Требования к отбору детей для углубленных занятий хореографией. Правильный отбор детей для углубленного обучения основам хореографии возможен только при тщательном изучении их физического развития, анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это помогает избежать ошибок. Понятие «физическое развитие» включает процесс изменения форм и функций организма человека в течение его жизни. Термин «физическое развитие» применяется и в более узком смысле, обозначая уровень развития организма, который определяется такими показателями, как рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника, состояние осанки и т.д. Мы же будем рассматривать физическое развитие через анализ таких качеств, как сила, быстрота движений, ловкость, выносливость. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно, причем правая и левая части симметричны: углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие. На осанку человека оказывает влияние и строение стопы. Плоскостопие (выраженное уплощение стопы) – это серьёзный недостаток, при котором занятия танцем нецелесообразны. Но поскольку формирование свода стопы – процесс длительный: начинается на первом году жизни, затем интенсивно развивается с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте, - то незначительный формы плоскостопия, как и погрешности в осанке, могут быть исправлены при помощи специальных упражнений. Успешность занятий хореографией во многом определяется рядом анатомо-физиологических особенностей ребенка, таких как выворотность ног, наличие подъёма, балетный шаг, гибкость, прыгучесть – все это называется профессиональными данными. Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух очень важных факторов. Во-первых, от строения тазобедренного сустава. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и наоборот. Во-вторых, выворотность связана со строением ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь (косолапость). Поэтому очень важно не упустить момент и успеть исправить недостаток. Подъём стопы - изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок. Балетный (танцевальный) шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног. Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижности определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев). Подвижные, жизнерадостные дети любят играть и танцевать, и эту склонность нужно поддерживать. Танцы у детей создают радостное настроение и в то же время способствуют эстетическому развитию. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
|