Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции. Практическое занятие № 44 Создание фор-эскизов для декоративного панно и его исполнение (Коллаж как средство развития композиционного мышления)
План урока по спец-рисунку и художественной графике. для специальности конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции.
Практическое занятие № 44 Создание фор-эскизов для декоративного панно и его исполнение. (Коллаж как средство развития композиционного мышления)Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_kollazh_219k.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения учебного занятия
Дата проведения «31» мая 2022 г.
ФИО преподавателя: | Калын Татьяна Анатольевна, Попова Татьяна Витальевна |
Группа: | 3-219 К |
Специальность /профессия: | Конструирование, моделирование и технология швейных изделий |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | Спец-рисунок и художественная графика |
Раздел, тема программы: | Раздел 10. Декоративное фигуративное панно на основе изобразительного произведения искусства в технике «коллаж» Тема 10.1 Рисунок декоративного панно по выбранному инспирирующему источнику |
Номер занятия в соответствии с КТП: | 72-73-76 |
Тема занятия по КТП: | Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции. Практическое занятие № 44 Создание фор-эскизов для декоративного панно и его исполнение (Коллаж как средство развития композиционного мышления) |
Тип занятия: | Комбинированные уроки (теоретическая часть и практические занятия) |
Цель и задачи занятия
- Цель занятия:. Освоить приемы выполнения коллажа. Обобщить и закрепить понимание композиционных законов. Продолжить, обогатить и обобщить изучение эстетики изображения фактур в эскизе костюма
- Задачи:
Учебная:
формировать умения -
- определять композиционный центр в эскизе костюма;
- применять умения при выполнении декоративного панно в технике «коллаж»;
- профессионального изображения фактур в эскизе костюма;
обеспечить условия для усвоения знаний –
- создать условия для формирования знаний и умений по созданию эскиза костюма;
- формировать профессиональные и общие компетенции, соответствующие дисциплине спец-рисунок;
Воспитательная: воспитывать активность, ответственность, художественную культуру
Развивающая: 1) совершенствовать умение сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление;
2) совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы;
3) расширять словарь профессиональной лексики
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ПК 1.1. | Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника. |
ОК.1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Средства обучения: Основные источники:
- Векслер А.К. Декоративная колористическая композиция: учебно-методическое пособие/ А.К. Веклер. - СПб.: МЕТ 007, 2013. - 126 с.
- Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореферат канд. пед. наук/ Векслер Анна Кирилловна. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.
3. Беляева С.Е. “Изобразительное искусство и художественное проектирование”. Москва. Издательский центр “Академия”, 2012г.
4. Беляева, С.Е. Розанов Е.А. “Спецрисунок и художественная графика”.- Москва: Издательский центр “Академия”, 2019г.
5. Профессиональные журналы моды.
Формы и методы контроля (в соответствии с типом занятия): фронтальный текущий контроль - проверка усвоения материала по результатам практической части
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
1 урок
- Организационная часть – 5 минут
- Актуализация знаний: демонстрация презентации - 15 минут
- Изложение нового материала, показ принципов, изобразительных приемов – 10 минут
- Выполнение упражнений, на развитие композиционного мышления- 15 минут
2 урок
- Осваивание выразительных возможностей выбранного материала, выбор вдохновляющих элементов – 10 минут
- Создание фор-эскизов, поиск пластического решения, выбор колористического решения и подбор материалов – 15 минут
- Создание основы для коллажа.– 15 минут
- Просмотр работ, обсуждение сложных моментов – 5 минут
- урок
- Разработка идеи в материале, поиски интересного решения – 20 минут
- Работа в материале – 25 минут
4урок
- Завершение работы, необходимая деталировка, обобщение – 25-30 минут
- Просмотр работ, обсуждение сложных моментов, обсуждение выполненных работ, актуализация задач урока– 15-18 минут
- Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы – 2 минуты
Содержательная часть занятия
Уроки : 72-76
Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции.
Практическое занятие № 44 Создание фор-эскизов для декоративного панно (Коллаж как средство развития композиционного мышления)
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы, приемы, технологии обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
1 урок | |||||
Организационный | 5 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 15 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала | Словесный метод: беседа, дискуссия Иллюстративно-наглядный метод: показ презентации | Показ презентации Предлагает вопросы к обсуждению. | Анализируют методический материал. Отвечают на вопросы |
Изложение нового материала | 10 мин. | Указание новых понятий, подлежащих изучению Показ принципов, изобразительных приемов | Словесный метод: объяснение, Наглядный метод: показ изобразительных приемов | Рассказывает новый материал, демонстрирует изобразительные приемы рисования набросков | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы |
Выполнение упражнений, на развитие композиционного мышления | 15 мин. | Систематизация знаний по теме урока: Выполнение упражнений на поиск композиционного центра | Поисковый метод. Репродуктивный метод: практическая работа | Предоставляет материалы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию, |
2 урок | |||||
Выполнение практической работы (1 этап) (2 этап) (3 этап) |
10 мин. 15 мин. 15 мин. | Систематизация знаний по теме урока: Выполнение фор-эскизов Работа в материале | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение фор-эскизов, работа в материале | Руководит процессом выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию |
Обсуждение полученных результатов | 5 мин. | Обсуждение результатов выполнения практической работы | Словесный метод: анализ результатов. Наглядный метод: просмотр работ, обсуждение | Помогает проводить ан6ализ выполнения практической работы | показывают работы, проводят анализ результатов, Участвуют в подведении итогов |
3 урок | |||||
Разработка идеи в материале | 20 минут | Систематизация знаний по теме урока: Разработка идеи | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение рисунка | Руководит процессом выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию |
Работа в материале | 25 минут | Систематизация знаний по теме урока: Выполнение работы в материале | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение работы в материале | Руководит процессом выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию |
4 урок | |||||
Завершение работы | 25-30 минут | Систематизация знаний по теме урока: завершение работы | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение работы в материале | Руководит процессом завершения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Завершают практическую работу, задают вопросы по заданию |
Обсуждение полученных результатов | 15 минут | Обсуждение результатов выполнения практической работы | Словесный метод: анализ результатов. Наглядный метод: просмотр работ, обсуждение | Помогает проводить ан6ализ выполнения практической работы. Оценивает работу студентов на уроке | Выставляют работы, проводят анализ результатов, Участвуют в подведении итогов, |
Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы | 2 мин. | Закрепление изученных приемов и нового материала | Словесный метод: объяснение | Задает задание, дает необходимые пояснения | Записывают задание |
Ход занятия
1. Организационный момент
1.1. Проверить по журналу явку студентов.
1.2. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели занятия):
Содержание и структура декоративного фигуративного панно в технике «коллаж». Анализ законов композиции.
2. Актуализация знаний (показ презентации):
Знакомство с новой популярной техникой работы «Коллаж»
3. Изложение нового материала:
3.1 Методы, приемы, технологии.
3.2 Содержание учебного материала (основные вопросы, дидактические единицы)
Демонстрация принципов акцентирования композиционного центра. Развитие и закрепление умения выделять композиционный центр.
4. Выполнение практического задания.
Формулировки заданий, виды самостоятельной работы студентов на занятии:
- Выполнение упражнений на выделение композиционного центра.
- Выполнение поиска для создания коллажа
- Работа в материале
5. Проверка полученных знаний.
- Обсуждение работ.
6. Подведение итогов.
6.1. Оценка работы студентов на занятии:
- на этапе выполнения практических заданий
6.2. Организация рефлексии студентами пройденного материала: просмотр интернет источников на данную тему
7. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
-
Литература, рекомендованная к ознакомлению:
- Нестеренко В.Е. Рисунок фигуры человека: учеб. пособие\В. Е. Нестеренко. – Минск: Высш.шк., 2016. – 208с.
- Elizabetta Prudi and Taziana Paci. Figure drawing. Fashion design: учеб.- / The Pepin press BV, 2001. – 210с.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учеб.- /М.: Эксмо, 2018. – 480 с.: ил.
- https://school-science.ru/1/16/27613 Коллаж или искусство бросающее вызов живописи
- http://vokrugknig.blogspot.com/2021/03/blog-post_60.html Коллаж смешать и приклеить
- https://zen.yandex.ru/media/id/5a4e101186516538a2880aff/kollaj-fotomontaj-i-vdohnovenie-5a51ef71c5feaf7105a7b326 Коллаж фотомонтаж и вдохновение
Методы обучения:
-наглядные ( презентация, учебная доска, методические пособия)
-словесный ( комментирование, дополнения)
-практические – ( упражнения на композиционное мышление, создание эскиза костюма в технике коллажа с выделением композиционного центра )
Материально-техническое оснащение:
- рабочее место студентов:
- рабочее место преподавателя:
Материалы, оборудование, инструменты, аппаратура для выполнения задания.
Материалы для упражнений и создания коллажа (картон формата А3, цветная бумага, карандаши простые различной мягкости, клячка, стирательная резинка, тушь, кисть, гелевая ручка, клей, ножницы, ткани различных фактур).
Контрольные вопросы:
1. Что такое коллаж?
2. Для чего нужно выделять композиционный центр?
3.Чем отличается техника коллаж от техники аппликация?