«ИНТЕРЬЕРНАЯ МИНИАТЮРА» дополнительная общеразвивающая программа по дизайну интерьерной среды в миниатюре в арт-студии «Плюшевый кот»
Интерьерная миниатюра – это старинный вид искусства, который сегодня имеет большую популярность. Миниатюрные дома с полным убранством вызывают восторг у людей разного возраста, особенно у детей. Одно из направлений в этом искусстве – это миниатюра для кукол. Она имеет игровое предназначение, и более проста в изготовлении. Кукольная миниатюра – это начальный этап в изотовлении макетов интерьеров. Кукольная миниатюра может быть разных размеров и не должна в точности имитировать человеческое жилище, но именно через её изготовление у воспитанников формируются основные навыки моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_interernaya_miniatyura_osnovnaya_144chasa.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.Саяногорск |
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
Методического Совета директора МБУДО ЦДТ
« » сентября 2017 г. № 48/2 от « »сентября 2017 г.
«ИНТЕРЬЕРНАЯ МИНИАТЮРА»
дополнительная общеразвивающая программа
по дизайну интерьерной среды в миниатюре
в арт-студии «Плюшевый кот»
направленность: культурологическая
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации – 2 года
Введена в 2017 г.
Автор-составитель:
Агафонова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования,
Саяногорск, 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематический план 1 года обучения | 6 |
Содержание тем | 6 |
Учебно-тематический план 2 года обучения | 7 |
Содержание тем | 7 |
Методическое обеспечение | 7 |
Литература, использованная при написании программы | 10 |
Литература для обучающихся | 10 |
Экспертное заключение на программу |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерьерная миниатюра – это старинный вид искусства, который сегодня имеет большую популярность. Миниатюрные дома с полным убранством вызывают восторг у людей разного возраста, особенно у детей. Одно из направлений в этом искусстве – это миниатюра для кукол. Она имеет игровое предназначение, и более проста в изготовлении. Кукольная миниатюра – это начальный этап в изотовлении макетов интерьеров. Кукольная миниатюра может быть разных размеров и не должна в точности имитировать человеческое жилище, но именно через её изготовление у воспитанников формируются основные навыки моделирования.
Направленность программы «Интерьерная миниатюра» по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трёхгодичная; по способу организации содержания образовательной программы – учебно-познавательной; по уровню усвоения программы – общеразвивающей; по уровню – базовой, по типу – модифицированной на основе авторской программы «Мягкая игрушка» (программа заняла первое место в V международном конкурсе учителей «Профессионалы» в номинации «Программы дополнительного образования детей» 30.04.2015 г. Таганрог).
Программа разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта к внеурочной деятельности школьников. Также при составлении программы учтены федеральные государственные требования для программ декоративно-прикладного творчества. Учебные задачи программы установлены исходя из требований конкурсов, для учащихся школьного возраста, декоративно-прикладного творчества городского, республиканского и общероссийского масштаба.
Новизна программы. Программа является подробным руководством по обучению интерьерной миниатюре. В содержании заложен поэтапный курс приобретения необходимых для этого ремесла знаний и умений с учётом возрастных особенностей. Необходимым условием реализации содержания программы является технология личностно-ориентированного обучения. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на побуждение их к творчеству. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Методика обучения на первом году преследует цель подготовки детей к самостоятельной работе, способности усваивать основные знания и умения. В последующие годы выбор методов обучения обусловлен творческой самореализацией воспитанников. Это связано с тем, что у каждого воспитанника свой индивидуальный уровень восприятия и производительности труда.
Актуальность. В современном обществе популярны как традиционные так и новые виды рукоделия. Программа «Интерьерная миниатюра» разработана с учётом потребности детей в ручном труде и прикладном искусстве. Наиболее значимой целью программы является формирование интереса к современному и историческому быту разных культур. Программа составлена на основе возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей обучающихся 7-12–летнего возраста.
Педагогическая целесообразность. Деятельность детей в рамках программы направлена на то, чтобы осваивать и совершенствовать навыки изготовления интерьерных миниатюр. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, линейный и пространственный глазомер, будут формироваться навыки дизайна и проектирования интерьеров.
Цель программы: развитие у обучающихся индивидуальных творческих способностей через дизайн миниатюрных интерьеров.
Задачи 1-го года обучения:
- Пробудить интерес к интерьерному моделированию через выполнение бумажных аппликаций кукольных домов.
- Сформировать умения и навыки самостоятельного выполнения ручных стежков и строчек.
- Сформировать навыки выполнения объёмной мебели по шаблонам.
- Развивать ощущение цветовой гармонии и пропорциональных размеров.
- Воспитывать аккуратность и уважительное отношение к труду в выполнении практических работ.
- Способствовать дружеской и доброжелательной атмосфере в студии.
Задачи 2-го года обучения:
- Познакомить с культурой разных стран мира через интерьерное моделирование.
- Научить технологии изготовления миниатюрной мебели.
- Способствовать развитию образного мышления и художественного вкуса в процессе разработки интерьерной среды.
- Развивать способность к самостоятельной работе на основе схем и изображений.
- Сформировать способность критически оценивать выполненную работу и вносить коррективы.
- Сформировать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.
Отличительные особенности программы. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки по технологии изготовления изделий из разных материалов, с учетом аккуратности и экономии материалов. На занятиях особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой, швейным и утюжильным оборудованием. Изложение учебного материала требует такой эмоционально-логической последовательности, которая направлена на формирование у обучающихся интереса к процессу обучения, общению в совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса обучаемого. Популяризация всех успехов и достижений обучающихся способствует самоопределению и самоутверждению в коллективе и жизни в целом;
Сверхзадачей программы является формирование устойчивой потребности детей в саморазвитии, общении с людьми в условиях творческой работы. На занятиях обучающийся не только получает новые знания и формирует умения, но и осознаёт свой творческий потенциал. Создание интерьеров в различных стилях даёт толчок для саморазвития личности и возможность получения знаний по композиции, по цветоведению. Учащиеся узнают основы дизайна и художественного оформления. Программа «Интерьерная миниатюра» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в процессе обучения уделяется большое внимание воспитательной работе. Такая работа подразумевает проведение внеклассных мероприятий, цель которых, состоит в сплочении коллектива, в раскрытии внутренних качеств каждого обучающегося, в формировании уважительного отношения между сверстниками и почтительного отношения к старшим.
Возраст детей, обучающихся в студии 8-12 лет. В группах занимаются 12-15 человек постоянного состава. Специфика программы рассчитана на девочек, но не исключает возможности занятий с мальчиками. Набор обучающихся проходит в свободной форме в начале учебного года.
Срок реализации программы три года: каждый год соответствует отдельному этапу обучения. Продолжительность обучения: 1 год – 34 учебные недели; 2 год – 36 учебных недель. Каждый год обучения по программе соответствует отдельному этапу. На первом этапе деятельность обучающиеся характеризуется способностью усваивать новый материал и воспроизводить его в своих работах. Педагогический контроль при этом осуществляется непрерывно. Второй этап подразумевает частичное удаление педагога из деятельности детей, но требуется поддержка в вопросах творческого и художественного выбора.
Формы и режим занятий: групповая форма. Группы первого года обучения занимаются два раза в неделю по 2 часа (136 часов в год). Группа второго года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате усвоения программы обучающийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни (развить ключевые компетенции):
- проявлять творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ различных видов художественной деятельности;
- иметь навыки самостоятельной творческой работы;
- знать и использовать особенности разных художественных материалов в работе.
1 год обучения
должен знать:
- правила техники безопасности при выполнении ручных работ;
- технологию выполнения ручных швов;
- последовательность изготовления объёмной мебели по шаблонам;
- гармоничные цветовые сочетания в интерьере.
должен уметь:
- работать с инструментами и приспособлениями, соблюдая условия ТБ;
- выполнять ручные стежки и строчки;
- выкраивать детали мебели по готовым шаблонам;
- декоративно оформлять готовое изделие;
- осуществлять визуальный контроль качества в ходе изготовления изделия.
2 год обучения
должен знать:
- организацию рабочего места при выполнении ручных работ;
- свойства различных текстильных материалов;
- технологию изготовления предметов интерьера;
- технологию создания аксессуаров для интерьера.
должен уметь:
- выполнять экономную раскладку лекал на материале;
- создавать проект интерьера в одном стиле;
- выполнять декоративную отделку мини-интерьера;
- сочетать цвета и фактуры различных материалов при разработке изделий.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся в Центре Детского Творчества используется единая методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:
- Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания терминологии ручных и машинных работ, влажно-тепловой обработки изделий. Для диагностики результатов используются тестовые задания, метод наблюдения и контрольные опросы.
- Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки по основным разделам учебной программы: навыки выполнения ручных работ, умение работать на швейном оборудовании с соблюдением установленных технологических режимов, разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.
- Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность в пользовании источниками информации, участие в учебно-исследовательской деятельности студии, адекватность восприятия информации от педагога, способность организовывать рабочее место и соблюдать правила ТБ при работе с колющими, режущими предметами, при работе с электрооборудованием и швейными машинами.
- Личностное развитие обучающегося.
Выражается в способности выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение, в способности оценивать себя соответственно реальным достижениям. Приветствуется желание воспринимать общие дела как свои, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Форма подведения итогов: текущая (на занятиях в течении всего периода), промежуточная (по итогам полугодий в декабре и в мае), итоговая аттестация (по завершению программы, в конце 2-го года обучения).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | Теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. | 2 | 2 | 0 |
2 | Игровой интерьер. Аппликация. | 10 | 2 | 8 |
3 | Ручные стежки и строчки. | 16 | 2 | 14 |
4 | Мягкая мебель. | 32 | 2 | 30 |
5 | Мебель из картона | 24 | 2 | 22 |
6 | Дом для куклы | 24 | 2 | 22 |
7 | Кукла из ткани. | 26 | 4 | 24 |
8 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО | 136 | 16 | 120 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:
1. Вводное занятие – 2ч.
Задачи работы первого года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения в Центре детского творчества и на занятиях в студии.
2. Игровой интерьер. Аппликация – 10ч.
Бумажная аппликация. Формы. Интерьер спальни. Цветовые сочетания. Аппликация. Интерьер кухни. Кукла из бумаги. Одежда для куклы. Интерьер гостиной.
3. Ручные стежки и строчки – 16ч.
Ручные стежки: вперёд иголку, строчка, петельный. Отделочные швы. Игольница в технике простых швов. Способы пришивания фурнитуры. Имитация предметов еды из текстиля. Особенности работы с фетром. Технология изготовления и снятия лекал.
4. Мягкая мебель – 32ч.
Выкраивание деталей по шаблонам. Ниточные соединения деталей. Технология и последовательность сборки мебели. Придание мебели объёма. Изготовление кресла, дивана, кровати и пуфика.
5. Мебель из картона – 24ч.
Вырезание деталей. Клеевые соединения. Технология и последовательность сборки мебели. Декорирование мебели краской. Изготовление стола, шкафа, стульев.
6. Дом для куклы– 24ч.
Планирование интерьера. Изготовление коробки для дома. Наружная фактурная отделка дома. Внутренняя отделка стен, пола и потолка. Изготовление аксессуаров для дома и компоновка предметов в интерьере.
7. Кукла из ткани – 26ч.
Изготовление деталей куклы по шаблонам. Соединение деталей. Изготовление одежды для куклы. Использование ручных швов в отделке и пришивании фурнитуры. Изготовление аксессуаров для одежды.
8. Итоговое занятие – 2ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Оборудование рабочего места. | 2 | 2 | 0 |
2 | Моделирование предметов интерьера. | 32 | 2 | 30 |
3 | Интерьер в русском народном стиле. | 36 | 2 | 34 |
4 | Фактурные отделки поверхностей. | 14 | 2 | 12 |
5 | Интерьер в стиле шебби-шик. | 32 | 2 | 30 |
6 | Проект своего интерьера. | 26 | 0 | 26 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО | 144 | 10 | 134 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:
1. Вводное занятие – 2ч.
Задачи работы второго года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения в Центре детского творчества и на занятиях в студии.
2. Моделирование предметов интерьера – 32ч.
Материалы и способы для соединения деталей мебели. Технология сборки и изготовления мебели. Изготовление стола, кресла, кровати камина и комода. Декорирование изделий.
3. Интерьер в русском народном стиле – 36ч.
Быт народной избы. Технология изготовления ковриков из ниток. Тканые коврики. Изготовление печи, стола, лавки. Роспись предметов интерьера. Оформление внутреннего убранства помещения. Изготовление макета дома. Декор снаружи и внутри.
4. Фактурные отделки поверхностей – 14ч.
Имитация реалистичных фактур при помощи бумаги, клея, красок и других материалов. Фактуры дерева, камня, кожи. Эффект состаривания.
5. Интерьер в стиле шебби-шик – 32ч.
Характерные особенности стиля. Подбор материалов. Изготовление предметов интерьера. Изготовление аксессуаров для интерьера. Оформление дома снаружи и внутри.
6. Проект своего интерьера – 26ч.
Выбор стиля интерьера для проектной работы. Разработка чертежей предметов. Подготовка деталей. Выполнение и декор изделий. Выполнение аксессуаров. Оформление домашнего пространства. Защита проектной работы в группе.
7. Итоговое занятие – 2ч.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Процесс обучения по программе «Интерьерная миниатюра» строится по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе воспитанники учатся запоминать и воспроизводить на практике необходимую для них информацию. Дети старшего возраста должны быть готовы к более осмысленному выбору своих действий, так как в основе их деятельности лежит самостоятельная работа.
Программа реализуется с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Фундаментальная идея личностно-ориентированного подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Конечный результат в ходе такого обучения – это личность ребёнка с ярким нестандартным мышлением, который способен не только придумать интересную идею, но и обладает всеми профессиональными качествами, чтобы воплотить её на практике.
Соответственно технологии обучения в программу включены основные методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный и частично-поисковый.
Из словесных методов наиболее значимыми являются: объяснение, беседа, поощрение. Объяснение происходит в начале занятия для всей группы в целом, а также на протяжении всего занятия индивидуально для каждого воспитанника. Беседа как метод играет большую роль в технологии личностно-ориентированного обучения, поскольку в процессе беседы можно создавать положительный эмоциональный настрой в группе и у каждого обучающегося. Беседа позволяет ребёнку высказать внутренние переживания, которые являются результатом взаимоотношений в школе и в семье. Чем больше педагог узнаёт в процессе беседы, тем больше у него возможностей благотворно повлиять на личность ребёнка. Метод поощрения – это залог эмоциональной состоятельности воспитанника на занятии. Каждый ребёнок нуждается в оценке своих трудов. Задача педагога – отмечать даже самые малые успехи детей и находить повод для похвалы у каждого ребёнка, независимо от уровня усвоения информации и результативности труда.
Наглядные методы включают в себя демонстрацию готовых образцов, показ трудовых приёмов и работу по готовым образцам. Этот метод является наиболее подходящим на этапе мотивации к труду. Готовое изделие и понимание процесса его изготовления вдохновляет на творческую работу и побуждает к мыслительной деятельности на этапе самостоятельной работы.
Практические методы позволяют выполнять упражнения для усвоения учебного материала и фиксировать необходимую информацию в специальных конспектах, при этом тренируется зрительная и слуховая память.
Репродуктивные методы дают обучающимся возможность воспроизвести в самостоятельной деятельности усвоенные знания. В процессе выполнения работы на первом году обучения основное внимание уделяется воспроизведению полученных знаний и свидетельствует об уровне усвоения знаний и умений.
На втором и третьем годах обучения репродуктивные методы уступают место частично-поисковым. Особое значение имеет способность творчески мыслить и обыгрывать стандартную форму новыми интересными решениями.
Занятия, исходя из условий сформированного состава, будут проходить в групповой, и индивидуально-групповой форме, а также в малых группах и в парах. Такие формы работы обеспечивают учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на занятиях в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней, как от педагога, так и от товарищей. Помогающий получает не меньшую помощь, чем более слабый в этом вопросе, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу.
- тренинги, игры, соревнования (определение цветовой гаммы изделия по временам года, конкурс мастерства).
- мастер-класс – это наиболее применимая форма обучения для воспитанников второго и третьего годов обучения.
- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами.
Воспитательные мероприятия могут проходить в форме праздников-чаепитий с привлечением родителей. Возраст воспитанников студии (8-12 лет) наиболее активный в вопросах познания окружающего мира с точки зрения психологии. В этот возрастной период ребёнок испытывает потребность учиться новому и общаться со сверстниками на фоне работы. Поэтому для развития дружеских отношений между детьми и эмоционального раскрепощения необходимо проведение воспитательных мероприятий с привлечением воспитанников из других объединений. Основные воспитательные мероприятия внутри объединения могут быть приурочены к началу учебного года, в канун Нового года, в начале весны, в день 1 апреля, на праздник 9 мая и в конце учебного года.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий. Программа ставит перед собой задачу формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, содействия в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации.
Дидактические средства:
- разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
- разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; схемы и карты технологической последовательности, карточки с заданиями.
- разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты.
Для конспектирования учебного материала, обучающиеся ведут рабочую тетрадь.
Для реализации программы имеется специально оборудованный кабинет.
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Технические средства:
- фотоаппарат, магнитофон, компьютер.
Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы, Интернет.
Оборудование для занятий:
- швейные машины, утюг, утюжильная доска.
Материалы и инструменты:
- ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетика), иск. мех, иск. кожа;
- нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные, мулине);
- иглы, нитевдеватель, напёрсток;
- ножницы, мел, калька, карандаш, клей ПВА, лента-скотч;
- лекала, трафареты, выкройки, см. лента, синтепон;
- фурнитура для отделки (пуговицы, бисер и др.)
- бумага, кисти, краски, линейка, циркуль.
- образцы готовых изделий.
Художественные средства: репродукции произведений искусства. иллюстрации изделий.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
1. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. –М.: Ассоциация XXI, 2006
2. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 96 с. илл.
3. Полонский В.М. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация: уч. пособие / В.М. Полонский. – М.: «Просвещение». – 1972. – 276с.
4. Савостицский Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник, уч. пособие / Н.А. Савостицский, Э.К. Амирова. – Рн/Д.: изд. «Феникс». – 2002. – 288с.
5. Цирулик, Н.А., Прооснякова, Т.Н. Технология. Твори! Выдумывай! Пробуй! Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы (система развивающего обучения Занкова Л.В.) – М.: Федоров, 2008.
6. Е. Гриднёва. / Куклы из ткани. Лучшие модели./ Питер – 2014 г. – 128стр.
7. Т. Финангер. / Шьём игрушки-тильды./ Арт-родник – 2014г. – 80стр.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Войнатовская Е. Текстильные куклы-хозяюшки. Издательство: «Питер» 2013 г.
2. Голубинцева Е. Подарки из кожи украшения и аксессуары. – М.: Изд-во «Эксмо». - 2003.
3. Кимберли Кристоферсон, Крис Тергуд. Цветы из ткани. Все техники. Издательство: «Контэнт» 2012 г.
4. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
5. Энн Кокс Вышиваем шелковыми лентамиИздательство: «Контэнт» 2011 г.
6. Грекулова А.Л., Солодовникова Т.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. – 1991г.
7. Энциклопедия рукоделия. Ниола-пресс, Москва. – 1997г.