ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕТРА ТАНЦА «ГЖЕЛЬ»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1. История создания Московского государственного академического
театра танца «Гжель»………………………………………………………. …4
2. Владимир Захаров-хореограф, балетмейстер и педагог……………….. …7
3. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………..10
4. Слыханова Валентина Ивановна – педагог – репетитор……………… …13
5. Репертуар ансамбля………………………………….....................................15
6. Состав артистов, гастрольная география…………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………… ....22
Список литературы………………………………………………………………23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel_1.doc | 610 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕТРА ТАНЦА «ГЖЕЛЬ»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1. История создания Московского государственного академического
театра танца «Гжель»………………………………………………………. …4
2. Владимир Захаров-хореограф, балетмейстер и педагог……………….. …7
3. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………..10
4. Слыханова Валентина Ивановна – педагог – репетитор……………… …13
5. Репертуар ансамбля………………………………….....................................15
6. Состав артистов, гастрольная география…………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………… ....22
Список литературы………………………………………………………………23
Введение
Не для кого не секрет, что все виды искусства родня друг другу. Мастера прикладного искусства в своем творчестве воспевали природу и людей своей страны. Да и умельцы в камне и серебре, глине и дереве, мехе и тканях создавали свои творения. Музыканты об этом же пели и играли своими средствами, поэты – своими, а танцоры – выражали свое восприятие мира в танцах. Поэтому прекрасная идея создать свой театр, где встречаются все виды русского традиционного искусства и где средствами танца им будет дано заговорить с народом – зрителем, пришедшая в смелую голову Владимира Захарова, дала свои плоды и явилось чудо – театр «Гжель».
Цель контрольной работы:
- изучить творчество Московского государственного академического театра танца «Гжель».
Задачи:
- рассмотреть истории создания Московского государственного академического театра танца «Гжель»;
- описать биографию Владимира Захарова;
- выяснить отличительные черты творческого подчерка ансамбля;
- изучить репертуар ансамбля.
1. История создания Московского государственного академического театра танца «Гжель».
«Гжель… Есть что-то загадочное в самом слове, в его необъяснимом происхождении. Есть тайна и в его символе – двухцветье – белом и синем. Удивительное сочетание – небесная синь и земная белизна, как идеал чистоты и целомудрия. А может летняя синь и зимний снежный покров? Или что-то еще таинственное и непостижимое?! Всего два цвета, но какая гармония, какое излучение нетленной красоты и высокого благородства, чарующее и волнующее, словно Божья Благодать».1
И совсем не случайно этим прекрасным именем «Гжель» был назван Московский, ныне Государственный академический театр танца, созданный и бессменно руководимый Владимиром Захаровым.
Замысел создать свой, ни на кого не похожий творческий коллектив, возведенный на твердом исторически – традиционном фундаменте народного творчества, овладевает им с неумолимой страстью. Но, чтоб возвести этот фундамент, надо окунуться в гущу народную, тщательно изучить фольклор, песни и танцы от глубоких корней. Владимир Захаров совершает 38 экспедиций по деревням и селам России, знакомится с фольклорным материалом, с местными народными промыслами.
Идея создания театра, его творческая направленность заключаются в том, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, народных промыслах, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внося свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры.
Владимир Захаров взял за основу тему русских народных промыслов, именно народную составляющую своего театра он считал базовой. Совершив десятки фольклорных экспедиций по городам и селам России, Владимир Михайлович
-----------------------------
1. Гжель. Отпечатано в ГУП, экспериментальная типография г. Москва. Гжель. (стр.3)
собрал уникальный материал. «Увидеть из ста движений одно подходящее» -
так объяснял Захаров свою работу над фольклорными источниками. Делая хореографическую обработку, балетмейстер размышлял над народными корнями танца. Стилизуя, он переосмысливал их, делая современными и понятными широкому зрителю.
В 1986 году Захарова пригласили на должность главного балетмейстера Росконцерта в Москву. А в 1988 году – родился театр танца «Гжель». Собственно, действовал он тут в духе модернистских перевоплощений фольклора, которые ещё в начале прошлого века осуществляли Виктор Васнецов и Михаил Нестеров в живописи; Николай Клюев и Сергей Есенин в поэзии. Как-то Есенин метко охарактеризовал творчество своё и своих соратников по народному цеху, как «самоцветную маковку на золотоверхом тереме России, самое аристократическое, что есть в русском народе». Такой самоцветной маковкой и представляется, по сути творчество хореографа.
Не существующая уже в действительности, но подаренная нам в своих художественных воплощениях Святая Русь, сказочный Китеж-град вопреки всему всё же существуют в хореографических фантазиях, осуществлённых Захаровым. «Тонкая рябина», «Хохломская карусель», «Павлово-Посадские узоры» и многие другие хореографические композиции, которые он создал для своего театра, являются признанными шедеврами хореографии русского танца, то есть той области, которой Владимир Захаров посвятил всю свою жизнь.
Сама история России порой оказывалась запечатлённой в редких по красоте хореографических зарисовках, созданных мастером. Вместе с тем долго проработавший с Мюзик-холлом и не один год сотрудничавший с известной немецкой труппой «Фридрихштатс палас» хореограф вносил в своё творчество приметы и этого жанра. Переработав их, естественно, на основе русского материала.
Кровно связанный с народным танцем Захаров, тем не менее зачастую расширял его возможности и за счёт академической классической школы. Классика серьёзно преподаётся и в хореографическом училище, созданном Захаровым при театре более 10 лет назад. В постановках Захарова (а им было создано более 268 композиций!) народный танец действительно свободно уживается с классикой, приёмами кабаре, варьете и мюзик-холла. И от такого сочетания традиция только выигрывает, окрашиваясь в более современные тона.
«Мы никого не повторяем и не копируем», – любил повторять Владимир Михайлович и именно эта самобытность и снискала успех у зрителей в самых разных странах более чем за 20 лет существования «Гжели».
В сентябре 1988 года в Государственном Центральном концертом зале «Россия» состоялась премьера. Открылся занавес, и на сцену, широко распахнув прозрачно – воздушные сине – белые крылья, выпорхнула группа очаровательных, безукоризненно стройных, со сверкающими солнечными улыбками русских красавиц.
- 2. Владимир Захаров –хореограф, балетмейстер и педагог
- Родился хореограф 5 июля 1946 года в селе Мурзицы Нижегородской области. Учился в городе Советск на хореографическом отделении Калининградского областного хореографического училища, а затем в Санкт-Петербурге. Окончив факультет хореографии Санкт-Петербургской академии культуры и искусства по специальности «Режиссура балета» в 1968-м, свою творческую деятельность он начинает в Государственном Волжском русском народном хоре. С 1975 года 5 лет работает главным хореографом Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
- Быстро пронеслись годы учебы. И вот его, уже как молодого специалиста, знаменитый хореограф Ольга Николаевна Князева приглашает на практику в Свердловск, в Государственный Уральский хор. После окончания практики он уже в Куйбышеве – главный балетмейстер Государственного Волжского хора. Ему 22 года. Хотелось танцевать, но исполнительское начало заглушалось все возрастающей потребностью к творчеству хореографа.
Но главным делом жизни Захарова становится созданный им знаменитый во всем мире театр танца «Гжель», где с 1988 года и до конца жизни он был художественным руководителем.
Творческие награды Владимира Захарова.
1992 За большие заслуги в развитии хореографического искусства Указом Президента России присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».
1994 Присвоено ученое звание «Профессор».
1997 За заслуги в области культуры награжден медалью «В память 850-летия Москвы».
Указом Президента России награжден «Орденом Дружбы».
1998 Присужден Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца».
2001 Министерством культуры РФ, Министерством образования РФ, Государственным Российским Домом народного творчества учрежден Всероссийский праздник танца и конкурс хореографов на приз В.М. Захарова (в городе Кирове).
2003 Назначен Комитетом по культуре города Москвы художественным руководителем Московского государственного хореографического училища при Московском государственном Академическом театре танца «Гжель».
Присвоено звание лауреата премии Международного общественного благотворительного фонда «Во имя мира и человека».
Присуждена премия Правительства Москвы в области хореографического искусства.
Присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации.
Присуждена ученая степень кандидата культурологии.
2005 Присуждена ученая степень доктора культурологии.
Вручена грамота международного благотворительного фонда Украинской православной церкви «За труды во славу святой Церкви и возрождения исторических традиций, а также за вынесение высоких культурных и духовных традиций славянских народов на международную арену».
Патриархом Всея Руси Алексием II вручена Международная премия имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За вклад в сохранение и развитие Кирилло-Мефодиевского наследия, укрепление мира и дружбы между народами».
2006 Национальный комитет общественных наград Российской Федерации наградил В.М. Захарова орденом Петра Великого I степени за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие Отечественной культуры и искусства (Постановление Президента от 20.09.2006 г. 09-06).
Президент России Владимир Путин наградил В.М. Захарова Орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени за большой вклад в развитие и сохранение традиций народного танцевального искусства. (Указ от 19.10.2006 г.)
2007 В честь 60-летия образования Организации Объединенных Наций Европейский комитет по наградам и премиям наградил В.М. Захарова Орденом«Единение».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил В.М. Захарова во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 15-летием со дня основания Государственной академии славянской культуры медалью Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского.
2008 Присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры за создание концертных программ на тему российских народных художественных промыслов.
2009 За заслуги в области музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство Указом Президента Республики Дагестан присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан». (Указ № 241 от 24.11.2008 г.)
2010 Украинская православная церковь Св. Великомученика Георгия Победоносца наградила во благословение Захарова Владимира Михайловича- народного артиста РФ, художественного руководителя МГАТТ «Гжель» Орденом Николая Чудотворца за укрепление дружбы между народами России и Украины и благотворительную деятельность.
Избран академиком Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) 25 мая 2010 года.
2011 За выдающийся вклад в развитие танцевального искусства Указом главы республики Северная Осетия - Алания от 3 июня 2011 года №120 присвоено почетное звание «Народный артист республики Северная Осетия - Алания».
3. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля.
Талант и сам по себе велик, но в сочетании с умом и сердечной добротой – явление исключительное. Эту мысль Александра Николаевича Островского с полным основанием можно адресовать создателю и художественному руководителю театра и танца «Гжель» Владимиру Захарову.
Каждый новый спектакль театра вызывает вопрос: неужели за столь короткий период времени можно пройти дистанцию, на которую у других уходят десятилетия? Секрет темпов и качества движения в том, что во главе коллектива – строгий взыскательный мастер, никогда не подавляющий индивидуальность актера. Напротив, стремящийся выявить индивидуальность каждого. В дни славного юбилея люди всегда стремятся понять, чем этот танцевальный коллектив отличается то всех остальных и что роднит его с другими коллективами. Вечный вопрос об общем и особенном для «Гжели» раскрывается так:
Общее:
- наличие культуры большого балета, что всегда отличает профессиональную группу;
- каждый спектакль – результат единоборства актеров с собой за пленение зрителя;
- танец как реакция на катаклизмы, потрясающие мир.
Особенное:
- театр танца «Гжель» - уникальный творческий коллектив, совмещающий в своей деятельности три направления хореографии: фолк, модерн (мюзикл-холл) и классический балет. Такое сочетание не имеет аналогов в мире;
- идея создания театра, его творческая направленность заключаются в том, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях
народного быта, обычаях, традициях, народных промыслах, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внося свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры;
- обращение театра не только к Родине в целом, но и к регионам, выявление региональных особенностей русской культуры является принципиальным отличием творчества “Гжели” от других танцевальных коллективов;
- прелесть любого театра в том, когда его творческое лицо неповторимо, имеет свои характерные особенности. Для «Гжели» эта особенность заключается в том, что впервые было рассказано языком танца о народных российских промыслах. И поэтому в основном репертуаре театра родились и дарят людям радость хореографические и вокально- хореографические полотна, посвященные русским умельцам и народным промыслам: «Сказочная Гжель», «Хохломская карусель», «Палех», «Костромская скань», «Жостово», «Вятская игрушка», «Павлово-Посадские узоры», «Россия вечная», «В царстве Финифти» и многие другие произведения, в содержании которых заключена уникальность театра, его изюминка;
- и наконец, «Гжель» - это театр – вуз, неотъемлемая часть Академии славянской культуры, развивавающаяся по однажды избранной и ежедневно подтверждаемой концепции.
Репертуар театра расширяет рамки уже известного и демонстрирует принципиально новую манеру исполнения на основе сложившихся традиций; методы сценического решения связаны со всеми компонентам и (музыка, свет, цвет, абрис, великолепный дизайн костюмов).
Костюмы у артистов «Гжели» настоящее произведение искусства, всегда неповторимые, передающие точно всю суть номера и цветовое богатство промысла, на котором основывается хореографическое произведение. Над их созданием трудятся замечательные мастера, знатоки своего дела - заслуженный работник культуры РФ Галина Пименова, заслуженный работник культуры РФ Наталья Коковина, заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов.
Театр “Гжель” - это собирательный, целостный образ российской красоты, высоких образцов национальной культуры, а программа театра является гимном России, задушевному очарованию ее природы, чертам истинно русской натуры, которые легли в основу представлений о “загадочной русской душе”.
Сплав изучения аутентичной хореографии с песенно-музыкальным материалом, с историей костюма, (и не просто костюмов из музеев, а «из бабушкиных сундуков»), с произведениями русских умельцев - все это предшествовало созданию большого сценического авторского репертуара театра.
Еще одна отличительная черта деятельности театра было осознание того, что в ансамбле танца или в структуре народного хора, создание больших развернутых полотен с литературными, строго определенными сюжетами зачастую затруднено. Именно поэтому была создана структура театра танца, наиболее подходящая для такого вида творчества, как мини-спектакли, баллады, новеллы - в соединении с музыкой, словом, развернутым сюжетом, с использованием литературных источников, устным народным творчеством, декорациями.
4. Слыханова Валентина Ивановна
Театр «Гжель» часто называют театром Владимира Захарова, театром одного хореографа и его единомышленников. Много лет рядом с руководителем плодотворно работает опытный педагог-репетитор, известный мастер хореографии – Слыханова Валентина Ивановна.
Учиться и учиться... Учить и учиться - смысл и двигатель жизни Валентины Ивановны Слыхановой. За годы педагогической работы В.И. Слыхановой опыт постепенно складывался в целую систему обучения.
Есть в ней место для учащихся хореографических училищ и школ, есть и для
обучения взрослых. Работа в Воронежском хореографическом училище на народном отделении для Слыхановой время осмысления знаний, полученных в Московском государственном институте Культуры, и постепенного накопления индивидуальных приемов, отличающих ее педагогическую деятельность и принесших ей успех. Вот уже 10 лет Валентина Ивановна преподает в Государственной академии славянской культуры. Она же ведущий репетитор Государственного академического театра танца "Гжель". Кроме московской работы Слыханова часто встречается с педагогами и хореографами разных городов России: семинары, консультации, членство в жюри, и всегда ее ждет успех благодаря огромной отдаче В. Слыхановой во всем, что она делает.
Она написала замечательную книгу «Формирование движенческих навыков» (Движения и элементы мужского народного танца). Думаю, что материал, предлагаемый в этой книге, будет полезен и тем, кто раньше был знаком с уроками Валентины Ивановны, и тем более важен впервые с ней встречающимся.
Так же она была удостоянна множеством наград:
1994 Заслуженный работник культуры РФ.
1998 Педагог – репетитор театра танца «Гжель».
2002 Доцент Московской государственной академии славянской культуры.
- Лауреат Государственной премии РФ.
5. Характеристика репертуара ансамбля
Репертуар ансамбля разнообразен. есть традиционно - народные танцы, композиционные, с элементами современной пластики.
● Народные танцы России:
Муз. обработка В. Гришина Муз. обработка В. Гришина Муз. обработка В. Гришина
Хореографическая картина Русская плясовая хореограф. композиция
«Балалайка и гармонь» «Барыня» «Виртуозы»
Муз. обработка В. Гришина Муз. обработка В. Гришина Муз. обработка В. Гришина
«Волжская плясовая» Хореография народная Хореографическая картина
«Воротца» «Выйду ль я на реченьку»
Музыка В. Гришина Муз. В. Темнова, стихи Муз.обраб.В. Петрова,хор.
Хореографическая картина О. Левицкого. Лир. хоровод Вирского Матросский танец
« «Гуляние» «Зеленая трава» «Яблочко»
Музыка народная, вокально- Музыка В. Корнева Музыка А. Костюка
хореограф. композиция хореограф. композиция стихи В. Пеленягрэ
«Москва Златоглавая» «Нижегородская скань» «Ой вы, Гуси – Лебеди»
Музыка В. Темнова Музыка В. Темнова Музыка В. Корнева
Хореограф. композиция «Подмосковная кадриль» Хореог. композиция
«Павлово-посадские узоры» «Россия Вечная»
Музыка народная, свадебный Музыка Е. Кузнецов
танец, Воронежской области северный лир. танец
«У голубя – золотая голова» «Ланце»
Музыка народная Муз. В. Темнова, стихи
Смоленская плясовая О. Левицкого, вокально-
« «У нашей Кати» хореог. композиция
«Хохломская карусель»
● Стилизация народного танца:
Музыка В. Голикова Музыка К. Волкова Музыка народная
«Гуси – Лебеди» Хореог. композиция Хореог. картина
«Дорога к храму» «Ой, то не вечер»
Музыка А. Костюка Фантазия на тему народной Музыкальная обработка
Хореог. композиция песни Л. Присса В. Корнева
«Русь изначальная» «Тонкая рябина» «Шумел камыш»
● Народные танцы других национальностей:
Музыка народная Музыка Ж. Фейдмана Музыкальная обработка
Хореограф. сюита «Еврейские мотивы» М. Теодоракиса
«Букет Молдавии» Хореог. композиция
«Мы танцуем сиртаки»
Музыка народная
Украинский танец
«Витерец»
● Современные композиции:
Музыка Л. Дала Музыка Х. Янни Музыка Я. Френкеля
Хореогр. композиция Хореог. композиция Стихи Р. Гамзатова
«Еще раз о любви» «Жар-Птица» Вокально- хор.композ.
«Журавли»
Музыкальная обработка Муз. обработка П. Овсянникова Музыка Р. Мартини
В. Гришина, хореог. зарис. Хореог. композиция «Карнавал»
«Зимняя фантазия» «Золотая Москва»
Музыка К. Брухмана Музыка А. Бальчева Музыка В. Гаврилина
«Крещендо» Стихи Н. Гумелева Хореог. зарисовка
«Любовь и яд» «Молитва»
Музыка Д. Макхью Музыка М. Кажлаева Музыка И. Матвиенко
Хореог. зарисовка Хореог. зарисовка Стихи В. Пеленягрэ
«Ночной город» «Песня в горах» «Позови меня»
Музыка Ж. Оффенбаха Музыка Луи Прима
Хореог. композиция Хореог. композиция
«Ритмы канкана» «Танцуем джаз»
6. Состав артистов, гастрольная география ансамбля.
В театре работает высокопрофессиональная труппа балета -выпускники хореографических училищ страны, обладающие широким творческим диапазоном. Артисты балета подкупают молодостью, яркой эмоциональностью, искренностью, огромным потенциалом выразительных средств, отчетливо осознаваемой связью танца с духовным, душевным состоянием исполнителей.
Барсукова Анастасия Ершова Елена Егорова Анастасия
Голубь Дарья Хазанова Вера Журавлев Владимир
Миронова Елена Сергиенко Сергей Людмила Паклина
Сероштан Дмитрий Владислав Туманов Коверзенко Артем
В составе труппы - яркие индивидуальности: народная артистка России Людмила Коркина, заслуженная артистка России Ирина Цуканова, Анна Карсанова, Анастасия Боярова, Юлия Балдина, Татьяна Мокрицкая, Александра Ситникова.
Солисты театра: заслуженный артист России Александр Ковтун, Сергей Сунцов, Дмитрий Есин, Дмитрий Толмасов, Сергей Сергиенко, Роман Михайлов, Андрей Амосов, Ренат Габдрахманов, Максим Федоров, Дмитрий Захаров, Денис Матвеев, Дмитрий Сероштан, Елена Миронова, Дмитрий Салай. Анна Иванова, Наталия Нечаева, Виктория Степанова.
Театр «Гжель» имеет оркестр народных инструментов, который возглавляет лауреат Международных конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Валерий Петров.
Театр побывал на гастролях в: Австрии, Алжире, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, Египте, Израиле, Италии, Китае, Кубе, Мексике, ОАЭ, Словакии, Словении, США, Тайланде, Тунисе, Чехии, Югославии, Японии, повсюду встречая восторженный прием.
За большие заслуги в области хореографического искусства России в 1999 году театру присвоено почетное звание «Академический».
Заключение
Посмотрел программу – словно по России прокатился. А начало же всему – «Гжель». Ее образ – открытие концерта, и кажется, что не сходит со сцены красота бело-голубой красавицы, потому что искусство художников, влюбленных в эту красоту, оживает в хореографии. Да, ансамбль «Гжель» оправдывает свое название. Об этом надо говорить и писать с чистой душой, открытой на красоту и добро. Почему это дорого? Потому что настоящие, потому что «Гжель» - это красота.
Аналогов такого театра танца нет в мире. Впервые ими было рассказано языком танца о народных российских промыслах. В театре работают замечательные педагоги и великолепный состав артистов.
Владимиру Захарову за эти годы удалось очень многое – «Гжель» любят и ценят зрители во всем мире (ее гастрольные маршруты охватывают более 60 стран). Хочется надеется, что творчество этого замечального театра не остановится и мы увидим новые постановки.
Список литературы
1. Гжель. Отпечатано в ГУП, экспериментальная типография г. Москва.
2. Ж. «Балет» Гл. ред. В.И. Уральская сентябрь-октябрь №5 (153) 2008г.
3. Ж. «Балет» Гл. ред. В.И. Уральская март-апрель №2 (156) 2009г.
4. Слыханова В. Формирование движенческих навыков (Движения и элементы мужского народного танца) Балет, издательский дом «Один из лучших» Москва 2007 г.