План-конспект занятия по дисциплине «Рисунок и живопись» на тему «Выполнение рисунка основных элементов прически: завиток, локон» для учащихся СПО по специальности «Парикмахерское искусство» (углубленной подготовки)

Попова Татьяна Витальевна

Для освоения профессионального изображения причесок необходимо научиться реалистично передавать фактуру волос. Данная авторская методика позволяет студентам овладеть подобными навыками.

Методическая цель: «Проблемное обучение в развитии творческих способностей и в формировании профессиональных компетенций»

Цель практической работы:

Формирование умения графического и пластического изображения элементов причёски: завитка и локона.  Анализ изображения элементов причёски: завитка и локона в  фотографиях и в произведениях живописного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

Преподаватель высшей категории Попова Татьяна Витальевна

Специальность: 43.02.02. «Парикмахерское искусство» (углубленной подготовки)

Дисциплина ОП.03 «Рисунок и живопись».

Раздел 4. Основы рисунка элементов и форм прически

Тема 4.1. Прорисовка элементов женской причёски 

Тема практического занятия № 14: «Выполнение рисунка основных элементов прически: завиток, локон»

Дата проведения: 26 февраля 2020 года.

Время проведения – 90 минут (2 академических часа).

Группа 3-219 П, Курс 2, Семестр 4.

Методическая цель: «Проблемное обучение в развитии творческих способностей и в формировании профессиональных компетенций»

Цель практической работы:

Формирование умения графического и пластического изображения элементов причёски: завитка и локона.  Анализ изображения элементов причёски: завитка и локона в  фотографиях и в произведениях живописного искусства.

Цели занятия:

В ходе практической работы продолжить формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) соответствующих дисциплине «Рисунок и живопись»:

Будущий модельер-художник в сфере индустрии красоты, должен обладать следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.        Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.        Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.

ПК 2.2. Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения).

ПК 2.3.Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.

ПК 3.1.Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ПК 3.2.Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня.

ПК 3.3.Самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг.

ПК 4.1.Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.

Задачи занятия:

Учебные:

 Закрепить умения, соответствующие компетенциям, представленным в ФГОС СПО, при выполнении данного задания (* - умения дополнительно к представленным в стандарте):

  • выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению
  • *выполнять рисунок волос;
  • *выполнять зарисовки элементов исторических и современных причесок

- осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка

-  видеть взаимосвязь отдельных элементов к целому

- осуществлять при выполнении задания методический принцип «от общего к частному и от частного к общему»

- использовать основные изобразительные материалы и техники при изображении волос, локонов, завитков в прическе;

- применять теоретические знания в практической профессиональной     деятельности;

- анализировать выполненную работу;

- определять причины возможных ошибок, предупреждение и их устранение;

- анализировать полученную информацию, задавать вопросы и отвечать на вопросы участников урока;

-организовывать рабочее место в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;

-обсуждать выполненные студентами работы;

-оценивать работу другого студента;

-заполнять карточки самооценки по предложенным критериям;

Закрепить знания, соответствующие компетенциям, представленным в ФГОС СПО, при выполнении данного задания (* - знания дополнительно к представленным в стандарте):

  • основные законы, средства и приемы рисунка и живописи
  • *основные законы, средства и приемы рисунка и живописи в изображении портрета модели, различных форм причесок, стрижек, макияжа
  • *пропорции головы и деталей лица.

- способы  пластического изображения элементов причёски

- конструктивную основу изображения волос

- профессиональную терминологию

- доминирующие элементы художественного образа при проектировании прически – локоны, завитки

Воспитательная:

- использование возможностей мировой культуры для  повышения уровня общей и профессиональной культуры обучающихся;

Развивающая:

- совершенствование  умений сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление;

- совершенствование навыков самоконтроля  при выполнении индивидуальной  работы;

- расширение словаря профессиональной лексики;

- развитие мотивации на успешное овладение профессиональной деятельностью;

- развитие умений осуществлять самоанализ и самооценку;

- развитие умений сотрудничать;  

- развивать активность и инициативность, самостоятельность  творческие способности обучающихся

Средства обучения:

Материально-техническое оснащение урока

Кабинет  рисунка:

- манекен-голова с прическами из завитков и локонов,  гипсовый цилиндр, мольберты, табуреты, планшеты, телевизор, ноутбук.

Инструменты и приспособления:

- мягкие материалы (пастель, соус, уголь и т д.), карандаш, бумага формата А-4, стирательная резинка, формопласт, клячка

Дидактическое оснащение занятия:

Информационные материалы:

  1. Методические рекомендации по выполнению практической работы;
  2. Карта самоанализа.
  3. Презентация: «Изображение элементов женской прически»
  4. Фото-изображения причесок из завитков и локонов
  5. Репродукция портретов

Методы обучения

по источнику знания:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;

по виду деятельности:

  • продуктивные;
  • частично поисковые
  • педагогические технологии личностно-ориентированного обучения: проблемное обучение

Формы, виды  контроля

Формы контроля: текущий контроль

 Виды контроля: устный в форме беседы;  устный самоконтроль и самооценка с использованием карточек с критериями для самооценки.

Оценка за выполнение практического задания.

Реализация педагогической технологии проблемного обучения на данном занятии

На данном занятии преподаватель использует технологию проблемного обучения для решения проблемных задач, которые будут способствовать развитию практических умений, художественного вкуса и общей культуры.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления.

При организации творческой деятельности студентов была использована следующая последовательность действий:

- формирование мотивации на углубление знаний;

- установление взаимосвязи содержания теоретического обучения по дисциплинам («История мировой культуры», «История изобразительного искусства») и по профессиональным модулям (ПМ.01 «Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг», ПМ.05 «Выполнение работ по профессии « Парикмахер»)

с профессиональной деятельностью;

- постановка проблемных вопросов;

- создание проблемной ситуации, формулировка проблемы («Изображение элементов женской прически»);

- решение проблемы посредством выполнения практического задания;

- проверка решения проблемы (самоанализ);

- обсуждение выполненных работ;

- заполнение карточек самооценки;

- заключение.

Задание: «Выполнение рисунка основных элементов прически: завиток, локон»

На предыдущем занятии студенты на основе изображения цилиндра выполнили упражнения по рисованию объемных форм (цилиндра) со спиральным разрезом.

Используя знания и умения по рисованию объемных форм (цилиндра) со спиральным разрезом, используя принцип изображения тел вращения, студентам предлагается   на основе готовых причесок на манекенах, в также  представленных в презентации фотографий причесок, изображений причесок в портретах художников, выполнить  зарисовку  завитков и локонов  мягкими материалами (соус, пастель, уголь, сангина и т д.)

Методика проблемного обучения основана на создании системы вопросов и заданий, которые связаны логически и базируются на знаниях и умениях студентов. Разница лишь в том, что при выполнении практического задания студенты не знают, что изучаемый материал им «знаком».

При подведении к проблеме, студентам предлагается к просмотру презентация «Изображение элементов женской прически». Затем студентам предлагается на основе изображения цилиндра со спиральным разрезом,  используя принцип изображения тел вращения,  выполнить  зарисовку  завитков и локонов.   Проследив взаимосвязь формы геометрического тела цилиндра  и приемов его светотеневой моделировки с формой завитков и локонов, студенты приступают к рисованию элементов прически.

Основываясь на формировании проблемной ситуации нужно помнить о том, что она предшествует объяснению и именно этот факт закрепляет полученный в выполнении самостоятельной практической работы результат. Прием эвристической беседы и проблемного изложения материала позволяют добиваться максимального эффекта в образовательном процессе.

Структура урока:

1. Подготовительная работа:

1.1. Составить задание на практическую работу.

1.2. Составить методические рекомендации по выполнению практического задания.

1.3. Подготовить кабинет  для выполнения практического задания.

1.4. Подготовка презентации по теме.

2.Этапы урока:

1. Организационный - 5 минут

2. Актуализация знаний в проблемной области -10 минут

3.1        Ознакомление с темой  урока

3.2        Установление взаимосвязи содержания обучения с профессиональной деятельностью

3.3        Выделение проблемы. Презентация «Изображение элементов женской прически»

4. Практическая работа (решение проблемы) - 60 минут

5. Самоанализ – 10 минут

5.1        Анализ практического задания;

5.2        Заполнение карточек самооценки;

5.3        Обсуждение выполненных работ.

6. Заключительный (подведение итогов) -5 минут

Литература:

Основная:

  1. Жеренкова Г.И. Рисунок и живопись: учебник для студ. СПО – М.: Академия, 2018 – 144 с.: ил. с цв. вкл.
  2. Беспалова Т.И., Гузь А.В. Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок.  4-е изд., стер. – М.: Академия, 2015

Дополнительная литература:

  1. Гузь А.В. , Беспалова Т.И. Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок. Практикум  - 2-е изд., стер – М.: Академия, 2014
  2. Журналы:

www. Hairs. ru

www. Lita. ru

Литература, рекомендованная для ознакомления:

  1. Барчаи Ёни. Анатомия для художников. - М., 2010
  2. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников.- М.,2012
  3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. – Москва, «Эксмо», 2009                                                        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Методические рекомендации

для выполнения практического задания № 14 по теме:

«Выполнение рисунка основных элементов прически: завиток, локон»

№ группы 3-219 П

ФИО студента_____________________________________________

Цель работы:

  1. Закрепить умения осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка.
  2. Закрепить  знания о способах пластического изображения элементов причёски.
  3. Знать способы графического и пластического изображения элементов причёски.
  4. Изучить конструктивную основу изображения волос.
  5. Усовершенствовать навыки изображения головы человека с прической.
  6. Научиться видеть взаимосвязь отдельных элементов к целому
  7. Осуществлять при выполнении задания методический принцип «от общего к частному и от частного к общему»

Теоретические основания для выполнения работы

              Важной деталью в изображении людей, сказочных персонажей или фантастических существ является то, как рисовать прически.

             Любая причёска состоит из разнообразно уложенных прядей волос. Научившись изображать прядь и завиток, хвост, мы сможем перейти к изображению любой причёски.

        Во первых, необходимо помнить, что всегда есть начало пряди, конец и определённое направление между ними. И работа специальным «качающимся» штрихом. В выполнении рисунка основных элементов прически особая роль принадлежит приёму изображения характерных фактуры и объёма волос, так как техника работы специальным «качающимся штрихом» наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов света, тени, характерного блеска. Очень важно научится видеть и выделять основное направление волос и освоить штриховку, следуя ему. Необходимо отработать приём, так как именно он даёт возможность передать пластические свойства изображения причёски. Так как в формообразовании причёски, как правило, участвуют несколько объёмов, и сама причёска имеет общий большой объём.

           Существуют различные способы прорисовок отдельных прядей, все будет зависеть от характера и особенностей вашего персонажа.. Чтобы волосы получались более объемными, стоит в каждой отдельной пряди одну из линий рисовать более извилистой, по отношению к предыдущей. Рисовать прически карандашом в этом случае будет достаточно удобно, поскольку вы сможете прорисовать волосы настолько детальней, на сколько требует ваш персонаж с помощью хорошо и тонко заточенного карандаша. При этом стоит всего лишь добавить дополнительные пряди. Уделите внимание мелким деталям, ведь толщина прядей, их изгибы, длина, взъерошенность – вообще любые подобные характеристики – являются ключевыми для передачи индивидуальных особенностей вашего персонажа. И не стоит забывать, что большое количество отдельных прядей придают волосам более естественный вид. Так что на этот процесс нужно потратить достаточное количество времени. Интересны будут эксперименты с перекручиванием локонов, либо попробовать прически с эффектом развевающихся волос. Это придаст живость персонажу. Если вы задаетесь вопросом, как нарисовать красивую прическу, то обязательно нужно помнить о том, что волосы растут на всей задней части скальпа, а также со лба к задней части шеи. Этого факта нужно придерживаться и при рисовании, чтобы прическа получилась реалистичной.

Методическая последовательность выполнения специального рисунка элементов прически: завиток, локон

1) вспомнить и продемонстрировать особенности передачи объёма для тел вращения, основы построения завитка на основе спирального разреза цилиндра;

2) определить локон и завиток, как доминирующие элементы художественного образа причёски, продемонстрировать графический приём рисования плавных изгибов волос для передачи объёма и фактуры элементов причёски; 

3) правильно разместить объекты изображения в формате листа легкими линиями

Последовательность выполнения задания

1. Скомпоновать объекты  в листе формата А-4.

2. Выполнить рисунок основных элементов прически:  завиток и  локон на основе изображения цилиндра

3. Графическими средствами выявить объем, освещение  и фактуру волос.

4. Оформить работу (фамилия, имя, группа)

5. Заполнить карту самооценки по предложенным критериям

6. Проанализировать качество выполненных зарисовок

7. Выслушать оценку и пояснения преподавателя

Приложение к ПР

Карта самооценки выполнения практической работы

ФИО студента_______________________________________________

№ п/п

Параметры

Критерии

Баллы

1

Компоновка изображения в формате листа

Оптимальное

5

С недочетами

4

Произвольное

3

2

Использование графического приема изображения фактуры волос и передачи объёма

Обоснованное использование

5

Частично обоснованное

4

Необоснованное

3

3

Точность изображения  пластических характеристик объектов

Оптимальное

5

С недочетами

4

Произвольное

3

4

Аккуратность выполнения

Оптимальное

5

С недочетами

4

Произвольное

3

Перевод баллов в отметку:

От 20 до 19 баллов – «5»

От 18 до 16 баллов – «4»

От 15 до 12 баллов – «3»

Ниже 12 баллов – «2»

ИТОГО

Приложение к ПР

Спиральный разрез цилиндра и  прием зарисовок завитка на его основе

¦Ы¦-¦¦¦-¦-TЛ3

¦Ы¦-¦¦¦-¦-TЛ4

Приложение к ПР

Цилиндр и  прием зарисовок локона  и завитка на его основе

¦Ы¦-¦¦¦-¦-TЛ5¦Ы¦-¦¦¦-¦-TЛ1

Приложение к ПР

Пример выполнения зарисовок локона и завитка (студенческие работы)

           

C:\Users\МАМА и ПАПА\Desktop\волосы\IMG_20180605_214136.jpg     C:\Users\МАМА и ПАПА\Desktop\волосы\IMG_20171004_122601.jpg     C:\Users\МАМА и ПАПА\Desktop\волосы\IMG_20171021_112714.jpg