Дополнительная общеобразовательная программа Танцы народов Кавказа
Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня, первого года обучения, модифицированная.
Программа «Жизнь в танце» составлена с учетом требований предъявляемых к программам сферы дополнительного образования детей, последних достижений и исследований музыкального творчества и педагогической практики, учебника грузинской народной хореографии Д. Джавришвили, а также с использованием методических положений типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.
Основу методики, положенной в реализацию данной программы, составляет многолетний опыт работы в хореографической студии «Побратимы» авторов программы - художественных руководителей студии Канашовой Ирины Анатольевны и Заслуженного работника культуры Российской Федерации Канашова Николая Ивановича.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Свиблово»
129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1
Тел: 8-499-760-01-15 e-mail: sviblovo@edu.mos.ru
факс: 8-499-760-01-17 http:// centrsviblovo.mskobr.ru
ОГРН 1077759314500, ИНН 7716585000, КПП 771601001
Согласовано: Педсовет Протокол №29 От 31 августа 2015 | Утверждаю. И.о.директора ГБОУ ЦДТ «Свиблово» ________________Н.А. Герасимова 01 сентября 2015г |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Жизнь в танце»
«Танцы народов Кавказа». 1 ступень
( базовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Новая редакция.
Авторы-составители:
Педагог дополнительного образования
Канашова Ирина Анатольевна,
Засл. работник культуры РФ Канашов Николай Иванович.
МОСКВА
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа «Жизнь в танце» -комплексная. Включает в себя три образовательные программы: «Основы хореографии», «Танца народов Кавказа», «Танцы народов мира» и состоит из шести ступеней освоения обучающимися данного комплекса программ.
Данная образовательная программа «Танцы народов Кавказа» -базового уровня для обучающихся 8-10 лет.
Программа «Жизнь в танце» составлена с учетом требований предъявляемых к программам сферы дополнительного образования детей, последних достижений и исследований музыкального творчества и педагогической практики, учебника грузинской народной хореографии Д. Джавришвили, а также с использованием методических положений типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.
Основу методики, положенной в реализацию данной программы, составляет многолетний опыт работы в хореографической студии «Побратимы» авторов программы - художественных руководителей студии Канашовой Ирины Анатольевны и Заслуженного работника культуры Российской Федерации Канашова Николая Ивановича.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой учреждений дополнительного образования и на основании городской целевой программы «Модернизация Московского образования» (Столичное образование-4).
Актуальность программы.
Программа направлена как на художественное развитие детей, физическую и хореографическую подготовку, так и на изучение национальной культуры в сочетании с духовным воспитанием и повышением уровня толерантности молодого поколения. Такой подход в обучению дает значительный педагогический эффект, подтверждая актуальность избранного направления.
Цель данного года обучения — формирование исполнительских навыков, необходимых для танцев «Гандагана», «Парца», постановка дуэтного горского танца.
Содержание данной программы и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с хореографической культурой народов Кавказа;
- изучение базовых танцевальных знаний, умений и навыков, характерных для горского и аджарского танца;
- изучение народного тренажа;
- знание специфики народного костюма горского танца;
- выработка стиля и манеры исполнения танца в аджарском стиле;
- знание истории, географии, культуры горных районов Кавказа как формирующего фактора в возникновении изучаемого танца.;
Развивающие:
- развитие силы, выносливости, координации движении;
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие творческого воображения, образного мышления;
- развитие художественного вкуса;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание в движении;
- развитие умения ориентироваться в пространстве хореографического зала, на сценической площадке;
- развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей ребенка совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма;
- формирование эмоциональной отзывчивости, межкультурной компетенции и толерантности.
Воспитательные:
- содействие личностному самоопределению обучающихся;
- воспитание волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности;
- воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Кавказа;
- воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства;
- пробуждение в воспитанниках гражданской и творческой инициативы;
- воспитание навыков общения и сотрудничества в условиях групповой деятельности;
- формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Возраст обучающихся 8-9 лет. Учебные группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку. Принимаются дети без медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по программе «Живи, танцуя» ознакомительного уровня, а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов может быть от 12 человек.
Режим учебных занятий: Обучение проводится в форме групповых занятий, 2 занятия в неделю, продолжительностью 2 часа и 1 занятие продолжительностью 1 час. Одно двухчасовое учебное занятия включает в себя 2 ак. часа по 45 минут, организационную часть и перерыв 15 минут. Занятие ведутся отдельно мальчики и девочки, но предусмотрены совместные репетиции для постановочной работы.
Содержание каждого занятия определяется конкретной педагогической задачей. Помимо раздельных занятий мальчиков и девочек, программой предусмотрены совместные занятия мальчиков и девочек для изучения дуэтной основы танца и постановочной работы.
В конце обучения по данной программе педагог проводит открытое и контрольное занятие для оценки результативности обучения каждого воспитанника.
Формы занятий:
- учебные групповые занятия;
- контрольные занятия;
- открытые занятия;
- конкурсы.
Методы обучения:
- показ;
- словесное (образное) объяснение;
- сравнение;
- повторение.
Ведущим методам обучения детей является:
- демонстрация формируемых навыков (практический показ);
- объяснение методики исполнения движения;
- демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).
Структура занятий.
Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение занятий по установленной структуре в определенной последовательности.
Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют – генеральная репетиция, зачетное и открытое занятие.
I часть. Организационная.
Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.
II часть. Вводная.
Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.
III часть. Общеподготовительная.
Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.
IV часть. Основная.
Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов (горский, осетинский, гурийский, аджарский), отработка определенных танцевальных связок, на 3 и 4 годах обучения возможна уже работа над постановкой целого танца.
V часть. Дополнительная.
Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Импровизация. Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов. Для младших воспитанников музыкально-ритмические игры, пантомима («Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок»).
Примечание: На свое усмотрение педагог может добавить другие игры и элементы пантомимы.
VI часть. Заключительная.
Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
К концу учебного года обучающиеся должны знать :
- виды сценической площадки;
- движения и связки горского танца;
- движения и связки аджарского танца;
- движения и связки гурийского танца;
- историю возникновения народных грузинских танцев;
- особенности дуэтной основы танца;
- что такое импровизация.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь :
- технически грамотно исполнять танцы горского характера, гурийский танец «Парца», аджарский «Гандагана»;
- исполнить дуэт изученных танцев;
- выражать образ с помощью движений;
- правильно одеть сценический костюм, его элементы.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(210 часов)
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие | 1 | - | 1 | |
Элементы классического экзерсиса и народный тренаж | 6 | 38 | 44 | |
Работа над дуэтной основой танца | 6 | 12 | 18 | |
Постановка дуэтного горского танца | 4 | 14 | 18 | |
Постановка аджарского танца «Гандагана» | 10 | 40 | 50 | |
Знакомство с этнографическим районом Грузии- Гурией, ее танцевальным искусством | 4 | 2 | 6 | |
Постановка танца «Парца» | 10 | 40 | 50 | |
Виды сценической площадки | 1 | - | 1 | |
Основы актерского мастерства | 2 | 14 | 16 | |
Импровизация на тему изученных танцев | - | 11 | 11 | |
Народно-сценический костюм | 2 | 2 | 4 | |
Беседы об искусстве, прослушивание музыки. | 6 | 4 | 10 | |
Итоговые занятия | - | 1 | 1 | |
Итого: | 52 | 178 | 230 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
1.Вводное занятие:
Знакомство детей с целями и задачами на год. Правила техники безопасности.
2.Элементы классического экзерсиса и народный тренаж
Изучение классического экзерсиса — комплекса всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока большинства хореографических школ, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся. Классический экзерсис является базовым элементом хореографического искусства. Упражнения у станка: demi-plie по 1 поз.; battement tendu по 1 поз., battement tendu jete по 1 поз.
По желанию педагога в урок может быть включен партерный экзерсис или партерная гимнастика — комплекс упражнений на полу.
Изучение народного тренажа — упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, а также отработка связок движений.
3. Работа над дуэтной основой танца:
Правила танца в дуэте. Работа над творческими дуэтами при исполнении движений, работа над развитием способов добиваться творческого контакта с партнером. Освоение навыков сценического общения, взаимного темпа. Упражнения на развитие взаимной эмпатии в танце, умения почувствовать партнера.
4. Постановка дуэтного горского танца :
Изучение движений и связок для дуэтного танца. Отработка резкого, акцентированного исполнения движений, четкого соблюдения рисунка, умения танцевать в паре.
5. Постановка аджарского танца « Гандагана»:
Освоение связок движений , характерных для аджарского танца. Работа над плавностью переходов из одного движения в другое, пластикой, экспрессией, четкостью исполнения поворотов в аджарском танце. Освоение техники «мхарули». Разведение танца по рисунку. Постановка танце «Гандагана».
6. Знакомство с этнографическим районом Грузии — Гурией, ее танцевальным искусством:
Гурия, местоположение, нравы, обычаи. Просмотр видеоматериалов по исполнению танца «Парца» - известного гурийского танца, грузинскими народными коллективами.
7. Постановка танца «Парца»:
Изучение движений и связок гурийского характера. Синхронность исполнения движений, акцент на манеру, постановку корпуса, рук, умение исполнять движения в хороводе ( на «двойном»).
8. Виды сценической площадки:
Познакомить детей с различными видами сценических площадок, учить осваивать сцену, ориентироваться на ней.
9. Основы актерского мастерства:
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Многократное повторение выполнения пластических заданий, тренирующих скульптурность, выразительность формы. Развитие творческого воображения. Творческие постановки.
10. Импровизация:
Освоение искусства импровизации. Что такое импровизация. Истоки импровизации. Танцевальная импровизация (народные обряды, игры, празднества).
Исполнение короткой импровизации на основе изученных базовых движений.
11. Народно-сценический костюм:
Правила эксплуатации костюма. Гурийский народный костюм. Умение правильно завязывать пояс. Умение носить сценический костюм.
12. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов:
Цель раздела повышение уровня эстетической и танцевальной культуры воспитанников. Беседы могут проводится как в начале занятия, так и во время небольших перерывов в течение занятия.
13. Итоговые занятия:
Проведение контрольных занятий. Диагностика усвоения детьми программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В связи со спецификой обучения, одновременно выполняются задачи музыкального, физического и эстетического развития.
Музыкальное сопровождение играет важную в процессе обучения по данной программе. Помимо отработки движений под фонограмму возможно и привлечение концертмейстера. Педагог и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого занятия.
Хорошее музыкальное сопровождение не только помогает развить у обучающихся ритм и слух, но и воспитать художественный вкус. Оно развивает у воспитанников танцевально-ритмическую координацию и выразительность движений. Необходимо уделять много времени изучению и прослушиванию песенного репертуара. Детям необходимо слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения.
Специфика обучения грузинскому народному танцу связана с систематической физической нагрузкой. Воспитанникам необходимо многократное повторение изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка движений дает возможность прочного их усвоения, что служит фундаментом дальнейшего образованного процесса.
Для решения задач по эстетическому воспитанию, а также расширения и углубления знаний обучающихся в области национальной культуры проводятся соответствующие беседы о выдающихся и интересных людях культуры и искусства России и Грузии. В течение учебного года воспитанники посещают театры, концертные выступления народных коллективов, выставки.
Примерные темы бесед.
- История нашего коллектива.
- Народный костюм Гурии. Аджарии.
- Народные праздники Грузии.
- Песенный фольклор Аджарии.
- Песенный фольклор горцев.
- Город Озургети — столица Гурии.
Кроме того на самих занятиях много времени отводится ознакомлению с историческим фактором образования тех или иных танцевальных форм. Детям дается полное представление о музыкальной культуре и традициях данного народа, чтобы передать настроение танца через движение.
Дидактический материал представлен в виде стендов, дисков, методических рекомендаций, собранных в определенной последовательности.
На одном и том же занятии происходит изучение элементов народного танца, и изучаются движения.
В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.
Формы фиксации результатов.
Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического развития, творческих способностей и личностный рост ребенка.
Педагогом проводятся контрольные занятия, на которых оценивается усвоение теоретического и практического пройденного хореографического материала.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива является выступления перед зрительным залом. По данной программе, начиная с третьего года обучения, предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, зрители.
Способ проверки.
- раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
- один раз в год проводится открытое занятие для родителей;
- по итогам года проводится отчетный концерт;
- систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях с отдельными концертными номерами.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
- Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
- Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
- Наличие методической литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Барышникова Т. Азбука хореографии — М. «Айрес-пресс», 2000.
- Бейган Л. Грим (практическое руководство) — М. «Искусство», 1997.
- Буданова Г. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании — М. «Просвещение», 1999.
- Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор — Т. «Хеловнеба», 1987.
- Грикурова Л. Осетинские танцы — «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961 г.
- Джавришвили Д. Грузинские народные танцы — Т. «Ганатлеба», 1975.
- Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. «Народно - сценический танец» — М. «Просвещение»,1996.
- Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье — М. «Просвещение», 1984.
- Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца — М. «Лань», 2010.
- Психология физической культуры и спорта/ под ред. Родионова А — М. Академия, 2010 г.
- Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей» — М. «Радость»,2011.
- Чеккети Г. Полный учебник классического танца — М. АСТ, 2007
- Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова — М. Центр «Школьная книга», 2004.