ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ. (Статья)
Статья о становлении профессии "Дизайнер" и первых предпосылках обсуждения специфики дизайн-образования после Первой Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году. Роль идей Готфрида Земпера на становление художественно-промышленного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_kontekst_stanovleniya_dizayn-obrazovaniya.docx | 557.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятия «искусство», «художественное творчество» еще в XVIII веке никогда не употреблялись по отношению к проектированию рядовых жилищ, работе ремесленников - созданию одежды и бытовых вещей. Начало нашего столетия принесло необычайные открытия и изменения в науке, технике. Вдруг оказалось необходимым вмешательство творческой работы художника в промышленное производство и через него - в повседневность.
Дизайн как профессия возник и сформировался в ХХ веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры.
Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.
Рисунок 1. Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне в 1851 году. (источник: https://www.expo2020dubai.com/ru/understanding-expo/world-expos-history.html)
Обсуждение выставки имело очень широкий общественный резонанс и было, по сути, первым многосложным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Это сделала занимавшаяся реформой художественного образования и развитием художественной промышленности специальная комиссия, возглавляемая сэром Генри Колом. Теоретической работой направленной на решение проблем дизайн-образования занимался Готфрид Земпер. «Четыре элемента строительного искусства» (1851) и «Наука, индустрия и искусство» (1852) стали важнейшими научными публикациями в этой педагогической сфере.
Рисунок 2. Готфрид Земпер (источник: https://ru.wikipedia.org/) | Рисунок 3. Книга Г.Земпер «Практическая эстетика» |
В вышедшей тогда книге "Наука, промышленность и искусство" Г. Земпера были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности после общих вводных курсов. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского колледжа. В своей работе Земпер анализирует взаимоотношения науки и потребления: «Наука беспрестанно развивается и обогащает жизнь вновь открытыми ею материалами и природными силами, которые вершат чудеса, а также новыми методами и технологиями, новыми орудиями и машинами. Уже ясно, что не открытия науки теперь служат удовлетворению спроса, как это бывало в прежние времена. Напротив, спрос и потребление обусловливают появление все новых и новых открытий. Порядок вещей перевернулся» [4, 53c.]. Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены эстетически.
В 1854 году Г. Земперу было предложено возглавить архитектурное отделение Высшей технической школы в Цюрихе. Здесь он написал свой знаменитый труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", повлиявший на формирование теории художественной формы конца 19 века. По сути, Земпер стал одним из первых теоретиков промышленного дизайна в современном смысле термина. Земпер заложил в труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» основы теории стиля, ввел в эстетику понятие «художественное ремесло», с помощью которого он стремился подчеркнуть важность вмешательства художника в производство материальных вещей для регулирования меняющихся соотношений между функцией и формой. Эта теоретическая работа 3емпера опирается на сравнительное искусствознание: отталкиваясь от эмпирически накопленного знания о стилях прошлого, она идет к построению новых правил исследования формы, дающих возможность прогнозировать развитие стиля в будущем. Он считал, что на основе изучения истории искусства можно понять причины смены художественных форм и предвидеть их развитие. Его последователи сконцентрировали свое внимание на изучении орнамента, украшения, который как бы воплощал общепринятые представления о хорошей форме. Выводы, сделанные в процессе изучения, пытались пронести в плоскость всеобщих эстетических закономерностей. Складывалась отрасль эстетики, которую в 1870-80-х годах называли «эстетикой прикладного искусства». В одноименной книге, наиболее яркий представитель Якоб фон Фальке, директор Венского музея прикладных искусств и промышленности, писал о произведениях художественной промышленности: «Они утилитарны и одновременно должны быть красивыми. У них есть назначение, цель, но они и украшают или же являются вещами, имеющими украшения» [4, 104c.]. Именно в такой взаимосвязанности назначения и украшения их ценность и отличие от высоких видов искусства. Поэтому эстетика, которая их рассматривает, может быть названа эстетикой практической или эстетикой жизни. Все существовавшие ранее и возникающие вновь формы Фальке рассматривает в чисто орнаментальном плане. Считает, что прикладное искусство правильнее называть орнаментальным, или декоративным, а стиль в нем - считать процессом превращения природных форм в художественные.
Идеи высказанные Готфридом Земпером нашли своё продолжение в педагогической практике и идеях Вальтера Гропиуса который в Германии основал школу Баухауз, а также несомненно оказали влияние и на становление художественного – промышленного образования в России в школах ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Педагогические концепции художественного и дизайн образования, изложенные Г. Земпером, а в дальнейшем разработанные и развитые педагогами школ БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС дают основу понимания принципов дизайн-образования, возможность для дальнейшего развития художественной педагогики в системе высшего профессионального образования. Практика преподавания дизайна не может оставаться равнодушной к культурному и техническому развитию общества, открытые рамки для средств и методов обучения предоставляют новые возможности для развития профессионального образования, новые пути для установления социальных связей.
Литература:
- Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века / В.Р. Аронов. – М. : Советский художник, 1987. – 232 с.
- Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков. – М. : Педагогика, 2006. – 464 с.
- Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион. – М. : Стройиздат, 1984. – 455 с.
- Земпер, Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. – М. : Искусство, 1970. – 270 с.
- Лаврентьев, А.В. История дизайна / А.В. Лаврентьев. – М. : Гардарики, 2006. – 303 с. ISBN 978-5-8297-0262-5
- Молева, Н. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже ХIХ –ХХ веков / Н. Молева, Э. Белютин, А. Школа, А. Ашбе. – М. : Искусство, 1958. – 265 с.