Основы Материаловедения
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
СПО 29.01. 07 «Портной»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 29.01.07 «Портной»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:29.01. 07 «Портной».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_3_osnovy_materialovedeniya.docx | 45.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Высокогорский мнопрофильный техникум»
«Утверждаю» Директор ГАПОУ СО «ВМТ _____________/Л.Ю. Казаков «_____»__________20 г |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОПД.03 Основы материаловедения
для профессии СПО по ППКРС: 29.00.00 Технологии легкой промышленности 29.01.07 Портной Форма обучения – очная Срок обучения – 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый |
Нижний Тагил
2020г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 29.01.07 Портной ОП.03 Основы материаловедения,утвержденной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г по профессии 29.01.07 Портной
Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Высокогорский многопрофильный техникум» филиал с. Лая
Разработчик:
Хохрякова И.В., преподаватель спец. дисциплин.
Рассмотрено на заседании ПЦК …………………………………… профиля: «_____»__________20 г.
Председатель: _______________/ _______________
Согласовано на заседании Методического совета
ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум»
«______»_______________20 г. протокол № _______
Председатель МС _______
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПИЛНЫ | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
СПО 29.01. 07 «Портной»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 29.01.07 «Портной»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:29.01. 07 «Портной».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Целии задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ.
должен знать
общую классификацию материалов, характерные свойства и область их применения;
общие сведения о строении и материалов;
общие сведения, назначение, виды, свойства различных текстильных материалов.
В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом.
ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.
ПК 1.3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
ПК 1.5. Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки.
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.
ПК 2.1. Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия.
ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий.
ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.
ПК 3.1. Выявлять область и вид ремонта.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
ПК 3.3. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и вручную (мелкий и средний).
ПК 3.4. Соблюдать правила безопасности труда
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
В том числе: | |
Лабораторно-практические работы | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03 Основы материаловедения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Волокнистые материалы | 34 | ||||
Тема 1.1. Классификация волокон | Содержание учебного материала | 3 | 1 | ||
1 | Классификация волокон. Натуральные, химические, неорганические волокна. Виды натуральных волокон растительного происхождения. Районы выращивания волокон. Виды хлопка, виды льна. Положительные и отрицательные свойства хлопка и льна. Применение растительных волокон. | 1 02.10 | |||
2 | Виды натуральных волокон животного происхождения. Виды шерсти. Свойства. Применение. Натуральный шелк. Его свойства и применение. | 1 02.10 | |||
3 | Химические волокна. Сырье для искусственных волокон. Способы получения. Синтетические волокна. Сырье для синтетических волокон. Способы получения. Полиамидное волокно - капрон. Полиэфирное волокно – лавсан. Полиакрилонитрильное волокно - нитрон. Полиуретановое волокно - спандекс. Натуральное неорганическое волокно – асбест. Химические неорганические волокна: стекловолокно, металлическое волокно. Свойства. Применение. | 2 02.10 | |||
Лабораторно – практические работы: | 4 | 2 | |||
1 | Распознавание волокон растительного происхождения. Характерные признаки волокон. Их применение. | 1 | |||
2 | Распознавание волокон животного происхождения. Характерные признаки волокон. Их применение. | 1 | |||
3 | Распознавание химических волокон. Характерные признаки волокон. Их применение. « Определить вид ткани с помощью термического воздействия». | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Произрастание хлопчатника». | 3 | 3 | |||
Тема 1.2. Строение и свойства тканей | Содержание учебного материала | 3 | 1 | ||
1 | Характеристика однородных, смешанных и неоднородных тканей. Органолептический и лабораторные способы определения волокнистого состава. Переплетения тканей. Группа простых переплетений тканей. Графическое изображение, раппорт. | 1 | |||
2 | Группа сложных переплетений тканей. Графическое изображение, раппорт | 1 | |||
3 | Характер отделки тканей: суровая, отбеленная, гладкокрашеная. Набивная, пестротканая, меланжевая, мерсеризованная, отваренная. Плотность ткани: фактическая и относительная (линейная). Структура поверхности ткани: гладкая, ворсовая | 1 | |||
4 | Свойства тканей: геометрические свойства, механические свойства, физические свойства, технологические свойства. | 1 | |||
Лабораторно-практическая работа: | 6 | ||||
1 | Определение волокнистого состава ткани органолептическим способом. | 1 | |||
2 | Определение волокнистого состава ткани лабораторным способом. | 1 | |||
3 | Определение вида переплетения, лицевой стороны ткани и направления долевой нити | 1 | |||
4 | Определение характера отделки ткани. | 1 | |||
5 | Определение плотности ткани, её структурной поверхности | 1 | |||
6 | Охарактеризовать свойства ткани по образцу | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:: Составление электронной презентации по теме «Свойства тканей» Подготовить сообщение на тему «Влияние свойств тканей на пошив изделия». | 5 | ||||
Тема 1.3. Классификация материалов для одежды | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
1 | Классификация тканей по назначению. Сортность тканей. Дефекты или пороки внешнего вида тканей. Ассортимент основных материалов по назначению. Виды утепляющих материалов и подкладочных материалов. Состав, свойства. Назначение. | 1 | |||
2 | Отделочные материалы. Фурнитура. Назначение: прикладные (ленты, тесьма) и декоративно – отделочные (ленты, тесьма, кружево, отделочные материалы). Внешний вид. Назначение фурнитуры. | 1 | |||
3 | Материалы для соединения деталей одежды. Ассортимент швейных ниток. Назначение. Волокнистый состав. Свойства. Ассортимент клеёв и клеевых материалов. Назначение. Виды клеёв, их характеристика. Виды клеевых материалов, их характеристика. | 1 | |||
4 | Выбор материалов для швейного изделия. Свойства тканей, влияющие на технологические процессы. Толщина ткани, растяжимость, жесткость, коэффициент тангенциального сопротивления,, раздвижка нитей в ткани, осыпаемость ткани, прорубаемость, термостойкость, формовочная способность, усадка. | 1 | |||
Лабораторно – практическая работа: | 14 | 2 | |||
1 | Провести классификацию образцов ткани по назначению. | 1 | |||
2 | Подбор образцов ткани для платьев и блузок. | 1 | |||
3 | Подбор образцов ткани для костюмов и пальто. | 1 | |||
4 | Подбор образцов ткани для плащей, курток. | 1 | |||
5 | Определение ассортиментной группы трикотажных материалов по образцу ткани. | 1 | |||
6 | Определение ассортиментной группы утепляющих материалов по образцу. | 1 | |||
7 | Определение ассортиментной группы подкладочных и прокладочных материалов по образцу | 1 | |||
8 | Подбор отделочных материалов, фурнитуры к различным образцам ткани, учитывая их свойства. | 1 | |||
9 | Подбор швейных ниток и клеевых материалов к образцам ткани. | 1 | |||
10 | Определение свойств ткани по образцу. Ассортимент материалов для одежды. Анализ структуры и свойств. Обоснование выбора материалов. Соответствие материала художественному образу, силуэту, форме модели по пластике, фактуре поверхности, колориту. | 1 | |||
11 | Контрольная работа по курсу Материаловедение | 1 | |||
12 | Анализ и наличие ошибок в контрольной работе | 1 | |||
13 | Подведение итогов, Устный тест – по подбору материала на разные ассортиментные группы одежды, по образцам ткани | 2 | |||
Самостоятельная работа по темам: Требования к свойствам материала в индивидуальном производстве одежды. Технические и эстетические требования к качеству материала для современной одежды. Требования к материалам для производства детской одежды.Требования к материалам для специальной одежды.Требования к материалам для форменной одежды. Основные направления развития ассортимента материалов для: - нарядной одежды, молодежной одежды, летней одежды, сценической одежды, спортивной одежды | 10 | 3 | |||
Всего: | 51 | ||||
Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА | 5 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя,
рабочие места обучающихся,
классная доска,
комплект наглядных пособий электронные пособия в виде схем, планшетов, иллюстраций, текстильные образцы .
комплект учебно- методических пособий.
Технические средства обучения:
персональный компьютер,
проектор,
учебные электронные материалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Светлов Ю. Термовлажностные процессы в материалах и изделиях легкой промышленности. Учебное пособие/- Инфра-М, 2016-272с
2. Шустов Ю. Текстильное материаловедение. Лабораторный практикум/ Юрий, Сергей Кирюхин, Александр Давыдов, Светлана Белкина, С. С. Горшкова, Т. М. Гриднева, Е. Б. Демократова, Алла Курденкова, С. В. Плеханова, Г. М. Чернышева/ Инфра-М, 2016-344 с
3. Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство./ А.П. Жихарев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008
4. Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009
5. Мартынов, А.А. Технология изготовления тканей/ А.А. Мартынов, О.Ф. Ятченко, А.В. Васильев. – М.: Изд. Центр « Академия»,2008
Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства/ Н.А. Савостицкий. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009
Дополнительные источники:
6. Жихарев А.П. Материаловедение: Швейное производство: Учеб.пособие для нач. проф. образования /А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
7. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования / Галина Алексеевна Крючкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
Интернет – ресурсы:
8. http://shveyp.ru/category/materialovedenie-shvejnogo-proizvodstva/
9. http://www.twirpx.com/file/153391/
10. http://www.porrivan.ru/proizvodstvo-odezhdy/materialovedenie.html
11. http://www.knigka.info/index.php?do=searchhttp://www.725361.ru/book.php
12. http://www.modnaya.ru/library/012/003.htm
13. http://www.learnto.ru/pg/tkatskie_perepleteniya.htmhttp://shvey-books.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, практических исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В ходе освоения дисциплины умеет: - подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ. - применяет материалы при выполнении работ. В результате освоения дисциплины обучающийся знает: - общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; - общие сведения о строении материалов; - общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов | Лабораторно-практические работы: Распознавание волокон. Характерные признаки волокон. Их применение. Наблюдение и экспертная оценка результатов ЛПР. Лабораторно-практические работы: Определение ассортиментной группы материалов по образцу ткани Определение ассортиментной группы трикотажных материалов по образцу ткани. Наблюдение и экспертная оценка результатов ЛПР. |
Примерный перечень демонстрационных материалов
- Атласное переплетение
- Вафельное переплетение
- Графическое изображение сечения ткани
- Графическое изображение ткацких переплетений
- Двухслойное переплетение (пример)
- Драпируемость тканей
- Жаккардовые (пример)
- Значения удлинения для некоторых видов тканей при нагрузке 25 % до разрывной
- Классификация ткацких переплетении.
- Креповое переплетение
- Линейное заполнение ткани
- Ломаная саржа
- Ломаная саржа (пример)
- Наложение переплетений
- Обратная саржа
- Плотность ткани
- Полотняное переплетение
- Разрез ткани двухслойного переплетения с разными способами связи полотен
- Разрез ткани основоворсового переплетения
- Разрез ткани уточно-ворсового переплетения
- Раппорт переплетения
- Репсовое переплетение
- Рогожка
- Рогожка (пример)
- Саржевое переплетение
- Сатиновое и атласное переплетение
- Сатиновое переплетение
- Сводная таблица свойств тканей
- Сложная саржа
- Структура полного удлинения различных тканей
- Схема вафельного переплетения
- Толщина ткани
- Трение и цепкость тканей
- Удлинение тканей
- Усадка тканей
- Усиленная саржа
- Уточно-ворсовое переплетение: вельвет (пример)
- Фазы строения ткани
- Физико-механические свойства тканей
- Износ и износостойкость, разрушающие факторы
- Повреждение ткани иглой
- Технологические свойства тканей
- Физические свойства тканей
- Оптические свойства тканей