Борисова Т.В. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ."
Восприятие окружающего мира через экопластические образы -это познание ребенком природы ,воспитание бережного отношения к флоре и фауне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_borisova.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Tatiana Borisova, teacher further education SEI DOD, Central extracurricular activities "Academic" Kalinin district of St. Petersburg
ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN THROUGH IMAGES EKOPLASTICHESKIE
Annotation
One of the most important areas of public policy of the Russian Federation in the field of ecology - the "development of environmental education." Environmental education of children through the choreography is possible through the creation of ekoplasticheskih images.
Борисова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования ГОУ ДОД, Центр внешкольной работы «Академический» Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области экологии - «развитие экологического образования и воспитания». Экологическое воспитание детей посредством хореографического искусства возможно через создание экопластических образов.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В условиях нарастания экологических проблем, угроз природного и техногенного характера для всего человечества важно сохранение благоприятной окружающей среды. В качестве одного из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области экологии намечено «развитие экологического образования и воспитания»[1], как процесса непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. В этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы у подрастающего поколения экологической культуры. Познание ребенком природы, воспитание у него бережного отношения к животному миру, флоре и фауне можно осуществлять не только традиционными методами через обучение, ознакомление его нормами правовой экологической культуры, но и творческими методами - восприятие окружающего мира через экопластические образы[2]. В ходе творческого процесса по созданию эмоционально-пластического образа происходит гармонизация ребенка с природой, формируется экологическая этика. Ребенок получает знания об окружающем мире, у него вырабатываются ценностные установки по отношению к окружающему его природному миру и обществу в целом.
«Природа должна изучаться не только в рамках естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний и опыта».[3] Этому способствует хореографическое искусство, которое имеет огромное значение в области физического, эстетического, нравственного, патриотического развития, но и экологического воспитания через экопластику танца, создание ярких экопластических образов.
С первых дней жизни ребенка родители развивают у него познавательный интерес к окружающему его миру через различные образы, например, часто можно наблюдать, когда родители спрашивают детей «как лает собака?», «как поет петушок?», «как прыгает воробей?», другой пример - на праздничных утренниках в детском саду ребенка наряжают «зайчиком», «белочной» или другим животным. Отношения с природой у детей складываются через непосредственное общение с животными, птицами, а так же подражание им. В детские годы, подчеркивает Б.Т. Лихачев, «между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, взаимочувствование и даже взаимопонимание»[4]. Познание природы ребенком в раннем возрасте имеет огромное значение в становлении его как личности. При обучении ребенка хореографическому искусству через экопластические образы, происходит его воспитание нравственному, гуманному отношению к окружающему природному миру. Движение и пластика – это язык танца. По-мнению Л.Ф. Майстровой, «искусство хореографии, воспевающее тему природы, способно воздействовать на духовно-нравственную сферу личности. Его органическая связь с музыкой, костюмом, танцевальной лексикой и рисунком позволяет проникнуть в суть реальной действительности»[5]. Экопластические образы вызывает у ребенка эмоциональное слияние с живой природой.
Хореографическое искусство обладает большим воспитательным потенциалом формирования у ребенка эстетического отношения и нравственных основ поведения к окружающей природной среде, воздействия на расширение эмоционально-чувственного опыта ребенка по взаимодействию с природой, в т.ч. через создание экопластических образов. Пластическое изображение образа, музыкально–пластические этюды, характерные танцевальные комбинации, сюжетные и тематические танцы должны сочетаться с традиционными методами: беседами о природе, экологизированными играми, просмотром фильмов об окружающем природном мире, знакомство с музыкальными произведениями, отражающими экологическую тему и т.д.
Средствами хореографии происходит совершенствование не только физических данных у детей, но и воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к природе. В процессе обучения детей на занятиях хореографии развивается познавательный интерес к объектам природы, воспитывается эстетическое отношение к природе, формируемое в процессе совершенствования исполнительского мастерства; расширяется эмоционально-экологический опыт, посредством воплощения мотивов природы в сценических образах, например, в танцах «Травушка-муравушка», «Горлица» и др.
По мнению Майстровой Л.Ф., основными условиями эффективного воспитания у детей «эмоционально-нравственного отношения» к объектам природы средствами хореографии являются: «применение игровых невербальных образно-динамических технологий; взаимодействие социальных институтов в процессе экологического воспитания детей; подготовка педагогов к овладению средствами хореографии в воспитании у детей культуры отношения к природе»[6]. Содержание процесса воспитания состоит «в актуализации творческой деятельности ребенка в процессе создания экохореографических образов на основе реального опыта взаимодействия с природой»[7].
Таким образом, экопластические образы воздействуют на формирование у ребенка нравственно-экологической позиции к окружающей природной среде; развивают эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; приводят к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры личности.
[1] О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 436.
[2] Прим. автора: Экопластический образ – это пластическое изображение объекта живой или не живой природы (животного, птицы, ручейка, дерева и др.), либо явления (идет дождь, течет вода, летят птицы, прыгают насекомых и др.), в той или иной степени подобное действительному объекту или процессу, передаваемые языком танца. Подобие достигается путем передачи характерных движений, сходства во внешнем виде, копированием повадок, подражание голосу и телодвижениям и др. способами.
[3] Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное / Сост. С.Ф. Егорова. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. С. 34.
[4] Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. С. 251.
[5]. Майстрова Л.Ф. .Люблю и превращаюсь в вас. // Экологическое образование. № 3. 2004 г.
[6] Майстрова Л.Ф. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 216 с.
[7] Там же.