Личностное развитие ребёнка средствами аккомпанемента на уроках хореографии

Занятия хореографией являются не только важным средством музыкального воспитания учащихся, но и личностным развитием ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие ребёнка средствами аккомпанемента

на уроках хореографии

Концертмейстер: Жарикова Н.В.

Занятия хореографией являются важным средством музыкального воспитания. Движение под музыку находится в самом тесном единении с музыкой и законами ее ритма, оно разрабатывает музыкальный ритм через движение, регулируемое ритмом, оно сливает деятельность слуховых, зрительных и моторных центров, развивает умение распоряжаться своими моторными силами под влиянием моторного раздражителя.

Значение движения в развитии ребенка трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок «мыслит телом». Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Многократно повторяясь, действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный – охватывает все дошкольное детство.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная «пружина», заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения под музыку связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения под музыку, практических действий для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.

Двигаться под музыку для ребёнка также естественно, как и петь. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, ребёнок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Изменяя характер движений вслед за меняющимся характером звучащего произведения, ребенок накапливает опыт взаимодействия с музыкой. 

Дети с радостью включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Радость, которую приносит детям музыка – это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционального опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Музыкально-двигательные игры – это эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием. 

Сегодня движение под музыку включается в содержание физического воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях. Цель движений под музыкальное сопровождение в работе с дошкольниками состоит в формировании и развитии у детей способностей к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений.

Задачи музыкального воспитания средствами аккомпанемента:

  1. способствовать разностороннему музыкальному развитию учащегося;
  2. формировать основы музыкальной культуры учащихся;
  3. учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки;
  4. формировать у учащихся умение отражать в движении развитие музыкального образа и выражать свои впечатления от музыки (выражать себя в движении);
  5. развивать общие способности учащихся (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.).

В процессе занятий хореографией музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия учащихся, приводит их в систему и одновременно воздействует на их эмоциональное состояние.

Музыкальное произведение должно способствовать созданию ярких представлений о характере движений, регулировать эмоциональное состояние занимающихся, содействовать активному проявлению эмоций.

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения композиторы выражают с помощью средств музыкальной выразительности – мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

Для правильного согласования движений со средствами музыкальной выразительности необходимо систематически развивать музыкальный слух, знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать. Лишь при этом условии дети могут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая напряжение мышц на громкое звучание, уменьшая на тихое, ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, дошкольники приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условно-рефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать. 

Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание произведения в целом. Например, давая задание на изменения силы движений, надо подбирать такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий продолжительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям в динамике.

При обучении движениям, согласованными со средствами музыкальной выразительности, следует помнить, что все они – темп, метр, ритм, динамика, тембр – объединяются мелодией.

Мелодия составляет основу музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте, имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которую выполняется упражнение, ребенок может повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм, даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между движением и музыкой) последовательность движений. Мелодия как бы подсказывает характер.

Таким образом, значение движения с музыкальным сопровождением в процессе личностного развития учащихся велико и разносторонне.

Список использованной литературы

  1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С.. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник. – М.: Академия, 2009.
  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  5. Полтавцева А.С. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2009.
  7. Гутникова Л. Загадка рядом с зарядкой // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6.
  8. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9.