Личностно-ориентированный подход обучения

Крылова Виктория Алексеевна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход обучения

 для мониторинга состояния здоровья учащихся

начального общего образования.

    В данной статье мне хотелось высказать свое мнение о взаимосвязи и значении  личностно – ориентированного обучения и мониторинга состояния здоровья учащихся.

    Требования, которые  предъявляются  к качеству образовательного процесса,  по новым образовательным стандартам, невозможно выполнить без индивидуальной работы с каждым учащимся и этому может помочь личностно – ориентированный подход в обучении.

   Личностно – ориентированное обучение,  это дополнительные возможности для учителя  физической культуры,  по реальной оценке состояния здоровья своих подопечных и возможность более качественной работы, как в урочное, так и внеурочное время.

   Ситуация, которая сложилась в настоящее время  в сфере образования, между обучением и здоровьем  учащихся, приобрела противоположную полярность.

   Погоня за знаниями, интенсификация учебного процесса, компьютеризация с одной стороны и снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации и другие сопутствующие факторы с другой стороны, привели к тому, что  молодой и неокрепший организм  учащихся не может справиться с возросшими нагрузками.  

  В течение последних  10 – 12 лет число школьников с хроническими отклонениями возросло в 1,5 раза.  Физиологическая составляющая перегрузок в наших школах развивает у учащихся различные обострения хронических заболеваний, ухудшает зрение и состояние опорно-двигательного аппарата, приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма.     Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии – становится одной из главных задач образования в современных условиях.   Возникает необходимость контроля  здоровья наших детей, это подтверждает тревожная  статистика из медицинских источников и в этом школе может помочь мониторинг состояния здоровья и физической подготовки.

     Мониторинг использовался ещё нашими предками, как метод  наблюдения, за определёнными  процессами в природе, что вело к познанию окружающего мира.          Термин «мониторинг» появился лишь в XX веке и обозначал повторяющиеся события, при наблюдении за которыми, происходили изменения в пространстве, в течение определённого  времени.

     Постепенно мониторинг проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он и сферу образования.

     В настоящее время существует большое количество видов мониторинга, но хотелось бы выделить некоторые из них.

     Педагогический мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз  в образовательной деятельности в процессе обучения.

     В последнее время много говорится о качестве образования и здесь не обойтись без комплексного мониторинга процессов обучения.

     Комплексный мониторинг, необходим, для составления прогнозов и реального управления качеством образования.

     Основной целью, комплексного мониторинга в системе образования, является определение уровня знаний и состояния здоровья, определение влияния на них новых (инновационных) программ.

     Мониторинг -  важнейший элемент,  в системе педагогического управления образованием. Он выступает в качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности.

     Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:

  • Физическое развитие.
  • Функциональная подготовленность.
  • Физическая подготовленность.

     Данные исследования  являются инновационными, здоровьесберегающими направлениями  в сфере модернизации  современного  образования.

     В настоящее время, определены основные параметры данного вида мониторинга, но дополнения и изменения, в ходе внедрения в образовательный процесс, возможно ещё будут.

     Технология мониторинга,  включает в себя тестирование  показателей состояния здоровья, где необходимо проведение  следующих мероприятий:

а)   Подготовка к тестированию

     Решаются все организационные вопросы по проведению предстоящей      работы.

б)   Тестирование

      По методике проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, лучшее время       проведения, это начало и конец учебного года (конец сентября и конец мая).

     Учащиеся сдают тесты на уроках и во внеурочное время. Допускается использование результатов «Президентских состязаний».

     Рекомендуется начинать тестирование утром, согласно методике. Для освобождённых,  от уроков физической культуры, упражнения с нагрузкой и тестирование физической подготовленности, проводятся с учётом рекомендаций врача.

     Тестирование физического развития,  проводится с помощью антропометрических   методик измерения.

     Физическая подготовленность, определяется с помощью шести жизненно необходимых показателей состояния здоровья и отдельных систем организма в целом - это сила, скорость, гибкость, выносливость, координация и скоростно-силовые результаты.

     Функциональная подготовленность, позволяет судить о состоянии отдельных систем организма.

     Все упражнения с нагрузкой выполняются после разминки. Это предохраняет от возможных травм и повреждений, во время тестирования. Разминка должна включать в себя специальные и общеразвивающие упражнения, которые  могут помочь учащимся выполнить задания  предложенных тестов.

в)   Учёт и регистрация результатов

      Во время проведения  тестирования,  результаты показателей физического состояния организма  каждого учащегося,  заносятся в специальную  ведомость,   в программе Microsoft  Office  Excel,  на информационно – компьютерную обработку.

Данные, по результатам тестирования, хранятся в базе данных образовательного учреждения, все годы обучения учащихся. Это позволяет,  на протяжении длительного  времени   контролировать  состояние  здоровья учащихся и при необходимости вносить поправки в физкультурно-оздоровительную и учебную   работу, конкретно, с каждым обучающимся.

      Планируется создание базы данных,  по мониторингу состояния здоровья, всех обучающихся, во всех учебных заведениях России. Это поможет  оперативно и на регулярной основе, отслеживать ситуацию со здоровьем обучающихся в образовательных учреждениях и своевременно принимать необходимые меры и решения,  на законодательном уровне, по улучшению ситуации в области состояния здоровья наших детей.

      Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей, навыков и умений.

     Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.

      Для успешного проведения  тестирования лучше всего использовать   личностно - ориентированный подход обучения,  где построение всей работы происходит индивидуально или с отдельными группами.    При индивидуальном методе каждый ученик получает персональное  задание. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач.

При работе  в отдельных  группах,  необходимо назначать  старших, из числа

физкультурного актива класса, которые будут являться  помощниками учителя, в

течение тестирования, так как предстоит  выполнить  большой объём работы.      

     Личностно – ориентированный подход в обучении, помогает решить самую главную задачу в нашей  работы -  прилагая конкретные усилия,  добиваться общих, положительных результатов совместной  деятельности с нашими детьми.

     Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках,  метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации.

     Данные, полученные с помощью мониторинга, позволят  дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки и здесь может помочь личностно – ориентированный подход в обучении.

     Отличительной особенностью нового Федерального государственного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

     Кроме того, особенностью новых требований к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников является свободный выбор из предложенных физических упражнений при тестировании, что повышает интерес учеников к своему здоровью.

     Перед учителями физической культуры ставится задача предоставить детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, с целью сформировать для общества всесторонне развитую личность.

     Решение этой задачи  невозможно без использования новых подходов и методик в образовательном процессе и  здесь может помочь личностно – ориентированный подход в обучении, который даст возможность каждому ребенку интенсивно развиваться и активно использовать ценности физической культуры для укрепления и  сохранения собственного здоровья.

Литература

1. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., Советский спорт, 2006.

2. Лях В.И. Предметная линия учебников В.И.Ляха «Физическая культура» 1 – 4 классы. М., Просвещение, 2011..

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.

4. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996.