Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цветочно-декоративные растения и дендрология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цветочно-декоративные растения и дендрология | 64.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цветочно-декоративные растения и дендрология
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Цветочно-декоративные растения и дендрология» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Разработчики:
Пулкачева Е.А., преподаватель ГБПОУ РК ПЛТТ
Кялина И.О., преподаватель ГБПОУ РК ПЛТТ
Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № 5 от 25 мая 2018
Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова
Принята на заседании Педагогического совета техникума
Протокол № 12 от 29 июня 2018 года
© ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"
@ Пулкачева Елена Анатольевна, преподаватель
@ Кялина Ирина Олеговна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 14 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цветочно-декоративные растения и дендрология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
17531 Рабочий зеленого хозяйства,
18103 Садовник,
19524 Цветовод.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в профессиональный цикл относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
подбирать ассортимент растений для различных объектов озеленения;
знать:
классификацию цветочно-декоративных растений;
морфологические и биологические особенности цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, древесных и кустарниковых пород;
размножение цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений, типы посадок;
методы защиты растений от вредителей и болезней.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 234 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 72 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета, экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Цветочно-декоративные растения и дендрология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Цветочно-декоративные растения. | 50 | |||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Введение. История появления декоративных растений. | 2 | 2 | ||
Тема 1.2. Строение цветочно-декоративных травянистых растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Морфология вегетативных и генеративных органов. | 2 | 2 | ||
2. | Разнообразие и видоизменение вегетативных и генеративных органов. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы |
| ||||
1. | Изучение морфологии вегетативных и генеративных органов, их разнообразия и видоизменения. | 2 | |||
2. | Изучение метаморфозов вегетативных органов травянистых декоративных растений на примере (луковицы, клубнелуковицы, клубня, корневища и т.д.) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме: «Удивительное в мире растений». | 6 | ||||
Тема 1.3. Классификация цветочно-декоративных травянистых растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Классификация травянистых декоративных растений по биологическим признакам и экологической характеристике. | 2 | 2 | ||
2. | Промышленная классификация травянистых декоративных растений. | 4 | 2 | ||
Лабораторные работы | |||||
1. | Изучение различных групп травянистых декоративных растений согласно промышленной классификации. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор иллюстрации для каждой группы растений классификационной таблицы «Промышленная классификация травянистых декоративных растений» (работу выполнить в тетрадях для лабораторных работ и практических занятий). | 6 | ||||
Тема 1.4. Агротехника цветочно-декоративных травянистых растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Подбор субстратов для выращивания цветочных культур. Обеззараживание субстратов. | 2 | 2 | ||
2. | Гидропонный метод выращивания цветочных культур. | 2 | 2 | ||
3. | Выгонка луковичных растений. | 2 | 2 | ||
4. | Применение удобрений и регуляторов роста при выращивании цветочных культур. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | |||||
1. | Составление почвенных смесей. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор материал для изготовления наглядного пособия «Разнообразие семян». | 5 | ||||
Тема 1.5. Размножение цветочно-декоративных травянистых растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Типы естественного и искусственного вегетативного размножения. Значение, преимущество и недостатки. | 2 | 2 | ||
2. | Семенное размножение растений. Классификация семенного материала. Посевные качества семян. Способы, нормы и сроки посева семян в открытом и закрытом грунте. | 2 | 2 | ||
3. | Вегетативное размножение растений. | 2 | 2 | ||
4. | Микроклональное размножение растений. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | |||||
1. | Изучение вегетативного размножения растений: черенкование, размножение делением клубня и луковицы. | 4 | |||
Раздел 2. | Дендрология. | 80 | |||
Тема 2.1. Основы биологии и экологии древесных растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Основные жизненные формы древесных растений. Классификация деревьев и кустарников по высоте, долговечности и быстроте роста. Стадии онтогенеза древесных растений. Фенологические фазы. Ареал. Интродукция древесных растений. | 4 | 2 | ||
2. | Отношение древесных растений к экологическим факторам. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Описание фенологических фаз древесных растений (ведение дневника фенологических наблюдений). Сбор и оформление гербария. | 7 | ||||
Тема 2.2. Систематика и характеристика покрытосеменных растений. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Основные таксономические единицы, понятие о виде. Класс Хвойные. Морфологические и биологические особенности семейства Сосновые. | 6 | 2 | ||
2. | Основные таксономические единицы, понятие о виде. Класс Хвойные. Морфологические и биологические особенности семейства Кипарисовые. Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 10 | ||||
1. | Определение хвойных пород по охвоенным побегам. | ||||
2. | Определение хвойных пород по шишкам. | ||||
3. | Определение хвойных пород по семенам. | ||||
4. | Зарисовка побегов с хвоей и шишек видов семейства Сосновые. | ||||
5. | Зарисовка побегов с хвоей и шишек видов семейства Кипарисовые. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление аналитической таблицы по сравнительной характеристике родов семейства Сосновые. Сбор коллекции шишек. | 8 | ||||
Тема 2.3. Систематика и характеристика покрытосеменных растений. | Содержание учебного материала | 48 | |||
1. | Систематика отдела покрытосеменные. Класс однодольные и двудольные. Морфологические и биологические особенности семейства Березовые. | 2 | 2 | ||
2 | Морфологические и биологические особенности семейства Ивовые | 2 | 2 | ||
3 | Морфологические и биологические особенности семейства Бобовые, Лоховые. | 2 | 2 | ||
4 | Морфологические и биологические особенности семейства Розоцветные. | 2 | 2 | ||
5 | Морфологические и биологические особенности семейства Буковые, Конско-Каштановые. | 2 | 2 | ||
6 | Морфологические и биологические особенности семейства Маслиновые, Ильмовые. | 2 | 2 | ||
7 | Морфологические и биологические особенности семейства Жимолостные, Бересклетовые. | 2 | 2 | ||
8 | Морфологические и биологические особенности семейства Липовые, Барбарисовые. | 2 | 2 | ||
9 | Морфологические и биологические особенности семейства Кленовые. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 30 | ||||
1. | Изучение морфологических признаков листьев. | ||||
2. | Определение лиственных пород по облиствленным побегам. | ||||
3. | Определение лиственных пород по побегам в безлистном состоянии. | ||||
4. | Определение лиственных пород по плодам и семенам. | ||||
5. | Зарисовка побегов с листьями, цветков и плодов различных видов семейств Березовые | ||||
6. | Зарисовка побегов с листьями, цветков и плодов различных видов семейств Ивовые. | ||||
7. | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств, Бобовые, Лоховые. | ||||
8. | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Розоцветные. | ||||
9 | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Буковые, Конско-Каштановые. | ||||
10 | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Маслиновые, Ильмовые. | ||||
11 | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Бересклетовые, Жимолостные. | ||||
12 | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Липовые, Барбарисовые. | ||||
13 | Зарисовка побегов с листьями, цветков, плодов различных видов семейств Кленовые. | ||||
14 | Изучение декоративных свойств листьев. | ||||
15 | Изучение декоративных свойств цветов и плодов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подбор фотоматериалов по видам семейства Березовые, Ивовые. Подбор фотоматериалов по видам семейства Розоцветные. Подбор фотоматериалов по видам семейства Ильмовые, Буковые. Подбор фотоматериалов по видам семейства Кленовые. Подбор фотоматериалов по видам семейства Жимолостные. Подбор фотоматериалов по видам семейства Липовые, Маслиновые. | 30 | ||||
Тема 2.4. Размножение древесных растений | Содержание учебного материала | ||||
1. | Основные понятия о семенном и вегетативном размножении древесных растений. Характеристика способов семенного и вегетативного размножения древесных растений | 4 | 2 | ||
Тема 2.5. Основные типы посадок деревьев и кустарников. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Аллеи, живые изгороди, группы, массивы, солитеры, вертикальное озеленение. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подбор ассортимента древесных растений для различных типов посадок деревьев и кустарников. | 5 | ||||
Раздел 3. | Методы защиты растений от вредителей и болезней. | 26 | |||
Тема 3.1. Вредители цветочных культур. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Особенности тепличных и оранжерейных сооружений, обеспечиваемая изоляция от внешней среды. | 2 | 2 | ||
2. | Биологические особенности развития вредителей цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений различных групп. Насекомые, клещи, нематоды, моллюски-вредители цветочно-декоративных растений. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 8 | ||||
1. | Определение насекомых - вредителей и методов борьбы с ними. | ||||
2. | Определение клещей - вредителей и методов борьбы с ними. | ||||
3. | Определение нематод - вредителей и методов борьбы с ними. | ||||
4. | Определение молюсков - вредителей и методов борьбы с ними. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Формирование тематических каталогов: - Основные вредители (насекомые, клещи, нематоды, моллюски) цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений закрытого и открытого грунта. | 3 | ||||
Тема 3.2. Болезни цветочных культур. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Инфекционные болезни цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений закрытого и открытого грунта: грибные, бактериальные, вирусные, микоплазменные и нематодные болезни. | 2 | 2 | ||
2. | Неинфекционные болезни растений и факторы их определяющие. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 6 | ||||
1. | Определение грибных болезней и методов борьбы с ними. | ||||
2. | Определение бактериальных и вирусных болезней и методов борьбы с ними. | ||||
3. | Определение микоплазменных и нематодных болезней и методов борьбы с ними. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Формирование тематических каталогов: - Основные болезни (грибные, бактериальные, вирусные, микоплазменные, нематодные) цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений закрытого и открытого грунта. | 5 | ||||
Тема 3.3. Средства и методы защиты цветочно-декоративных культур. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Правила проведения дезинфекции и дезинсекции цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений закрытого и открытого грунта, инвентаря, транспорта и помещений. Техника безопасности при проведении защитных мероприятий. Санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др. Техника безопасности при работе с пестицидами. Классификация пестицидов. Препаративные формы пестицидов. Способы и сроки применения пестицидов. | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Планирование графика профилактических мероприятий по защите цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений закрытого и открытого грунта от вредителей на год; | 3 | ||||
Всего: | 234 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории– «Цветочно-декоративных растений и дендрологии»;
Оборудование кабинета:
- Набор плакатов – «Садовая классификация цветочно-декоративных растений», «Семенное размножение растений», «Вегетативное размножение растений», «Типы цветников», «Виды плодов и семян», «Виды древесных, кустарниковых и травянистых растений».
- Образцы почв, искусственных субстратов, стимуляторов и ингибиторов роста, органических и минеральных удобрений.
- Ассортимент луковичного, клубневого, клубнелуковичного и др. вегетативного материла.
- Коллекции гербарных образцов изучаемых видов древесных, кустарниковых и травянистых растений.
- Коллекции шишек, плодов.
- Фото- и видеоматериалы по видам древесных, кустарниковых и травянистых растений и их использованию в садово-парковом строительстве.
- Наборы для черчения.
- Макет «Семяхранилище»
Технические средства обучения:
- Экран.
- Проектор.
- Компьютер.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Ассортимент горшечных растений.
- Ассортимент луковичного, клубневого и клубнелуковичного вегетативного материла.
- Коллекции гербарных образцов изучаемых видов древесных, кустарниковых и травянистых растений.
- Коллекции шишек, плодов, семян.
- Садовый инвентарь: термометр, гигрометр, люксметр, лакмусовая бумага, этикетка-колышек (100 шт), совок, сито, трамбовка, прививочный нож, пикировочные колышки (с копьеобразным железным наконечником), секатор, садовые ножницы, пинцеты, палочки, лейки (с различными насадками), пульверизатор, губки, тряпки, мензурки, весы, различные виды земель и мульчирующих материалов, бечевки, колышки (декоративные сетки, дуги, решетки и т.д.) для подвязки растений;
- Энтомологические коллекции;
- Фитопатологическая коллекция;
- Список пестицидов и ядохимикатов;
- Воронки, штативы, пинцеты, препаровальные иглы, покровные стекла, чашки Петри, химическая посуда;
- Энтомологические пробирки;
- Фильтровальная бумага;
- Набор почвенных сит;
- Фитогельминтологические сита.
- Горшки, контейнеры, кашпо, балконные ящики, стеклянные емкости, сложные цветочницы, поддоны паллета;
- Искусственные субстраты;
- Стимуляторы и ингибиторы роста;
- Органические и неорганические (минеральные) удобрения;
- Дезинфицирующие средства для обработки цветочной посуды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Громадин А.В. Дендрология: учебник /А.В.Громадин, Д.Л.Матюхин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2016. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование. Лесное хозяйство).
- Соколова Т.А. Декоративное растениеводство: цветоводство: учебник для студ. учреждений высш. образования /Т.А. Соколова, И.Ю.Бочкова – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 432 с.
- Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования: учебник/под.ред. А.В. Исачкина.- М.: ИНФРА-М, 2016. – 522 с.
- Трейвас Л.Ю. Болезни и вредители декоративных садовых растений: Атлас-определитель/ Л.Ю.Трейвас. – М.:Фитон ХХI, 2015.-192 c.
- Трейвас Л.Ю. Защита плодовых декоративных растений от болезней и вредителей / Л.Ю.Трейвас. – М.:Фитон ХХI, 2016.-160 c/
Журналы:
«Дом и сад»
«Цветники»
«Ландшафтный дизайн»
Дополнительная литература:
1.Атрощенко Г. П. Плодовые деревья и кустарники для ландшафта: Учебное
пособие / Г.П.Атрощенко, Г.В.Щербакова. — СПб.: Издательство «Лань», 2013. — 192 с.
2.Ковешников А. И. Декоративное растениеводство. Основы топиарного искусства: Учебное пособие./ А.И.Ковешников, Н.А. Ширяева — СПб.: Издательство «Лань», 2015.-336 с.
Интернет-ресурсы:
1.Питомник растений Россельхозпитомник [Электронный ресурс] URL: https://www.rosselhozpitomnik.ru
2.Энциклопедия декоративных садовых растений [Электронный ресурс] URL: http://flower.onego.ru
3. Питомник Савватеевых [Электронный ресурс] URL: https://www.drevo-spas.ru
4. Александровский сад [Электронный ресурс] URL: http://www.alexsad.ru
5. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс] URL http://www.ecosystema.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, экзамена, который проводит преподаватель данной дисциплины.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по программе подготовки специалистов среднего звена.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: -подбирать ассортимент растений для различных объектов озеленения; | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Оценка выполнения контрольной работы Оценка экзамена |
знать: -классификацию цветочно-декоративных растений; | Оценка выполнения лабораторных работ Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Оценка экзамена |
-морфологические и биологические особенности цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, древесных и кустарниковых пород; | Оценка выполнения лабораторных работ Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Оценка выполнения контрольной работы Оценка экзамена |
-размножение цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений; | Оценка выполнения контрольной работы Оценка экзамена |
-типы посадок; | Оценка выполнения лабораторных работ Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
-методы защиты растений от вредителей и болезней. | Оценка выполнения лабораторных работ Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Оценка дифференцированного зачета, экзамена |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 - 100 | 5 | отлично |
80 - 89 | 4 | хорошо |
70 -79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменатором определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.