"Интерпретация фольклорной хореографии в народно-сценический танец. Карельский фольклор"

Комлева Татьяна  Сергеевна

Карта открытого занятия "Интерпретация фольклорной  хореографии в народно-сценический танец. Карельский фольклор"

Цель занятия:  постановка карельского танца «koukut» на основе карельской фольклорной хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл карта открытого занятия23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Карта открытого занятия

  1. Название ОУ: ГОУДОД Центр внешкольной работы Калининского района “Академический”.
  2. Адрес ОУ: С-Пб; ул. Вавиловых, д. 13, к. 3.
  3. Контактные телефоны: 555-66-44; 555-66-46.
  4. ФИО педагога: Комлева Татьяна Сергеевна
  5. Концертмейстер: Руднева Лидия Вячеславовна
  6. Образовательная деятельность (направление деятельности): хореография, основы народно-сценического танца
  7. Название ДОП: «Танцевальный хоровод»
  8. Для какого возраста предназначена ДОП: 8/9 – 14/15 лет
  9. Дата проведения открытого занятия: 1 декабря 2014
  10. Время проведения открытого занятия: 17 часов
  11. Место проведения открытого занятия: ЦВР, каб.1-37
  12. Год обучения по ДОП: 1 год по основам  народно-сценического танца
  13. Возраст детей, участвующих в открытом занятии: 11-12 лет
  14. Тема открытого занятия: Интерпретация фольклорной  хореографии в народно-сценический танец. Карельский фольклор.
  15. Цель открытого занятия: постановка карельского танца «koukut» на основе карельской фольклорной хореографии 
  16. Задачи открытого занятия:
  1. Образовательные:
  1. Закрепить с  детьми с элементы карельского танца: основной шаг, галоп и подскоки, карельские выстукивания, прыжки.
  2. Ознакомить с новым танцевальным лексическим материалом.
  3. Познакомить с особенностями национального костюма.
  4. Познакомить с особенностями музыкального сопровождения на национальных инструментах.
  1. Развивающие:
  1. Развивать  физическую выносливость, дисциплинированность, умение работать в группе.
  2. Пробуждать  интерес к истокам национальной культуры,  к народной хореографии Карелии.
  3. Вырабатывать  манерность танца, присущую  каждой изучаемой народности.
  1. Воспитательные:
  1. Мотивировать  детей к самостоятельному изучению истоков народной хореографии.
  2. Воспитывать  уважительное отношение к традициям малых эногрупп (вепсы, ингермаландцы, ижоры, финны, води),  населяющих северо-западный регион
  3. Образовательные электронные ресурсы:

видеоролик

компьютерная презентация


Этапы и задачи занятия (план занятия)

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Этап I.

Организационный момент

Добрый день, уважаемые члены жюри!

.

Этап II.

Введение в тему занятия.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать народные танцы. Давайте вспомним, что такое народный танец.

тема на фоне Карелии

Этап III.

Объяснение темы занятия. 

Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать народные танцы. Давайте вспомним, что такое народный танец.

(Ответы детей) 

Верно, это фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде, и имеет определенные для данной местности движения, ритмы, костюмы.

В чем отличие фольклорного танца от других? - это стихийное проявление чувств, настроений, эмоций. Особенность фольклорного танца в том, что он исполняется вначале для себя, а затем для зрителя. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Теперь обратимся к экрану

Давайте вспомним, о том, что первые танцы возникли, как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. А как сделать интересным фольклорный танец для современного зрителя, сохранив его колорит? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Ответ на этот вопрос ищут и многие профессиональные хореографы, которые в своем репертуаре имеют народные танцы. Одним из первых искать ответ на этот вопрос великий балетмейстер И.А. Моисеев в 30-х годах ХХ века. Главной задачей хореографа стало сохранение и пропаганда танцевального фольклора, его художественная интерпретация. Участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции, отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. А затем исполняли их для широкой аудитории.

Давайте вспомним основные различия фольклорного танца от народно-сценического.

(Ответы детей)

Далее на экран выводится сравнительная таблица, анализ педагога

Одним из главных моментов в постановке народных танцев является работа с художником по костюмам. Художнику и хореографу необходимо совместно найти самое яркое решение того или иного народного костюма, перенести на сцену его самобытность, придать сценичность. Огромное количество этногрупп, проживающих на территории России обеспечили богатство народных костюмов.

Давайте, посмотрим на этнический состав жителей северо-запада и, в частности Ленинградской области.  Посмотрите, сколь разнообразен этнический состав жителей нашей области: русские, вепсы, карелы, ижорцы. Черты фольклорной хореографии выше названных этногрупп очень близки: общий язык и рисунки танцев, перекликаются костюмы, музыкальные произведения исполняются на инструментах кантеле, йохико, гармонь, скрипка.  

Кантеле – национальный щипково-струнный инструмент финских, карельских  народов, используемый в государственных народных ансамблях. Кантеле имеет чистый серебристый звук.

Задача хореографа - научить исполнителя понимать и ценить красоту движений, с уважением относиться к этническим и культурным  различиям народов. Давайте посмотрим на этносостав жителей северо-запада и, в частности, Ленинградской области. Этно состав: русские, вепсы, карелы, ижоры, водь. Черты фольклорной хореографии выше названных этногрупп очень близки: общий язык, рисунки танцев, костюмы, музыкальные произведения исполняются на инструментах кантеле, йоухико, скрипка, гармонь.  Прожив детство и юность в Карелии, приходилось тесно соприкасаться с фольклором карельского народа. Экзотика карельской культуры, магическое звучание традиционных инструментов, красочность костюмов сдержанная лирика и задорная искра национальной музыки Карелии - все это неразделимые компоненты этностиля, который позволяет, человеку любого возраста, статуса ощутить гармоничную связь с истоками карельского наследия. 

Давайте, немного окунемся в мир карельской музыки. Музыкальное сопровождение танца «koukut», постановкой которого мы занимаемся - это музыка в исполнении фолк-рок группы "Мюллярит" ("Мельники" с финского языка) «koukut»в переводе с карельского "петельки". Это музыка Пряжского района Карелии, недалеко от Петрозаводска. Канонического исполнения в деревнях не было, т.е. можно свободно трактовать и сочинять, имея базу определенных знаний. 

видео ансамбля «Karjala»

Фото Моисеева и ансамбля

Видео «Полянка»

Таблица

костюмы народов России

демонстрация костюмов

фото кантеле и йоухико

выступление артистов

Этап IV. Практическая работа: практическая деятельность детей.

Давайте вспомним особенности исполнения танца «koukut», постановку корпуса, рук, ног, головы, эмоциональный окрас карельского танца.

Разминка: из отдельных движений, комбинаций по кругу; по линиям.

Постановочная работа: соединение элементов в композицию «koukut»

фото Карелии

Этап VII.

Подведение итогов.

Исполнение карельской народной песни фолк-рок группой "Мюллярит"

Анализ занятия педагогом.

Этап VIII.

Организационный конец

Поклон