программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности "Ландшафтный дизайн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
landshaft.docx | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано МО протокол №___ «___»_________20___г | Согласованно Зам. по ВР ________/ Степанова Л.А. | Утверждено Директор школы ______/ Козырева О.А. |
Программа внеурочной деятельности
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Возраст: 12-16 лет
Срок реализации: сентябрь 2020- май 2023
Составители:
Черниговская Анна Николаевна,
учитель математики
Молчанова Анна Михайловна,
руководитель ССОЦ «ЭкоДом»
Тарбагатай, 2020
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа представляет собой разработанный курс естественно-научного направления.
За период реализации программы обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе с ландшафтным 3D проектированием, узнают роль цветочных растений и их место в естественных и искусственных ландшафтах. Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов декоративного садоводства, ознакомление с наиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основных законов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов.
Так же в программе большое внимание уделяется эстетическому, экологическому и нравственному воспитанию: понимание прекрасного в природе, усвоение эталонов ее красоты; стимулирование детей к самопознанию, изучению практической деятельности, бережному отношению и сохранению природных богатств и их преобразованию.
Ландшафтный дизайн - это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов.
В программе курса выделены 2 основных смысловых блока: познавательно-аналитический и конструктивно-практический.
- Познавательно-аналитический ставит целью изучения отличительных особенностей разных видов растений и ухода за ними, изучение различных терминов в ландшафтном дизайне, как правильно подобрать цветочные растения, деревья и кустарники для планирования своего дизайна, зарисовка эскизов.
- Конструктивно-практический направлен на обучение более углубленного курса по программе «Ландшафтный дизайн» в целом; позволяет познакомиться практически с профессиональной деятельностью ландшафтного дизайнера, испытать свои личные возможности и определится в выборе профессии.
Актуальность программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения детей к самостоятельной деятельности, к обучению планировать свои проекты на практике, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению, создает условия для развития творческих и конструкторских способностей ребенка, способствует самовыражению, формированию цифровых навыков.
В процессе освоения материала у обучающихся формируются начальные профессиональные знания, развивается техника владения чертёжными инструментами, графическая грамотность, прививаются навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяются знания в решении конструкторских и дизайнерских задач.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов, выставок и др.); средства обучения доступные для детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, инструменты, материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений детей, конструировать, оформлять и использовать свои поделки.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что первоначально дети обучатся созданию 3D- проектов с помощью компьютерных программ, а затем получат возможность реализовать их на практике. Современные технологии вовлекут детей в атмосферу творчества, а также поначалу непосредственное изготовление предлагаемых образцов постепенно перерастет в стремление придумать свой образ и воплотить его. А также уход от стандартного, шаблонного мышления за счёт использования таких видов занятий, на которых дети работают без предоставления образца изделия по предложенной педагогом схеме. Такой подход даёт детям проявить в полной мере свои креативные способности, развить фантазию, отказаться от стереотипов мышления.
Адресат программы, для которого будет актуальным обучения по данной программе: программа разработана для учащихся МБОУ «Тарбагатайская СОШ», любящих заниматься рисованием, проявляющих интерес к моделированию и компьютерам. Выбор данного возраста детей связан с ранней профориентацией. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и самореализации. Дети с ОВЗ в данном возрасте часто испытывают тревогу, внутреннее беспокойство, но при работе над общим делом раскрываются, становятся более уверенными в себе и способны проявлять инициативу, почувствуют свою значимость. Данной программой предусмотрено Вовлечение проблемных детей с учетом их интересов и возможностей.
Уровень программы
Программа рассчитана на 3 учебных года, всего 102 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут. Наполняемость группы 25 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «умеешь сам - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа совмещает в себе две формы реализации: Групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, иногда и, по желанию учащихся.
Программой предусматривается следующие формы проведения занятий:
- беседа;
- публичная лекция – 15 – 20 минут интересная информация с примерами;
- открытый микрофон – обсуждение проблем с интересными людьми;
- дискуссионные качели – беседа между двумя группами по предложенной теме;
- интеллектуальный аукцион – игровая форма, что нужно «купить» чтобы красиво оформить свой проект;
- учебные исследования;
- праздники;
- экскурсии – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности;
- практические работы – форма организации обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют практические работы;
- конференция – форма обучения, направленная на расширения, закрепления и совершенствование знаний (итоговое занятие);
- ярмарки;
- творческие выставки работ «Украсим школьный двор»;
- выставки фоторобот «Удивительный мир ландшафта»;
- выставки проектов «Ландшафтный дизайн».
Цель и задачи программы
Цель: формирование знаний по основам ландшафтного дизайна, что позволит самостоятельно выполнять проекты садового дизайна на различных участках.
Для реализации данной цели были поставленные следующие задачи:
- Образовательные:
- изучить различие между комнатными растениями и садовыми растениями;
- изучить разнообразие однолетних, двулетних, многолетних, клумбовых, водных, душистых трав, растений обитающих на почвах скального, каменистого и пустынного типов, живых изгородей и стелющихся кустарников, деревьев;
- формировать знания о почве, ее состав и основные физические свойства;
- изучить технику дизайна (гармонии и контраста);
- формировать навыки во флористическом искусстве, практических умений в ландшафтном дизайне – разбивка клумб, рабаток, альпинариев, рокариев, цветников;
- формировать знания о стилях садового дизайна,
- сформировать навыки проектной деятельности.
- Развивающие:
- развивать умение и навыки по уходу и размножению всех изученных растений;
- развивать мотивацию личности к познанию растительного мира;
- развивать интерес к практической работе;
- развивать индивидуальность, фантазию, личную культуру и одаренность.
- Воспитательные:
- побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать ответственность за порученное дело, трудолюбие.
Учебный план
Первого года обучения
№ п/п | Название блока | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Разнообразие цветочных растений, их значение в жизни человека | 3 | 3 | 6 |
3. | Моя первая клумба | 1 | 4 | 5 |
4. | Дендрология | 1 | 2 | 3 |
5. | Виды почв и их свойства | 1 | 1 | 2 |
6. | История появления и развития стилей в ландшафтном искусстве | 3 | - | 3 |
7. | Стили ландшафтного дизайна | 2 | 4 | 6 |
8. | Особенности ухода за растениями садового дизайна | 1 | 4 | 5 |
9. | Дизайн учебно-опытного участка | 1 | 4 | 5 |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
Содержание тем
Первого года обучения
- Вводное занятие
Теория: Ознакомление школьников с планом работы в объединении дополнительного образования, с правилами техники безопасности, с требованиями к поведению. Утверждения графика занятий, выбор старосты. День экологических знаний «Я и природа».
Практика:Осенняя экскурсия в природу. Конкурс рисунков и стихотворений «Моя осенняя пора».
- Разнообразие цветочных растений, их значение в жизни человека
Теория: Цветочные растения, их история и особенности. Лекарственные травы. Цветы-часы. Цветы-синоптики. Цветы-доктора. Какие цветы в нашем доме. Очевидное-невероятное (необычное в жизни растений). Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке.
Практика: Викторина «Легенда о цветах». Экскурсия в ботанический сад. Просмотр гербарной папки. Просмотр презентации «Цветы-часы», «Цветы-синоптики». Работа с карточками. Игра-практикум «Что мы знаем о цветах?». Комнатные растения (просмотр слайдов), практическая работа «Уход за комнатными растениями». Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Викторина: «Интересные факты».
- Моя первая клумба
Теория: Из истории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Виды размножения цветочных растений.
Практика:Изготовление макета клумбы из разных материалов. Макет клумбы по индивидуальному проекту. Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Интеллектуально-практическая игра «Цветик-семицветик». Конкурсная программа «Угадай цветок». Просмотр слайдов. Тест на закрепление материала.
- Дендрология
Теория: Деревья и кустарники. Классификация деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна. Хвойные деревья зимой. Описание, классификация, технология выращивания деревьев.
Практика:Игра «Знатоки природы». Экскурсия в дендрарий ДЭБЦ. Составление таблиц. Тестирование. Экскурсия в парк.
- Виды почв и их свойства
Теория: Понятие о почве, ее состав плодородия. Свойства почвы. Минеральные вещества и их физиологическая роль. Виды удобрений и их характеристика. Подкормка: сроки, правила и количество.
Практика:Лабораторная работа. Тема: Состав почвы. Свойства почвы. Работа с таблицами. Практическая работа «Определи удобрение». Приготовление раствора для подкормок. Тестовый контроль по разделу: «Питание растений».
- История появления и развития стилей в ландшафтном искусстве
Теория: Ландшафтное искусство в Древнем Египте. Сады Древнего Рима. Сады арабов в Испании. Русская национальная идея, ее проявление в декоративном оформлении. Восточные направления. Основы формирования пейзажных композиций.
Практика:Презентации «Ландшафтное искусство». Просмотр фильма «Сады древнего мира». Моделирование «Сады будущего». Практическая работа: изготовление макета «Сад Древнего Рима». Просмотр презентации «Сады Испании». Кроссворды по теме: «Декор оформление». Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов». Разработка проекта «Мой сад». Зимняя экскурсия в лес.
- Стили ландшафтного дизайна
Теория:Пейзажный стиль, регулярный стиль, тематический стиль.
Практика:Работа со справочной литературой. Запись в тетрадь. Зарисовка эскизов по трем стилям.
- Особенности ухода за растениями садового дизайна
Теория:Цветочные растения: полив, опрыскивание, рыхление, подкормка. Технология обрезки. Болезни и вредители, меры борьбы.
Практика: Составление таблицы по уходу за растениями. Изготовление дидактических карточек. Обрезка растений на примере комнатных. Слайд шоу «Основные виды болезни растений», «Вредители садовых растений». Игра с дидактическими карточками.
- Дизайн учебно-опытного участка
Теория: Пошаговый порядок работ на учебно-опытном участке. Использование генерального плана. Составление общего плана. Оформление участка цветочно-декоративными растениями.
Практика:Работа на опытном участке. Зарисовка плана на миллиметровой бумаге. Осуществление проекта. Итоговое занятие.
Защита проекта.
Календарно-тематическое планирование
Первого года обучения
№ п/п | Теория | Часы | Практика | Часы | ||
1.Вводные занятия - 1ч. | ||||||
Знакомство. | 1 | - | ||||
| ||||||
Цветочные растения, их история и особенности | 1 | Игра-практикум «Что мы знаем о цветах» Просмотр гербарной папки | 1 | |||
Лекарственные травы Цветы – доктора Цветы – часы Цветы - синоптики | 1 | Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны» | 1 | |||
Какие цветы в нашем доме | 1 | Практическая работа «Уход за комнатными цветами» | 1 | |||
| ||||||
Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. | 1 | Проект «Моя первая клумба». Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа) | 2 | |||
Условия выращивания цветочных растений. | 1 | Подготовка растений к зиме | 1 | |||
Выращивание декоративных растений. Виды размножения цветочных растений | 1 | Практическая работа: «Уход за комнатными растениями» Тест на закрепление материала | 1 | |||
4. Дендрология – 4 ч. | ||||||
Классификация деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна | 1 | Экскурсия в лес | 1 | |||
Хвойные деревья зимой Описание, классификация, технология выращивания деревьев | 1 | Составление таблиц. Тестирование | 1 | |||
| ||||||
Понятие о почве, ее состав плодородия. Свойства почвы | 1 | Лабораторная работа. Тема: Состав почвы | 1 | |||
Виды удобрений и их характеристика. Подкормка: сроки, правила и количество. | 1 | Приготовление раствора для подкормок. Тестовый контроль по разделу: «Питание растений» | 1 | |||
6.История появления и развития стилей в ландшафтном искусстве – 5 ч | ||||||
12. | Ландшафтное искусство в Древнем Египте. Сады Древнего Рима. | 1 | Презентации «Ландшафтное искусство» | 1 | ||
13. | Русская национальная идея, ее проявление в декоративном оформлении | 1 | Разработка проекта «Мой сад» | 2 | ||
7.Стили ландшафтного дизайна - 4ч. | ||||||
14. | Пейзажный Регулярный | 1 | Просмотр работ данного стиля и запись в тетрадях | 1 | ||
15. | Тематический | 1 | Зарисовка эскизов по трем стилям | 1 | ||
8. Дизайн учебно-опытного участка – 3 ч. | ||||||
16. | Составление общего плана Оформление участка цветочно-декоративными растениями | 1 | Зарисовка плана Осуществление проекта Защита проекта | 2 | ||
Итого: 34 | 16 | 18 |
Учебный план
Второго года обучения
№ п/п | Название блока | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Введение Экологический кодекс | 1 | 1 | 2 | |
2 | Характеристика основных видов цветочных растений, пригодных для создания различных типов цветников | 2 | 2 | 4 | |
3 | Цветники: классификация, устройство и уход за цветниками | 2 | 3 | 5 | |
4 | Свитфлористика | 1 | 3 | 4 | |
5 | Флористические композиции | 1 | 2 | 3 | |
6 | Мир ландшафта | 2 | 6 | 8 | |
7 | Принципы построения ландшафтных композиций | 2 | 5 | 7 | |
8 | Весенние работы на учебно-опытном участке | - | 1 | 1 | |
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Содержание тем
Второго года обучения
- Введение. Экологический кодекс
Теория: Вводное занятие.
Практика:. Осенняя экскурсия в лес. Заготовления гербария. Составление экологического кодекса.
- Характеристика основных видов цветочных растений, пригодных для создания различных типов цветников
Теория: Растения для создания цветников. Роза королева сада.. Цветник из пряных трав.
Практика: Просмотр фильма « Новый образ клумбы и план цветников». Рисунок на тему: «Королева сада». Просмотр фильма «Лилия». Игра «Узнай меня!». Изготовление открыток «Мой прекрасный цветок».
- Цветники: классификация, устройство и уход за цветниками
Теория: Основные типы цветника. Схемы посадки, законы цвета. Чем украсить клумбу. Окантовка цветника. Рабатки, бордюр. Тайны спящего сада.
Практика: Зарисовка форм цветников, аппликация. Просмотр фильма «Уход за цветниками». Изготовление украшений для клумб. Макет цветника из природного материала. Написание сказочных рассказов.
- Свитфлористика
Теория: Свитфлористика – что это?
Практика: Роза для букета из конфет. Мастер класс - видео фильм. Изготовление букета в корзине из конфет. Изготовление вазы техникой папье-маше с украшением сухими фруктами.
- Флористические композиции
Теория: На уроках ландшафтного дизайна. Основные понятия флористики. Флористический коллаж.
Практика: Просмотр презентации «Флористические композиции». Просмотр фильма «Изготовление коллажа». Изготовление коллажа «Корзина с цветами». Изготовление открыток с помощью флористического материала. Изготовление флористической композиции из стеклянной бутылки.
- Мир ландшафта
Теория: Альпийская горка своими руками. Ландшафтные хитрости.
Практика: Изготовление альпийской горки с помощью тестопластики. Просмотр фильма. Макет дачного участка с декоративным прудом. Изготовление домика для «бабочки-феи». Сказочный мир ландшафта. Экскурсия на лыжную базу со съемками зимнего ландшафта. Выставка работ.
- Принципы построения ландшафтных композиций
Теория: Основные принципы композиции зеленых насаждений. Примеры посадочных схем. Изучение терминов ландшафтного дизайна.
Практика: Просмотр картинок, презентаций «Построение ландшафтных композиций». Рождественский макет ландшафта. Рисунок пейзажа (малого пространства). Зимняя экскурсия «Зеленые насаждения городского ландшафта». Запись в тетрадь. Зарисовка. Тест на закрепление пройденного материала.
- Весенние работы на учебно-опытном участке
Практика: Составление рабочего плана, границы участка. Подготовка почвы к посадке, удобрение. Разметка и посадка растений, полив. Посадка кустарников и деревьев (для живой изгороди), полив. т.д. Завершение работы. Отчет о проделанной работе (фото, видео).
Календарно-тематическое планирование
Второго года обучения
№ п/п | Теория | Часы | Практика | Часы | |
| |||||
1 | Вводное занятие Составление экологического кодекса (Придумай тематику, речевку, правила) | 1 | Осенняя экскурсия в лес. Заготовление гербария | 1 | |
| |||||
2 | Растения для создания цветников. Роза королева сада | 1 | Просмотр фильма «Новый образ клумбы и план цветников» Рисунок на тему: «Королева сада» | 1 | |
3 | Цветник из пряных трав | 1 | Изготовление открыток «Мой прекрасный цветок» | 1 | |
| |||||
4 | Основные типы цветника Схемы посадки, законы цвета. Чем украсить клумбу. Окантовка цветника | 1 | Зарисовка форм цветников, аппликация. | 1 | |
5 | Рабатки, Бордюр | 1 | Изготовление украшений для клумб Изготовление макета цветника. | 2 | |
| |||||
6 | Свитфлористика – Что это? | 1 | Роза для букета из конфет. Мастер класс-видео фильм | 1 | |
7 | Изготовление букета в корзине из конфет | 1 | |||
8 | Изготовление вазы техникой папье-маше с украшением фруктами | 1 | |||
| |||||
9 | Основные понятия флористики Флористический коллаж | 1 | Просмотр презентации «Флористические композиции» Изготовление коллажа «Корзина с цветами» | 1 | |
10 | Изготовление открыток и композиций с помощью флористического материала | 1 | |||
| |||||
11 | Альпийская горка своими руками | 1 | Изготовление альпийской горки с помощью тестопластики | 1 | |
12 | Ландшафтные хитрости | 1 | Макет дачного участка с декоративным прудом | 1 | |
13 | Изготовление домика для «бабочки-феи». Сказочный мир ландшафта | 1 | |||
14 | Экскурсия на лыжную базу со съемками зимнего ландшафта | 1 | |||
15 | Оформление книжки – раскладушки фотографиями | 1 | |||
16 | Выставка работ | 1 | |||
| |||||
17 | Основные принципы композиции зеленых насаждений | 1 | Рождественский макет ландшафта | 1 | |
18 | Изучение терминов ландшафтного дизайна. Примеры посадочных схем | 1 | Рисунок пейзажа (малого пространства) Запись в тетрадь. Зарисовка. | 1 | |
Тест на закрепление пройденного материала | 1 | ||||
| |||||
19 | Составление рабочего плана, границы участка. Подготовка почвы к посадке, удобрение. Разметка и посадка растений, полив | 1 | |||
Итого: 34 | 11 | 23 |
Учебный план
Третьего года обучения
№ п/п | Название блока | Количество часов | ||||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Вводное занятие. Стартовая диагностика | 1 | 1 | 2 | ||
2 | Особенности ухода за растениями садового дизайна | 1 | 1 | 2 | ||
3 | Техника ландшафтного дизайна | 3 | 3 | 6 | ||
4 | Интересная экология! | 2 | 3 | 5 | 8 | |
5 | Искусство флористики | 4 | 5 | 9 | 14 | |
6 | Этапы составления проекта озеленения | 3 | 3 | 6 | ||
7 | Составление итоговой работы | 4 | 4 | |||
Итого: | 14 | 20 | 34 |
Содержание тем
Третьего года обучения
- Вводное занятие. Стартовая диагностика.
Теория: ознакомление с планом работы и графиком занятий.
Практика: проведение стартовой диагностики
- Особенности ухода за растениями садового дизайна
Теория: Цветочные растения: полив, опрыскивание, рыхление, подкормка. Технология обрезки. Болезни и вредители, меры борьбы.
Практика: Составление таблицы по уходу за растениями. Изготовление дидактических карточек. Обрезка растений на примере комнатных. Слайд шоу «Основные виды болезни растений», «Вредители садовых растений». Игра с дидактическими карточками.
- Техника ландшафтного дизайна
Теория: Гармония и контраст. Вкус и стиль. Заметки и наброски.
Практика:Изучение гармонии цвета. Игра «Самый стильный». Зарисовка эскизов, видеосъемки, фото. Тема: «Оформление участка».
- Интересная экология.
Теория: День экологических знаний «Я люблю природу». Красная книга. Охраняемые растения.
Практика: Составление карточек «Охраняемые растения моего региона». Осенняя экскурсия в лес.
- Искусство флористики
Теория: История флористического искусства. Икебана как уникальное явление мировой культуры. Составление различных композиций из сухоцвета. Мир цветочных картин.
Практика: Экскурсия в музей. Составление икебаны. Творческое задание по составлению букетов. Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Изготовление картин из сухоцветов.
- Этапы составления проекта озеленения
Теория: Разнообразие различных видов садов. Их устройство. Живые изгороди и стелющиеся кустарники. Дизайн газонов. Подготовка участка. Дачный огород. Водный сад. Современный средиземноморский сад. Сад душистых трав. Японский сад.
Практика: Проекты, руководство для успешного дизайна. Растения для живых изгородей. Изготовление карточек. Фильм «Посев газона». Рассматриваем проект. Как устроить водный сад. Порядок работ. Просмотр презентации «Руководство для успешного дизайна». Составление табличек душистых трав. Просмотр картинок для японского сада. Составление проекта озеленения ДЭБЦ.
- Составление итоговой работы
Практика: Дендрологический план. Ситуационный план. Пояснительная записка. Защита работ.
Календарно-тематическое планирование
Третьего года обучения
№ п/п | Теория | Часы | Практика | Часы |
| ||||
1. | Ознакомление с планом работы и графиком занятий | 1 | Проведение диагностики | 1 |
2. Особенности ухода за растениями садового дизайна – 2 ч. | ||||
2. | Цветочные растения: полив, опрыскивание, рыхление, подкормка и технология обрезки | 1 | Составление таблицы по уходу за растениями. Обрезка растений на примере комнатных | 1 |
3. Техника ландшафтного дизайна – 6 ч. | ||||
3 | Гармония и контраст Вкус и стиль | 1 | Изучение гармонии цвета | 1 |
4 | Заметки и наброски | 1 | Зарисовка эскизов, видеосъемки, фото | 1 |
5 | Подготовка к НПК | 1 | Тема: «Оформление участка» | 1 |
| ||||
6 | День экологических знаний «Я люблю природу» | 1 | Конкурс рисунков «Любимое местечко» | 1 |
7 | Красная книга. Охраняемые растения | 1 | Составление карточек «Охраняемые растения моего региона» | 1 |
8 | Весенняя экскурсия в лес | 1 | ||
| ||||
9 | История флористического искусства | 1 | Экскурсия в музей | 1 |
10 | Икебана как уникальное явление мировой культуры | 1 | Составление икебаны Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии» | 1 |
11 | Правила срезка цветов и составление различных композиций | 1 | Творческое задание по составлению букетов из бумаги | 1 |
12 | Составление цветочных композиций из живых цветов в флористических губках | 1 | ||
13 | Мир цветочных картин | 1 | Изготовление картин из сухоцветов | 1 |
| ||||
14 | Разнообразие различных видов садов. Их устройство | 1 | Проекты, руководство для успешного дизайна | 1 |
15 | Живые изгороди и стелющиеся кустарники Дизайн газонов. Подготовка участка | 1 | Рассматриваем проект | 1 |
16 | Дачный огород Водный сад | 1 | Как устроить водный сад. Порядок работ | 1 |
7. Составление итоговой работы - 4ч. | ||||
17 | Проектирование ландшафтного дизайна территории прилегающей к школе | 1 | ||
Создание ландшафтного дизайна. Фотоотчет. | 3 | |||
Итого: 34 | 14 | 20 |
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Личностные результаты:
- гражданская и этнокультурная идентичность;
- гуманистические ценности;
- личностный смысл в учении;
- саморазвитие, самовыражение, самоопределение;
- личностное самоопределение по выбору будущей профессии, социализация.
2. Метапредметные результаты:
- приобретение универсальных учебных действий в самостоятельном исследовании природных объектов
- освоение методик ландшафтного дизайна
- сформированность следующих компетенций:
общекультурных - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; стремление к саморазвитию и социализации; обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
профессиональных - способность применять современные методики ландшафтного дизайна; готовность использовать современные технологии разработки проектов ландшафтного дизайна; приобретение универсальных учебных действий в самостоятельном исследовании природных объектов;
регулятивных - обучающийся научиться самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных педагогом дополнительного образования ориентиров действий в области ландшафтного дизайна; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно определять цели и оценивать свои возможности их достижения.
коммуникативных - обучающийся научиться задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, работать в паре, группе, эффективно сотрудничать, использовать приемы поиска информации в Интернете; обучающийся получит возможность научиться последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, вступать в диалог, оказывать помощь;
познавательных - обучающийся научиться проводить проектирование под руководством педагога дополнительного образования, создавать и преобразовывать модели и схемы действий при решении задач, осуществлять сравнение моделей ландшафтного дизайна; обучающийся получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность, выдвигать гипотезы о взаимосвязях в природе, делать умозаключения и выводы.
3. Предметные результаты:
3.1. Обучающийся должен знать:
- основные методы и методики проектирования ландшафтного дизайна;
- характеристику объектов ландшафтного дизайна;
- сравнивать стили и направления в ландшафтном дизайне;
- особенности проектирования;
- технику безопасности при выполнении практических работ на участке.
3.2. Обучающийся должен уметь:
- способность использовать правила техники безопасности при проектировании ландшафтного дизайна.
Обучающиеся должны знать:
- Разнообразие всех видов растений;
- Виды почв, и их свойства;
- Историю появления стилей и направлений;
- Стили ландшафтного дизайна;
- Технику ландшафтного дизайна;
- Особенности и уход за растениями садового дизайна.
- Что входит в экологический кодекс;
- Характеристику основных видов цветочных растений, для различных типов цветников;
- Классификацию, устройство и как ухаживать за цветниками;
- Что такое свитфлористика;
- Какие бывают флористические композиции;
- Все о ландшафтном дизайне (принципы построения, этапы составления проекта озеленения, технику проектирования).
- Этапы построения 3D моделей
Обучающиеся должны уметь:
- По внешнему виду различать растения;
- Работать с литературой, приборами, наглядными пособиями;
- Формировать свое мнение, позицию в отношении дизайна;
- Выполнять зарисовки эскизов.
- Подбирать нужные цветочные растения, деревья, кустарники для озеленения проекта;
- Составлять проекты озеленения;
- Составлять технику проектирования и осуществлять ее на практике;
- Применять правила безопасности труда на практике.
Календарный учебный график программы
Первый этап обучения продолжается с 1 сентября 2020 года по 25 мая 2021 года с перерывами на каникулы:
- 26 октября по 1 ноября 2020г.;
- 28 декабря по 11 января 2021 г.;
- 22 марта по 28 марта 2021г.
Продолжительность второго этапа с 1 сентября по 25 мая 2022 года с перерывами на каникулы:
- 25 октября по 31 октября 2021 г.;
- 27 декабря по 10 января 2022 г.;
- 21 марта по 27 марта 2022 г.
Третий этап обучения продолжается с 1 сентября 2022 года по 25 мая 2023 года с перерывами на каникулы:
- 24 октября по 30октября 2022г.;
- 26 декабря по 9 января 2023 г.;
- 20 марта по 26 марта 2023 г.
Количество учебных недель: 34.
Контрольные процедуры запланированы программой и отмечены в учебном плане
Условия реализации программы
Сетевыми партнерами при реализации данной программы являются:
- АУ РБ «Заудинский лесхоз» (поставка саженцев)
- Региональный оператор по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия «Экоальянс» (уборка от мусора прилегающей к школе территории)
- Кушнарев Анатолий Григорьевич, депутат народного хурала, доктор сельскохозяйственных наук (организация курсов для педагогов, оказание методической помощи)
Занятия проводятся в учебном кабинете, в котором имеется 30 посадочных мест. В кабинете имеется следующее оборудование:
- ноутбук (по 2 ноутбука на группу детей из пяти человек, 1 ноутбук для руководителя)
- проектор,
- 3D-принтер,
- цветной принтер
Оценка эффективности программы
Методы оценки эффективности программы
- Вводная:
- Собеседование;
- Анкетирование;
- Тестирование.
- Промежуточная:
- Наблюдение;
- Опрос;
- Тестирование.
- Итоговая:
- Тестирование;
- Эскиз проекта;
- Доклад + (проект участка).
Оценка достижений результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть:
∙ однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
∙ постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
∙ итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Механизм оценки результатов
Формы и методы оценивания результатов могут быть следующими:
1. включенное педагогическое наблюдение
2. создание ситуаций проявления качеств, умений, навыков
3. устный анализ творческих заданий
4. анализ отзывов родителей, учителей, других специалистов
5. устный анализ самостоятельных работ
6. беседа
7. промежуточная аттестация - диагностика по параметрам (в конце полугодия)
8. итоговая аттестация - диагностика по параметрам (в конце учебного года)
9. мероприятие
Формы фиксации результатов:
1. аналитический отчет по итогам программы курса;
2. подборки игровых материалов – «банки» игр;
3. фото и видеоматериалы;
4. сборник сценарных идей участников курса;
5. письменные отзывы и анкеты участников по итогам курса.
Основной задачей диагностики является определение начального уровня и динамики развития учащихся в процессе занятий по программе, а также эффективности педагогического воздействия. Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе занятий на определенных этапах и при выполнении определенных заданий (в начале учебного года, в середине и в конце учебного года)
Параметры диагностики:
1. Коммуникативные навыки
2. Уверенность в себе
3. Активность
4. Организаторские способности
5. Способности к анализу
6. Владение навыками в разработке сценариев
8. Знание специфики игровых моментов
Список литературы
для педагога
- Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. – М.: Эксмо,2019. – 105с.
- Все о цветах: [Электронный ресурс]. – http://myfl.ru (дата обращения:19.01.2020 11:05)
- Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство на приусадебном участке. – Л.: Колос, 2014. – 240с.
- Клумбы и цветники: [Электронный ресурс]. – http://101dizain.ru (дата обращения: 19.01.2020 10:20)
- Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. – М.: Эксмо, 2017. – 736с.
- Ландшафтный дизайн: [Электронный ресурс]. – http://mydiz.ru (дата обращения:19.01.2020 13:05)
- Марковский Ю. Б.Современный цветник: Миксбордер всегда в моде. – Фитон XXI, 2018 г. – 224 с.
для детей
- Полякова А.Н. Цветник без проблем. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2013. – 160с.
- Сапелин А. Ю. 10 этапов проектирования малого сада. – ФТМ, 2014. – 78 с.
- Сербина Е.Н. Цветники: бордюры, клумбы. – СПб.: ИК «Невский проспект»,2013. – 105с.
- Титов А.А. Садовый участок: архитектура, интерьер, оборудование. – М.: Эксмо,2016. – 134с.
- Флористика: [Электронный ресурс]. – http://floristic.ru (дата обращения:20.01.2020 10:05)
- Хессайон Д.Р. Все о клумбовых растениях. – М.: Эксмо,2019. – 108с.
- Шешко П.С. Энциклопедия ландшафтного дизайна. – М.: Эксмо, 2017. – 367с.