Программа по историко-бытовому и бальному танцу
Программа по историко-бытовому и бальному танцу. Содержание курса включает изучение танцев 16-20 вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
историко-бытовой и бальный танец | 57.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования муниципального образования
«Детская школа искусств»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
____________И.А.Бережная
«____»____________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»
(для детей 9 –16 лет)
Для учащихся 3-7 классов ДШИ
«Хореографическое искусство»
Срок реализации: 5 лет
Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна
г.Нягань
2016
Рассмотрена Председатель
и рекомендована Методического совета
к утверждению и __________
реализации
на методическом совете
МАОУК ДО МО
«Детская школа искусств »
Протокол №____________
«__ »_____________20____г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………….…….4
1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………...7
1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)……….….8
2.Учебно-тематический план…………………………………………………...9
3.Содержание курса…………………………………………………………….12
4. Контроль учета успеваемости………………………………………………23
4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………….23
4.2 Годовые и зачетно-экзаменационные требования……………………....24
4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………….25
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников…………………………26
5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………….26
5.1 Воспитательная работа……………………………………………….……27
6. Условия реализации программы……………………………………………28
7.Список литературы…………………………………………………………..29
8. Данные о составителе…………………………………………………….…30
Пояснительная записка
Дисциплина «ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ» дает возможность практически познать историческое развитие танца. За основу взят придворный, салонный бальный танец прошлых веков и в тексте он называется историческим танцем. Предмет изучает историю развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего развития мировоззрения, творческого потенциала и фантазии обучающихся.
На занятиях формируется интерес к обучению танцам как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения. Кроме того, изучение исторического танца расширяет кругозор учащихся, и углубляет их знания в области литературы, музыки, живописи, истории костюма, театра и т.д. Таким образом, используется многофункциональность этого предмета.
Среди множества форм художественного воспитания и образования подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».
За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий различные жанры и направления.
Хореографическое искусство имеет особое значение как средство воспитания национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо, как и знание родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо и там и здесь заключены основы национального характера, этнической самобытности, уникальные черты, сложившиеся в течение многих веков.
Историко-бытовые и бальные танцы различных эпох в художественно-образной форме представляют образцы этикета и поведения различных слоев общества того или иного времени, определяемые, как правило, нормами морали каждого века.
Воспитав поколение, освоившее тот или иной вид искусства, в нашем случае историко-бытовой танец, мы сможем получить грамотных зрителей, способных воспринимать и достойно оценивать профессиональные хореографические произведения.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данной программы.
Цель программы: изучение популярных танцев различных эпох.
Задачи программы:
Развивающая
-развитие художественно-творческих способностей средствами историко-бытового танца с учетом индивидуальных способностей учащихся;
-развитие выразительности, артистичности и эмоциональности;
-развитие координации;
Образовательная
-освоение основ хореографии и приобретение навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
-изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи;
-формирование правильной осанки;
Воспитательная
-расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира,
-формирование музыкальной культуры;
-воспитание культуры поведения учащихся, их взаимоотношений, проявления чувства коллективизма, дружбы;
- повышение познавательной активности учащихся посредством изучения исторических танцев.
1.1Срок реализации программы. Этапы, периоды
Срок реализации программы 5 лет, возраст детей 9-16 лет
Этапы реализации программы:
Первый этап – начальный этап познания и освоения элементов «историко-бытового танца», небольших комбинаций, объединяющих эти элементы, и наиболее простых бальных танцев. Композиции сочиняются на шагах, формах шассе, галопе. Используются два, три элемента. В композициях используются два-три рисунка. На этом этапе развивается у воспитанников координация, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения.
Второй этап – включает в себя изучение танцев, основанных на элементах, пройденных в первом году обучения. Изучение новых элементов, фигур «историко-бытового танца». Этап требует от учащихся более высокой техники исполнения, усложненной координации, выразительности и музыкальности. Особо важно добиться общения партнеров в паре, соблюдения четкого рисунка танца.
Третий этап – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений. Изучение усложненных форм (координаций движений) танцев пройденных на первом и втором годах обучения. А также изучение более сложных и развернутых танцевальных, фрагментов, этюдов и композиций на основе историко-бытового танца. Особое внимание обращается на образное исполнение и этикету парного танца.
- Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)
По программе в первые три года обучения предусмотрено по 2 часа в неделю, в последних двух классах по 1 часу в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю, академический час продолжительность 40 минут.
Класс Кол-во часов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В неделю | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
В год | 72 | 72 | 72 | 36 | 36 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | |
Первый год обучения (третий класс) | |||
Введение | 2 | ||
Раздел 1. Музыкальная грамота | |||
1.1 | Теория | 10 | |
1.2 | Практика | 10 | |
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения | |||
2.1 | Теория | 10 | |
2.2 | Практика | 40 | |
Итого в год | 72 | ||
Второй год обучения (четвертый класс) | |||
Введение | 2 | ||
Раздел 1. Музыкальная грамота | |||
1.1 | Теория | 10 | |
1.2 | Практика | 10 | |
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения | |||
2.1 | Теория | 10 | |
2.2 | Практика | 40 | |
Итого в год | 72 | ||
Третий год обучения (пятый класс) | |||
Введение | 2 | ||
Раздел 1. Музыкальная грамота | |||
1.1 | Теория | 10 | |
1.2 | Практика | 10 | |
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения | |||
2.1 | Теория | 10 | |
2.2 | Практика | 40 | |
Итого в год | 72 | ||
Четвертый год обучения (шестой класс) | |||
Введение | 2 | ||
Раздел 1. Музыкальная грамота | |||
1.1 | Теория | 4 | |
1.2 | Практика | 4 | |
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения | |||
2.1 | Теория | 4 | |
2.2 | Практика | 22 | |
Итогов год | 36 | ||
Пятый год обучения (седьмой класс) | |||
Введение | 1 | ||
Раздел 1. 16 век | |||
1.1 | Теория | 2 | |
1.2 | Практика | 5 | |
Раздел 2.17 век | |||
2.1 | Теория | 2 | |
2.2 | Практика | 5 | |
Раздел 3.18 век | |||
3.1 | Теория | 2 | |
3.2 | Практика | 5 | |
Раздел 4.19 век | |||
4.1 | Теория | 2 | |
4.2 | Практика | 5 | |
Раздел 5. 20 век | |||
5.1 | Теория | 2 | |
5.2 | Практика | 5 | |
Итого в год | 36 |
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Музыкальная грамота
- Теория
Понятие о музыкальных жанрах: марш, песня, танец. Понятие танцевальных жанрах: вальс, полька, полонез, галоп, гавот. Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый), о характере мелодий (веселая - грустная, плавная - отрывистая, торжественная, изящная). Длительности и ритмический рисунок. Акцент. Метрическая пульсация, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. Строение музыкальной речи (часть, фраза).
- Практика
Слушание музыки и анализ:
- определение темпа и характера мелодии;
- движение в темпе и характере;
- определение музыкального размера;
- дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4;
- отсчитывание тактов;
- выделение частей и фраз;
- изменение движений в связи с изменением музыки (части, фразы);
- определение характерных для мелодии длительностей и ритмического рисунка;
- выделение длительностей и ритмического рисунка хлопками.
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения
2.1 Теория
Роль музыки в танце: музыка определяет характер танца и его ритмическую основу, строение. Понятие о движении по линии танца (против часовой стрелки) и против линии танца (по часовой стрелке). Понятие о графическом рисунке танца, геометрическая точность рисунка (круг, шеренга, колонна, два круга), симметрия и асимметрия, о центре сценической площадки, понятие об интервалах и их роли в формировании рисунка. Понятие об ансамбле как согласованном действии танцующих. Понятие об исполнительских средствах выразительности: темп и динамика движения, характер поз и выражение лица (мимика).
2.2 Практика
1.Позиции ног, характерные для бытового танца: I, II, III, IV, VI;
2.Позиции рук, характерные для бытового танца, подготовительное положение, I, II, III позиции;
3.Положение рук: за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями;
4.Шаги танцевальные в ритме марша, полонеза, вальса, польки (четвертями, восьмыми и половинными, на сильную долю) продвигаясь вперед и назад. Шаги на полупальцах (высокие и низкие полупальцы), двигаясь вперед и назад (на четверти, восьмые и половинные и на сильную долю).
5.Поклоны и реверансы:
-В ритме вальса на 4 такта (реверанс в танцевальной форме);
-В ритме полонеза на 2 такта;
-В ритме гавота, падеграса на 2 такта и на 1 такт;
-В ритме польки на 2 такта и на 1 такт (короткий реверанс - книксен).
6.Эпольман, положение анфас, круазе и эффасе.
7.Па глиссе на 2/4 вперед и назад;
8.Па шассе на 2/4 вперед и назад;
9.Па галопа на 2/4 вперед.
10.Па полонеза (бальный) вперед и назад по одному и в паре.
11.Па польки:
-На месте вперед и назад,
-На месте на эффасе
-С продвижением вперед и назад
-Вперед-назад с поворотом на 180 градусов вправо, влево
- с поворотом вправо на 360 градусов под рукой партнера
- па польки в сочетании с танцевальным шагом, поклоном и реверансом
12.Па балансе в сторону на месте и с продвижением вперед-назад.
13.Па балансе в паре.
14.«Дорожка» вальса вперед и назад
15.Позы и положения рук в паре:
- руки накрест, правая в правой – левая в левой
- за 2 руки «лодочка» (вторая позиция), правая в левой
-за 2 руки, форма округлая
- за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция), правая в правой или левая в левой
16.Полонез, простейшая комбинация, построенная на рисунке
17.Комбинированная полька (сочетание польки, па галопа, танцевальных шагов, поклонов и реверансов).
18.Фигурный вальс свободной композиции, состоящий из «дорожки» и па балансе, поклонов и реверансов.
19.Падеграс
20.Вару-вару
Второй год обучения
Раздел 1. Музыкальная грамота
1.1Теория
Расширяются представления о танцевальных жанрах (вальс, полонез, полька, гавот, галоп, контрданс). Разнообразие характера и темпа на примере вальса, полонеза. Понятие о мелодии и аккомпанементе на примере вальса, полонеза, польки, галопа. Специфичность метроритма различных танцевальных жанров. Аккорд. Динамические оттенки в музыке. Музыкальный размер 6/8.
1.2Практика
Определение на слух танцевального жанра (полька, галоп, вальс, контрданс, полонез)
- определение темпа, характера мелодии
- определение особенностей мелодии и аккомпанемента
- определение музыкального размера и дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
- прохлопывание характерных ритмических фигур
-определение строения музыкальной пьесы (количество частей, фраз).
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения
2.1 Теория
Расширяются представление об исполнительских выразительных средствах танца, раскрываются понятия изящно - манерно, быстро - стремительно (чрезвычайно быстро)- торопливо, понятие о различных оттенках одного и того же настроения: беззаботно – весело, задорно, насмешливо.
Расширяются представления об исполнении танца в ансамбле: согласованность движений в четверках, шеренгах («Французская кадриль»), синхронность вращения в польке и в вальсе.
2.2 Практика
1.Па элеве вперед и назад
2.Формы шассе (1, 2, 3, 4 и дубль шассе)
3. Французская кадриль 1, 2, 6 фигуры
4.Галоп в паре по линии танца, против линии танца, к центру и от центра
5.Боковая полька. Вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре. Полька вперед и назад с одновременным подъемом руки в 3 позицию по одному и в парах. Шен.
6.Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция), усложненный вариант.
7.Вальс в три па:
- вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре
- вращение по кругу влево по одному
8.Па де баск в ритме вальса с продвижением по одному и в паре
9.Комбинации движений вальса в три па, средней трудности.
10.Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад
11.Комбинация полонеза
12.Боковой скользящий шаг – гласссад. Вальс – миньон по одному.
«русский лирический»
13.Риле
Третий год обучения
Раздел 1. Музыкальная грамота
1.1 Теория
Расширяются представления о танцевальных жанрах (чардаш, краковяк, мазурка, румба). Специфичность метроритма различных танцевальных жанров. Пунктирный ритм. Синкопы.
1.2Практика
- Определение темпа, характера
- определение музыкального размера и выделение особенностей ритма
- определение строения музыкального произведения
- определение на слух танцевального жанра (чардаш, краковяк, мазурка, румба) с опорой на их специфические особенности характера, темпа и метроритма.
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения
2.1 Теория
Генетическая связь бального танца с народным (музыка, лексика, характер).
Особенности современного бального танца. Сравнительный анализ старинного и современного бального танца (музыка, лексика, характер). Понятие о манере исполнения. Расширяются представления о современном этикете (свод правил поведения, общения, правил учтивости, принятый в определенных социальных кругах) на примере французской кадрили. Связь бального и театрального танца на примере вальса, мазурки, чардаша.
2.2Практика
1.Вальс на три па:
- балансе вперед и назад
- переход до-за-до
- вальс с вращением влево
2.Свободная композиция вальса в три па с использованием вращений вправо и влево, переходов до-за-до, вращений, па-де-басков и балансе (усложненный вариант).
3.Вальс-мазурка
- па-де-буре
-«голубцы» с шагом
- ключ
4.Краковяк
- па-де-баск (польский)
- двойной голубец с тройным притопом
- вальс в три па в правую сторону в музыкальном размере 24
5.Французская кадриль 3, 4 и 5 фигуры, повторить 1,2,6
6.Чардаш (бальный вариант)
7.Квадратная румба:
-Левый квадрат и правый квадрат
-Поступательный ход
-Соло поворот вправо
Четвертый год обучения
Раздел 1. Музыкальная грамота
- Теория
Расширяются знания о танцевальных жанрах: бранль, менуэт, мазурка, танго, ча-ча-ча, фокстрот. Их специфические особенности.
1.2Практика
Слушание и анализ музыки звучащей на уроке:
Определение темпа, характера, метроритма, строения.
Раздел 2. Танцы и танцевальные движения
2.1 Теория
Систематизация знаний о бытовом танце. Особенности народного, салонного и современного танца. Танцевальный этикет. Характер исполнения, манера, стиль танца. Исполнительские средства выразительности.
2.2Практика
Реверансы дам, поклоны кавалеров 16 в.
Бранль простой, двойной с репризой. Светский бранль.
Крестьянский бранль.
Реверансы дамы, поклон кавалера 17 в.
Менуэт 17 в.
- основной шаг менуэта вперед и назад
- па грав
Реверансы дамы и поклон кавалера 18 в.
Гавот 18 в.
- Балансе менуэт
- балансе гавот
- па-де-зефир (воздушный шаг)
Реверансы дамы и поклон кавалера 19 в.
Мазурка:
- народное па (па гала), легкий бег (па курю)
- хромой шаг (па буато), па буато в повороте
Учебная композиция мазурки из выученных элементов
Повторяются танцы
Полонез (комбинация высшей трудности)
Французскач кадриль 1-6 фигуры
Вальс-мазурка
Краковяк
Вальс на три па (высшей трудности)
Современные танцы. В ритме факстрота и танго
-Подготовительные движения по 6 позиции: отведение вперед и назад
-шаг балансе вперед и назад
Ритмический танец:
- основной ход по одному и в паре – вариант основного хода
- четвертные повороты вправо и влево по одному и в паре
- поворот в паре на 180 градусов вправо
- соединение (четвертной поворот вправо, четвертной поворот влево
Основной ход в положении променад)
Ритмичный танец в ритме медленного факстрота, танго
- основной ход
- шассе вправо, квадрат, каблучный поворот
Пивот повороты
Ча-ча-ча:
- основной ход вперед и назад, основной ход в паре,
- выпад вперед, выпад вперед в паре
- поворот вправо, поворот влево, в паре соло поворот дам, совместный поворот в паре
-сочетание основного хода, соло поворот вправо, выпад вперед, совместный поворот, выпад назад.
Повторение танцев:
- «русский лирический»
-чардаш
-риле
Современные танцы
Пятый год обучения
Раздел 1.16 век
1.1Теория
Краткая характеристика средневековья и эпохи Возрождения. Развитие бытовой хореографии в Европе (Италия, Франция, Германия). Танцы народные: хороводные, парные, танцы под пение (бранль, фарандола,ригодон и др.)
Народные празднества, обычаи музыка, костюм. Праздники и балы феодалов, рыцарские турниры. Светские променадные танцы-шествия (бассдансы). Светский костюм 16 века. Придворный этикет. Связь и различие народных и салонных танцев. Изображение старинного танца в живописи.
1.2Практика
Реверанс дам, салют-поклон кавалера 16 века.
Павана
Фарандола или буре.
Крестьянский бранль и светский бранль.
Раздел 2.17 век
2.1Теория
Ведущая роль Франции в развитии хореографии. Учреждении Парижской Академии танца (1661 год). Появление новых форм салонного танца (менуэт), отличающегося утонченной манерностью, усложненной техникой, рисунком, обилием поз. Тесная связь салонного и сценического танца (движения, позы менуэта, гавота вошли в основу лексики классического танца).
2.2Практика
Реверанс и поклон 17 века
Алеманда (конец 16- начало 17 века) или куранта.
Менуэт.
Романеска или Гильярда
Раздел 3.18 век
3.1Теория
Эпоха просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные баллы 18 века, их изысканность и роскошь. Влияние стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм. Широкое распространение скорого менуэта, гавота, контрданса.
Песни и танцы французской революции. Массовое исполнение на улицах и площадях Парижа фарандолы, карманьолы.
Бытовой танец в России. Народные празднества, русские хороводы, их музыкальная основа и хореография. Реформы Петра 1 в области культуры. Петровские ассамблеи и их роль в развитии танцевальной культуры России.
3.2Практика
Реверанс и поклон 18 века
Скорый менуэт 18 века
Гавот 18 века
Полонез 18 века
Раздел 4. 19 век
4.1Теория
19 век- век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез, полька, краковяк).
Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом танце. Костюмы этикет.
4.2Практика
Реверанс и поклон 19 века
Полонез
Вальс (все сценические формы)
Алеман (вальс в тройке)
Бальная мазурка
Экозес
Повторение основных танцев 16-18 столетия
Раздел 5. 20 век
5.1Теория
Современные бальные танцы. История развития отечественной бальной хореографии. Танцы латиноамериканских ритмов самба, ча-ча-ча, румба, джайв и их особенности. Танцы в ритме фокстрота, вальса, танго
5.2Практика
Самба:
- основное положение в паре
- подготовительные движения (пружинящее движение на шагах и приставках)
-основной ход, поступательный ход
Виск, виск в паре, самба ход вперед, боковой самба ход, самба ход на месте
Медленный вальс:
-Закрытая перемена вперед и назад,
-Правый поворот, левый поворт
-Открытая перемена вперед, назад
-Правый спин поворот
Джайв:
-основные положения в паре
- основной ход
- раскрытие, закрытие
-повороты, переходы
4.Контроль учета успеваемости
В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертная оценка. Четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих оценок, определяющих фактическую успеваемость учащихся. В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных оценок и с учетом оценок
Следует иметь в виду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в ДШИ очень условен, например, оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащемуся с отличными данными и учащемуся с удовлетворительными данными, но сделавшему в пределах своих возможностей большие успехи. Однако, во всех случаях, независимо от степени одаренности детей, основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение.
Экзамен проводится в соответствии с действующими учебными планами в выпускном 7 классе.
4.1Прогнозируемый результат реализации программы
К концу прохождения курса обучения программы «Историко-бытовой танец» выпускники должны демонстрировать следующие знания, умения и навыки:
Знать:
-терминологию и основные понятия хореографического искусства;
-правила исполнения движений;
-танцевальные композиции старинных танцев XVI-XIX вв.
-различия народных и светских танцев разных эпох.
Уметь, иметь навыки:
-уметь качественно исполнить любое танцевальное движение программы;
-иметь навык грамотного и выразительного владения техникой танца;
-показать навыки владения различными музыкальными темпами и ритмическими рисунками в комбинационных сочетаниях;
-показать высокий уровень координации, пространственной ориентации, музыкальности и эмоционально-художественного исполнительства;
-показать хорошую танцевальную манеру, развитый художественный вкус, культуру танца;
-показать владение техникой, манерой исполнения и культурой общения в танце.
Развить:
-хорошую устойчивость и координацию;
-способности ансамблевого танцевания;
-умение ассоциировать образность музыки с хореографическим образом;
-культуру поведения учащихся, их взаимоотношения, проявления чувства коллективизма, дружбы.
4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования
В конце первого года обучения:
1.Грамотно и выразительно исполнять программные движения и танцы
2.Знать рисунки танца, роль центра и интервалов, понятие симметрии и ассиметрии рисунка.
3.Ориентироваться в пространстве
4.Свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.
5.Координация движения
6. Первоначальные представления о музыке:
- жанры, темп, характер, музыкальный размер, такт, затакт, танцевальные жанры, длительность, ритмический рисунок.
В конце второго года обучения:
1.Знать специфические особенности танцевальных жанров
2. Различать на слух вальс, польку, галоп, гавот, полонез, контрданс. Определять характер танца, анализировать музыку.
3. Знать рисунки танца, роль центра и интервалов, понятие симметрии и ассиметрии рисунка.
4.Ориентироваться в пространстве
5.Свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.
5.Координация движения
6.Знать танцевальный этикет
В конце третьего года обучения:
1.Анализировать старинную и современную танцевальную музыку
2.Знать о генетической связи народного, бального и театрального танца.
3.Выразительное исполнение программных танцев.
4.Демонстрировать умение ансамблевого исполнения.
5.Знать танцевальные жанры: мазурка, чардаш, краковяк.
В конце четвертого года обучения:
- Знать танцевальные жанры: мазурка, краковяк, чардаш, румба, танго, фокстрот.
- Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, сохраняя благородную, сдержанную манеру.
- Умение анализировать исполнение танцев.
В конце пятого года обучения:
1.Знать танцевальную культуру 16-20 вв.
2. Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, соблюдать этикет.
3.Анализировать стиль и манеру исполнения друг друга, соответствует ли стиль исполнения эпохе, адекватен ли характер исполнения музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительных выразительных средств.
4.Умение составлять композиции в ритме выученных современных танцев.
4.3 Пояснения к годовым требованиям
Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.
4.4 Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник должен уметь, знать:
1.Танцевальную культуру 16-20 вв.
2. Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, соблюдая элегантную и благородную манеру, этикет.
3.Анализировать стиль и манеру исполнения друг друга, соответствует ли стиль исполнения эпохе, адекватен ли характер исполнения музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительных выразительных средств.
4.Умение составлять композиции в ритме выученных современных танцев.
5.Методические рекомендации (методы, форма работы)
Занятие проводится в группе по 10-12 человек.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
-образный показ педагога;
-эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
-подражание образам окружающей действительности;
-прием тактильно-мышечной наглядности;
-наглядно-слуховой прием;
-демонстрация эмоционально-мимических навыков;
-использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
-рассказ;
-объяснение;
-инструкция;
-лекция;
-беседа;
-анализ и обсуждение;
-словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
-прием раскладки хореографического па;
-прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
-прием словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
-использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
-комплексный прием обучения;
-выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
-фиксация отдельных этапов хореографических движений;
-сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
-прием пространственной ориентации;
-развитие основных пластических линий;
-музыкальное сопровождение танца как методический прием;
-прием художественного перевоплощения.
5.1 Воспитательная работа
Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДШИ формируют полноценный облик танцора: расширяют кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщают к общечеловеческим ценностям. Развивают мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.
Данная программа имеет социальную направленность.
Цель программы:
- cистематизировать воспитательную и социально направленную деятельность с родителями учащихся школы;
- повышать интерес родителей к занятиям детей хореографией;
- создавать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
- повышать общий культурный уровень родителей учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
- знакомить с учебными программами и планами занятий;
- дать представление о методах и формах работы учреждения.
Развивающие:
- приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
- приобщить родителей к миру хореографического искусства;
Воспитательные:
- художественный вкус;
- сформировать интерес к занятиям;
- сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.
Работа с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.
6. Условия реализации программы
-Хореографический зеркальный
класс с тренировочными станками;
-Аккомпанемент концертмейстера, нотная литература;
-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
Специальная форма и обувь для занятий;
7.Список литературы
- Васильева, Е. Танец/ Е. Васильева. – М., 1968
- Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1963.
- Воронина И. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. – М.: Искусство, 1980.
- Ивановский, Н. Бальный танец XVI – XIX вв./ Н. Ивановский. – М.-Л., 1948.
- Кветная О. В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов: Учебно-методическое пособие. – М.: 1981.
- Клем, Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев с аккомпанементом музыки. В 3-х частях/Б. Клем. – М., 1873.
- Конорова Е. В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. – М.: 1963
- Кудрякова В. Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. – М.: Издательство «Советский композитор», 1982
- Кусков, И. Танцевальный учитель…/ И. Кусков. – СПб., 1794.
- Линдрот, Н. Первоначальные правила для изучения бальных танцев. – М., Тип. В. Готье, 1871.
- Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. Учебное пособие. – Челябинск: 2003.
- Основы сценического движения // Под ред. И. Э. Коха.- М.: Просвещение, 1976.
- Пуртов Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
- Современный бальный танец // Под. Ред. В. М. Стржанова и В. И. Уральской. – М.: Просвещение, 1978.
- Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
8.Данные о составителе
Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДОД МО "Детская школа искусств №1" по классу хореографического искусства -Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель, 2010г.