Особенности подготовительной части занятия

Крылова Виктория Алексеевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovitelnoy_chasti_zanyatiya.docx86.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовительной части занятия

в спортивных танцах на паркете

.

Цель исследования:

Выявление особенностей подготовительной части занятия в спортивных танцах на паркете.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы;

2. Анкетирование специалистов в области спортивных танцев на паркете;

При изучении данной темы нами было проанализировано 15 литературных источников по следующим вопросам:

- Теоретическое обоснование роли подготовительной части занятия в спорте.

- Особенности подготовительной части занятия в спортивных танцах на паркете.

Исходя из материалов литературы и собственного опыта, логичным является вывод о том, что подготовительная часть занятия необходима, но главное, чтобы она соответствовала данному виду спорта. Спортивные танцы на паркете имеют свою специфику, и для начала выявим наиболее важные качества, которыми должен обладать танцор для успешного участия в соревнованиях.

Физическая сила. Спортивные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени).

Грация. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений.

Как же правильно организовать занятие, а в частности его подготовительную часть, для того, чтобы получить положительную динамику от тренировок. Для ответа на этот вопрос нами была разработана анкета (Приложение 1), содержащая три вопроса. В анкетировании приняло участие 19 специалистов в спортивных танцах на паркете, среди них тренеры – судьи международной, высшей, первой и второй категорий, а также высококвалифицированные спортсмены.

Анализ анкетирования показал, что большинство респондентов (83,3%) проводят подготовительные упражнения в начале каждого занятия и ещё 5,6% опрошенных проводят разминку, но не каждый раз (рис. 1).

Рисунок 1. Использование "разминки"  в начале тренировки тренерами по спортивным танцам на паркете

При проведении занятий важно правильно распределить время. Необходимо должным образом выбирать время проведения подготовительной части занятия, так чтобы за минимальное время подготовить спортсменов к выполнению плана основной части занятия, а также для постепенного совершенствования физической формы спортсменов. Большинство, около 75% опрошенных нами тренеров, считает, что оптимальное время проведения подготовительных упражнений составляет 15-20 минут, и говорят, что этого достаточно для подготовки физиологических систем организма спортсменов для тренировочного процесса (рис. 2).

Рисунок 2. Длительность проведения "разминки" тренерами по спортивным танцам при длительности тренировки 1, 5 часа

Обычно в подготовительной части занятия используются упражнения различных видов, в зависимости от целей конкретного тренера, к примеру, силовые, прыжковые, упражнения на растяжку, общеразвивающие, танцевальные или сложнокоординационные, направленные на развитие у спортсменов определённых физических качеств. По результатам опроса (рис. 3) видно, что  большинство педагогов базируют «разминку» на общеразвивающих упражнениях. Некоторые добавляют к ним танцевальные, прыжковые или упражнения на растяжку. Гораздо реже применяются силовые и сложнокоординационные упражнения. Избегание силовых упражнений вполне понятно на начальном уровне подготовки спортсменов, когда нагрузки ещё не столь велики. Учитывая, что спортивные танцы на паркете относятся к сложнокоординационным видам спорта, по нашему мнению, сложнокоординационным упражнениям уделяется недостаточное внимание. Уже на начальном этапе подготовки спортсменов требуется выполнение сложных движений, ощущение собственного тела, умение двигаться не только самостоятельно, но и в паре.

Рисунок 3. Использование тренерами (из 16 проводящих «разминку») различных видов упражнений в "разминке"

В связи с вышесказанным, считаем необходимым составление комплекса упражнений, развивающего не только общие физические качества, но и специальные, свойственные сложнокоординационным видам спорта в общем, и спортивным танцам на паркете в частности. По нашему мнению это может способствовать скорейшему усвоению танцевальных элементов и как следствие достижению более высоких результатов за меньший промежуток времени. Это особенно актуально для взрослых танцоров, начинающих заниматься танцами с «нуля».

Выводы:

  1. В результате анализа литературных данных было выявлено положительное влияние подготовительной части занятия на последующую соревновательную или тренировочную деятельность. Это проявляется в повышении общей физической подготовки спортсмена, функциональной подготовки организма к повышенным нагрузкам и изменении его физического состояния.
  2. В результате анкетирования было установлено, что большинство педагогов проводят разминочные упражнения, уделяя им достаточно времени, не менее 15-20% от общей продолжительности тренировки, но лишь ограниченное число педагогов применяют сложнокоординационные упражнения в предварительной части занятия. Следует отметить важность упражнений на координацию при комплексной подготовке танцоров т.к. современные тенденции в развитии хореографии спортивных танцев на паркете предполагают высокую степень физико-эмоциональной подготовки спортсменов, а также способности в ограниченный временной интервал выполнять ассиметричные амплитудные вариативные по скорости движения с элементами вращений, в том числе и реверсивных.

Список литературы:

1. Бернштейн, Н.А. «О ловкости и ее развитии» [Текст] / Н.А.Бернштейн . – М.: Физкультура и спорт, 1991.- 288с.

2.Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для фак-тов физ.культ [Текст] / Под ред. Н.К.Меньшикова. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998. – 463с.

3.Загревский, В.И. Расчётные модели кинематики и динамики биомеханических систем [Текст] / В.И.Загревский. - Томск: ТГПУ, 1999.-156с.

4.Загревский, О.И. Построение техники двигательных действий гимнастов в упражнениях на брусьях [Текст] / О.И.Загревский. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1999.-156с.

5.Караваев, А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям: Метод. Рекомендации [Текст] / А.В.Караваев, А.И.Кравчук, Г.Д.Бабушкин. - Омск: ОГИФК, 1991.- 40с.

6.Кравчук, А.И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов: Лекция [Текст] /А.И.Кравчук. – Омск: ОГИФК, 1983. - 23с.

7.Кузнецов, В.В. «Специальная силовая подготовка спортсмена» [Текст] / В.В.Кузнецов. – М.:Изд-во Советская Россия, 1975. – 208с.

8 Михайлов, К.В. «Методы спортивной подготовки» [Текст] / К.В.Михайлов. –Киев: Здоровья, 1981.- 128с.

9. Спортивная гимнастика. [Текст] / Титов Ю.Е., Чукарин В.И.,Афонин В.Н. и др. - Киев: Здоровья,1977.- 146с.

10.Ченегин, В.М. и др. Биологические основы тренировок в сложнокоординированных видах спорта.: Учеб. пособие [Текст] / В.М.Ченегин,
А.А.Герасимова, С.М.Поюдин. - Чайковский: ГУИФК, 1994. -72с.

11.Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях [Текст] / В.С.Черепанов. - М.: Педагогика, 1989.- 152с.

12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2003. – 479 с. : ил. – (Высшее образование). – Гриф: Рек. М-вом РФ по физ. культуре, спорту и туризму. – ISBN 5-7695-0853-1.

13. Теория и методика физического воспитания : учебник : [пер. с укр.] / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература,  2003. – 390  с. – ISBN  996-7133-59-1.

14. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания : учеб. пособие / Н.А.Фомин, В.П. Филин. – М. : Академия, 1983. – 75 с.