Основная программа обучения по профессии 19524 Цветовод
Основная программа профессионального обучения рабочих, должностям служащих (далее программа) составлена на основе квалификационных требований и должностных обязанностей по профессии 19524 Цветовод и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную учебным заведением с учетом требований рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основная программа обучения по профессии 19524 Цветовод | 89.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики КарелияГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Петрозаводский лесотехнический техникум» | ||
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РК ПЛТТ ___________ О.А.Лутфуллин «____»_____________ 2019 |
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
рабочих, должностям служащих
по профессии 19524 Цветовод
Согласовано с председателем ЦК
О.Ю.Николаева
Петрозаводск
2019
Основная программа профессионального обучения рабочих, должностям служащих (далее программа) составлена на основе квалификационных требований и должностных обязанностей по профессии 19524 Цветовод и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную учебным заведением с учетом требований рынка труда.
Нормативные документы для разработки программы профессионального обучения
Нормативную правовую основу разработки образовательной программы профессионального обучения (далее - программа) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 №513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих»
- Профессиональный стандарт профессии «Специалист в области декоративного садоводства», утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2014 N 627н (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2014 N 34183).
Нормативные сроки освоения программы
Нормативный срок освоения программы – 252 часа.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по выполнению работ, связанных с выращиванием декоративных и цветочных культур, озеленением и благоустройством территории в качестве цветовода 2 разряда.
Основная цель обучения программе профессионального обучения – прошедший подготовку и итоговую аттестацию выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве цветовода 2 разряда в организациях (на предприятиях).
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников:
- выполнение вспомогательных работ по выращиванию и уходу за декоративными растениями;
- выполнение вспомогательных работ при использовании декоративных растений в озеленении;
- подготовка почвы и семенного материала для выращивания цветочных растений;
- выращивание и уход за декоративными цветочными, древесно-кустарниковыми растениями;
- защита декоративных цветочных, древесно-кустарниковых растений от неблагоприятных метеорологических условий, вредителей и болезней;
- устройство и формирование цветников, посадка декоративных древесно-кустарниковых растений;
- оформление интерьера растениями.
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы учебных дисциплин, практик
Контроль и оценка достижений слушателей
Контроль и оценка достижений слушателей включает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом в форме зачета или дифференцированного зачета. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена (включает себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний). Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, учебной практики, предусмотренных рабочим учебным планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Образовательная программа профессиональной подготовки разработана с учетом востребованности профессии на рынке труда, способствует повышению качества рабочей силы, мобильности и конкурентоспособности, быстрому освоению новых технологий. Обеспечивает включение в процесс обучения актуальных задач из профессионального опыта, а также заданий, рассчитанных на организацию ситуационного анализа и требующих оценки и принятия практических решений, предполагает возможность дальнейшего повышения уровня квалификации.
В процессе отбора и формирования содержания обучения, учитываются социальный, и возрастной состав обучаемых (в большинстве своем, являющиеся безработными).
Профессиональную подготовку (переподготовку) в техникуме осуществляют преимущественно штатные педагогические работники, а также представители предприятий.
В программу теоретического обучения каждой дисциплины входят различные виды занятий, на которых используются современные методы преподавания, индивидуальные, групповые, фронтальные формы обучения.
Тесная взаимосвязь теории и практики определяет необходимость координации изучения специальных предметов и производственного обучения и практики таким образом, чтобы теория, опережала практику, как по содержанию, так и по времени изучения.
Производственное обучение (практика) слушателей курсов является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе обучения, а также на овладение системой профессиональных умений, навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по профессии. Слушатели, которые повышают квалификацию, производственная практика засчитывается по данным предприятия.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Профессия – «Цветовод»
Квалификация – 2-й разряд
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- выращивания цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте и ухода за ними;
- выращивания древесно-кустарниковых культур и ухода за ними;
- озеленения и благоустройства различных территорий.
уметь:
- использовать специализированное оборудование и инструменты;
- выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всходами;
- высаживать рассаду растений в открытый грунт, соблюдая условия посадки;
- проводить деление, зеленое черенкование, прививку древесных растений;
- проводить предпосевную обработку семян и посев;
- создавать цветники на первично озеленяемых и существующих объектах;
- оформлять водоемы, рокарии, альпинарии, а также ухаживать за ними;
- подготавливать почву для посева и посадки растений;
- определять готовность всходов к пикировке, выполнять пикировку растений;
- определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пересаженными растениями;
- проводить полив и прополку растений, рыхление почвы;
- вносить удобрения и проводить подкормки;
- проводить обработку против вредителей и болезней;
- формировать растения.
знать:
- ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений;
- особенности почвы на объекте;
- назначение специализированных материалов, оборудования и инструментов;
- типовые должностные инструкции;
- правила техники безопасности и охраны труда;
- порядок организации подготовительных работ на объекте;
- технические условия и время на выполнение работ;
- технологические процессы агротехнических работ;
- типы и виды цветников и способы их создания и оформления;
- требования, предъявляемые к качеству работ;
- способы корректировки садово-парковых и ландшафтных работ;
- основы фитодизайна.
ПРИМЕРЫ РАБОТ
- Копка почвы, рыхление, нарезка рядов, прикатывание почвы
- Посев семян, прореживание всходов, высадка рассады
- Окучивание и полив насаждений
- Заготовка, установка и уборка кольев, подвязка растений
- Выкопка цветочных, декоративных, древесно-кустарниковых растений
- Затаривание посадочным материалом горшков, ящиков
- Подготовка ящиков, горшков, стеллажей для посадки растений
- Копка ям и засыпка после высадки саженцев, черенков, сеянцев, деревьев, кустарников, цветочных растений
- Посадка саженцев, черенков, сеянцев, деревьев, кустарников, цветочных растений
- Отбор почвенных образцов для проведения анализов
- Определение структуры почвы
- Внесение добавок, песка, опилок, торфа, компоста для улучшения состава почвы
- Внесение удобрений под глубокую перекопку
- Сбор, сушка семян декоративных растений
- Обмолот, очистка, подготовка к хранению семян декоративных растений.
- Подготовка семян, сортировка луковиц и клубнелуковиц цветочных растений
- Подсадка рассады многолетников, двулетников и луковичных растений на постоянное место
- Выгонка луковичных растений
- Пикировка и черенкование декоративных растений
- Подрезка корней в грунте, отделение отводок саженцев древесно-кустарниковых растений
- Заготовка, сортировка и посадка черенков
- Стратификация, посев семян
- Отбор, выкопка и хранение посадочного материала
- Окучивание, разокучивание, рыхление, мульчирование почвы
- Обрезка, формирование кроны молодых деревьев и кустарников
- Внесение удобрений и подкормка растений
- Обработка растений против вредителей и болезней
- Посадка и перевалка комнатных растений
- Составление композиций из сухоцветов
- Оформление помещений растениями для интерьера
- Составление букетов.
Утверждаю
Директор ГБПОУ РК
ПЛТТ
__________/О.А. Лутфуллин/
Учебный план
по профессиональному обучению
по профессии «Цветовод»
Разряд 2
Срок обучения – 3 месяца
№ п/п | Предметы | Количество часов |
1. | Цикл социально – экономических дисциплин | |
1.1. | Основы рыночной экономики | 6 |
1.2 | Трудовое право | 6 |
1.3 | Технология поиска работы | 6 |
Итого | 18 | |
2 | Цикл общепрофессиональных дисциплин | |
2.1 | Основы почвоведения и агрономии | 8 |
2.2 | Защита декоративных растений | 8 |
2.3 | Охрана труда | 6 |
Итого | 22 | |
3 | Цикл профессиональных (специальных) дисциплин: Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» | |
3.1 | Основы цветоводства и декоративного древоводства | 98 |
3.2 | Озеленение интерьеров (фитодизайн) | 34 |
Итого | 132 | |
Итого часов по циклам | 172 | |
3. | Производственная практика | 72 |
Квалификационный экзамен | 8 | |
Всего часов | 252 |
Зам. директора ___________/И.В.Денисенко/
1.1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина «Основы рыночной экономики»
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Финансы, денежное обращение и кредит Управление персоналом. Экономика отрасли (предприятия) | 1 |
2 | Планирование на предприятии Анализ хозяйственной деятельности предприятия | 1 |
3 | Система налогообложения | 2 |
4 | Бухгалтерский учет. Маркетинг Промежуточная аттестация в форме зачёта | 2 |
ИТОГО: | 6 |
Тема 1. Финансы, денежное обращение и кредит. Управление персоналом.
Сущность и роль финансов. Понятие о финансах хозяйствующих объектов. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.
Расходы и поступления. Доходы и затраты предприятия. Финансовый план.
Понятие банковской системы.
Политика привлечения заемных средств.
Политика кредитования клиентов коммерческими банками.
Методические основы оценки персонала. Формы и системы оплаты труда в управлении. Варианты использования этих систем.
Сущность и содержание трудового контракта, отличие трудового контракта от трудового договора.
Экономика отрасли (предприятия)
Структура отрасли: понятие отрасли.
Сырьевая база отрасли; основные виды сырья.
Основные фонды отрасли – понятие, состав.
Качество продукции: понятие, значение для отрасли.
Формирование затрат на предприятии – соотношение стоимости и себестоимости продукции.
Тема 2. Планирование на предприятии. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Внутрипроизводственное планирование, его сущность, функции и характеристика.
Производственная мощность предприятия, факторы его определяющие.
Себестоимость, её виды.
Издержки производства, их классификация.
Прогнозирование прибыльности (доходности) производства.
Предмет, задачи и содержание анализа; виды анализа. Приемы анализа; основные принципы.
Анализ финансового состояния предприятия.
Анализ использования трудовых ресурсов.
Анализ объемов и качества выпускаемой продукции
Тема 3. Система налогообложения
Экономическая сущность налогов, их функции. Налоговая политика в РФ на современном этапе.
Классификация налогов, входящих в налоговую систему РФ; налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий, налоги, поступающие в дорожные фонды, подоходный налог с физических лиц; местные налоги.
Учет и отчетность по налогам.
Тема 4. Бухгалтерский учет
Основы бухгалтерского учета. Учет основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений.
Инвентаризация. Бухгалтерская отчетность.
Маркетинг
Маркетинг: основные понятия и определения. Комплекс маркетинга.
Ценообразование: цели и стратегии. Ценообразование на различных стадиях развития рынка.
1.2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплина “ Трудовое право ”
Главными задачами дисциплины являются
- формирование общей правовой культуры и социальной активности студентов
- получение ими оптимального объема правовых знаний, необходимых для будущей деятельности и социальной адаптации
-овладение способами защиты прав свих, свобод и законных интересов
Последовательность изучения материала строится по принципу «от простого к сложному» с учетом принципа преемственности.
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Содержание и задачи предмета. Практическая направленность. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха. | 2 |
2 | Заработная плата, гарантии и компенсации. Дисциплина труда. Материальная ответственность работника и работодателя. | 2 |
3 | Трудовые споры. Промежуточная аттестация в форме зачета | 2 |
ИТОГО: | 6 |
В результате изучения темы 1 студент должен
- иметь знания позволяющие ориентироваться в разделах дисциплины
- уметь оперировать основными понятиями дисциплины
В результате изучения темы 2 студент должен
- иметь знания позволяющие:
– назвать и описать пути формирования правового государства
– нормы государственного и административного права, характеризующие
- систематизировать органы государственного управления и виды власти
2. уметь:
-защищать свои конструкционные права и свободы
В результате изучения темы 3-4 студент должен
- иметь знания позволяющие: ориентироваться в современном Российском законодательстве
- 2. Уметь: эффективно использовать правовые средства в жизни и практической деятельности
1.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина «Технология поиска работы»
Структура программы
«Технология поиска работы» состоит из четырех основных блоков, четырех тем, которые логически вытекают из основных фаз стратегии и тактики поиска работы и трудоустройства.
Логика программы
Последовательность изучения материала строится по принципу чередования теоретических и практических занятий.
Время на изучение курса делится на три равнозначных блока:
- Основные цели. принципы и методы поиска работы.
- Поиск возможного трудоустройства. Способы заочной самопрезентации.
- Собеседование с работодателем.
Еще 1 час отводятся на тему «Особенности оформления трудовых соглашений, адаптация на рабочем месте. Так как раздел носит завершающий характер.
Предусмотрено 2 часа на практическую работу с целью закрепления и контроля знаний, формированию практических умений на базе полученных знаний. Практические работы предусмотрены при изучении всех разделов.
Основные методы обучения
При изучении теоретического материала используются словесные и наглядные методы обучения:
- Лекция с элементами обратной связи.
- Лекции с элементами практической деятельности.
- Организация групповой и индивидуальной мыслительной деятельности учащихся.
- Самостоятельное выполнение учащимися индивидуальных заданий.
Для реализации программы применяются:
- Графические наглядные пособия.
- Образцы нормативно-правовой документации.
- Раздаточные дидактические материалы.
Формы контроля
Программой предусмотрен текущий контроль в форме устных и письменных опросов.
Промежуточный контроль, выявляющий периодические знания в виде тестов.
Итоговый контроль в конце курса обучения в форме зачета.
Итоговая оценка по окончании изучения дисциплины выставляется в виде зачета или не зачета, оценки выставит сама жизнь.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Основные цели, принципы и методы поиска работы. | 1 |
1.1. | Цель и задачи курса. Основные принципы поиска работы. Понятие рынка труда. | |
1.2. | Требования к работнику. Оценка своих навыков, способностей и сильных сторон. | |
2. | Поиск возможностей трудоустройства. Основные способы заочной самопрезентации. Правила составления автобиографии, резюме. Практическая работа №1. Составление резюме. | 2 |
3. | Основы психологии общения. Деловая беседа. Прохождение собеседования с работодателем. Практическая работа №2. Варианты собеседования с работодателем | 1 |
4. | Особенности оформления трудовых отношений, адаптация на рабочем месте. Практическая работа №3. Составление трудового договора | 1 |
Промежуточная аттестация в форме зачёта | 1 | |
Всего: | 6 |
В результате изучения темы 1 слушатель должен иметь знания, позволяющие ему ориентироваться на рынке труда. Знать квалификационные требования по профессии. Уметь оценить свои навыки и личные качества в соответствии с имиджем профессии.
В результате изучения темы 2 слушатель должен знать правила составления поисковой документации, способы заочной самопрезентации. Уметь составить поисковые документы. На практической работе составляется резюме.
В результате изучения темы 3 слушатель должен знать основы психологии общения. Уметь прогнозировать вопросы собеседования и уметь на них отвечать. На практическом занятии разыгрываются варианты собеседования.
В результате изучения темы 4 слушатель должен знать правила оформления договоров. Уметь составить договор, что и выполняется на практической работе.
2.1.Тематический план дисциплины
«Основы почвоведения и агрономии»
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
1. | Почвы. | 2 |
2. | Условия жизни растений. | 1 |
3. | Сорные растения, меры борьбы с ними | 1 |
4. | Питание растений. Удобрения | 2 |
5. | Севообороты и их классификация | 1 |
6. | Орошение и осушение земель. | 1 |
ИТОГО | 8 часов |
ПРОГРАММА
Тема 1. Почвы.
Понятие о почве и ее плодородии. Механический состав почвы и его производственное значение. Типы почв. Классификация почв по механическому составу. Физические свойства почвы; оптимальные значения свойств, способы их изменения для улучшения жизни растений.
Водные свойства почвы — влагоемкость, водопроницаемость, влагоудерживающая способность. Воздушный режим и тепловые свойства почвы, их агрономическое значение. Агрохимические свойства. Пути управления ее питательным режимом.
Цель и задачи обработки почвы. Физические процессы. Основные приемы обработки почвы, специальные приемы.
Тема 2. Условия жизни растений.
Растения как живые организмы. Анатомическое и морфологическое строение растений, их основные органы. Размножение, развитие растений. Факторы роста и развития растений. Требования растений к почве, влаге, температуре, освещенности.
Тема 3. Сорные растения, меры борьбы с ними.
Понятие о сорных растениях. Агробиологические группы сорных растений. Способ учета сорных растений и пороги их вредоносности. Классификация мер борьбы с сорняками. Предупредительные мероприятия, истребительные мероприятия.
Тема 4. Питание растений. Удобрения.
Воздушное и корневое питание растений. Избирательное поглощение питательных веществ растениями. Требования растений к условиям питания в различные периоды роста.
Роль удобрений в жизни растений, в сохранении и повышении плодородия почвы. Важнейшие элементы минерального питания. Минеральные удобрения. Органические удобрения. Способы внесения удобрений.
Тема 5. Севообороты и их классификация.
Севооборот — основное звено научно обоснованной системы земледелия. Чередование культур. Оценка культур как предшественников. Принципы построения севооборотов с наиболее рациональной структурой посевных площадей в интенсивном земледелии. Классификация севооборотов.
Тема 6. Орошение и осушение земель.
Орошение, его суть и эффективность. Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды.
Осушение, его назначение и правила применения. Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения. Борьба с эрозией на мелиорируемых землях.
2.3 Тематический план дисциплины
«Защита декоративных растений»
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
Вредители цветочных и декоративно-лиственных растений | 2 | |
Болезни цветочных и декоративно-лиственных растений | 2 | |
Современные средства и методы защиты растений | 2 | |
Организация работы по защите растений | 2 | |
ИТОГО | 8 часов |
ПРОГРАММА
Тема 1. Вредители цветочных и декоративно-лиственных растений
Основные вредители декоративных растений: насекомые, клещи, слизни, нематоды, грызуны. Вредители цветочных растений. Вредители деревьев и декоративных кустарников.
Тема 2. Болезни цветочных и декоративно-лиственных растений.
Основные болезни декоративных растений: грибные, вирусные, неинфекционные Болезни цветочных растений. Болезни деревьев и декоративных кустарников.
Тема 3. Современные средства и методы защиты растений.
Современные способы борьбы с вредителями и болезнями. Методы защиты растений. Физико-механический и биологический методы защиты. Агротехнические и химические методы защиты растений. Инсектициды. Акарициды. Моллюскоциды. Фунгициды. Гербициды. Правила применения ядохимикатов. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Опрыскиватели: устройство, назначение, правила эксплуатации. Индивидуальные средства защиты
Тема 4. Организация работы по защите растений.
Профилактические меры защиты декоративных растений. Ранневесенние методы профилактики болезней и вредителей декоративных растений. Защита растений в период летней вегетации. Предзимняя профилактика болезней и вредителей декоративных растений.
Приемы оздоровления посадочного материала цветочных культур. Приемы оздоровления посадочного материала декоративно-лиственных культур.
2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»
N п/п | Темы | Кол-во часов |
1. | Правовые и организационные основы охраны труда. | 1 |
2. | Основы безопасности труда в зеленом хозяйстве. | 3 |
3. | Основы электробезопасности. | 1 |
4. | Основы гигиены труда, производственной санитарии. | 1 |
ИТОГО | 6 |
ПРОГРАММА
Тема 1. Правовые и организационные основы охраны труда.
Правовые и организационные основы охраны труда. Трудовой кодекс РФ.
Тема 2. Основы безопасности труда в зеленом хозяйстве
Требования безопасности труда на объектах озеленения. Пожарная безопасность. Средства тушения пожаров. Безопасность работы с ядохимикатами. Спецодежда и индивидуальные защитные средства. Безопасность работы с орудиями и механизмами. Причины травматизма. Меры по предупреждению травматизма.
Тема 3. Основы электробезопасности.
Правила безопасности при работе с электричеством. Первая помощь при поражениях электрическим током.
Тема 4. Основы гигиены труда, производственной санитарии.
Анализ условий труда. Гигиена труда и производственная санитария на объектах озеленения.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» | 132 | |||||||
Раздел 1. Основы цветоводства и декоративного древоводства | 98 | |||||||
Тема 1.1. Ассортимент и технология выращивания однолетних цветочно-декоративных растений. | Содержание | |||||||
1. | Типовые должностные инструкции подчиненных. Питомники для выращивания декоративных древесных и цветочных пород. Организация территории. | 2 | ||||||
2. | Общая характеристика и ассортимент однолетних цветочно-декоративных растений, используемых для высадки в цветники регулярного стиля. | 2 | ||||||
3. | Агротехника выращивания и уход за однолетними цветочно-декоративными растениями. | 2 | ||||||
Лабораторные работы | ||||||||
4. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями. Изучение их классификационных характеристик. Красивоцветущие однолетники (летники). | 2 | ||||||
5. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями. Изучение их классификационных. характеристик. Декоративно-лиственные однолетники (летники). | 2 | ||||||
6. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями. Изучение их классификационных характеристик. Вьющиеся однолетники (летники). | 2 | ||||||
7. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями. Изучение их классификационных характеристик. Ковровые. | 2 | ||||||
8. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями. Изучение их классификационных характеристик. Сухоцветы. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
9 | Выполнение эскиза цветника в регулярном стиле c использованием однолетних цветочно-декоративных растений. | 2 | ||||||
Тема 1.2. Ассортимент и технология выращивания двулетних цветочно-декоративных растений. | Содержание | |||||||
10. | Общая характеристика и ассортимент двулетних цветочно-декоративных растений, используемых для высадки в цветники регулярного и ландшафтного стиля. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
11. | Выполнение эскиза цветника в ландшафтном стиле c использованием двулетних цветочно-декоративных растений. | 2 | ||||||
Тема 1. 3 Ассортимент и технология выращивания многолетних цветочно-декоративных растений, зимующих и не зимующих в открытом грунте. | Содержание | |||||||
12. | Общая характеристика и ассортимент многолетних цветочно-декоративных растений, используемых для высадки в цветники регулярного и ландшафтного стиля. | 2 | ||||||
Лабораторные работы | ||||||||
13. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями, зимующими в открытом грунте (корневищные). Изучение их классификационных характеристик. Весенне-цветущие цветочно-декоративные растения. | 2 | ||||||
14. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями, зимующими в открытом грунте (корневищные). Изучение их классификационных характеристик. Летнецветущие цветочно-декоративные растения. | 2 | ||||||
15. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями, зимующими в открытом грунте). Изучение их классификационных характеристик. | 2 | ||||||
16. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями, зимующими в открытом грунте Изучение их классификационных характеристик. Клубнелуковичные и корнеклубневые цветочно-декоративные растения | 2 | ||||||
Тема 1.4 Ассортимент растений , применяемых для создания аранжировок | Содержание | |||||||
17. | Классификация сухоцветов и злаков. Экологические особенности. Флористический состав злаковых, используемых для создания аранжировок. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
18. | Выполнение аранжировки из сухоцветов | 2 | ||||||
Тема 1.5 Современные виды цветочного оформления объектов озеленения. | ||||||||
Содержание | ||||||||
19. | Современные виды цветочного оформления объектов озеленения. | 2 | ||||||
20. | Современная тенденция в оформлении регулярных цветников. | 2 | ||||||
21. | Современная тенденция в оформлении ландшафтных цветников. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
22. | Проведение анализа существующих цветников. | 2 | ||||||
Тема 1.6. Основные положения цветоведения. | Содержание | |||||||
23. | Характеристики ощущения цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Восприятие света | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
24. | Разработка и анализ конкретной цветовой композиции. | 2 | ||||||
Тема 1.7. Композиция и пропорции в цветочном оформлении. | Содержание | |||||||
25. | Законы и виды художественной композиции. | 2 | ||||||
26. | Пропорции, масштабность, ритм, перспектива в цветочном оформлении. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
27. | Построение пропорциональной цветочной композиции. | 2 | ||||||
Тема 1.8. Приемы построения регулярных и ландшафтных цветников. | Содержание | |||||||
28. | Проектирование групп из цветочно-декоративных растений. | 2 | ||||||
29. | Проектирование миксбордера. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
30. | Разработка разбивочного чертежа орнаментального цветника. | 2 | ||||||
31. | Разработка плана и подбор ассортимента растений для группы непрерывного цветения. | 2 | ||||||
32. | Разработка плана и подбор ассортимента растений для группы, цветущей в определенное время (ранневесенний, весенний, летний, осенний период цветения). | 2 | ||||||
33. | Подбор ассортимента растений для миксбордера определенного стилевого направления. | 2 | ||||||
34. | Разработка плана миксбордера. | 2 | ||||||
35. | Расчет необходимого количества посадочного материала для миксбордера. | 2 | ||||||
Тема 1.9 Биологические особенности, приемы агротехники, посадки и содержания древесных пород. | Содержание | |||||||
36. | Экологические особенности и агротехника выращивания, уход, посадка и применение деревьев рода клен, рода конский каштан, растений рода дуб и бук (дуба черешчатого, дуба красного, бука восточного, европейского), рода береза, рода тополь, рода ива, рода липа. | 2 | ||||||
37. | Экологические особенности и агротехника выращивания, уход, посадка и применение хвойных деревьев. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
38. | Разработка технологических карт по выращиванию и уходу за деревьями. | 2 | ||||||
Тема 1.10 Использование древесных растений на объектах озеленения. | Содержание | |||||||
39. | Ассортимент растений, применяемых в зеленом строительстве. Рядовые, аллейные, одиночные посадки. Ассортимент растений пригодных для рядовых посадок. Хвойные древесные растения, используемые в рядовых и аллейных посадках Лиственные древесные растения, используемые в рядовых и аллейных посадках. Хвойные древесные растения, используемые в одиночных посадках. Лиственные древесные растения, используемые в одиночных посадках. | 2 | ||||||
40. | Растения, применяемые для устройства живых изгородей. Живые изгороди из хвойных растений. Свободно растущие живые изгороди из лиственных растений. Стриженые живые изгороди из лиственных растений и хвойных растений. | 2 | ||||||
41. | Растения применяемые для устройства каменистого сада. Хвойные древесные растения, используемые в каменистых садах. Лиственные древесные растения, используемые в каменистых садах. | 2 | ||||||
42. | Вертикальное озеленение, ассортимент растений Вьющиеся древесные растения (лианы), используемые в вертикальном озеленении. | 2 | ||||||
Контрольная работа | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
43. | Подбор растений для каменистого сада и составление композиции из хвойных и лиственных растений. | 2 | ||||||
44. | Подбор древесных растений для живой изгороди на объекте озеленения в регулярном стиле с расчетом количества, стоимости посадочного материала и производимых работ. | 2 | ||||||
Тема 1.12 Формирование древесных растений. | Содержание | |||||||
45. | Формирование древесных растений на объектах озеленения, способы формирования. | 2 | ||||||
46. | Различные виды обрезки и прищипки. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
47. | Изучение способов формирования, различных видов обрезки и прищипки. | 2 | ||||||
Тема 1.13 Особенности посадки растений. | Содержание | |||||||
48. | Подготовка территории объекта озеленения. Подготовка почвы. Сроки и правила проведения посадочных работ. | 2 | ||||||
49. | Особенности посадки деревьев и кустарников зимнее и летнее время. Посадка деревьев с открытой корневой системой. Посадка деревьев и закрытой корневой системой. | 2 | ||||||
Раздел 2. Озеленение интерьеров (фитодизайн) | 34 | |||||||
Тема 2.1 Классификации растений интерьеров. | Содержание | 2 | ||||||
50. | Классификация растений интерьеров по отношению к свету, теплу, влаге, плодородию почвы. | |||||||
51. | Классификация растений интерьеров по внешнему виду и декоративной ценности. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
52. | Подготовка обзора классификации растений интерьеров по отношению к свету. | 2 | ||||||
53. | Подготовка обзора классификации растений интерьеров по отношению к влаге и температуре. | 2 | ||||||
54. | Подготовка обзора классификации растений интерьеров по внешнему виду и декоративной ценности. | 2 | ||||||
55. | Создание фотокатолога растений интерьера. | 2 | ||||||
Тема 2.2 Основные правила ухода за растениями интерьеров. | Содержание | |||||||
56. | Разновидности и назначение: субстратов, горшков и кашпо; правила установки светового, влажностного режимов. Виды специального оборудования для создания оптимальных условий для растений; средства защиты, стимуляторы роста, удобрения. | 2 | ||||||
57. | Выращивание и содержание растений в интерьере. | 2 | ||||||
58. | Методы борьбы и предотвращения вредителей и болезней (биологические и химические). | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
59. | Выращивание и содержание растений в интерьере. | 2 | ||||||
60. | Размножение растений интерьера | 2 | ||||||
Тема 2.3 Композиционное решение размещения растений. | Содержание | |||||||
61. | Основные выразительные средства композиций: масштабность, расположение, формы, компоновка, фон, свет и тени, пропорции, нюанс, равновесие, очертание, объемность, ритм, линии, симметрия и асимметрия, динамичность, время. | 2 | ||||||
62. | Солитеры. Горшечные группы. Висячие садики. Флорариумы. Зеленые витрины. Настольные сады. Коллекции. Размещение растений в зависимости от назначения интерьера: жилое помещение (холл, гостиная, рабочий кабинет и др.); офис (приемная, рабочий кабинет, зал заседаний и др.); кафе, выставка и др. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
63. | Выполнение эскиза озеленения жилого помещения и подбор декоративных растений для оформления. | 2 | ||||||
Тема 2.4 Основы аранжировки. | Содержание учебного материала | |||||||
64. | Букет: назначение, виды, правила составления. | 2 | ||||||
Практические занятия | ||||||||
65 -66. | Оформление (эскиз) букета (композиции). | 2 2 | ||||||
Итоговый контроль: Экзамен | ||||||||
Всего | 132 |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Каждый студент проходит производственную практику на данном предприятии, где работает. По окончанию учебы студент обязательно приносит дневник с указанием оценок, заверенных подписью наставника.
Программа производственной практики по профессии по профессии Цветовод – 2 разряд.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Выполнение работ по выращиванию посадочного материала цветочных растений в декоративных питомниках. | 30 |
2 | Выполнение работ по созданию элементов композиции цветочного озеленения. | 16 |
3 | Выполнение работ по уходу за цветочными растениями. | 24 |
Итого | 72 |
- КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
Квалификационный экзамен (6 часов) включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований.
Задание квалификационного экзамена
Билет №1
1. Каким образом подготовить территорию под озеленение. Перечислите способы
подготовки.
2. Причины производственного травматизма в зеленом хозяйстве.
3. Выполнить практическую работу: Сбор и складирование органического мусора.
Билет №2
1. Способы обрезки и прореживания крон стандартных деревьев и кустарников
2. Меры безопасности с инструментом при обрезке и прореживании крон
стандартных деревьев и кустарников
3. Выполнить практическую работу: произвести обрезку крон кустарников
Билет №3
1. Способы планировки площадей, гряд, дорожек и откосов под рейку и шаблон.
2. Причины производственного травматизма в зеленом хозяйстве.
3. Выполнить практическую работу: спланировать территорию под озеленение на
глаз, выполнить эскиз территории
Билет №4
1. Погрузка и разгрузка стандартных деревьев, кустарниковых и цветочных растений.
2. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах в зеленом хозяйстве.
Оказание первой помощи пострадавшим при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
3. Выполнить практическую работу: Погрузка и разгрузка стандартных деревьев,
кустарниковых и цветочных растений.
Билет №5
1. Заготовка растительной земли и дерна.
2. Правила хранения садового инвентаря, общий уход
3. Выполнить практическую работу: произвести заготовку растительной земли и
дерна, срезку грунта вручную.
Билет №6
1. Подготовка посадочных мест вручную для кустарников с оголенной корневой
системой.
2. Правила безопасности при выкопке посадочных мест вручную для кустарников с
оголенной корневой системой.
3. Выполнить практическую работу: произвести выкапывание посадочных ям
вручную для кустарников с оголенной корневой системой.
Билет №7
1. Уход за приствольными лунками, стволами и кроной саженцев.
2. Правила безопасности при стрижке кустарников в живых изгородях и при
формовочной обрезке деревьев, поросли.
3. Выполнить практическую работу: обрезка поросли у деревьев и кустарников,
стрижку кустарников.
Билет №8
1. Способы подготовки посадочных мест в различных грунтах.
2. Оказание первой помощи пострадавшим при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
3. Выполнить практическую работу: посадка деревьев, кустарников в подготовленные
места (лунки, ямки)
Билет №9
1. Временный прикоп, его назначение. Способы прикопки.
2. Воздействие факторов производственной сферы и трудовых процессов на
работающих.
3. Выполнить практическую работу: прикопка деревьев и кустарников с оголѐнной
корневой системой.
Билет №10
1. Понятие цветочной композиции.
2. Орудия труда и механизмы, используемые при формировании газонов. Меры
безопасности при работе с орудиями труда и механизмами.
3. Выполнить практическую работу: оформление букета.
Билет №11
1. Земляные смеси, применяемые в зеленом хозяйстве, их составление.
2. Профзаболевания работающих в зеленом хозяйстве и их причины.
3. Выполнить практическую работу: подготовка земляной смеси (почвогрунта) для
цветочных растений.
Билет №12
1. Способы защиты растений от вредителей и болезней.
2. Меры безопасности при обработке растений ядохимикатами.
3. Выполнить практическую работу: опрыскивание растений (деревьев и кустарников
ядохимикатами).
Билет №13
1. Растения интерьера: классификация по экологическим факторам.
2. Причины производственного травматизма в зеленом хозяйстве.
3. Выполнить практическую работу: определить заданным растениям месторасположение в помещении, согласно предъявляемым требованиям к свету.
Билет №14
1. Уход за комнатными растениями. Полив с разбрызгивателями. Нормы полива.
2. Правила хранения садового инвентаря, общий уход.
3. Выполнить практическую работу: полив комнатных растений.
Билет №15
1. Уход за комнатными растениями. Правила подкормки.
2. Причины возникновения пожаров в зеленом хозяйстве, меры по их
предупреждению.
3. Выполнить практическую работу: подкормка комнатных растений.
Билет №16
1. Разравнивание поверхности цветника. Способы посадки цветочных растений.
2. Первая помощь при травмах и порезах.
3. Выполнить практическую работу: разровнять поверхность цветника. Произвести
посадку цветочных растений по одному из предложенных способов.
Билет №17
1. Время посадки. Нормы высадки цветочных растений. Расчѐт.
2. Влияние шума и вибрации на организм человека.
3. Выполнить практическую работу: посадка цветочных растений по шнуру (из
многолетников и однолетников)
Билет №18
1. Способы содержания цветников. Правила выкапывания цветочных растений и
выборки их из почвы.
2. Воздействие факторов производственной сферы и трудовых процессов на
работающих.
3. Выполнить практическую работу: выкапывание цветочных растений и выборка их
из почвы.
Билет №19
1. Уход за зелеными насаждениями в послепосадочный период.
2. Причины возникновения пожаров в зеленом хозяйстве, меры по их
предупреждению.
3. Выполнить практическую работу: подкормка, прополка, мульчирование древеснокустарниковых и цветочных растений
Билет №20
1. Правила ухода за цветниками и клумбами.
2. Правила хранения садового инвентаря, общий уход.
3. Выполнить практическую работу: прополка цветников и клумб.
Билет №21
1. Планировка площадей, гряд, дорожек и откосов с выборкой корней, камней и
разбивкой комьев
2. Меры безопасной работы при планировке площадей, дорожек и откосов с
выборкой корней, камней и разбивкой комьев
3. Выполнить практическую работу: спланировать дорожки и откосы с выборкой
корней, камней и разбивкой комьев на предложенной площади
Билет №22
1. Разметка (маркировка) рядов и борозд.
2. Первая помощь при травмах и порезах.
3. Выполнить практическую работу: произвести разметку (маркировку) рядов и
борозд на спланированной площади.
Билет №23
1. Рыхление клумб, приствольных лунок.
2. Причины производственного травматизма в зеленом хозяйстве.
3. Выполнить практическую работу: рыхление клумб, приствольных лунок.
Билет №24
1. Устройство насыпных клумб и рабаток.
2. Воздействие факторов производственной сферы и трудовых процессов на
работающих.
3. Выполнить практическую работу: обкапывание и формирование бордюра под
цветники.
Билет №25
1. Устройство цветников из однолетников и многолетников.
2. Профзаболевания работающих в зеленом хозяйстве и их причины.
3. Выполнить практическую работу: формирование цветника из декоративных
камней
Все слушатели выполняют в обязательном порядке практическую квалификационную работу в присутствии квалификационной комиссии.
- Список рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Теодоронский В.С., Садово-парковое строительство и хозяйство: учебник - М.:Издательский центр «Академия»,2015-288 с.
- Грачева А.В. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: Учебное пособие для СПО и НПО / А.В.Грачева. – Москва: Форум, ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
- Соколова Т.А. « Декоративное растениеводство, древоводство» М.: «Академия» 2012 г.
Дополнительные источники:
1. Декоративное растениеводство. Цветоводство. Учебник: Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова — Москва, 2014 г.- 448 с.
2. Боговая И.О. «Ландшафтное искусство» М.: Агропромиздат, 2013 г.
3. Боговая И.О. «Озеленение населённых мест» М.: Агропромиздат, 2010 г.
4. Голушонков С.Н. «Ландшафтный дизайн» М.: Мир книги, 2012 г.
5. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна/под общей редакцией Потаева Г.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6. Казнов С.Д. Казнов С.С. Благоустройство жилых зон городских территорий. – М.: Изд-во АСВ, 2012. – 216 с.
7. Кочережко О.И. « Ландшафтный дизайн» Ростов-на-Дону: Феникс,2012 г.
8. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна/Н.Я.Крижановская. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 204 с.
9. Марковский Ю.Б. «Каменистые сады» М.: Фитон, 2012 г.
10. Немов Е.Н. «Дизайн садового участка» М.: Фитон, 2012 г.
12. Нестерова А.В. « Газоны, цветники и дорожки» М.: Вега, 2012 г.
13. Теодоронский В.С., Садово-парковое строительство: учебник – 2-е изд. ГОУ, М.,2014, 336с., ил.
14. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А., Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры, Издательский центр «Академия», М.,2015,352с.
15. Теодоронский В.С., Садово-парковое строительство: учебник – 4-е изд. ГОУВПО МГУЛ, М.,2014, 336с., ил. Петров А.Н.
Журналы:
Ландшафтный дизайн: первый в России журнал о ландшафтном дизайне и декоративном садоводстве.
Мой прекрасный сад: журнал для садоводов.
Садовник: ежемесячный журнал.
Интернет-ресурсы:
- http://www.plantarium.ru/
- http://www.aquaplants.ru/2007/12/05/priznaki_nedostatka_mineralnykh_veshhestv_u_rastenijj.html
- http://growplants.ru/Obschaya-informatsciya/multiply.html
- http://www.ecosystema.ru/07referats/geogr_rast.htm
- http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/PUSTINI.html
- http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm
- http://www.botsad.ru/world5.htm
- http://www.stranymira.com/na/1169-severnaja-amerika-prirodnye-zony.html
- http://geobotany.narod.ru/theory5.htm
- http://biogeografiya.ucoz.ru/index/0-5
- Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
- Все о цветах (Флориссима) http://www.florissimaltd.ru/