Метод проектов: становление, развитие, особенности применения в образовательном процессе

Крылова Виктория Алексеевна

использование метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов: становление, развитие, особенности применения в образовательном процессе

 Метод проектов, получивший достаточно широкое распространение в современном образовательном процессе, имеет давнюю историю. Его Родина – Соединенные Штаты Америки. Возникнув во второй половине XIXв. в сельскохозяйственных школах, он был позднее перенесен в общеобразовательную систему. Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист,  автор и вдохновитель метода проектов. Он ставил своей целью сделать жизнь ребенка интересной, насыщенной творческим трудом и искусством созидания. Для этого Дьюи предлагал «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [1. С. 420].

Знания и опыт ребенок должен был приобретать в ходе исследования проблемной, обучающей среды, изготовления различных схем, макетов, производства опытов. Джон Дьюи искал способы приобретения знания, сообразные природе детского познания, пытаясь перестроить современное ему школьное обучение в школьную систему, путем «делания» [1. С. 58].

Как и любой педагогический метод, метод Дьюи имел свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести  активную, творческую позицию ребенка, связь обучения с жизнью, быстрота и реальность достигнутых результатов. Но нельзя все познать через практическую деятельность. Бытовое познание, как известно, возникает через практику, но при этом не предполагает формирование научного познания. Содержательная сторона деятельности остается без соответствующего понимания.

Последователь Джона Дьюи,  профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик продолжил разработку метода проектов. Он предложил следующую педагогическую систему обучения:

  • Отсутствие классно-урочной системы;
  • Отсутствие заранее подготовленной учебной программы;
  • Программа обучения формируется в ходе совместной деятельности учителя и ученика;
  • Ученик самостоятельно выбирает вид и тематику деятельности [2. С. 24].

Таким образом, проект – это любая деятельность, выполненная детьми самостоятельно по интересующей их теме в данный, краткосрочный момент времени. Соответственно, главный плюс метода Килпатрика состоит в возвышенном гуманизме по отношению к ученику. Ученик имеет возможность выбирать для изучения то, что интересно ему. Однако, общеизвестно, что без заранее определенной программы обучения и ожидаемого результата, педагог не сможет оценить успешность, как своей деятельности, так и деятельности ученика. Более того, отсутствие классно-урочной системы означает отсутствие учета возрастных особенностей учащихся, что в совокупности делает обучение по предложенной системе неэффективным.

Метод проектов продолжал развиваться и применяться педагогами разных стран.  Американский профессор Колингс разработал более подробную характеристику метода проектов и подразделил их на четыре группы:

  • «Экскурсионные проекты» - изучение проблемы, связанной с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «Проекты игр» - детские занятия, целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, танцы, театральные постановки;
  • «Повествовательные проекты» - они разрабатывались детьми, у которых была цель «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: устной, письменной и т.д.;
  • «Конструктивные проекты» - нацелены на создание конкретного полезного продукта» [1. С. 63].

В начале XXв. метод проектов стал применяться в России. В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, С.Т. Шацкий успешно использовали метод проектов в образовательном процессе. По их мнению, метод проектов вносит разнообразие в учебную работу, стимулирует развитие творческого мышления, способствует воспитанию у учащихся инициативности и коллективизма, развивает интерес к учению. Однако советское правительство рассматривало этот вопрос иначе. 05.09. 1931г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе», которое запрещало  применение метода проектов в образовательном процессе[3. С. 15]. Метод проектов был забыт более чем на 60 лет.

Тем не менее, в начале 90-х гг. XXв. метод проектов был возрожден в отечественной системе обучения. Это было связано с двумя неразрывными образовательными процессами: с одной стороны, началось активное реформирование образования по европейским стандартам, отказ от многих догматов советской системы обучения; с другой – началось широкое внедрение информационных технологий в процесс обучения.

 Метод проектов, пройдя длительную историю своего развития, на современном   этапе образовательного процесса проявил  определенные достоинства и недостатки, что необходимо учитывать педагогу при  использовании в практической деятельности.

Достоинства метода

Проблемы применения

метода

Развитие критического мышления

Чрезмерное увлечение Интернет-ресурсами, простое «скачивание» информации без ее анализа. Фрагментарность изученной темы: нет целостной картины, которая присутствует при традиционном объяснении темы учителем.

Повышение познавательного интереса

Слишком частое применение приводит к снижению познавательного интереса, теряется новизна исследования, наблюдается шаблонность проектов

Формирование навыков самостоятельной работы

Нельзя использовать при прохождении сложных тем, в противном случае нарушается принцип посильности обучения

Формирование навыков работы в группе

В классах с низким уровнем развития коллектива возможно развитие конфликтов между учащимися

Создание ситуации успеха ученика

Проблема ответственности учащихся: учащиеся с низкой познавательной активностью часто не справляются с подготовкой проекта

К какому выводу должен прийти педагог, внедряя метод проектов в своей повседневной педагогической практике? Нельзя перегружать учащихся проектами, желательно, чтобы учащийся готовил не больше 2-3 проектов в год. Дифференцированный подход при применении метода проектов позволит облегчить задачу подготовки проекта учащимися с разным уровнем познавательной активности и интеллектуальных способностей.

Таким образом, исходя из выше перечисленного, метод проектов претерпел определенную эволюцию и из исключительного новаторского метода перешел в разряд широко применяемых педагогических методов, как в отечественном, так и в зарубежном образовании. Но, только учитывая ошибки прошлых лет, зная  достоинства и недостатки метода проектов, педагог сможет использовать его как эффективное дидактическое средство.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособ. Для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1993. 431 с.

2. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Профессиональное образование: приложение к журналу. 2004. № 12.

3. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4.