac en face.
Тема 7.
Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans.
Тема8.
Battements releves lents: а) в IV arabesque на всей стопе.
Тема 9.
Battements developpes: а) в IV arabesque на всей стопе.
Тема 10.
Pas tombe:
а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans(работающая нога в положении sur le cou-de-pied);
Тема 11.
Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.
Тема 12.
Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)
Тема 13.
6-е port de bras.
Тема 14.
Pas de bourree dessus-dessous en face.
Тема 15.
Preparation к pirouette en dehors et en dedans с II позиции.
Pirouettes en dehors et en dedans с II позиции с окончанием в V позиции.
Раздел 3. Allegro.
Тема 1.
Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и 1/4 оборота.
Тема 2.
Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).
Тема 3.
Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(седьмой класс).
Раздел 1. Экзерсис у станка.
Тема 1.
Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на иполупальцах и на
demi- plie.
Тема 2.
Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans,работающая нога — в положении sur le cou-de-pied.
Тема 3.
Flic-flac en face.
Тема 4.
Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.
Тема 5.
Battements releves et battements developpes en face впозах:
а) на полупальцах.
Тема 6.
Grands battements jetes developpes («мягкие»battements) на всей стопе.
Тема 7.
Grands battements jetes passes par terre (через Iпозицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и впозе.
Раздел 2. Экзерис на середине зала
Тема 1.
Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no - 1/8, 1/4 круга.
Тема 2.
Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4 круга.
Тема 3.
Battements fondus: а) double на всей стопе en face и в позах.
Тема 4.
Battements frappes: а) double на всей стопе en face и в позах.
Тема 5.
Battements soutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.
Тема 6.
Flic-fiac en face.
Тема 7.
Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans.
Тема8.
Battements releves lents:
а) в IV arabesque на всей стопе.
Тема 9.
Battements developpes: а) в IV arabesque на всей стопе.
Тема 10.
Pas tombe: а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans(работающая нога в положении sur le cou-de-pied);
Тема 11.
Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.
Тема 12.
Grands battements jetes developpes («мягкие»battements)
Тема 13.
6-е port de bras.
Тема 14.
Pas de bourree dessus-dessous en face.
Тема 15.
Preparation к pirouette en dehors et en dedans с II позиции.
Pirouettes en dehors et en dedans с II позиции с окончанием в V позиции.
Раздел 3. Allegro.
Тема 1.
Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и 1/4 оборота.
Тема2.
Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).
Тема 3.
Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.
4.Контроль учета успеваемости
Эффективность занятий оценивается в соответствии с учебной программой. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет оценить насколько понятен учебный материал и необходимо ли внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе группы. Эти показатели постоянно анализируются и позволяют корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием учеников на концертах, смотрах и конкурсах, где они могут показать уровень профессиональной подготовки.
Экзамены и контрольные уроки по классическому танцу проводятся в соответствии с учебным планом. На контрольных уроках 1-5 годы обучения и экзаменах 3, 5 годы обучения показывают экзерсис у станка и на середине зала, прыжки, с включением всех пройденных элементов.
4.1 Прогнозируемый результат
Свободное, чистое и выразительное исполнение с использованием сложных сочетаний движений. Устойчивость на полупальцах, сила и выносливость. Пластичное движение рук, точная координация в больших турах и позах.
4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования
1 класс
Учащиеся должны знать:
- названия движений на франц.языке их перевод и значение;
владеть: - постановкой корпуса, рук, ног, головы;
- элементарной координацией движений.
2класс
Учащиеся должны знать:
- подготовительное движение рук – preparation;
- уровни подъёма ног;
- понятие о вращательных движениях en dehors et en dedans;
- понятие epaulement;
- прыжки с двух ног на две;
- понятия epaulement croisee et effaceе;
- рисунок положений рук в основных позах croisee et effaceе
- прыжки с двух ног на одну;
владеть: - координацией движений рук, ног, головы;
- навыками устойчивости в позах классического танца;
- навыками закономерной координации движений рук и головы.
уметь: - исполнить preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в подготовительное положение).
3 класс
Учащиеся должны знать:
- типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;
- уровни положений рук в больших и маленьких позах, позициях;
- ракурсы исполнения движений;
владеть: - устойчивостью в статике;
- навыками точной координации движений;
- профессиональным вниманием;
- самоконтролем;
уметь: - исполнять движения грамотно и музыкально.
4 класс
Учащиеся должны знать:
- типы координации движений: одновременные и разновременные;
- движения – связки;
- закономерности переходов рук из одного положения в другое;
- элементы художественной окраски движений;
владеть: - ощущением позы, ракурса, пространства;
- скоростью усвоением нового материала;
- развитой силой и выносливостью;
- координацией движений в упражнениях на пальцах;
- танцевальной манерой, пластикой классического танца.
4.3 Пояснения к годовым требованиям
Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников
Чистое, свободное и выразительное исполнения с использованием сложных сочетаний движений. Учащиеся должны знать терминологию классического танца, метроритмические раскладки исполнения движений.
Выпускник должен владеть правильной балетной осанкой, культурой движений рук и ног, техникой прыжка, устойчивостью в динамике, развитыми природными данными, навыками музыкально – пластического интонирования, хореографической памятью. Ученик должен уметь: - работать в ансамбле.
5.Метододические рекомендации (методы, форма работы)
Занятие проводится в группе по 8-10 человек.
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно – тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задачи и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Урок классического танца проводится в форме группового занятия (в среднем по 10 человек). Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики) или раздельным (состав учебных групп мальчиков допускается до 4-х человек).
5.1 Воспитательная работа
Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДШИ формируетт полноценный облик танцора: расширяет кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщает к общечеловеческим ценностям. Развивает мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.
Данная программа имеет социальную направленность.
Цель программы:
- cистематизировать воспитательную и социально направленную деятельность с родителями учащихся школы;
- повышать интерес родителей к занятиям детей хореографией;
- создавать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
- повышать общий культурный уровень родителей учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
- знакомить с учебными программами и планами занятий;
- дать представление о методах и формах работы учреждения.
Развивающие:
- приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
- приобщить родителей к миру хореографического искусства;
Воспитательные:
- художественный вкус;
- сформировать интерес к занятиям;
- сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.
Работа с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.
6. Условия реализации программы
-Хореографический зеркальный класс с тренировочными станками;
-Аккомпанемент концертмейстера,
нотная литература;
-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-Специальная форма и обувь для занятий;
7. Список литературы.
1. В. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Ленинград, 1981г.
2. В.П. Сердюков. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. Москва, 1987г.
3. А.Я. Ваганова. Основы классического танца. С.- Петербург, Москва, Краснодар, 2003г.
4. Н.П.Базаров. Классический танец. Ленинград, 1975г.
5. Барышникова Т. «Азбука хореографии» – Москва, 1999.
6. Балет. Уроки: иллюстрированное руководство по официальной балетной программе / пер. с англ. С. Ю. Бардиной. — Москва, 2003.
- Бекина, С. И. Музыка и движение / С. И. Бекина. — Москва, 1983.
- Мессерер А. М. Уроки классического танца. Москва,1967.
- Прибылов, Г. А. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов.Москва, 1984.
8.Данные о составителе
Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДО МО "Детская школа искусств " по классу хореографического искусства -Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель , 2010г.