ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ АНИМАЦИИ»
Программа «ОСНОВЫ АНИМАЦИИ» модифицированная. Она составлена на основе типовых программ по техническому творчеству.
Отличительные особенности данной образовательного курса от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики и анимации как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации и выводить в анимационный продукт.
Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ АНИМАЦИИ» | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайский политехнический колледж» | |
Система качества менеджмента Дополнительная общеразвивающая программа Студия графического дизайна |
УТВЕРЖДЕНА: приказом директора
БУ "Урайский
политехнический колледж»
от «__»___2021г. № ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ АНИМАЦИИ»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный курс
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 12 часов
Разработчик:
Горохова Анастасия Валентиновна
Педагог - организатор
г. УРАЙ 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа разработана на основе следующей нормативной базы:
- Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844.
- Постановление от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России (письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242).
- Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени. Направленность общеобразовательной программы «Студия графического дизайна» техническая, так как она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ векторной и растровой графики Adobe Photoshop и Adobe Illustrator в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей. Программа также решает ряд задач художественной направленности, так как ориентирована на развитие у детей дизайнерских способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления средствами компьютерной графики.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в необходимости знаний подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и времени цифровых технологий. Учащиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, аниматора, что им помогает определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.
Новизна, отличительные особенности данной
программы от уже существующих образовательных программ
Программа «ОСНОВЫ АНИМАЦИИ» модифицированная. Она составлена на основе типовых программ по техническому творчеству.
Отличительные особенности данной образовательного курса от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики и анимации как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации и выводить в анимационный продукт.
Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.
Цель и основные задачи программы
Цель программы - развить творческий потенциал учащихся посредством
использования компьютера как рабочего инструмента художника.
Основные задачи:
Обучающие:
1) познакомить учащихся с основами компьютерной графики в рамках изучения программ растровой и векторной графики Adobe Photoshop, Adobe Illustrator.
2) обучить возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, а также средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;
3) обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции.
Развивающие:
1) развить творческий потенциал учащихся посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.
2) рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа, анимации и т.д.);
3) рассмотреть возможности подготовки к участию в чемпионате WSR по компетенции: «Графический дизайн».
Воспитательные:
1) воспитать творческую личность, способную к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами компьютерной графики.
2) развивать у детей художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное.
Занятия в студии проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме, возраст обучающихся: 16 – 18 лет.
Данный курс рассчитан на 12 часов и рассчитан на группу от 12 до 25 человек.
Форма проведения учебных занятий
Реализация программы «Студия графического дизайна» основывается на принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности.
В целях раскрытия педагогического и развивающего потенциала учебно-воспитательного процесса по программе акцент в ней делается на следующих принципах:
Принцип прочности предполагает стремление к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь, практически. Для этого необходимо их участие в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
Принцип активности предполагает необходимость строить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
Методы обучения и формы проведения учебных занятий
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в освоении компьютерных технологий;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
В содержание курса «Студия графического дизайна» включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины, которые облегчают общение между дизайнерами;
- законы и правила дизайна;
- создание стандартных и сложных примитивов;
- законы векторной и растровой графики;
- основы анимации.
Программа «Студия графического дизайна» рассчитана на двенадцать часов реализации. Курс имеет специфические задачи:
Освоение векторного графического редактора Adobe Illustrator решает задачу приобретения навыков создания дизайнерских проектов, используемых в полиграфии. На первом этапе рассматриваются возможности растровой графики, уделяется внимание редактированию готовых изображений, включая максимум визуальных эффектов, чтобы заинтересовать учащихся. Изучение растрового редактора Adobe Photoshop ставит задачу приобретения знаний и умений создавать профессионально обработанные изображения. Здесь предполагается углубление полученных знаний, а также максимальное использование возможностей вектора, изучение основ полиграфического дела, типографики, возможностей работы с текстом и фотографиями, разработка фирменного стиля (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа, анимации и т.д.). В содержании программы представлен такой вид деятельности учащихся, как материально-практическая деятельность: репродуктивная деятельность в форме системы операций, ведущих к определенному варианту; практическая, связанная с отработкой умений и навыков; лабораторно-практическая; экспериментально-исследовательская; технологическая. Для достижения определенных результатов обучения, усиления инструментальности курса применяются различные методы обучения, такие как развитие рефлексивного отношения к информации, обучение сообща, организационные формы обучения (индивидуальные, групповые), а также средства обучения (изобразительные, естественные, вербально-информационные и технические), формы урока, такие как лекции, диспуты, а также проектная, исследовательская деятельность, практические занятия, игровые технологии и т.п. Программой предусмотрено регулярное включение в образовательный процесс таких форм, как деловая игра, экскурсия, самостоятельная работа обучающихся по выбранным темам, индивидуальные и групповые консультации, конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему, конференция при подведении итогов исследовательской работы. Данные формы помогают активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать инициативу в организации своей познавательной деятельности в руки обучающихся.
Предполагаемые результаты
Овладение предметными знаниями умениями.
После завершения обучения по программе двенадцати часов обучения, обучающиеся будут знать, понимать:
- возможности, предоставляемые разработчиками программ для воплощения художественной мысли;
- технологии достижения различных эффектов, способы создания графических векторных изображений;
- возможности, предоставляемые разработчиками программ для воплощения
художественной мысли;
- технологии достижения различных эффектов, способы создания графических растровых изображений.
будут уметь:
- владеть основными инструментами векторной программы Adobe Illustrator для создания не сложных рисунков;
- рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями уметь их грамотно компоновать при создании макета (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа, анимации и т.д.);
- уметь совмещать векторные и растровые изображения за счет экспорта и импорта файлов;
- создавать векторные объекты на основе законов и средств композиции;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- применять «отработанную» технологию при разработке анимационных проектов, аналогичных изученным;
- работать с растровыми изображениями (импортировать; редактировать, трассировать)
- использовать спецэффекты;
- выполнять раскадровку кадров анимации;
- использовать все инструменты рисования, ретуширования;
- работать со слоями;
- выполнять дизайнерские проекты в анимационном направлении;
- определять наиболее предпочтительный способ представления графической информации для решения конкретной задачи.
- создавать графические документы и задавать их параметры, сохранять документы в различных форматах, копировать информацию из одного документа в другой;
- находить нужные палитры в окне программы Adobe Photoshop, открывать и скрывать палитры;
- выбирать и использовать основные инструменты графического редактора для создания и обработки простейших изображений.
- управлять окном просмотра документа, в том числе масштабом просмотра.
- определять наиболее предпочтительные устройства ввода-вывода для представления изображения;
- определять физический размер изображения по заданному размеру в пикселях и разрешению;
- настраивать яркость и контрастность изображения, цветовой баланс изображения, осуществлять цветовую коррекцию;
- изменять размеры изображения, кадрировать изображение;
- применять различные инструменты выделения, перемещать и изменять границы выделения, преобразовывать выделенную область;
- использовать режим быстрой маски;
- применять и редактировать маску слоя;
- сохранять выделенную область в каналах.
- применять различные возможности Adobe Photoshop для восстановления старых или испорченных фотографий.
- оперировать с многослойными изображениями, создавать, редактировать и трансформировать слои;
- использовать инструмент «Текст» для ввода текста, редактировать введённый текст;
- применять возможности программы Adobe Photoshop для создания сложных фотоколлажей.
- использовать возможности Adobe Photoshop (слои, выделение, фильтры и т.п.) для создания спецэффектов.
Овладение метапредметными универсальными действиями
По окончании обучения по программе обучающийся будет уметь:
- строить отношения с другими, сотрудничать, совместно решать задачи.
- самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи;
- использовать уже изученный материал для работы над проблемными ситуациями;
- самостоятельно действовать по составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя подобранные средства (в том числе и Интернет);
- самостоятельно оценивать степень успешности своей образовательной деятельности;
- самостоятельно отбирать, сопоставлять и проверять информацию, полученную из различных источников для решения задач (проблем) и создавать базы данных;
- применять современные информационные технологии, обеспечивающие доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования;
- толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
- продуктивно взаимодействовать с членами своей группы, решающей общую задачу (работать в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда).
Педагогический мониторинг результатов освоения программы
В начале учебных занятий педагогом проводится вводное практическое занятие для определения начального уровня знаний учащихся в форме мастер-класса.
В течение всего курса обучения осуществляется текущий контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся, выявить коммуникативные склонности.
Итоговый контроль проводится по завершению курса обучения. Педагог анализирует:
- усвоение обучающимся предметных знаний и умений;
- качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески;
- творческую активность по участию в мероприятиях (конкурс, олимпиада, акция, конференция и т.д.) различного уровня.
Для контроля освоения курса применяются следующие текущие формы: устный опрос, презентация, дискуссия, самостоятельная практическая/ лабораторная работа, участие в конкурсах и мероприятиях колледжного, регионального и федерального уровней.
Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного курса, и результаты ее заносятся в журнал критериальных оценок.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме конкурса творческих работ и последующего коллективного обсуждения его результатов (рейтинговая оценка: определение трех лучших проектов учебного курса).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ.
Графический дизайн /12 ч
- Основы художественного дизайна. 4 ч.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | Творческая работа, выставки, конкурсы, фестивали | ||
1 | Требования охраны труда и техники безопасности | 1 | 1 | Комбинированные практические работы | |
2 | Композиция. Основные средства композиции | 1 | 1 | Комбинированные практические работы | |
3 | Концепт-арт: брейншторм и сбор референсов | 2 | 2 | Комбинированные практические работы |
- Основы анимации. 4 ч.
11 | Анимация как вид искусства. Специфика анимационного искусства. Язык анимации. | 2 | 2 | Комбинированные практические работы | |
22 | Анимация в рекламе и способы ее реализации по средством графики | 2 | 2 | Комбинированные практические работы |
- Профессиональное программное обеспечение Adobe Photoshop. 2 ч.
11 | Растровая графика Основы программы Adobe Photoshop | 2 | 2 | Комбинированные практические работы |
- Профессиональное программное обеспечение Adobe Illustrator. 2 ч.
11 | Создание объектов в Adobe Illustrator. Манипуляции с объектами. Модификации форм объектов | 2 | 2 | Комбинированные практические работы |
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Основы художественного дизайна.»
Тема 1.1. Требования охраны труда и техники безопасности.
Лекции. (1ч.)
Общие правила охраны труда и техники безопасности. Требования ОТ и ТБ перед началом работы. Требования ОТ и ТБ во время работы. Требования ОТ и ТБ в аварийных ситуациях. Требования ОТ и ТБ по окончанию работы.
Специфичные требования охраны труда, техники безопасности и окружающей среды по программе.
Тема 1.2. Композиция. Основные средства композиции.
Лекции. (1ч.)
Открытая и закрытая композиция.
Основные средства композиции, их значение в художественном замысле, понятие «воздушная перспектива»
Построение композиции. Использование принципов построения композиции. Основные понятия и правила композиции. Замкнутая и открытая композиции. Правило золотого сечения. Композиционный центр. Правило трех третей. Динамика и статика в изображении, движение, ритм. Достижение равновесия. Средства композиции. Контраст. Нюанс. Тождество. Симметрия. Асимметрия. Ритм. Модульность. Пропорциональность. Масштабность.
Тема 1.3. Концепт-арт: брейншторм и сбор референсов.
Практическая работа. (2ч.)
Выполнение практического задания по сбору референсов.
Теория вдохновения. Поиск концептуальной идеи.
Построение карты.
Раздел 2. «Основы анимации.»
Тема 2.1. Анимация как вид искусства. Специфика анимационного искусства. Язык анимации.
Лекции. (2ч.)
Классификация: по технике ее создания (ручная работа, рисование, лепка, фотография и т. д.); основанная по использованию компьютерных программ и приложений. Целевая аудитория, направленность. Области применения компьютерной анимации.
Тема 2.2. Анимация в рекламе и способы ее реализации посредством графики.
Практическая работа. (2ч.)
Выполнение практического задания по разработке анимированной рекламы на готовых макетах, с размещением в социальных сетях. Понимание тайминга и пространства.
Раздел 3. «Профессиональное программное обеспечение Adobe Photoshop.»
Тема 3.1. Растровая графика.
Практическая работа. (2ч.)
Основные приемы работы в Adobe Photoshop. Понятие цветовой модели, общий принцип цветовых моделей. Основные приемы работы в Adobe Photoshop. Интерфейс программы. Инструменты выделения. Заливка цветом. Многослойное изображение, эффекты слоя. Создание пейзажа при помощи инструментов кисть, градиент и заливка. Самостоятельное создание плаката с использованием изученных инструментов. Создание анимации.
Раздел 4. «Профессиональное программное обеспечение Adobe Illustrator.»
Тема 4.1. Создание объектов в Adobe Illustrator. Манипуляции с объектами.
Модификации форм объектов.
Практическая работа. (2ч.)
Геометрические примитивы, создание и оформление объектов в графическом редакторе Adobe Illustrator. Обрисовка логотипов при помощи простых примитивов, путем вычитания одного объекта из другого. Комбинирование объектов. Рисование фруктов с помощью простых примитивов и кривых. Текст как объект. Редактирование фигурного текста. Шрифты и начертания. Размеры шрифта. Выравнивание. Использование интерактивных эффектов. Практическое изучение эффектов. Эффект трехмерности изображения. Итоговая самостоятельная работа.
Используемые источники
Основная литература | |||
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1. | Компьютерная графика. 3-е издание. | Петров М.Н. | Питер. 2014. |
2. | Компьютерная графика | Васильев В.Е., Морозов А.В. | Питер. 2014. |
3. | Мастера советской мультипликации : сб. ст. / сост. | Д.Н. Бабиченко. | Искусство, 1972. – 191 с. : ил. Шифр РНБ: 72-2/1799. |
4. | Анимация как феномен культуры: материалы второй междунар. науч.-практ. конф. | Н.Г. Кривуля | г. Москва, ВГИК, 2006. – 230 с. : ил. |
Дополнительная литература | |||
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1. | Компьютерная графика и web-дизайн: учебное пособие | М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014 | |
Интернет ресурсы | |||
http://www.fotiy.com/uchebnik Учебник по Photoshop | |||
https://photoshop-master.ru/articles/ Учебник Photoshop (самоучитель) | |||
http://akvis.com/ru/graphic-tips/selection-tools/select-photoshop.php Учебник по Photoshop | |||
https://helpx.adobe.com/ru/photoshop.html Поддержка пользователей по Photoshop | |||
Рабочий процесс создания кадров анимации: https://helpx.adobe.com/ru/photoshop/using/creating-frame-animations.html |
Календарный учебный график.
№ , наименование раздела, темы программы | Месяц | № п\п | Кол-во часов | Время проведения | Тема учебного занятия | Форма занятия | Место проведения | Формы и методы контроля |
Раздел 1. «Основы художественного дизайна.» | ||||||||
Тема 1.1. Требования охраны труда и техники безопасности. | Январь | 1 | 1 | Общие правила охраны труда и техники безопасности. Требования ОТ и ТБ перед началом работы. Требования ОТ и ТБ во время работы. Требования ОТ и ТБ в аварийных ситуациях. Требования ОТ и ТБ по окончанию работы. | Лекция | 41 каб. | Комбинированные практические работы | |
Тема 1.2. Композиция. Основные средства композиции. | Январь | 2 | 1 | Типы композиции. Основные понятия. Основные средства композиции, их значение в художественном замысле, понятие «воздушная перспектива». Выполнение практического задания с использованием инструментов редакторов: Построение композиции. Использование принципов построения композиции. | Лекция | 41 каб. | Комбинированные практические работы | |
Тема 1.3. Концепт-арт: брейншторм и сбор референсов. | Январь | 3 | 2 | Выполнение практического задания по сбору референсов. Теория вдохновения. Поиск концептуальной идеи. Построение карты. | Практика | 41 каб. | Комбинированные практические работы | |
Раздел 2. «Основы анимации.» | ||||||||
Тема 2.1. Анимация как вид искусства. Специфика анимационного искусства. Язык анимации. | Январь | 1 | 2 | Классификация: по технике ее создания (ручная работа, рисование, лепка, фотография и т. д.); основанная по использованию компьютерных программ и приложений. Целевая аудитория, направленность. Области применения компьютерной анимации. | Лекция | 41 каб. | Комбинированные практические работы | |
Январь | 2 | 2 | Выполнение практического задания по разработке анимированной рекламы на готовых макетах, с размещением в социальных сетях. Понимание тайминга и пространства. | Практика | 41 каб. | Комбинированные практические работы | ||
Раздел 3. «Профессиональное программное обеспечение Adobe Photoshop.» | ||||||||
Тема 3.1. Растровая графика Основы программы Adobe Photoshop | Январь | 1 | 2 | Основные приемы работы в Adobe Photoshop. Понятие цветовой модели, общий принцип цветовых моделей. Основные приемы работы в Adobe Photoshop. Интерфейс программы. | Практика | 41 каб. | Комбинированные практические работы | |
Раздел 4. «Профессиональное программное обеспечение Adobe Illustrator.» | ||||||||
Тема 4.1. Создание объектов в Adobe Illustrator. Манипуляции с объектами. Модификации форм объектов. | Январь | 1 | 2 | Создание объектов в Adobe Illustrator. Манипуляции с объектами. Графические примитивы и преобразования контуров. | Практики | 41 каб. | Комбинированные практические работы |