Программа "Азбука дизайна"
Программа для дошкольников от 5 до 7 лет. Программа «Азбука дизайна» по направленности деятельности, художественная, реализуется в образовательной области - искусство. Виды деятельности работа с простым карандашом, бумагой, красками (акварель, гуашь), природными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_dizayna.docx | 71.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
города Димитровграда Ульяновской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО ЦДОД
«___» _____________ 201_ г.
____________ Н.И.Епифанова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Азбука дизайна»
художественной направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 5-7 лет
Принята на заседании педагогического совета МБУДО ЦДОД от «____» ________201__г. Протокол №____ | Программа разработана Коробовой Екатериной Валерьевной, педагогом дополнительного образования детей |
Димитровград - 2019
Рецензенты:
1.____________________________________________________
______________________________________________________
- ________________________________________________
___________________________________________________
Годы обучения: 1
1 год – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа 36 недель) 5-7 лет;
Программа рассмотрена на заседании методического совета МБУДО ЦДОД Протокол № ____ от «_____» ______________2019 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука дизайна» разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся дошкольного возраста в условиях муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»
Программа является модифицированной с авторским подходом к разработке, она приведена в соответствии с современными требованиями, в программе учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития детей в системе дополнительного образования.
Программа «Азбука дизайна» по направленности деятельности, художественная, реализуется в образовательной области - искусство. Виды деятельности работа с простым карандашом, бумагой, красками (акварель, гуашь), природными материалами.
Каждый ребенок талантлив и одарен от природы, однако в дошкольном возрасте развитие одаренности обладает скрытым характером, который нуждается в раскрытии. Ярче всего художественная одаренность проявляется именно в дошкольном возрасте. Причиной тому тот факт, что ребенок лучше запоминает все выразительное и оригинальное, обладает образным мышлением и субсенсорным восприятием мира, охотнее стремится к реализации себя в творческо-художественной деятельности.
Одним из средств является детский дизайн, который ориентируется на создание оригинальных поделок, подарков, сувениров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения.
Главное для любого дизайнера – фантазия, нестандартность мышления, воображение и умение сочетать форму и цвет. Для превращения ребенка в дизайнера, в первую очередь, необходимо развивать в нем пространственное воображение и непременно поощрять нестандартное видение окружающего нас мира.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Изобразительная деятельность дает возможность для развития моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий. Так развивается мелкая моторика.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве, рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов. Рисование позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Актуальность программы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только с помощью традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Идея создания программы «Азбука дизайна» это познание мира техники, искусства, природы, пространства. Многообразие видов деятельности, а именно: художественной – стиль, пространство, среда, композиция, пропорция, пластика, цвет, фактура; технической – планировка, масштаб, эскиз, чертеж. Работа с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Новизна программы состоит в том, что в процессе приобщения детей к миру прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного и тематического рисования.
Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука дизайна» решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными особенностями русской художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, изучают культуру и жизнь разных народов, живопись, раскрывая их красоту, многообразие и самобытность.
В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу к процессу создания работ.
Любой работе ребенка необходимо находить практическое применение. Даже образец может стать законченной работой. Это позволяет сохранить дух творчества в процессе работы и интерес учащихся к процессу обучения.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Адресат – учащиеся от 5 – 7 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 год - 144часа (2 занятия в неделю по 2 часа).
В процессе преподавания могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).
Данная программа содержит 2 модуля. Обучение по 1-му модулю проходит с сентября по декабрь, период обучения по 2-му модулю – с января по май.
Первый модуль рассчитан на 68 часа, второй модуль - на 76 часов.
По направленности освоения учебного материала – горизонтальная, с очной формой организации, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических знаний.
Способ подачи содержания – комплексный, усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе.
Уровень усвоения содержания программы – ученический в начале обучения (действия по образцу), по мере освоения программы переход на творческий (поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, умение поставить творческую задачу и наметить пути и способы её выполнения)
Целевая установка данной программы - личностно центрированная, направлена на воспитание эмоционально-нравственной личности и формирование познавательного процесса у детей.
Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом программы в объединении сформированы группы учащихся от 5 до 7 лет. Число обучающихся в группе 10 человек. Состав группы постоянный.
1. 2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с техникой безопасности и правилами поведения в творческом объединении.
- Знакомить детей с возможностями и свойствами бумаги разной плотности и текстурности.
- Знакомить детей с цветом, линией, формой, пространством, их свойствами и возможностями.
Воспитательные:
- формирование элементарных навыков и умений изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;
- формирование творческой активности, художественного вкуса;
- формирование навыков сотрудничества;
- воспитание выдержки, волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело доводить до конца.
Развивающие:
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
- развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления;
1.3 Содержание программы. Модуль 1. Азбука дизайна
Учебный план
В содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука дизайна» допускается вариативность, некоторые изменения в количестве часов на изучение системного материала, в содержании занятий, форме их проведения.
Содержание программы может корректироваться, на освоение тем может планироваться большее количество часов для того, чтобы учащиеся лучше и более полно и прочно усвоили материал. Содержание программы выстроено согласно учебному плану, взаимосвязано между собой: на последующих занятиях совершенствуются знания, умения, навыки предшествующих.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука дизайна» включает в себя описание разделов для групповой работы:
Разделы выстроены в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включают описание теории и практики, форм контроля.
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 | |
1 | Давайте дружить. ТБ. | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
2 | Правила поведения. ПДД. | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
II. | Знакомство с красками | 20 | 7 | 13 | |
1 |
| 4 | 2 | 2 | практические задания |
2 | Дождик, дождик | 2 | 1 | 1 | практические задания |
3 | Листопад | 2 | 1 | 1 | практические задания, наблюдение |
4 | Яблочки | 2 | 1 | 1 | практические задания |
5 | «Собираем ягоды» | 2 | - | 2 | практические задания |
6 | «Животные» | 4 | 2 | 2 | практические задания |
7 | Теплая картина | 2 | - | 2 | практические задания |
8 | Досуг. | 2 | - | 2 | экскурсия |
III | Знакомство с натюрмортом | 16 | 5 | 11 | |
1 | Волшебные листья | 8 | 2 | 6 | практические задания, дидактическая игра |
2 | Торт | 4 | 2 | 2 | ,практическое задание |
3 | Составление натюрморта | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
4. | Досуг | 2 | - | 2 | дидактические игры |
IV | Народы мира | 12 | 5 | 7 | |
1 | Знакомство с культурами народов мира | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
2 | Национальные костюмы | 4 | 2 | 2 | Практические занятия |
3 | Национальные блюда | 4 | 2 | 2 | Практические занятия |
4 | Досуг | 2 | 1 | 1 | Дидактические игры |
V | Зимняя сказка | 12 | 5 | 7 | |
1 | Забавный снеговик | 2 | 1 | 1 | Практические занятия |
2 | Елочка нарядная | 4 | 2 | 2 | Практические занятия |
3 | Елочная игрушка | 4 | 2 | 2 | Практические занятия |
4 | Новогодний хоровод | 2 | - | 2 | дидактические игры |
Всего | 64 |
Содержание учебного плана
Модуль 1.
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1. Давайте дружить. Техника безопасности.
Теория: знакомство с детьми по имени. Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в учреждении.
Практика: игра «Знает каждый», игры на знакомство «Теремок», «Произнеси своё имя ласково», «Как тебя называет мама?».
Тема 2. Правила поведения. ПДД.
Теория: основные правила дорожного движения (виды основных дорожных знаков и их значение, правила поведения в общественном транспорте и на остановках, правила поведения на пешеходных переходах. Рассказ о том, что нас окружает в кабинете, в этом здании.
Практика: выполнение аппликации «Светофор»; экскурсия по подростковому клубу «Вита».
Раздел 2. Знакомство с красками.
Тема 1. Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?»
Теория: Дать первое представления о красках и их назначении, формировать знания и умения различать основные цвета, формировать знания и умения работать с кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику.
Используемые материалы: Разноцветные кляксы, заранее прикрепленные на доску. Изображение героев Н. Носова Незнайки и Знайки, палитра - не цветная, палитра – цветная, палитра - заготовка для каждого ребенка, краски, кисточки, стакан с водой.
Практика: рисование основных и дополнительных цветов.
Тема 2. «Дождик, дождик»
Теория: Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью", учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек, передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы.
Используемые материалы: краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой, иллюстративный материал, муз.сопровождение (звуки дождя).
Практика: рисование дождика линиями.
Тема 3. «Листопад»
Теория: Научить приёму тычка, используя щетинку. Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы. Приучать детей внимательно слушать стихи (четверостишия) об осени. Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную отзывчивость .
Используемые материалы: иллюстрация картины И.Левитана "Золотая осень"; изображение леса в черно-белом колорите и в ярком цвете; краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой.
Практика: рисование листопада.
Тема 4. «Яблочки»
Теория: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму, воспитывать умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета.
Используемые материалы: загадка, яблоки, губка, гуашь, палитра, стакан с водой.
Практика: Рисуем яблоко.
Тема 5. «Собираем ягоды»
Теория: Развиваем мелкую моторику рук. Аппликация ягодка.
Используемые материалы: цветная бумага, клей, черный фломастер.
Практика: Аппликация.
Тема 6. «Животные»
Теория: Продолжаем развивать мелкую моторику рук. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.
Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.
Используемые материалы: лист белой бумаги, краски, кисточки, стаканчик с водой.
Практика: Дорисовываем животных по трафарету.
Тема 7. «Теплая картина»
Теория: Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета.
Различать холодные и теплые цвета.
Используемые материалы: лист белой бумаги, краски, кисточки, стаканчик с водой.
Практика: Рисуем пейзаж.
Тема 8. «Досуг»
Теория: Познакомится с картинами известных художников. Приобщение родителей.
Практика: Поход в культурно-выставочный центр «Радуга» вместе с родителями.
Раздел 3. Знакомство с натюрмортом.
Тема 1. Волшебные листья.
Теория: Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.
Используемые материалы: Листья, лист белой бумаги, трафареты, гуашь, кисточки, стаканчик с водой.
Практика: Создание натюрморта с помощью листьев. Дидактическая игра «Осенний листопад»
Тема 2. «Торт»
Теория: Ознакомление детей с жанром натюрморта помогает развивать их воображение, эстетические чувства, художественные способности. Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учить их не только узнавать в натюрморте знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Учимся композиционно располагать украшение на торте, развиваем фантазию.
Используемые материалы: лист белой бумаги, заготовки украшений, цветные карандаши, клей.
Практика: Аппликация на тему натюрморт, учимся располагать детали так, чтобы в целом получилась комплексная картина.
Тема 3. «Составление натюрморта»
Теория: Учимся самостоятельно составлять натюрморт.
Используемые материалы: муляжи
Практика: Составление натюрморта с помощью муляжей овощей и вазы с цветами.
Тема 4. «Досуг»
Теория: Закрепляем полученные знания о натюрморте
Практика: Загадки о натюрморте. Дети делятся полученными знаниями на эту тему. Игра «Угадай-ка»
Раздел 4. Народы мира.
Тема 1. Знакомство с культурами народов мира.
Теория: Вызвать интерес к жизни народов других стран. Познакомить с элементарными представлениями о стране. Воспитывать уважение к народам различных стран, их обычаям, устоям, особенностям.
Используемые материалы: Цветные картинки народов мира
Тема 2. «Национальные костюмы»
Теория: Познакомить детей с национальными костюмами разных народов.
Используемые материалы: белый лист бумаги, цветные карандаши
Практика: рисование на выбор национального костюма по трафарету.
Тема 3. «Национальные блюда»
Теория: Познакомить детей с национальными блюдами разных народов.
Используемые материалы: заготовки, клей, лист белой бумаги
Практика: аппликация. Закрепление темы.
Тема 4. «Досуг»
Используемые материалы: игра
Практика: Дидактическая игра «Карточки», закрепление материала.
Раздел 5. Зимняя сказка.
Тема 1. Забавный снеговик.
Теория: Передача выразительного образа снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Используемые материалы: лист белой бумаги, гуашь, кисточки, стаканчик с водой
Практика: рисуем снеговика оттиском смятой бумаги.
Тема 2. Елочка нарядная.
Теория: Развивать чувство композиции.
Используемые материалы: лист белой бумаги, гуашь, кисточки, стаканчик с водой
Практика: Рисуем новогоднюю елку пошагово.
Тема 3. Елочная игрушка.
Теория: Учить детей изготавливать плоскостные елочные игрушки для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами.
Используемые материалы: лист белой бумаги, гуашь, кисточки, стаканчик с водой
Практика: Рисуем елочную игрушку.
Тема 4. Новогодний хоровод.
Используемые материалы: предметы для игры
Практика: играем в игру: Новогодний хоровод»
Модуль 2. Азбука дизайна
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I | Техника рисования – «набрызг» | 6 | 3 | 3 | |
1 | Зимний лес | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие |
2 | Снежинки | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие |
3 | Снегири | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие |
II. | Декоративно – прикладное искусство | 30 | 10 | 20 | |
1 |
| 8 | 2 | 6 | практические задания |
2 | Гжель | 8 | 2 | 6 | практические задания |
3 | Городецкая роспись | 8 | 2 | 6 | практические задания, наблюдение |
4 | Досуг | 4 | 2 | 2 | практические задания дидактические игры опрос |
5 | Горница декоративно-прикладного искусства | 2 | 2 | - | Наблюдение Экскурсия |
III | Восковые мелки и акварель | 20 | 6 | 14 | |
1 | Подводный мир | 4 | 2 | 2 | практические задания |
2 | Космос | 8 | 2 | 6 | практическое задание, наблюдение |
3 | Балет | 4 | 2 | 2 | практическое задание |
4. | Осенние звездочки – астры | 4 | - | 4 | практические задания, дидактические игры |
IV | Весенние цветы | 24 | 8 | 16 | |
1 | Открытка для мамы | 4 | 2 | 2 | Практические занятия, наблюдение |
2 | Подснежники | 4 | 2 | 2 | словесные игры, практическое занятие |
3 | Букет тюльпанов | 8 | 2 | 6 | Практическое задание |
4 | Весеннее настроение | 4 | 2 | 2 | выставка |
5 | Досуг | 2 | - | 2 | экскурсия |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Всего | 80 |
Содержание учебного плана
Модуль 2.
Раздел 1. Техника рисования – «набрызг».
Тема 1. Зимний лес.
Теория: техника рисования «набрызгом» позволяет добиться различных эффектов, в зависимости от поставленной задачи. При помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Используемые материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Практика: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тема 2. Снежинки.
Теория: научить приёмам выполнения техники «рисование брызгами»;
развивать эстетический вкус.
Используемые материалы: бумага, трафареты, кисточки, краски, зубная щетка, стаканчик с водой
Практика: путем многослойного набрызга, создается рисунок «Снежинки»
Тема 3. Снегири
Теория: Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике, используя шаблоны. Способствовать формированию изобразительных умений и навыков. Использовать шаблоны.
Используемые материалы: бумага, трафареты, кисточки, краски, зубная щетка, стаканчик с водой
Практика: Рисуем снегирей. Соблюдаем пропорции композиции.
Раздел 2. Декоративно – прикладное искусство.
Тема 1. Золотая хохлома
Теория: Знакомство с хохломой. История зарождения и особенности хохломы.
Используемые материалы: выпиленная ложечка, краски, кисточки, стаканчик с водой
Практика: Расписывание ложечки в технике хохлома.
Тема 2. Гжель
Теория: Гжель. История промысла. Особенности росписи.
Используемые материалы: вырезанные заготовки посуды из бумаги, гуашь, кисточки, стаканчик с водой
Практика: Рисуем элементы гжели
Тема 3. Городецкая роспись
Теория: Городецкая роспись. История промысла. Особенности росписи. Образы и сюжеты.
Используемые материалы: вырезанная дощечка, краски, кисточки, стаканчик с водой.
Практика: на заготовленные дощечки наносим элементы городецкой росписи.
Тема 4. Досуг
Теория: Закрепляем полученные знания по народным промыслам
Используемые материалы: игра, заготовки матрешек, краски, кисточки, стаканчик с водой
Практика: Играем в игру «Угадайка», расписывание матрешек.
Тема 5. Горница декоративно-прикладного искусства.
Теория: Экскурсия в горницу декоративно-прикладного искусства, подросткового клуба «Вита»
Раздел 3. Восковые мелки и акварель.
Тема 1. Подводный мир.
Теория: Учимся составлять композицию заданной тематики. Кто же такие обитатели подводного мира?
Используемые материалы: лист белой бумаги, акварель, кисточки, стаканчик с водой, восковые мелки.
Практика: Восковыми мелками рисуем обитателей подводного мира и акварелью делаем фон.
Тема 2. Космос
Теория: знакомство учащихся с новой смешанной техникой – восковые мелки и акварель.
Используемые материалы: лист белой бумаги, акварель, кисточки, стаканчик с водой, восковые мелки, трафарет
Практика: С помощью трафаретов переводим на белый лист рисунки из тематики «Космос» на выбор, далее разукрашиваем их восковыми мелками. Покрываем картину акварелью.
Тема 3. Балет
Теория: прием различных технических приёмов для передачи художественного замысла
Используемые материалы: трафареты балерин, акварель, восковые мелки, кисточки, стаканчик с водой
Практика: располагаем композиционно балерин на листе белой бумаге, раскрашиваем восковыми мелками, покрываем несколькими оттенками акварели
Тема 4. Осенние звездочки – астры.
Теория: Закрепляем полученные знания о смешанной технике восковых карандашей и акварели.
Используемые материалы: акварель, восковые мелки, кисточки, стаканчик с водой, простой карандаш
Практика: простым карандашом намечаем расположение астр, продумываем композицию, дополняем композицию по желанию. Восковыми карандаши рисуем астры. Фон от угла делаем акварелью с растяжкой цвета.
Раздел 4. Весенние цветы.
Тема 1. Открытка для мамы.
Теория: Обогащаем знания об окружающем нас мире, о цветах, растущих на территории России.
Используемые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Практика: Делаем открытку для мамы. Объемные цветы.
Тема 2. Подснежники.
Теория: Учимся пользоваться палитрой, для достижения смешения красок нужного оттенка.
Используемые материалы: иллюстрации с подснежниками, белый лист бумаги, гуашь, кисточки, стаканчик с водой.
Практика: Рисуем подснежники
Тема 3. Букет тюльпанов
Теория: Продолжаем развивать мелкую моторику рук. Воспитываем эстетический вкус. Учимся располагать детали букета композиционно.
Используемые материалы: гофрированная бумага, клей, ножницы, палочки деревянные
Практика: Изготавливаем букет тюльпанов из гофрированной бумаги.
Тема 4. Весеннее настроение.
Теория: Учимся преподнести и рассказать про свою работу родителям.
Практика: Выставка рисунков и композиций цветов для родителей.
Тема 5. Досуг.
Теория: Расширяем свой кругозор
Практика: Посещение культурно-выставочного центра «Радуга»
Тема 6. Итоговое занятие.
Практика: Награждение грамотами учащихся
Планируемые результаты
• Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве;
• Демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства.
• Сформировано эстетическое отношение к изобразительной деятельности.
• Овладел навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и конструктивной деятельности.
• Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у учащихся и умения изображать их в собственной деятельности.
• Поддерживает творческий интерес к изобразительной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное время программы отводится для выполнения детьми творческих заданий. Весь изучаемый материал педагог обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, индивидуальной работе с каждым учеником.
Задания модуля 1 направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет детям овладеть рисованием несложных сюжетов и образов.
Задания модуля 2 нацелены на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, изображение животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.
Программа знакомит детей с такими материалами и техниками как восковые карандаши и акварель, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
Программа для детей по изобразительной деятельности составлена с опорой на педагогические технологии:
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных и учебно-воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
2. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
Итогом освоения программы становится выполнение детьми итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
Методы, приемы и формы реализации программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Материально – техническое и дидактическое и организационное обеспечение
Аудитория для проведения занятий оснащена необходимым оборудованием: парты, стулья, магнитная доска для педагога, шкафы для хранения материалов, принадлежностей и работ.
Средства обучения
-материальные: аудитория, специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска;
- демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели;
- аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Ожидаемый результат и формы подведения итогов
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа силуэта, ритма, контраста);
- умение и навыки работы с художественными материалами и техниками (гуашь, акварель, восковые мелки);
- навыки самостоятельного применения художественных материалов и техник(гуашь, акварель, восковые мелки, гофрированная бумага);
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль.
Промежуточный контроль проводится в виде творческого просмотра, выставки. Педагог имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
- Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
- Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных и учебно–воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группа). – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
- Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
- Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
- Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
Литература для детей:
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
- Дидактический материал по трудовому обучению М Просвещение 1988г.
- «Аппликация техника и искусство» издательство «Эксмо-пресс» 2002г.
- Г.И.Долженко 100 поделок из бумаги. Ярославль Академия, Ко Академия холдинг 2000г.
Дополнительная литература
1.С.С.Лежнева, И.И.Булатова «Сказка своими руками» Минск Полымя 1996г.
2.С.И.Гудилина «Чудеса своими руками» М аквариум 1998г.
3. Лемешев С.К. Сам себе дизайнер.- М., 2004.- 144 с.
4. айли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма.- М., 2004.- 544 с.: ил.
5. Чинь, Франссис Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция.- М., 2005.- 399 с.: ил.
6.И.М. Петрова «Объёмная аппликация» Санкт-Петербург «Детство-пресс»2005г.
7. Дизайн выставок.- М., 2006.- 216 с.: ил.
8. Минервин Г.Б. основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. пособие.- М., 2004.- 96 с.
Словарь терминов
- Эскиз - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском более крупной работы и воплощающее ее замысел основными композиционными средствами.
- Гамма цветовая — в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения.
- Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств, промышленных изделий.
- Композиции произведения изобразительного искусства — это размещение на полотне людей и предметов.
- Орнамент - узор, с повторяющимися в определённом порядке рисунками.
- Аппликация - прием декоративно-прикладного искусства, создающий орнамент или любое изображение путем наложения на основной фон кусочков из иного материала.
- Схемы – изображение элементов и способов соединения их между собой.
- Чертеж-изображение изделия на плоскости с соблюдением правил и условных обозначений.
- Концепция - основной замысел проекта, сложившийся в результате анализа аналогов и пробных вариантов решения, содержащий прогноз и программу проектирования.
- Стиль – общность образной системы, средств художественной
выразительности, творческих приемов, обусловленная единством
идейно - художественного содержания.
Анализ
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
педагогом дополнительного образования Коробовой Екатериной Валерьевной
в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»
в первом полугодии 201_-20__ уч. года
№ группы | Наименование образовательной программы | Срок реализа-ции програмы | Реализация образовательной программы по годам (этапам) обучения | |||||
Год обуче-ния | Кол-во часов по учебному плану всего | Факт-ое кол-во прове-денных часов за 1 полугод. | Причины непроведения занятий (если они имеются) | За счет чего ликвидировано отставание в прохождении программы | Выполнение программы (этапа программы), % | |||
1 | «Азбука дизайна» | 1 год | 1 | 144 | 64 |
| 100 | |
2 | 100 | |||||||
3 | 100 | |||||||
4 | 100 | |||||||
5 | 100 | |||||||
6 | 100 | |||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
Мониторинг уровня усвоения учебного материала
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
на основании данных, полученных в течение периода обучения
201 -20 учебный год
Педагог дополнительного образования Коробова Екатерина Валерьевна
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука дизайна»
№ группы | Кол-во обучающихся | Результаты мониторинга, чел. | ||||||||
Входящая диагностика | Текущая диагностика | Итоговая диагностика | ||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||
10 | ||||||||||