Личностно-ориентированный подход обучения
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход обучения
для мониторинга состояния здоровья учащихся
начального общего образования.
В данной статье мне хотелось высказать свое мнение о взаимосвязи и значении личностно – ориентированного обучения и мониторинга состояния здоровья учащихся.
Требования, которые предъявляются к качеству образовательного процесса, по новым образовательным стандартам, невозможно выполнить без индивидуальной работы с каждым учащимся и этому может помочь личностно – ориентированный подход в обучении.
Личностно – ориентированное обучение, это дополнительные возможности для учителя физической культуры, по реальной оценке состояния здоровья своих подопечных и возможность более качественной работы, как в урочное, так и внеурочное время.
Ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, между обучением и здоровьем учащихся, приобрела противоположную полярность.
Погоня за знаниями, интенсификация учебного процесса, компьютеризация с одной стороны и снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации и другие сопутствующие факторы с другой стороны, привели к тому, что молодой и неокрепший организм учащихся не может справиться с возросшими нагрузками.
В течение последних 10 – 12 лет число школьников с хроническими отклонениями возросло в 1,5 раза. Физиологическая составляющая перегрузок в наших школах развивает у учащихся различные обострения хронических заболеваний, ухудшает зрение и состояние опорно-двигательного аппарата, приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии – становится одной из главных задач образования в современных условиях. Возникает необходимость контроля здоровья наших детей, это подтверждает тревожная статистика из медицинских источников и в этом школе может помочь мониторинг состояния здоровья и физической подготовки.
Мониторинг использовался ещё нашими предками, как метод наблюдения, за определёнными процессами в природе, что вело к познанию окружающего мира. Термин «мониторинг» появился лишь в XX веке и обозначал повторяющиеся события, при наблюдении за которыми, происходили изменения в пространстве, в течение определённого времени.
Постепенно мониторинг проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он и сферу образования.
В настоящее время существует большое количество видов мониторинга, но хотелось бы выделить некоторые из них.
Педагогический мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности в процессе обучения.
В последнее время много говорится о качестве образования и здесь не обойтись без комплексного мониторинга процессов обучения.
Комплексный мониторинг, необходим, для составления прогнозов и реального управления качеством образования.
Основной целью, комплексного мониторинга в системе образования, является определение уровня знаний и состояния здоровья, определение влияния на них новых (инновационных) программ.
Мониторинг - важнейший элемент, в системе педагогического управления образованием. Он выступает в качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности.
Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:
- Физическое развитие.
- Функциональная подготовленность.
- Физическая подготовленность.
Данные исследования являются инновационными, здоровьесберегающими направлениями в сфере модернизации современного образования.
В настоящее время, определены основные параметры данного вида мониторинга, но дополнения и изменения, в ходе внедрения в образовательный процесс, возможно ещё будут.
Технология мониторинга, включает в себя тестирование показателей состояния здоровья, где необходимо проведение следующих мероприятий:
а) Подготовка к тестированию
Решаются все организационные вопросы по проведению предстоящей работы.
б) Тестирование
По методике проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, лучшее время проведения, это начало и конец учебного года (конец сентября и конец мая).
Учащиеся сдают тесты на уроках и во внеурочное время. Допускается использование результатов «Президентских состязаний».
Рекомендуется начинать тестирование утром, согласно методике. Для освобождённых, от уроков физической культуры, упражнения с нагрузкой и тестирование физической подготовленности, проводятся с учётом рекомендаций врача.
Тестирование физического развития, проводится с помощью антропометрических методик измерения.
Физическая подготовленность, определяется с помощью шести жизненно необходимых показателей состояния здоровья и отдельных систем организма в целом - это сила, скорость, гибкость, выносливость, координация и скоростно-силовые результаты.
Функциональная подготовленность, позволяет судить о состоянии отдельных систем организма.
Все упражнения с нагрузкой выполняются после разминки. Это предохраняет от возможных травм и повреждений, во время тестирования. Разминка должна включать в себя специальные и общеразвивающие упражнения, которые могут помочь учащимся выполнить задания предложенных тестов.
в) Учёт и регистрация результатов
Во время проведения тестирования, результаты показателей физического состояния организма каждого учащегося, заносятся в специальную ведомость, в программе Microsoft Office Excel, на информационно – компьютерную обработку.
Данные, по результатам тестирования, хранятся в базе данных образовательного учреждения, все годы обучения учащихся. Это позволяет, на протяжении длительного времени контролировать состояние здоровья учащихся и при необходимости вносить поправки в физкультурно-оздоровительную и учебную работу, конкретно, с каждым обучающимся.
Планируется создание базы данных, по мониторингу состояния здоровья, всех обучающихся, во всех учебных заведениях России. Это поможет оперативно и на регулярной основе, отслеживать ситуацию со здоровьем обучающихся в образовательных учреждениях и своевременно принимать необходимые меры и решения, на законодательном уровне, по улучшению ситуации в области состояния здоровья наших детей.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей, навыков и умений.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.
Для успешного проведения тестирования лучше всего использовать личностно - ориентированный подход обучения, где построение всей работы происходит индивидуально или с отдельными группами. При индивидуальном методе каждый ученик получает персональное задание. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач.
При работе в отдельных группах, необходимо назначать старших, из числа
физкультурного актива класса, которые будут являться помощниками учителя, в
течение тестирования, так как предстоит выполнить большой объём работы.
Личностно – ориентированный подход в обучении, помогает решить самую главную задачу в нашей работы - прилагая конкретные усилия, добиваться общих, положительных результатов совместной деятельности с нашими детьми.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации.
Данные, полученные с помощью мониторинга, позволят дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки и здесь может помочь личностно – ориентированный подход в обучении.
Отличительной особенностью нового Федерального государственного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Кроме того, особенностью новых требований к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников является свободный выбор из предложенных физических упражнений при тестировании, что повышает интерес учеников к своему здоровью.
Перед учителями физической культуры ставится задача предоставить детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, с целью сформировать для общества всесторонне развитую личность.
Решение этой задачи невозможно без использования новых подходов и методик в образовательном процессе и здесь может помочь личностно – ориентированный подход в обучении, который даст возможность каждому ребенку интенсивно развиваться и активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья.
Литература
1. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., Советский спорт, 2006.
2. Лях В.И. Предметная линия учебников В.И.Ляха «Физическая культура» 1 – 4 классы. М., Просвещение, 2011..
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
4. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996.