Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе педагога дополнительного образования по хореографии Чесноковой Т.Е.
. Современный мир развивается очень быстро и этот процесс невозможно игнорировать. Современные технологии, интернет уже вошли в нашу повседневную жизнь.Быть современным педагогом сейчас невозможно без знания инновационных методов работы, без знания компьютера, отрицая прогрессивные методики и прогресс в целом. Неограниченные возможности открывают педагогам электронные образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе педагога дополнительного образования Чесноковой Т.Е.
«Распространение цивилизации
можно сравнить с огнём:
сначала это слабая искра,
затем мерцающий огонёк,
а потом могущественное
пламя, наделённое скоростью
и силой».
Никола Тесла
Современный мир развивается очень быстро и этот процесс невозможно игнорировать. Современные технологии, интернет уже вошли в нашу повседневную жизнь. Особенно на это откликаются дети. Быть современным педагогом сейчас невозможно без знания инновационных методов работы, без знания компьютера, отрицая прогрессивные методики и прогресс в целом. Свою работу я уже не представляю без компьютера и интернета. Неограниченные возможности открывают педагогам электронные образовательные ресурсы. На любой свой вопрос я, в первую очередь, ищу ответ в интернете. Компьютер помогает мне в работе:
- составить списки учащихся, написать методическую работу, подготовить таблицы успеваемости, мониторингов, анкеты, отчёты о работе и др.;
- найти идеи для сценических костюмов, подобрать музыку для хореографического номера, игры для занятий и т.д.;
- накапливать и хранить музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального произведения, производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- знакомить учащихся с различными танцевальными направлениями, с профессиональными хореографическими ансамблями, с православными традициями, применяя просмотр интернет видео на уроке;
- сравнивать различные методики преподавания хореографических дисциплин, поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение, обмениваясь опытом в социальной сети работников дополнительного образования на сайте nsportal.ru;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива, проводить анализ собственного творчества, просматривая концертные выступления;
- участвовать в интернет – конкурсах.
Компьютер даёт возможность:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;
Так же активно развивается педагогика. Появляются инновационные технологии в образовании, позволяющие реализовывать познавательную и творческую активность учащихся в учебном процессе, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,
взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость,
честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и
обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика хореографического коллектива в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В своей деятельности я использую следующие инновационные педагогические технологии:
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация
активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Этот метод применяется мною практически на каждом уроке и в каждой группе при изучении нового материала. Каждая последующая тема является продолжением предыдущей, и я предлагаю учащимся вспомнить правила исполнения ранее выученных упражнений и применить их в новой комбинации или определить характер и настроение прозвучавшей музыки и показать, как можно двигаться под эту музыку.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в изучении новых комбинаций. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Этот метод особенно актуален в дополнительном образовании и, конкретно, в хореографии. В мои коллективы приходят дети с разными способностями и физическими возможностями и педагог должен осуществлять дифференцированный подход к обучению. Предъявлять требования к ученику по его возможностям. На моих уроках это происходит так, что более сильные учащиеся исполняют учебные комбинации в усложнённом варианте. Например, вся группа исполняет движение на полной стопе, а сильный, физически развитый ребёнок, на полупальцах или с дополнительными движениями. Если в группе есть мальчики, то для них комбинации усложняются силовыми движениями. Менее способным детям даётся больше времени на разучивание танцевальных комбинаций.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
На многих занятиях мои ученики получают задание сочинить ту или иную танцевальную комбинацию, применить ранее изученный материал в сочетании с новым, сочинить этюд в заданном национальном характере (в старших группах).
Очень полюбились всем домашние концерты, на которых учащиеся демонстрируют свои хореографические способности, свои сочинения, танцы для родных и близких людей в семейной обстановке, получают одобрение и тёплые отклики. И я часто слышу на занятиях вопрос: «А мы будем сегодня сочинять?».
В ансамбле «Веснушки» я с ученицами провела конкурс «Юный балетмейстер», который вызвал массу положительных эмоций и желание продолжать такую работу, появились желающие проявить себя на городском конкурсе юных балетмейстеров и в настоящее время готовятся к этому мероприятию.
Учащиеся ансамблей «Веснушки» и «Звёздочки» применяют свои знания при подготовке мероприятий в классе общеобразовательной школы, где они обучаются и проявляют себя как постановщики классных праздничных программ. Например, воспитанники ансамбля «Веснушки» самостоятельно готовили тематический номер «Китайский танец» для команды своего класса в программе «По странам и континентам», а участница ансамбля «Звёздочки» показывала свой танец в школьной программе «Минута славы».
Исследовательские методы в обучении.
Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
Исследовательский метод используется мной в основном в старших группах при подготовке открытых уроков, при изучении нового материала
( народных традиций, национальностей, нового танцевального стиля). Ученицы с помощью интернет – ресурсов подбирают материал по заданной теме и делают небольшое сообщение на уроке.
В результате применения исследовательского метода обучения
учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
• самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, искать пути рационального решения поставленных задач;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют
работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из
них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Технология использования в обучении игровых методов расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
Состав хореографического коллектива «Звёздочки» - дети дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а и о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством достижения намеченной педагогом цели.
Для занятий с группами дошкольного возраста я иногда использую методику проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, например «Поезд из Ромашкова»: на протяжении всего занятия дети попадают на «поезде» в различные сказочные места и традиционные упражнения партерной гимнастики приобретали одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов. Это помогает сделать понятнее, интереснее знакомые движения, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
На занятиях часто использую различные подвижные игры. Среди них:
- «Жемчужинка» (для запоминания правой и левой руки);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
- «Паровозик» (для закрепления и правильности исполнения позы «Мостик»).
- «Лягушата и цапля» (разучивание прыжковых движений)
- «Мышка и мышеловка» (для развития внимания и ловкости).
Чтобы сделать занятия более интересными, я ввожу игровые элементы в учебные комбинации и называю эти комбинации «Петушок», «Большая птица», «Музыкальный сосед», «Тик - так», «Часики», «Лягушка - квакушка», «Лягушка - попрыгушка» и т. д.
Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Мои знания в данном вопросе расширили курсы повышения квалификации работников образования по программе «Совершенствование мастерства взаимодействия педагога и обучающихся в системе Дополнительного образования» в 2013 году.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно - групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.
В своей педагогической деятельности я использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
- групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Информационно – коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
В работе с хореографическими коллективами наряду с традиционными формами и методами проведения занятий, я использую такие методы, как:
• методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
• использование метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
• методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание фото – коллажей, видео концертов с участием ансамблей «Веснушки» и «Звёздочки» и т. д.);
• методика использования обучающих видео - программ (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, и т. д.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.
Здоровьесберегающие технологии.
Занятия в 2011 году на курсах повышения квалификации работников образования по теме «Организация и методика медико – педагогического контроля за физическим развитием дошкольников» побудили меня обратить более пристальное внимание на здоровьесберегающие методы в образовательном процессе. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.
В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:
1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
3) мотивация на здоровый образ жизни;
4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.
Выстраиваю занятия с учётом физических особенностей, характерных для определённого возраста.
Система инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Мои ученики ответственно и с удовольствием создают личное «портфолио» достижений, вкладывая в него все грамоты и дипломы, полеченные на хореографических конкурсах; фотографии с концертов, выступлений, конкурсов; тексты сообщений, сделанных на уроке; афиши мероприятий, в которых они принимали участие.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне - педагогу по хореографии возможность продуктивно использовать
учебное время и добиваться высоких результатов в работе.
В соответствии с современными требованиями перерабатывается моя авторская дополнительная образовательная программа «От азбуки танца до сцены», становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов. За 4 года существования хореографические коллективы «Веснушки» и «Звёздочки» стали дипломантами Всероссийских и Международных конкурсов, призёрами городских и областных конкурсов. Я имею поощрения за работу - Почетные грамоты, Благодарственные письма, в том числе:
- «Благодарственное письмо Международного фестивального центра «ОфисАртс» г. Москва» за поддержку детского и юношеского творчества, развитие эстетического вкуса, любви к искусству и помощь в воспитании подрастающего поколения, за активное участие и высокий уровень подготовки учащихся.
- «Благодарственное письмо Международной Ассоциации Фестивалей Искусств Южной Окружной Федерации Искусств»
- «Благодарственное письмо Всероссийского конкурса хореографических коллективов и солистов под патронатом министерства образования и науки Самарской области » за педагогическое мастерство и успешную подготовку конкурсантов.
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость»
Промышленного района г. о. Самара: (Т. Е. Чеснокова)