Профессиональная компетентность концертмейстера в учреждениях дополнительного образования

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях. Деятельность концертмейстера также перестала быть узконаправленной. Все больше в работе концертмейстера появляется необходимость совмещения функций концертмейстера и педагога. Помимо профессиональной компетенции, которая включает в себя знания, умения, навыки и методы их передачи, огромную роль играют личностные качества концертмейстера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_publikatsiya_-_kopiya.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Концертмейстер: Жарикова Н.В.

Профессиональная компетентность концертмейстера

в учреждениях дополнительного образования

Система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи считает Д.А. Медведев.

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

Деятельность концертмейстера также перестала быть узконаправленной. Все больше в работе концертмейстера появляется необходимость совмещения функций концертмейстера и педагога. Помимо профессиональной компетенции, которая включает в себя знания, умения, навыки и методы их передачи, огромную роль играют личностные качества концертмейстера. Именно эти аспекты являются основополагающими в формировании у воспитанников стойкого интереса к музыкальному искусству, и они же характеризуют компетентность, т.е. слияние теоретической и практической базы педагогического работника, в процессе деятельности.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде, которая предполагает прямое педагогическое общение концертмейстера и воспитанника.

Работая концертмейстером во Дворце творчества детей и молодежи необходимо быть компетентным, т.е. обладать следующими основными компетенциями: психолого-педагогической, педагогической, исполнительской и научно-исследовательской.

1. Педагогическая компетентность. Совместная деятельность концертмейстера и педагога является основополагающей. Тем самым концертмейстер:

- выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной личности подрастающего поколения, осознающей ценность музыкальной культуры человечества;

- реализует образовательные программы и воспитательной деятельности учреждения;

- участвует в конкурсах, фестивалях различных уровней и проведении досуговых программ.

2. Психолого-педагогическая компетентность помогает правильно подобрать музыкальный материал, методы и формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому возрастному этапу. Помогает найти оптимальные пути развития коммуникативных компетенций:

- концертмейстер - ученики;

- концертмейстер - коллеги;

- концертмейстер - администрация;

- концертмейстер – родители.

3. Исполнительская компетентность – это умение сохранять исполнительскую форму. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении - свидетельство профессионально-технической (исполнительской) компетенции концертмейстера. Сюда входит: чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, ансамблевость, аккомпанирование, художественно-образное мышление, владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации учащимся, опыт сценического поведения.

4. Научно-исследовательская компетентность. К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей. Она взаимосвязана и с методической компетентностью, которая предполагает теоретическую информированность по предметам.

Научно-исследовательская, методическая работа осуществляется в нескольких направлениях:

- самообразование: работа в межаттестационный период над темой самообразования, накопление музыкального репертуара, изучение передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, разработок, методических рекомендаций;

- распространение собственного педагогического опыта: участие в работе семинаров-практикумов, творческих группах, конференциях, педагогических советах, выступления, доклады.

Таким образом, роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением складывается из определенных функций: исполнительской, психологической, педагогической, научно-исследовательской.  Концертмейстерство является видом деятельности, где педагогика и исполнительство могут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга при условии наличия необходимого психологического фундамента – интуиции. Триединство педагогики, исполнительства и психологии – взаимосвязанные компоненты работы концертмейстера.  


Список использованной литературы

1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения Л., 1961.

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие —М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы.—Л.: Музыка, 1972

4. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство, психология./ Научный журнал ISSN 1812-7339 Фундаментальные исследования №1 /Культура и искусство, стр. 106-107, 2009.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.