Основы Материаловедения

Хохрякова Ирина Вячеславовна

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии

СПО 29.01. 07 «Портной»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО)  по профессии 29.01.07 «Портной»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:29.01. 07  «Портной».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_3_osnovy_materialovedeniya.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное  профессиональное  образовательное учреждение  Свердловской области

 «Высокогорский мнопрофильный техникум»

              «Утверждаю»

Директор ГАПОУ  СО «ВМТ

_____________/Л.Ю. Казаков

«_____»__________20      г

Рабочая программа учебной дисциплины

ОПД.03 Основы материаловедения

для профессии СПО по ППКРС:

29.00.00 Технологии легкой промышленности

29.01.07 Портной

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

Уровень освоения: базовый

Нижний Тагил

2020г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии  29.01.07 Портной ОП.03 Основы материаловедения,утвержденной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г  по профессии  29.01.07 Портной

Организация-разработчик: ГАОУ  СПО  СО  «Высокогорский многопрофильный техникум»  филиал с. Лая

Разработчик:

Хохрякова И.В., преподаватель спец. дисциплин.

Рассмотрено на заседании ПЦК …………………………………… профиля: «_____»__________20 г.

Председатель: _______________/ _______________

Согласовано на заседании Методического совета

 ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум»

 «______»_______________20 г. протокол № _______

Председатель МС _______

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПИЛНЫ

стр.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии

СПО 29.01. 07 «Портной»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО)  по профессии 29.01.07 «Портной»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:29.01. 07  «Портной».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Целии задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ.

должен знать

общую классификацию  материалов, характерные свойства и область их применения;

общие сведения о строении  и материалов;

общие сведения, назначение, виды, свойства различных текстильных материалов.

           В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен обладать общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом.

 ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.

 ПК 1.3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий.

ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.

ПК 1.5. Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки.

ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.

 ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.

ПК 2.1. Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия.

 ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий.

 ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.

ПК 3.1. Выявлять область и вид ремонта.

ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.

 ПК 3.3. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и вручную (мелкий и средний).

ПК 3.4. Соблюдать правила безопасности труда

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

В том числе:

Лабораторно-практические работы

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Промежуточная  аттестация в форме ЭКЗАМЕНА

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03 Основы материаловедения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Волокнистые материалы

34

Тема 1.1. Классификация волокон

Содержание учебного материала

3

1

1

Классификация волокон. Натуральные, химические, неорганические волокна.

Виды натуральных волокон растительного происхождения.

 Районы выращивания волокон.

Виды хлопка, виды льна. Положительные и отрицательные свойства хлопка и льна.

Применение растительных волокон.

1

02.10

2

Виды натуральных волокон животного происхождения. Виды шерсти. Свойства. Применение. Натуральный шелк. Его свойства и применение.

1

02.10

3

Химические волокна. Сырье для искусственных волокон. Способы получения. Синтетические волокна. Сырье для синтетических волокон. Способы получения.

Полиамидное волокно - капрон. Полиэфирное волокно – лавсан.

Полиакрилонитрильное волокно - нитрон. Полиуретановое волокно - спандекс.

Натуральное неорганическое волокно – асбест.  Химические неорганические волокна: стекловолокно, металлическое волокно. Свойства. Применение.

2

02.10

Лабораторно – практические работы:

4

2

1

Распознавание волокон растительного происхождения. Характерные признаки волокон. Их применение.

1

2

Распознавание волокон животного происхождения. Характерные признаки волокон. Их

применение.

1

3

Распознавание химических волокон. Характерные признаки волокон.

 Их применение. « Определить вид ткани с помощью термического воздействия».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовить сообщение на тему «Произрастание хлопчатника».

3

3

Тема 1.2. Строение и свойства тканей

Содержание учебного материала

3

1

1

Характеристика однородных, смешанных и неоднородных тканей. Органолептический и

лабораторные способы определения волокнистого состава.

Переплетения тканей.   Группа простых переплетений тканей.

Графическое изображение, раппорт.

1

2

Группа сложных переплетений тканей.

Графическое изображение, раппорт

1

3

Характер отделки тканей: суровая, отбеленная, гладкокрашеная. Набивная, пестротканая,

меланжевая, мерсеризованная, отваренная.

Плотность ткани: фактическая и относительная (линейная). Структура поверхности ткани:

гладкая, ворсовая        

1

4

Свойства тканей: геометрические свойства, механические свойства, физические свойства, технологические свойства.

1

Лабораторно-практическая  работа:

6

1

Определение волокнистого состава ткани  органолептическим способом.

1

2

Определение волокнистого состава ткани  лабораторным способом.

1

3

Определение вида  переплетения, лицевой стороны ткани и направления долевой нити

1

4

Определение характера отделки ткани.

1

5

 Определение плотности ткани, её структурной поверхности

1

6

Охарактеризовать свойства ткани по образцу

1

Самостоятельная работа обучающихся::

Составление электронной презентации по теме «Свойства тканей»

Подготовить сообщение на тему  «Влияние свойств тканей на пошив изделия».

5

Тема 1.3. Классификация материалов для одежды

Содержание учебного материала

4

1

1

Классификация тканей по назначению. Сортность тканей. Дефекты или пороки внешнего вида тканей.

Ассортимент основных материалов по назначению. Виды утепляющих материалов и подкладочных материалов. Состав, свойства. Назначение.

1

2

 Отделочные материалы. Фурнитура. Назначение:  прикладные (ленты, тесьма)  и декоративно – отделочные (ленты, тесьма, кружево, отделочные материалы). Внешний вид.  

Назначение фурнитуры.

1

3

Материалы для соединения деталей одежды. Ассортимент  швейных ниток. Назначение. Волокнистый состав. Свойства. Ассортимент клеёв и клеевых материалов. Назначение.  Виды клеёв, их характеристика.  Виды клеевых материалов, их характеристика.

1

4

Выбор материалов для швейного изделия. Свойства тканей, влияющие на технологические процессы. Толщина ткани, растяжимость, жесткость, коэффициент тангенциального сопротивления,, раздвижка нитей в ткани, осыпаемость ткани, прорубаемость, термостойкость, формовочная способность, усадка.

1

Лабораторно – практическая работа:

14

2

1

Провести классификацию образцов ткани по назначению.

1

2

Подбор образцов ткани для платьев и блузок.

1

3

Подбор образцов ткани для костюмов и пальто.

1

4

Подбор образцов ткани для плащей, курток.

1

5

Определение ассортиментной группы трикотажных материалов по образцу ткани.

1

6

Определение ассортиментной группы утепляющих материалов по образцу.

1

7

Определение ассортиментной группы подкладочных и прокладочных материалов по образцу

1

8

Подбор отделочных материалов, фурнитуры к различным образцам ткани, учитывая их  

свойства.

1

9

Подбор швейных ниток и клеевых материалов к образцам ткани.

1

10

Определение свойств ткани по образцу. Ассортимент материалов для одежды. Анализ структуры и свойств. Обоснование выбора

материалов. Соответствие материала художественному образу, силуэту, форме модели по пластике, фактуре поверхности, колориту.  

1

11

Контрольная работа по курсу Материаловедение

1

12

Анализ и наличие ошибок в контрольной работе

1

13

Подведение итогов, Устный тест – по подбору материала на разные ассортиментные группы одежды, по образцам ткани

2

Самостоятельная работа по темам:

Требования к свойствам материала в индивидуальном производстве одежды.

Технические и эстетические требования к качеству материала для современной одежды.

Требования к материалам для производства детской одежды.Требования к материалам для специальной одежды.Требования к материалам для форменной одежды.

Основные направления развития ассортимента материалов для:

- нарядной одежды, молодежной одежды,  летней одежды, сценической одежды, спортивной одежды

10

3

Всего:

51

Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА

5

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения».

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя,

рабочие места обучающихся,

классная доска,

комплект наглядных пособий электронные пособия в виде схем, планшетов, иллюстраций, текстильные образцы .

комплект учебно- методических пособий.

Технические средства обучения:

персональный компьютер,

проектор,

учебные электронные материалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Светлов Ю. Термовлажностные процессы в материалах и изделиях легкой промышленности. Учебное пособие/- Инфра-М, 2016-272с

2. Шустов Ю. Текстильное материаловедение. Лабораторный практикум/ Юрий, Сергей Кирюхин, Александр Давыдов, Светлана Белкина, С. С. Горшкова, Т. М. Гриднева, Е. Б. Демократова, Алла Курденкова, С. В. Плеханова, Г. М. Чернышева/ Инфра-М, 2016-344 с

3. Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство./ А.П. Жихарев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008

4. Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009

5. Мартынов, А.А. Технология изготовления тканей/ А.А. Мартынов, О.Ф. Ятченко, А.В. Васильев. – М.: Изд. Центр « Академия»,2008

Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства/ Н.А. Савостицкий. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009

Дополнительные источники:

6. Жихарев А.П. Материаловедение: Швейное производство: Учеб.пособие для нач. проф. образования /А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

7. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования / Галина Алексеевна Крючкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

Интернет – ресурсы:

8. http://shveyp.ru/category/materialovedenie-shvejnogo-proizvodstva/

9. http://www.twirpx.com/file/153391/

10. http://www.porrivan.ru/proizvodstvo-odezhdy/materialovedenie.html

11. http://www.knigka.info/index.php?do=searchhttp://www.725361.ru/book.php

12. http://www.modnaya.ru/library/012/003.htm

13. http://www.learnto.ru/pg/tkatskie_perepleteniya.htmhttp://shvey-books.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, практических исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В ходе освоения дисциплины

умеет:

- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.

- применяет материалы при выполнении работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся

знает:

- общую классификацию материалов, характерные свойства  и области их применения;

- общие сведения о строении материалов;

- общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов

Лабораторно-практические работы:

Распознавание волокон. Характерные признаки волокон. Их применение.

Наблюдение и экспертная оценка результатов ЛПР.

Лабораторно-практические работы:

Определение ассортиментной группы материалов по образцу ткани  

Определение ассортиментной группы трикотажных материалов по образцу ткани.

Наблюдение и экспертная оценка результатов ЛПР.

Примерный перечень демонстрационных материалов

  1. Атласное переплетение
  2. Вафельное переплетение
  3. Графическое изображение сечения ткани
  4. Графическое изображение ткацких переплетений
  5. Двухслойное переплетение (пример)
  6. Драпируемость тканей
  7. Жаккардовые (пример)
  8. Значения удлинения для некоторых видов тканей при нагрузке 25 % до разрывной
  9. Классификация ткацких переплетении.
  10. Креповое переплетение
  11. Линейное заполнение ткани
  12. Ломаная саржа
  13. Ломаная саржа (пример)
  14. Наложение переплетений
  15. Обратная саржа
  16. Плотность ткани
  17. Полотняное переплетение
  18. Разрез ткани двухслойного переплетения с разными способами связи полотен
  19. Разрез ткани основоворсового переплетения
  20. Разрез ткани уточно-ворсового переплетения
  21. Раппорт переплетения
  22. Репсовое переплетение
  23. Рогожка
  24. Рогожка (пример)
  25. Саржевое переплетение
  26. Сатиновое и атласное переплетение
  27. Сатиновое переплетение
  28. Сводная таблица свойств тканей
  29. Сложная саржа
  30. Структура полного удлинения различных тканей
  31. Схема вафельного переплетения
  32. Толщина ткани
  33. Трение и цепкость тканей
  34. Удлинение тканей
  35. Усадка тканей
  36. Усиленная саржа
  37. Уточно-ворсовое переплетение: вельвет (пример)
  38. Фазы строения ткани
  39. Физико-механические свойства тканей
  40. Износ и износостойкость, разрушающие факторы
  41. Повреждение ткани иглой
  42. Технологические свойства тканей
  43. Физические свойства тканей
  44. Оптические свойства тканей