Библиотека как социокультурный центр жизни школы (материал занял IV место по ЯНАО в рейтинге Регионального конкурса «Школьная библиотека будущего»)

Ирина Владимировна Воронова

Региональный конкурс «Школьная библиотека будущего»

Номинация:  «Библиотека, как социокультурный центр жизни школы»

                               Дети, которые читают,  

станут взрослыми, которые думают…

Важное место в социокультурной жизни школы занимает библиотека. Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития духовно-нравственной культуры человека. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности общеучебной,  общеметодологической, информационной, социально-правовой, культурной, коммуникационной компетенций, инструментом достижения успеха человека в жизни.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shb_sotsiokulturnyy_tsentr_zhizni_mbou_sshno8.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

образовательное учреждение

«Средняя школа №8»

Номинация:

 «Библиотека, как

«Школьная библиотека – социокультурный центр

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

 «Средняя школа №8»

Разработчик:

Воронова Ирина Владимировна

Библиотекарь

г. Новый Уренгой, 2018

                               Дети, которые читают,  

станут взрослыми, которые думают…

Важное место в социокультурной жизни школы занимает библиотека. Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития духовно-нравственной культуры человека. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности общеучебной,  общеметодологической, информационной, социально-правовой, культурной, коммуникационной компетенций, инструментом достижения успеха человека в жизни.

Главная цель: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Научить быстро, реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Создать единое информационно-образовательное пространства ОУ; организовать комплексное библиотечно-информационное обслуживание всех категорий пользователей, организовать систематическое чтение. Предоставить информационный комфорт семье, усовершенствовать организацию семейного чтения, привлечь к сотрудничеству родителей.

В условиях современной образовательной среды школьная библиотека, как социокультурный центр, решает стоящие перед образованием стратегические задачи:

  • формировать и удовлетворять потребности  учащихся в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, остающемся единственным надежным средством сохранения института культуры;
  • работать с родителями, возрождать традиции детского чтения;
  • организовать информационную поддержку всего образовательного процесса;
  •  использовать библиотечные технологии и опыт дополнительного образования в реализации инновационных целей образования.

Практическая значимость деятельности школьной библиотеки, как социокультурного цента школы заключается в том, что разработанная модель формирования и развития читательской компетентности, как фундамента духовно-нравственного развития личности школьника, может быть использовано в деятельности библиотек образовательных учреждений города. Создаваемое  особое образовательно-воспитательное пространство с целью включения ребенка в систему культурных ценностей, позволит школьникам  развивать собственные читательские интересы, успешно развивать функциональную грамотность, осваивать культурные нормы и ценности, формировать и развивать ключевые компетентности в целом.

Работа библиотеки в воспитательном направлении и формирования социокультурной среды учащегося имеет многогранные аспекты:

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Воспитывает уважение к правам, свободам и обязанностям человека; формирует  ценностные  представления о любви к России, народам РФ, к своей малой родине; развивает  формы деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма среди учащихся; формирует у учащихся представления о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур. Приведу пример наиболее ярких мероприятий школьной библиотеки:

  • Правовой круиз «Мы тоже имеем право» по «Конвенции о правах ребенка»  4-ые классы (Приложение 1);
  • Библиотечное мероприятие «Возьмемся за руки друзья» посвященное Международному дню  терпимости (толерантности) 6-7-ые классы;
  • Конкурс рисунков «Библиотека территория толерантности» 1-11 классы;
  • Художественный конкурс «Открытка ветерану» 1-11 классы;
  • Библиотечный урок памяти «Дети блокадного Ленинграда» 8- 9-ые классы (Приложение 2);
  • Библиотечный ежегодный урок «Мир без нацизма!» 8-9-ые классы;
  • Библиотечное мероприятие «День пионерии» 5-ые классы;
  • Урок патриотизма в стенах библиотеки «Мой удивительный город» 2-4 классы;
  • Космическое путешествие «Он сказал: поехали…» 3-5-ые классы;
  • Литературный альманах «Когда жизнь подвиг и пример» посвященный жизни и творчеству детского писателя А.П. Гайдара 6 классы (Приложение 3);
  • Конкурс сочинений «Книга и Интернет» для учащихся 7-8 классов.

Здоровьесберегающее воспитание и экологическое воспитание.

Формирует у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; пропаганда здорового образа жизни. Хочется отметить успешные мероприятий школьной библиотеки в этом направлении:

  • Литературная открытка для учащихся 2-х классов «Осенние пейзажи детских поэтов»;
  • Устная газета «Планета интересного» 5-9 классы;
  • Оформление выставки «Необычные соседи на нашей планете» 1-11 классы;
  • Выставка-обзор «Всемирный день без табака»7-11 классы.

Познавательно -досуговая деятельность.

Интеллектуальное воспитание.

Развивает свободное общение в самых разных формах; формирует у учащихся представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках проведения недели  детской и юношеской книги); формирует отношение к образованию, как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе учащихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Огромный опыт проведения подобных мероприятий в нашей библиотеке и самые посещаемые:

  • Выставка-сюрприз «Ты меня выбирай и скорее прочитай!» 1-4 классы;
  • Фотоконкурс «Селфи с книгой в библиотеке»1-11 классы;
  • Игровая программа «Сказочный сундучок» 4-ые классы;
  • Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» 1 - ые классы;
  • Интерактивные пазлы «Собери сказку» 1- ые классы;
  • «Своя игра» по сказкам К.И.Чуковского 2- ы классы;
  • Библиотечное мероприятие «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве» (Приложение 4)
  • Интеллектуальная игра «Кто хочет стать сказочником?»3-е классы (Приложение 5);
  • Библиокафе «Салат из сказок» 2-4 – ые классы (Приложение 6);
  • Урок-викторина «Сказочный мир Г.-Х.Андерсена» 5 – ые классы;
  • Книжный бой «Книжные странички похожи на реснички» 4 – ые классы;
  • Библиотечное состязание «Интеллектуальный калейдоскоп» 3 - е классы (Приложение 7);
  • Конкурсы: «Лучший читающий класс», «Лучший читатель»;
  • Буккроссинг «Чтение.Познание.Успех».

Воспитание семейных ценностей. Работа с родителями.

Формирует у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни. Школе необходим крепкий союз «Библиотека - педагог - родитель». Для примера:

  • Конкурс презентаций «Любимая книга моей семьи!» 1-8 классы;
  • Библиотечное мероприятие «Возьмите книгу в круг семьи!» учащиеся и родители начальной школы (Приложение 8);
  • Урок-презентация «МОЯ СЕМЬЯ» для учащихся 5-6 классов;
  • Творческая площадка «Сказка глазами детей и их родителей»;
  • Родительские собрания:

1 классы   «Роль семьи в воспитании читательской деятельности школьника»;

5 классы «Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей». (Родители узнают: что высокохудожественная литература способна: формировать у ребёнка положительные черты характера; влиять на развитие дарований, фантазии, аналогового мышления; о библиотерапии; о роли семейных чтений; о современной и классической литературе для детей младшего школьного возраста).

Культурная и эстетическое воспитание.

Развитие деятельности литературных салонов на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства. Хочется отметить:

  • Библиотечный урок-дискуссия «Маркиз Этикет в литературных произведениях» для учащихся 8-х классов (Приложение 9);
  • Проект «Творческие четверги» 1-11 классы (Приложение 10);
  • Самоварные посиделки «Веснянка» для учащихся 9-х классов с обсуждением произведений о весне;
  • Литературный аукцион под название «Книжные странички похожи на реснички» для учащихся 4-х классов;

Формирование информационной грамотности учащегося школьной библиотекой основывается на следующем:

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения. Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно, добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.

Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

Библиотечно-библиографические уроки:

  • 1-ые классы «Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья!», «Посвящение в читатели» (Приложение 11);
  • 2-ые классы «От глиняной таблички до электронной странички» (Приложение 12);
  • 3-е классы «Структура книги»;
  • 4 –ые классы «Русской речи государь по названию  Словарь»;
  • 5 – ые классы «Выбор книги»;
  • 6-ые классы «Справочная литературы и ее использование»;
  • 7 – ые классы  «Принципы систематизации информации в каталогах и картотеках библиотеки»;
  • 8 – ые классы «Час чтения – час общения».

Библиотечно-библиографические заочные олимпиады:

  • 7 – ые классы  «Инфоокомпас 1» (Приложение 13);
  • 8 – ые классы  «Инфоокомпас 2» (Приложение 13);
  • 9 – ые классы  «Инфоокомпас 3».

Информационно-библиографические услуги: поиск информации в Интернете, онлаин доступ к полнотекстовым базам данных о течественных и зарубежных библиотек, составление списков литературы, редактирование списков литературы в соответсвии с ГОСТами;

Консультационные услуги: индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам информационно-библиографических средств, выполнение библиографических справок;

Сервисные услуги: школьная библиотека оказывает многие виды услуг для участникам образовательного процесса, как «Инфоксероцентр» (ксерокопирование, набор текста, распечатка текста, отправка электронных документов);

Информационные ресурсы: в фонде библиотеки имеется довольно широкая база мультимедиа материалов, периодическое издание «Добрая Дорога Детства» систематически пополняется экземплярами, словари, справочники, энциклопедии, учебные и методические издания, картотеки, каталоги.

Социальное партнерство.

Традиционная встреча воспитанников детских садов «Ручеёк», «Огонёк», «Мальвина» с нашей школой, библиотека проводит ознакомительное занятие «В царстве книг».

Ежегодные встречи с поэтами и писателями - членами литературно- музыкального объединения «Родники» ГДК «Октябрь» (Руководитель П.А.Росошик, член союза писателей России).

Распространение опыта работы.

За практику своей работы накопился не малый опыт, которым с удовольствием делюсь с коллегами, педагогами, ведь формы и методы различные и могут быть использованы в разных направлениях деятельности образовательного и социокультурного направления. Так же участвую со своими разработками и наработками в конкурсах и акциях по специализации.

Обобщение и распространение опыта в рамках профессионального сообщества:

  • Круглый стол для молодых специалистов «Помощь школьной библиотеки в образовательном процессе» 2016г.

  • Выступление на МО классных руководителей «Интерактивные формы работы с книгой»2016г.

  • Мастер-класс «Организация семейного чтения, как традиции» Родительский вечер 1-4 кл. 2016г.

  • «Интерактивные формы работы с книгой» Выступление на городском методическом объединении школьных библиотекарей 2017г.

  • Выступление на МО классных руководителей «Библиотека-территория толерантности» 2017г.
  • Родительский вечер "Возьмите книгу в круг семьи" 1-4 кл. 2017г.

Публикации:

  • "Библиотека - территория толерантности"  https://multiurok.ru/files/mietodika-raboty-po-tiemie-bibliotieka-tierritorii.html (Свидетельство о публикации) 2017г.

  • «Проект по продвижению детской книги и чтения «Параллельные миры детских книг» http://ped-kopilka.ru/users/sawi4  (Свидетельство о публикации) 2017г.

Конференции: 

  • «Читаем классику в библиотеке. Социальный проект для всех библиотек страны». Объем  1час.  Организатор: «Объединенная издательская группа ДРОФА, ВЕНТАНА-ГРАФ» (Сертификат, 2016г.)    

                             

  • «Талант свободы, или Почему для воспитания детей одной нашей любви недостаточно» (Читаем манифест «Человек свободный» и заметки Симона Соловейчика к манифесту)  Организатор: Школа цифрового века «Первое сентября». Ведущий -  Артём Симонович Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября». (Свидетельство) 2017г.

  • Всероссийская видеоконференция "Этика безопасного поведения в интернете: роль и возможности библиотек" в рамках безопасного Рунета Организатор: Российская государственная детская библиотека (Участие) 2018г.         

                      

Вебинары:

  • «Российская цифровая образовательная платформа LECTA – простые шаги к новым возможностям». Объем 2часа. Организатор: «Объединенная издательская группа ДРОФА, ВЕНТАНА-ГРАФ» (Сертификат, 2016г.)

  • «Вопросы реализации проектов в рамках мероприятия 2.4.ФЦПРО в части развития школьных информационно-библиотечных центров» Организатор: «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира» (Сертификат, 2016г.)

  • «Международный месячник школьных библиотек – 2016» Организатор: «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира» (Сертификат, 2016г.)

  • «Электронная библиотека» - инструмент образовательной системы стандартов нового поколения» Организатор: «Группа компаний АВЕРС» (Сертификат, 2017г.)
  • "День словаря - 2017" Заочное участие. Книжная выставка. Организатор: Некоммерческое партнерство «По содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. (Сертификат) 2017г.

  • Круглый стол «СЛОВАРИ, КАК РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ»  организованном в рамках всероссийского мероприятия "День словаря", федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020гг. Организатор: Некоммерческое партнерство «По содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Заочное участие в работе круглого стола. (Сертификат) 2017г.

  • "Международный месячник школьных библиотек (ISLM) – 2017" Организатор: Информационный центр РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского» и Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). (Сертификат) 2017г.

  • Член ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). (сертификат) 2018г.

 Участие в профессиональных конкурсах:

  • VIII Слет молодых библиотекарей Тюменской области «Креативные формы работы в библиотеке» (Тюменская областная научная библиотека. Участие. 2016г.)
  • Всероссийский ежегодный литературный конкурс детского и юношеского 

творчества «ЛИТОБРАЗ». Участие 2016г.

  • Всероссийский конкурс на лучшее проведение «Месячника школьных библиотек 2016» Сертификат участника.
  • Конкурс «Библиотекарь – знаток КонсультантПлюс» (заочный тур, участие)2016г.

  • Всероссийский конкурс детских литературных творческих работ «Книга, открывающая мир». Участие 2017г.
  • Всероссийский заочный конкурс для педагогов-библиотекарей «Я - библиотекарь!» Участие. 2017г.
  • IV Всероссийский заочный конкурс по продвижению книги и чтения «Читающая страна» Участие. 2017г.
  • Всероссийский конкурс «Ожившие страницы ″Читайки″» Участие. 2017г.

  • Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая страна».  Номинация «Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»  Организатор Конкурса - Министерство образования и науки Российской Федерации. Координатор Конкурса - Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). (Диплом победителя.3 место) 2017г.

 

Повышение квалификации/курсы (дополнительное образование)

  • Наименование учебного заведения: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Год окончания: 2015.

Название курса: «Организация работы по информационному и учебно-методическому обеспечению реализации ООП»;

  • Наименование учебного заведения: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Год окончания: 2015.

Название курса: «Областная зачетно-накопительная система повышения квалификации согласно индивидуальному образовательному маршруту»;

  • Наименование учебного заведения: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Тюменской области «Региональный информационно-образовательный центр».
  • Год окончания: 2016.
  • Название курса: «Автоматизированная информационная система "Электронная школа».