"Особенности русского танца в западных и центральных областях России"
Урок разработан для учащихся 12-14 лет, по народно - сценическому танцу в Детской школе искусств, при обучении русского танца, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а так же с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pogorelaya_o.v.docx | 897.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ С. БАГАН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по народно – сценическому танцу
«Особенности русского танца в западных и центральных областях России»
Урок разработан для учащихся 12 - 14лет
(хореографическое отделение)
Автор: преподаватель хореографического отделения
первой квалификационной категории Погорелая Ольга Валентиновна
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений и исполнителей. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения игры.
Возможность раннего знакомства детей с 6 лет танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце.
Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и по сути является отражением истории того или иного народа, условий его жизни. Мною разработана программа «Народно – сценический танец» составленная с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся по ФГТ и направленная на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Тема урока: «Особенности русского танца в западных и центральных областях России»
«…Есть только единственный исторический путь к достижению высшей все человечности – путь национального роста и развитию, национального творчества»
А.В.Бердяев.
Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся русского танца, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а так же с особенностями культуры края, где он формировался и развивался. Танцы Курска, Севера, Сибири и другие при всей их общности, национально – стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками пластического решения. При изучении темы «Русский танец» показать движения, комбинации в сравнении Запад России и Центр России.
Цель: Достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов народного танца,
-формирование навыков взаимодействия с преподавателем и концертмейстером, в группе.
Задачи: Познакомить учащихся с русским танцем и его особенностями;
- научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции,
-развивать пространственное мышление добиваясь простоты и выразительности исполнения,
- создать атмосферу непринужденности,
- воспитывать интерес к культуре народа,
- содействовать развитию физической активности и мышечно – двигательного аппарата.
Методы обучения:
-словесные – объяснение;
-практический – выполнение упражнений, движений;
- наглядный – показ видеофайлов.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
- хореографический класс с зеркалами,
- компьютер,
- мультимедийный проектор, экран,
- русский платочек ( по количеству учащихся, для исполнения комбинаций и этюда)
Структура урока:
- Организационный момент. (5 мин.)
- Вводная часть. (10 мин.)
- Основная часть (28 мин.)
- Заключение (2 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Преподаватель приглашает учащихся в класс. Занятие начинается с поклона – приветствия.
2.Вводная часть. Вступительное слово педагога: учащиеся получили знания:
- по балетной терминологии, рисунка народно-сценического танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;
- элементам основных комбинаций, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народного танца, распределять сценическую площадку;
- особенности постановки корпуса, ног, рук, головы танцевальных комбинаций;
- принцип взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- научились исполнять и импровизировать на сцене народные танцы.
Введение в тему урока:
«Где взгляд, там жест,
Где жест, там чувство,
Где чувство, радость и любовь.
Все это тайна жизни бесконечной,
А танец вечен как любовь...»
Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Русский танец» и на примере Запада и Центра России сравним сходство и различие манеры исполнения, то есть танцевальные движения, ритмический рисунок.
Танец – мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура – в пространстве. А танец живет одновременно и во времени и в пространстве.
-Как вы понимаете, что такое танец? (ответы учащихся).
Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела, то есть танец – это движения тела человека, и в разных танцах эти движения будут различными.
-А какие танцы известны вам? И какие их отличительные черты? (ответы учащихся (историко – бытовые, балет, современные, бальные, народные, народно – сценические и т.д.)).
- Какие основные жанры народного танца вы знаете? А какие особенности этих жанров? (ответы учащихся (хоровод, танок, русская пляска, кадрили)). Танцев очень много, а мы с вами сегодня посмотрим видеофрагменты для сравнения русского танца с местными стилевыми особенностями в исполнении ансамбля народного танца «Русичи» - «Со вечёра» Новосибирского областного колледжа культуры и искусства (диск НОККиИ) и ансамбля Игоря Моисеева «Русский танец» Ансамбль Моисеева (–OLOLO.fm ololo.fm/artist/videos/ Ансамбль +Моисеева.).
3.Основная часть урока.
Преподаватель предлагает учащимся изучение манеры исполнения областных особенностей русского народного танца (приложение).
Под музыку учащиеся начинают исполнение сначала композиции составленной из движений характерных для Запада России, а затем Центра России.
Учащимся предлагается разучить танцевальный этюд одной из областей «Вятская топотуха» (Кировская область, Захаров В.М. Радуга Русского танца, звучит музыка, учащиеся исполняют танец).
По завершении - поклон – прощание.
- Заключительная часть урока.
Преподаватель: - Ребята, подошло к концу наше занятие, на уроке вы справились с поставленной целью и задачами (анализ работы учащихся, оценивание)
Танец - это самый древний и богатый вид искусства, интересный, многообразный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец стал бесценным сокровищем, отражающий быт, основные традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы с учащимися словно путешествуем по планете. Что доказывает архив наших фотографий. Народный танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека, развивает чувство ответственности перед другими учащимися, умение считаться с их интересами, несет радость и красоту. Всему этому я хочу научить своих детей.
Список литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996г.
- Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. –Москва -2002г.
- Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008г.
- Довбыш Н. Танцевальные игры для детей.
- Захаров В.М. Радуга Русского танца. Москва-1986г.
- Климов А. Основы русского танца.- Москва-1981г.
- Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.
- Надежкина Н. Русские танцы. Москва -1951г.
9.OLOLO.fm ololo.fm/artist/videos/ Ансамбль +Моисеева.).
10.Ткаченко Т. Народный танец. В.1. – Москва – 1967г.
11.Устинова Т. Русские танцы. Молодая гвардия 1955г.
12.Хореографическое искусство: методика и практика. Новосибирск – 2003г.
Приложение: комбинации движений на занятии.
Из истории: Областные особенности танцев России обусловлены социально – экономическими факторами, в которых живут люди, характером их труда, нравами, бытом, природой и даже костюмом. Степенность, благородство, сдержанность в проявлении чувств тех кто живет на Русском Севере ; веселый задор, живопись темперамента – тех, чья родина курская земля; своя манера танца у донских казаков, смолян, астраханцев. При всем различии танцев в каждом из них отражается определенная грань русского национального характера.
Сам танцевальный язык, танцевальные движения, в разных областях различны, имеют свой особый стиль исполнения. Встречается различный ритмический рисунок дробей, в некоторых областях дроби в танцах совсем отсутствуют. В одной местности движения на низу: присядки, закладки, в другой – таковых нет. Наблюдается также различное положение рук и т. д. В большинстве случаев схема одних и тех же движений характерна для многих областей. Например, тройной и переменный шаг, ковырялочка, веревочка, па де баск и др. распространены повсюду, но исполняются они в каждой области по – своему. Эта своеобразная манера исполнения и придает танцу самобытность.
Описание движений
Дробь
Исполняется на 1 такт.
Исходное положение – шестая позиция ног. У девушек руки на поясе «кулачками». У юношей руки раскрыты широко в стороны.
Затакт.
Слегка приподнять правую ногу от пола.
На счет «раз» - четко притопнуть правой ногой, одновременно чуть приподнимая левую ногу.
На счет « и » - четко притопнуть левой стопой, слегка задерживая ее вверху.
На счет «два» - притопнуть еще раз, левой стопой, одновременно приподнимая от пола правую ногу.
На счет « и » - притопнуть правой стопой, слегка задерживая ее вверху.
На каждый счет «и» - юноши поднимают обе руки наверх, затем на счет «раз» или «два» - опускают обе руки вниз. Таким образом идет как бы покачивание руками сверху вниз.
Окошечко
Исходное положение – девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Шестая позиция ног Соединенные руки разведены в стороны.
Исполняется на 2 такта с разных ног.
1-й такт.
На счет «раз» - четкий небольшой шаг вправо правой ногой на всю стопу.
На счет « и » - четко приставить левую ногу к правой в шестую позицию.
На счет «два» - переступить на правую ногу с небольшим акцентом. Одновременно соединенные правая рука юноши и левая рука девушки резко поднимаются наверх в третью позицию. Левая рука юноши и правая рука девушки принимают положение перед грудью в первую позиции. Голова смотрит на поднятые вверх руки.
На счет « и » - пауза.
2-й такт.
На счет «раз» - четкий небольшой шаг влево левой ногой на всю стопу. Одновременно руки обоих партнеров принимают исходное положение.
На счет « и » - четко приставить правую ногу к левой в шестую позицию.
На счет «два» - повторить движение на счет «два» 1-го такта с другой ноги.
На счет « и » - пауза.
Дробь
Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.
Исходное положение – шестая позиция ног.
Затакт.
Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.
1-й такт.
На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
2-й такт.
На счет «раз» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.
Затем движение повторяется с другой ноги.
Ковырялочка на воздухе
Исполняется на 2 такта.
Исходное положение – первая позиция ног. Руки на поясе.
1-й такт.
На счет «раз» - слегка подскочить на левой ноге вперед и одновременно выбросить согнутую в колене правую ногу вправо на 45, колено в невыворотном положении. Левую руку заложить ладонью за голову, правую руку оставить на поясе.
На счет «и» - пауза.
На счет «два» - еще раз подскочить на левой ноге и, повернув колено вправо, развернуть ногу в выворотное положение, резко вынося ее вперед. Носок не вытягивать. Левую руку опустить на пояс.
На счет «и» - пауза.
2-й такт.
Все повторить с другой ноги.
На счет «раз» - заложить за голову правую руку.
Девичий игровой ход
Исполняется на 1 такт.
Исходное положение – шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платочек, сгибается в локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнутая в локте, как бы поддерживает локоть правой руки снизу.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.
На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево, взмахнув платком. Голову повернуть влево.
На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево. Молоточки
Исполняется на 2такта.
Исходное положение – шестая позиция ног. Руки на поясе.
1-й такт.
На счет «раз» - легкий прыжок на правую ногу вперед. Одновременно левую ногу поднять сзади, сгибая в колене.
На счет «и» - ударить полупальцами левой ноги сзади правой.
На счет «два» - повторить движение на счет «раз».
На счет «и» - повторить движение на счет «и».
2-й такт.
Движение повторяется с другой ноги.
Дробь
Исполняется на 2 такта.
Исходное положение – шестая позиция ног.
1-й такт.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.
2-й такт.
На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.
На счет «и» - подскочить на левой ноге.
На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.
На счет «и» - притопнуть левой ногой рядом с правой.
Переменный шаг вперед.
И.п. – шестая позиция ног. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед
На счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую)
На счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую)
На счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.
Приставной шаг
И.п. – естественное, руки на поясе.
На счет «раз» - сделать небольшой шаг вправо правой ногой
На счет «и» - левую ногу приставить к правой
На счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой
На счет «и» - приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги.
Шаг с припаданием
И.п. – естественное.
На счет «и» - (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону
На счет «раз» - сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к щиколотке правой ноги сзади
На счет «и» - левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги, перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом
На счет «два» - повторить то, что было исполнено на счет «раз»
На счет «и» - повторить то, что было исполнено из затакта.
Исполняя «шаг с припаданием», танцующий медленно двигается вправо или влево в зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или скрестить на груди, или раскрыть в стороны.
Гармошка
И.п. – естественное.
На счет «раз» - соединить носки, развести пятки в стороны
На счет «и» - соединить пятки, а носки развести в стороны
На счет «два - и» - повторяется то же самое.
При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок правой. При движении влево – наоборот.
Девичий ход с платком
Исполняется на 1 такт.
И.п. - шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платок, сгибается в локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнута в локте, как бы поддерживает локоть правой руки снизу.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.
На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево, взмахнув платком. Голову повернуть влево.
На счет «и» кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево.
Дробь
Исполняется на 2 такта.
И.п. – шестая позиция ног.
1-й такт.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.
2-й такт.
На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.
На счет «и» - подскочить на левой ноге.
На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.
На счет «и» - топнуть левой ногой рядом с правой.
Девичий ход с платком
И.п. – шестая позиция ног. Девушка обеими руками держит платочек перед собой на уровне груди.
На счет «раз» - небольшой шаг вперед правой ногой. Одновременно перевернуть платочек за оба конца снизу вверх, как бы наматывая его сверху.
На счет «и» - четко приставить левую ногу к правой, шагнув вперед.
На счет «два» - повторить движение на счет «раз».
На счет «и» - повторить движение на счет «и».
Притопы
И.п. – шестая позиция ног. Левая рука на поясе. Правая рука наверху в третьей позиции, в руке – платочек.
1-й такт.
На счет «раз - и» - притопнуть правой ногой и одновременно взмахнуть платочком вверх.
На счет «два - и» - пауза.
2-й такт.
На счет «раз -и» - еще раз притопнуть правой ногой и одновременно еще раз взмахнуть платочек вверх.
На счет «два - и» - пауза.
Ход вперед маленькими шажками
1-й такт.
На счет «раз» - правой ногой сделать шаг вперед, наступая вперед, наступая на подушечку ступни.
На счет «и» - левой ногой шаг вперед на подушечку ступни.
На счет «два - и» - продолжая двигаться вперед, сделать еще два таких же маленьких шажка.
Дробь с поворотом
1-й такт.
На счет «раз» - притопнуть правой ногой.
На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять.
На счет «два» - ударить об пол каблуком правой ноги и тут же еще раз всей стопой.
На счет «и» - притопнуть левой ногой.
2-й такт.
На счет «раз» - прыгнуть на правую ногу, одновременно поворачиваясь на 90 вправо, левую ногу приподнять.
На счет «и» - прыгнуть на левую ногу, продолжая поворачиваться еще на 90 вправо, правую ногу приподнять.
На счет «два» - переступить на правую ногу, левую чуть приподнять.
На счет «и» - притопнуть всей стопой левой ноги.
Шаркающий шаг
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.
На счет «и» - ударить слегка каблуком левой ноги об пол и вынести вперед.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед.
На счет «и» - ударить слегка каблуком правой ноги об пол и вынести вперед.
Дробь с подскоком
На счет «раз» - с легкого подскока встать на полупальцы, слегка согнув колени.
На счет «и» - подпрыгнув вверх, сделать удар каблуками и опуститься с сильным акцентом на левую ногу, правую чуть приподнять.
На счет «два» - ударить полупальцами правой стопы об пол.
На счет «и» - ударить полупальцами левой стопы об пол.
Затем движение повторяется.
Ключ
1-й такт.
На счет «раз» - притопнуть правой ногой.
На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую приподнять.
На счет «два» - сделать двойной удар правой стопой, левую ногу приподнять.
На счет «и» - притопнуть левой ногой.
2-й такт.
На счет «раз» - слегка подскочить на правой ноге, левую чуть приподнять.
На счет «и» - топнуть левой ногой.
На счет «два» - топнуть левой ногой.
На счет «и» - пауза.
Дробь
Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.
Исходное положение – шестая позиция ног.
Затакт.
Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.
1-й такт.
На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
2-й такт.
На счет «раз» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.
Затем движение повторяется с другой ноги.
Девичий ход с платком
И.п. – шестая позиция ног. Девушка обеими руками держит платочек перед собой на уровне груди.
На счет «раз» - небольшой шаг вперед правой ногой. Одновременно делая взмах платком вверх перед собой.
На счет «и» - четко приставить левую ногу к правой, шагнув вперед.
На счет «два» - повторить движение на счет «раз».
На счет «и» - повторить движение на счет «и».