Общеобразовательная программа "Начальная хореография"
Данная образовательная программа направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно направленность.
Хореография-искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, ритмика, детский эстрадный танец, элементы классического танца, элементы современных танцевальных стилей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Основной целью реализации общеобразовательной программы «Начальная хореография» является раскрытие творческих и физических возможностей детей посредством хореографического искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_nachalnaya_horeografiya.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Данная образовательная программа направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно направленность.
Хореография-искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, ритмика, детский эстрадный танец, элементы классического танца, элементы современных танцевальных стилей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Основной целью реализации общеобразовательной программы «Начальная хореография» является раскрытие творческих и физических возможностей детей посредством хореографического искусства.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Обучающие задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения;
- научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных направлений;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- воспитание чувство ответственности, организованности, активности, внимания,
- воспитание личностные качества, такие как воля, целеустремленность.
Особенности набора в группы
Прием детей осуществляется без строгого прослушивания, но с особо внимательным отбором по здоровье-сберегающей технологии, для предотвращения травм и проблем с опорно-двигательным аппаратом. Для успешной и творческой работы численность детей в группах по 15 – 20 человек.
Возраст детей
На занятия по данной программе приглашаются дети 7-8 лет. Первое время ребята занимаются развитием общефизической подготовки с использованием танцевальных элементов. Постоянно проводится наблюдение за реакцией учащихся на нагрузки, их физическими возможностями, освоением упражнений и т.д.
Занятия проводятся три раза в неделю по два учебных часа; возможны занятия как общие, так и по подгруппам. Всего по программе в году 216 учебных часов.
Каждое занятие включает в себя разминку-разогрев, партерный экзерсис или растяжки, координационно-танцевальные этюды, прыжки, вращения. На занятии сценического движения от показа педагога с объяснениями плавно переходим к личному творчеству каждого ребенка.
Программа рассчитана на один год.
Формы работы
Учебно-тренировочные занятия;
Открытые занятия (для родителей);
Подготовка к праздникам (Новый год, 8 марта).
Методические подходы
Правильная организация физического и умственного воспитания строиться с учетом анатомо-физиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Формирование двигательных умений и навыков, работа над качеством выполнения движений. Развитие двигательных умений требуют многократного повторения, т.к. вырабатываемые двигательные умения, непрочны, даже несложные по своей структуре.
Формирование элементов осознанности своих действий, что приучает ребенка к самостоятельности.
Формирование умения действовать в коллективе, проявлять выдержку, выполнять задания со слов педагога.
Обучение несложным танцевальным и акробатическим упражнениям – кувырки, мостики, подскоки, пружинка, элементам классического танца.
Воспитание у детей умение ориентироваться в пространстве, держать равновесии, также ритмичности, артистичности, где ведущую роль играет музыкальное сопровождение.
Программные упражнения распределяются с учетом постепенного усложнения разновидностями. От занятия к занятию приобретается двигательный опыт, который позволяет детям осваивать отдельные элементы техники в определенной последовательности.
Применение приема соревнования между подгруппами, повышает активность, эмоциональность, чувство коллектива.
Закрепление музыкально-двигательных навыков.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля обучающихся:
1. Вводный, организуемый в начале учебного года.
2. Текущий, проводится в ходе учебного года.
3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.
4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытых контрольных занятий.
Ожидаемый результат
-уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
-уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально-двигательный образ;
-научиться внимательно слушать музыку.
-освоить партерный экзерсис: повысить гибкость суставов, улучшить пластичность мышц связок, нарастить силу мышц.
-воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
-развить выворотность ног, танцевальный шаг, правильную осанку, постановку корпуса, четкую координацию движений.
Для большей результативности развития физических, музыкально-двигательных навыков, ритмичности требуется концертмейстер.
Материально-техническая база: свободный, хорошо освещенный зал, с возможностью необходимого регулярного проветривания.
На занятиях может использоваться магнитофон, употребление музыки другого плана – это знакомые детям записи мелодий и песен из мультфильмов, кинофильмов, в исполнении любимых героев. Также применение музыкальных записей в исполнении ансамбля, оркестра, где разнообразие инструментов предают особое звучание знакомой мелодии.
Форма для занятий - облегченная одежда для детей по сезону – черные классические балетки, носочки, черный купальник с коротким рукавом, лосины. В холодное время года – черные длинные лосины и черный купальник с длинным рукавом.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел (блок, модуль) | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие (набор группы) | 4 | 1 | 3 | |
Учебно-тренировочная деятельность | ||||
2.1 | Партерный экзерсис | 60 | 2 | 58 |
2.2 | Элементы классического танца | 40 | 2 | 38 |
2.3 | Азбука музыкального движения | 30 | 2 | 28 |
2.4 | Элементы детского эстрадного танца | 40 | 1 | 39 |
2.5 | Работа над хореографическими номерами | 24 | 1 | 23 |
Творческая деятельность | 10 | - | 10 | |
Мероприятия воспитательного характера | 4 | 1 | 3 | |
Итоговые занятия, Праздники | 4 | - | 4 | |
Итого: | 216 | 10 | 206 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1: Вводное занятие.
Цель: познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии, раскрыть цели и задачи программы. Определить основные правила этики, безопасности и гигиены.
Теория: провести инструктаж по технике безопасности.
Практика: дать понятие танец, темп, ритм через различные игровые формы.
Раздел 2. Учебно-тренировочная работа
Тема 2.1: Партерный экзерсис.
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Теория: рассказать о мышцах, связках, костях, участвующих в партерных упражнениях.
Практика: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Тема 2.2: Элементы классического танца.
Цель: развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Теория: обозначить специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Практика: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку.
Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).
Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Тема 2.3: Азбука музыкального движения:
Цель: научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Теория: понятие ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм).
Практика: практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Тема 2.4: Элементы детского эстрадного танца.
Цель: познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.
Теория: особенности эстрадного танца.
Практика: позиции рук (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.
Тема 2.5: Работа над хореографическими номерами.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Теория: обсуждение образов и проблемы номера.
Практика: Ииучение комбинаций, ходов, рисунков танца «Барбарики», «Обезьянки» и др.
Раздел 3. Творческая деятельность.
Цель: развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей с помощью наблюдения и создания маленьких этюдов.
Теория: раскрыть понятие этюда, мизансцена, импровизация.
Практика: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке. Музыкально-танцевальные игры.
Раздел 4. Мероприятия воспитательного характера.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Теория: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи.
Практика: беседы об искусстве, прослушивание музыкальных фрагментов, посещение концертов.
Раздел 5. Итоговые занятия.
Цель: диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).
Теория: психологическая подготовка детей, анализ удачного и неудачного, выявление отличников.
Практика: Подготовка помещения, исполнение самой программы концерта, подведение итогов.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
- Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
- Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
- Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 196
- Валанова А. «Основы классического танца» М. 1964
- Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971
- Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981
Для родителей:
1. Пусть ребенок растет здоровым! / В.Г. Киселевская, С.Г. Мамедова, Л.С. Скрипченко и др.; под. ред. Л.Ф. Островской. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2000.
2. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / С.Д. Поляков. С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Т. Барышникова «Азбука хореографии», Айрис пресс «Рольф», Москва 1999г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000.
2. Музыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.П. Раневская и др. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми в школьном учреждении.- М.: Просвещение, 2003.
Нормативные документы
1. Конвенция ООН “О правах ребенка”, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16.
3. Приказ Минобразования РФ “О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” от 11.02.2002г. № 393.
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273.