Дополнительная общеобразовательная программа Танцы народов Кавказа

Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня, первого года обучения, модифицированная.

Программа «Жизнь в танце» составлена с учетом требований предъявляемых к программам сферы дополнительного образования детей, последних достижений и исследований музыкального творчества и педагогической практики, учебника грузинской народной хореографии Д. Джавришвили, а также с использованием методических положений типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.

Основу методики, положенной в реализацию данной программы, составляет многолетний опыт работы в хореографической студии «Побратимы» авторов программы - художественных руководителей студии Канашовой Ирины Анатольевны и  Заслуженного работника культуры Российской Федерации Канашова Николая Ивановича. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Согласовано:

Педсовет

Протокол №29

От 31 августа 2015

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУ

ЦДТ «Свиблово»

________________Н.А. Герасимова

01 сентября 2015г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Жизнь в танце»

«Танцы народов Кавказа». 1 ступень

 ( базовый уровень)

Срок реализации: 1  год

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Новая редакция.

Авторы-составители:

Педагог   дополнительного образования

Канашова Ирина Анатольевна,

Засл. работник культуры РФ Канашов Николай Иванович.

 МОСКВА

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   

Дополнительная общеобразовательная программа «Жизнь в танце» -комплексная. Включает в себя три образовательные программы: «Основы хореографии», «Танца народов Кавказа», «Танцы народов мира»  и состоит из шести ступеней освоения обучающимися данного комплекса программ.

        Данная образовательная программа «Танцы народов Кавказа» -базового уровня для обучающихся 8-10 лет.

Программа «Жизнь в танце» составлена с учетом требований предъявляемых к программам сферы дополнительного образования детей, последних достижений и исследований музыкального творчества и педагогической практики, учебника грузинской народной хореографии Д. Джавришвили, а также с использованием методических положений типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987. 

Основу методики, положенной в реализацию данной программы, составляет многолетний опыт работы в хореографической студии «Побратимы» авторов программы - художественных руководителей студии Канашовой Ирины Анатольевны и  Заслуженного работника культуры Российской Федерации Канашова Николая Ивановича.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой учреждений дополнительного образования и на основании городской целевой программы «Модернизация Московского образования» (Столичное образование-4).

        Актуальность программы.

        Программа направлена как на художественное развитие детей, физическую и хореографическую подготовку, так и на изучение национальной культуры в сочетании с духовным  воспитанием и повышением уровня толерантности молодого поколения. Такой подход в обучению дает значительный педагогический эффект, подтверждая актуальность избранного направления.

        Цель данного года обучения — формирование исполнительских навыков, необходимых для танцев «Гандагана», «Парца», постановка дуэтного горского танца.

        Содержание данной программы и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

         Образовательные:

  • знакомство с  хореографической культурой народов Кавказа;
  • изучение базовых танцевальных знаний, умений и навыков, характерных для горского и аджарского танца;
  • изучение народного тренажа;
  • знание специфики народного костюма горского танца;
  • выработка стиля и манеры исполнения танца в аджарском стиле;
  • знание истории, географии, культуры горных районов Кавказа как формирующего фактора в возникновении изучаемого танца.;

Развивающие:

  • развитие силы, выносливости, координации движении;
  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие творческого воображения, образного мышления;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование  умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание  в движении;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве хореографического зала, на сценической площадке;
  • развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей ребенка совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, межкультурной компетенции и толерантности.

Воспитательные:

  • содействие личностному самоопределению обучающихся;
  • воспитание волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости,  работоспособности;
  • воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и    искусству народов  Кавказа;
  • воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства;
  • пробуждение в воспитанниках гражданской и творческой инициативы;
  • воспитание навыков общения и сотрудничества в условиях групповой деятельности;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Возраст обучающихся  8-9 лет. Учебные группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку. Принимаются дети без медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по программе «Живи, танцуя» ознакомительного уровня, а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов может быть от 12  человек.

Режим учебных занятий:   Обучение  проводится в форме групповых  занятий, 2 занятия в неделю, продолжительностью 2 часа и 1 занятие продолжительностью 1 час. Одно двухчасовое учебное занятия включает в себя 2 ак. часа по 45 минут, организационную часть и перерыв 15 минут. Занятие ведутся отдельно мальчики и девочки, но предусмотрены совместные репетиции для постановочной работы.

        Содержание каждого занятия определяется конкретной педагогической задачей. Помимо раздельных занятий мальчиков и девочек, программой предусмотрены совместные занятия мальчиков и девочек для изучения дуэтной основы танца и постановочной работы.

В конце обучения по данной программе педагог проводит открытое и контрольное занятие для оценки результативности обучения каждого воспитанника.

Формы занятий:

  • учебные групповые занятия;
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия;
  • конкурсы.

Методы обучения:

  • показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • повторение.

Ведущим методам обучения детей  является:

  •  демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  • объяснение методики исполнения движения;
  • демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).

Структура занятий.

Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности.

 Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  – генеральная репетиция, зачетное и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов (горский, осетинский, гурийский, аджарский), отработка определенных танцевальных связок, на 3 и 4 годах обучения возможна уже работа над постановкой целого танца.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Импровизация. Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов. Для младших воспитанников музыкально-ритмические игры, пантомима («Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок»).  

Примечание:  На свое усмотрение педагог может добавить другие игры и элементы пантомимы.

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.   

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

К концу учебного года обучающиеся должны знать :

  •  виды сценической площадки;
  •  движения и связки  горского танца;
  •  движения и связки  аджарского  танца;
  •  движения и связки гурийского танца;
  • историю возникновения народных грузинских танцев;
  •  особенности дуэтной основы танца;
  •  что такое импровизация.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь :

  • технически грамотно исполнять танцы горского характера,  гурийский танец «Парца», аджарский «Гандагана»;
  • исполнить дуэт изученных танцев;
  • выражать образ с помощью движений;
  • правильно одеть сценический костюм, его элементы.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(210 часов)

№ п/п

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

-

1

Элементы классического экзерсиса и народный тренаж

6

38

44

Работа над дуэтной основой танца

6

12

18

Постановка дуэтного горского танца

4

14

18

Постановка аджарского танца  «Гандагана»

10

40

50

Знакомство с этнографическим районом Грузии- Гурией, ее танцевальным искусством

4

2

6

Постановка танца «Парца»

10

40

50

Виды сценической площадки

1

-

1

Основы актерского мастерства

2

14

16

Импровизация на тему изученных танцев

-

11

11

Народно-сценический костюм

2

2

4

Беседы об искусстве, прослушивание музыки.

6

4

10

Итоговые занятия

-

1

1

Итого:

52

178

230

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ:

1.Вводное занятие:

        Знакомство детей с целями и задачами на год. Правила техники безопасности.

2.Элементы классического экзерсиса и народный тренаж

        Изучение классического экзерсиса — комплекса всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока большинства хореографических школ, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся. Классический экзерсис является базовым элементом хореографического искусства. Упражнения у станка: demi-plie по 1 поз.; battement tendu по 1 поз., battement tendu jete по 1 поз.

        По желанию педагога в урок может быть включен партерный экзерсис или партерная гимнастика — комплекс упражнений на полу.

        Изучение народного тренажа — упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, а также отработка связок движений.

3. Работа над дуэтной основой танца:

        Правила танца в дуэте. Работа над творческими дуэтами при исполнении движений, работа над развитием способов добиваться творческого контакта с партнером.  Освоение навыков сценического общения, взаимного темпа. Упражнения на развитие взаимной эмпатии в танце, умения почувствовать партнера.

4. Постановка дуэтного горского танца :

        Изучение движений  и связок для дуэтного танца. Отработка резкого, акцентированного исполнения движений, четкого соблюдения рисунка, умения танцевать в паре.

5. Постановка аджарского танца « Гандагана»:

        Освоение связок движений , характерных для аджарского танца. Работа над плавностью переходов из одного движения в другое, пластикой, экспрессией, четкостью исполнения поворотов в аджарском танце. Освоение техники «мхарули». Разведение танца по рисунку. Постановка танце «Гандагана».

6. Знакомство с этнографическим районом Грузии — Гурией, ее танцевальным искусством:

        Гурия, местоположение, нравы, обычаи. Просмотр видеоматериалов по исполнению танца «Парца» - известного гурийского танца, грузинскими народными коллективами.

7. Постановка танца «Парца»:

        Изучение движений и связок гурийского характера.  Синхронность исполнения движений, акцент на манеру, постановку корпуса, рук, умение исполнять движения в хороводе ( на «двойном»).

8. Виды сценической площадки:

        Познакомить детей с различными видами сценических площадок, учить осваивать сцену, ориентироваться на ней.

9. Основы актерского мастерства:

        Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Многократное повторение выполнения пластических заданий, тренирующих скульптурность,  выразительность формы. Развитие творческого воображения. Творческие постановки.

10. Импровизация:

        Освоение искусства импровизации. Что такое импровизация.  Истоки  импровизации. Танцевальная импровизация (народные обряды, игры, празднества).

        Исполнение короткой импровизации на основе изученных базовых движений.

11. Народно-сценический костюм:

        Правила эксплуатации костюма. Гурийский народный костюм. Умение правильно завязывать пояс. Умение носить сценический костюм.

12. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов:

        Цель раздела повышение уровня эстетической и танцевальной культуры воспитанников. Беседы могут проводится как в начале занятия, так и во время небольших перерывов в течение занятия.  

13. Итоговые занятия:

        Проведение контрольных занятий.  Диагностика усвоения детьми  программного материала.  Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В связи со спецификой обучения, одновременно выполняются задачи музыкального, физического и эстетического развития. 

Музыкальное сопровождение играет важную в процессе обучения по данной программе. Помимо отработки движений под фонограмму возможно и привлечение концертмейстера. Педагог и концертмейстер  должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого занятия.

Хорошее музыкальное сопровождение не только помогает развить у обучающихся ритм и слух, но и воспитать художественный вкус.   Оно развивает у воспитанников танцевально-ритмическую координацию и выразительность движений. Необходимо уделять много времени изучению и прослушиванию песенного репертуара.  Детям необходимо  слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения.

Специфика обучения грузинскому народному  танцу связана с систематической физической  нагрузкой. Воспитанникам  необходимо многократное повторение изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка движений дает возможность прочного их усвоения, что служит фундаментом дальнейшего образованного процесса.  

Для решения задач по эстетическому воспитанию, а также расширения и углубления знаний обучающихся в области национальной культуры проводятся соответствующие беседы о выдающихся и интересных людях культуры и искусства России и Грузии. В течение учебного года воспитанники  посещают театры, концертные выступления народных коллективов, выставки.

Примерные темы бесед.

  • История нашего коллектива.
  • Народный костюм Гурии. Аджарии.
  • Народные праздники Грузии.
  • Песенный фольклор Аджарии.
  • Песенный фольклор горцев.
  • Город Озургети — столица Гурии.

Кроме того на самих занятиях много времени отводится ознакомлению с историческим фактором образования тех или иных танцевальных форм. Детям дается полное представление о музыкальной культуре и традициях данного народа, чтобы передать  настроение танца через движение.

Дидактический материал представлен в виде  стендов, дисков, методических рекомендаций, собранных в определенной последовательности.

На одном и том же занятии происходит изучение элементов народного танца, и изучаются движения.

В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.

Формы фиксации результатов.

 

Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

Педагогом  проводятся контрольные занятия, на которых оценивается усвоение теоретического и практического пройденного хореографического материала.

Одной из важнейших оценок  творческой деятельности детского коллектива является выступления  перед зрительным залом. По данной программе, начиная с третьего года обучения, предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, зрители.

Способ проверки.

  • раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
  • один раз в год проводится открытое занятие для родителей;
  • по итогам года проводится отчетный концерт;
  • систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях с отдельными концертными номерами.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
  • Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
  • Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
  • Наличие методической литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии — М. «Айрес-пресс», 2000.
  2. Бейган Л. Грим (практическое руководство)  — М. «Искусство», 1997.
  3. Буданова Г. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании —  М. «Просвещение», 1999.
  4. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор — Т. «Хеловнеба», 1987.
  5. Грикурова Л. Осетинские танцы — «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961 г.
  6. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы  — Т. «Ганатлеба», 1975.
  7. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. «Народно - сценический танец» — М. «Просвещение»,1996.
  8. Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье — М. «Просвещение», 1984.
  9. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца  — М. «Лань», 2010.
  10. Психология физической культуры и спорта/ под ред. Родионова А —  М. Академия, 2010 г.
  11. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей»  — М. «Радость»,2011.
  12. Чеккети Г. Полный учебник классического танца — М. АСТ, 2007
  13. Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова — М. Центр «Школьная книга», 2004.