«ИНТЕРЬЕРНАЯ МИНИАТЮРА» дополнительная общеразвивающая программа по дизайну интерьерной среды в миниатюре в арт-студии «Плюшевый кот»

Интерьерная миниатюра – это старинный вид искусства, который сегодня имеет большую популярность. Миниатюрные дома с полным убранством вызывают восторг у людей разного возраста, особенно у детей. Одно из направлений в этом искусстве – это миниатюра для кукол. Она имеет игровое предназначение, и более проста в изготовлении. Кукольная миниатюра – это начальный этап в изотовлении макетов интерьеров. Кукольная миниатюра может быть разных размеров и не должна в точности имитировать человеческое жилище, но именно через её изготовление у воспитанников формируются основные навыки моделирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_interernaya_miniatyura_osnovnaya_144chasa.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

Рассмотрена на заседании        Утверждена приказом

Методического Совета        директора МБУДО ЦДТ

«  » сентября 2017 г.        № 48/2 от « »сентября  2017 г.

«ИНТЕРЬЕРНАЯ МИНИАТЮРА»

дополнительная общеразвивающая программа

по дизайну интерьерной среды в миниатюре

в арт-студии «Плюшевый кот»

направленность: культурологическая

Возраст обучающихся: 7 – 12 лет

Срок реализации – 2 года

Введена в 2017 г.

Автор-составитель:

Агафонова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования,

Саяногорск, 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план 1 года обучения

6

Содержание тем

6

Учебно-тематический план 2 года обучения

7

Содержание тем

7

Методическое обеспечение

7

Литература, использованная при написании программы

10

Литература для обучающихся

10

Экспертное заключение на программу


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерьерная миниатюра – это старинный вид искусства, который сегодня имеет большую популярность. Миниатюрные дома с полным убранством вызывают восторг у людей разного возраста, особенно у детей. Одно из направлений в этом искусстве – это миниатюра для кукол. Она имеет игровое предназначение, и более проста в изготовлении. Кукольная миниатюра – это начальный этап в изотовлении макетов интерьеров. Кукольная миниатюра может быть разных размеров и не должна в точности имитировать человеческое жилище, но именно через её изготовление у воспитанников формируются основные навыки моделирования.

Направленность программы «Интерьерная миниатюра» по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трёхгодичная; по способу организации содержания образовательной программы – учебно-познавательной; по уровню усвоения программы – общеразвивающей; по уровню – базовой, по типу – модифицированной на основе авторской программы «Мягкая игрушка» (программа заняла первое место в V международном конкурсе учителей «Профессионалы» в номинации «Программы дополнительного образования детей» 30.04.2015 г. Таганрог).

Программа разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта к внеурочной деятельности школьников. Также при составлении программы учтены федеральные государственные требования для программ декоративно-прикладного творчества. Учебные задачи программы установлены исходя из требований конкурсов, для учащихся школьного возраста, декоративно-прикладного творчества городского, республиканского и общероссийского масштаба.

Новизна программы. Программа является подробным руководством по обучению интерьерной миниатюре. В содержании заложен поэтапный курс приобретения необходимых для этого ремесла знаний и умений с учётом возрастных особенностей. Необходимым условием реализации содержания программы является технология личностно-ориентированного обучения. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на побуждение их к творчеству. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Методика обучения на первом году преследует цель подготовки детей к самостоятельной работе, способности усваивать основные знания и умения. В последующие годы выбор методов обучения обусловлен творческой самореализацией воспитанников. Это связано с тем, что у каждого воспитанника свой индивидуальный уровень восприятия и производительности труда.

Актуальность. В современном обществе популярны как традиционные так и новые виды рукоделия. Программа «Интерьерная миниатюра» разработана с учётом потребности детей в ручном труде и прикладном искусстве. Наиболее значимой целью программы является формирование интереса к современному и историческому быту разных культур.  Программа составлена на основе возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей обучающихся 7-12–летнего возраста.

Педагогическая целесообразность. Деятельность детей в рамках программы направлена на то, чтобы осваивать и совершенствовать навыки изготовления интерьерных миниатюр. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, линейный и пространственный глазомер, будут формироваться навыки дизайна и проектирования интерьеров.

Цель программы: развитие у обучающихся индивидуальных творческих способностей через дизайн миниатюрных интерьеров.

Задачи 1-го года обучения:

  • Пробудить интерес к интерьерному моделированию через выполнение бумажных аппликаций кукольных домов.
  • Сформировать умения и навыки самостоятельного выполнения ручных стежков и строчек.
  • Сформировать навыки выполнения объёмной мебели по шаблонам.
  • Развивать ощущение цветовой гармонии и пропорциональных размеров.
  • Воспитывать аккуратность и уважительное отношение к труду в выполнении практических работ.
  • Способствовать дружеской и доброжелательной атмосфере в студии.

Задачи 2-го года обучения:

  • Познакомить с культурой разных стран мира через интерьерное моделирование.
  • Научить технологии изготовления миниатюрной мебели.
  • Способствовать развитию образного мышления и художественного вкуса в процессе разработки интерьерной среды.
  • Развивать способность к самостоятельной работе на основе схем и изображений.
  • Сформировать способность критически оценивать выполненную работу и вносить коррективы.
  • Сформировать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.

Отличительные особенности программы. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки по технологии изготовления изделий из разных материалов, с учетом аккуратности и экономии материалов. На занятиях особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой, швейным и утюжильным оборудованием. Изложение учебного материала требует такой эмоционально-логической последовательности, которая направлена на формирование у обучающихся интереса к процессу обучения, общению в совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса обучаемого. Популяризация всех успехов и достижений обучающихся способствует самоопределению и самоутверждению в коллективе и жизни в целом;

Сверхзадачей программы является формирование устойчивой потребности детей в саморазвитии, общении с людьми в условиях творческой работы. На занятиях обучающийся не только получает новые знания и формирует умения, но и осознаёт свой творческий потенциал. Создание интерьеров в различных стилях даёт толчок для саморазвития личности и возможность получения знаний  по композиции, по цветоведению. Учащиеся узнают основы дизайна и художественного оформления. Программа «Интерьерная миниатюра» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в процессе обучения уделяется большое внимание воспитательной работе. Такая работа подразумевает проведение внеклассных мероприятий, цель которых, состоит в сплочении коллектива, в раскрытии внутренних качеств каждого обучающегося, в формировании уважительного отношения между сверстниками и почтительного отношения к старшим.

Возраст детей, обучающихся в студии 8-12 лет. В группах занимаются 12-15 человек постоянного состава. Специфика программы рассчитана на девочек, но не исключает возможности занятий с мальчиками. Набор обучающихся проходит в свободной форме в начале учебного года.

Срок реализации программы три года: каждый год соответствует отдельному этапу обучения. Продолжительность обучения: 1 год – 34 учебные недели; 2 год – 36 учебных недель. Каждый год обучения по программе соответствует отдельному этапу. На первом этапе деятельность обучающиеся характеризуется способностью усваивать новый материал и воспроизводить его в своих работах. Педагогический контроль при этом осуществляется непрерывно. Второй этап подразумевает частичное удаление педагога из деятельности детей, но требуется поддержка в вопросах творческого и художественного выбора.

Формы и режим занятий: групповая форма. Группы первого года обучения занимаются два раза в неделю по 2 часа (136 часов в год). Группа второго года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате усвоения программы обучающийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни (развить ключевые компетенции):

  • проявлять творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ различных  видов художественной деятельности;
  • иметь навыки самостоятельной творческой работы;
  • знать и использовать особенности разных художественных материалов в работе.

1 год обучения

должен знать:

  • правила техники безопасности при выполнении ручных работ;
  • технологию выполнения ручных швов;
  • последовательность изготовления объёмной мебели по шаблонам;
  • гармоничные цветовые сочетания в интерьере.

должен уметь:

  • работать с инструментами и приспособлениями, соблюдая условия ТБ;
  • выполнять ручные стежки и строчки;
  • выкраивать детали мебели по готовым шаблонам;
  • декоративно оформлять готовое изделие;
  • осуществлять визуальный контроль качества в ходе изготовления изделия.

2 год обучения

должен знать:

  • организацию рабочего места при выполнении ручных работ;
  • свойства различных текстильных материалов;
  • технологию изготовления предметов интерьера;
  • технологию создания аксессуаров для интерьера.

должен уметь:

  • выполнять экономную раскладку лекал на материале;
  • создавать проект интерьера в одном стиле;
  • выполнять декоративную отделку мини-интерьера;
  • сочетать цвета и фактуры различных материалов при разработке изделий.

Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся в Центре Детского Творчества используется единая методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:

  1. Теоретическая подготовка.

В теоретической подготовке отслеживаются знания  терминологии ручных и машинных работ, влажно-тепловой обработки изделий. Для диагностики результатов используются тестовые задания, метод наблюдения и контрольные опросы.

  1. Практическая подготовка.

Отслеживаются практические умения и навыки по основным разделам учебной программы: навыки выполнения ручных работ, умение работать на швейном оборудовании с соблюдением установленных технологических режимов, разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.

  1. Общеучебные умения и навыки обучающегося.

Оцениваются самостоятельность в пользовании источниками информации, участие в учебно-исследовательской деятельности студии, адекватность восприятия информации от педагога, способность организовывать рабочее место и соблюдать правила ТБ при работе с колющими, режущими предметами, при работе с электрооборудованием и швейными машинами.

  1. Личностное развитие обучающегося.

Выражается в способности выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение, в способности оценивать себя соответственно реальным достижениям. Приветствуется желание воспринимать общие дела как свои, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Форма подведения итогов: текущая (на занятиях в течении всего периода), промежуточная (по итогам полугодий в декабре и в мае), итоговая аттестация (по завершению программы, в конце 2-го года обучения).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Название темы

Количество часов

всего

Теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

2

2

0

2

Игровой интерьер. Аппликация.

10

2

8

3

Ручные стежки и строчки.

16

2

14

4

Мягкая мебель.

32

2

30

5

Мебель из картона

24

2

22

6

Дом для куклы

24

2

22

7

Кукла из ткани.

26

4

24

8

Итоговое занятие.

2

0

2

ИТОГО

136

16

120

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:

1. Вводное занятие – 2ч.

Задачи работы первого года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения  в Центре детского творчества и на занятиях в студии.

2. Игровой интерьер. Аппликация – 10ч.

Бумажная аппликация. Формы. Интерьер спальни. Цветовые сочетания. Аппликация. Интерьер кухни. Кукла из бумаги. Одежда для куклы. Интерьер гостиной.

3. Ручные стежки и строчки – 16ч.

Ручные стежки: вперёд иголку, строчка, петельный. Отделочные швы. Игольница в технике простых швов. Способы пришивания фурнитуры. Имитация предметов еды из текстиля. Особенности работы с фетром. Технология изготовления и снятия лекал.

4. Мягкая мебель – 32ч.

Выкраивание деталей по шаблонам. Ниточные соединения деталей. Технология и последовательность сборки мебели. Придание мебели объёма. Изготовление кресла, дивана, кровати и пуфика.

5. Мебель из картона – 24ч.

Вырезание деталей. Клеевые соединения. Технология и  последовательность сборки мебели. Декорирование мебели краской.  Изготовление стола, шкафа, стульев.

6. Дом для куклы– 24ч.

Планирование интерьера. Изготовление коробки для дома. Наружная фактурная отделка дома. Внутренняя отделка стен, пола и потолка. Изготовление аксессуаров для дома и компоновка предметов в интерьере.

7. Кукла из ткани – 26ч.

Изготовление деталей куклы по шаблонам. Соединение деталей. Изготовление одежды для куклы. Использование ручных швов в отделке и пришивании фурнитуры. Изготовление аксессуаров для одежды.

8. Итоговое занятие – 2ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Название темы

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Оборудование рабочего места.

2

2

0

2

Моделирование предметов интерьера.

32

2

30

3

Интерьер в русском народном стиле.

36

2

34

4

Фактурные отделки поверхностей.

14

2

12

5

Интерьер в стиле шебби-шик.

32

2

30

6

Проект своего интерьера.

26

0

26

7

Итоговое занятие

2

0

2

ИТОГО

144

10

134

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:

1. Вводное занятие – 2ч.

Задачи работы второго года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения  в Центре детского творчества и на занятиях в студии.

2. Моделирование предметов интерьера – 32ч.

Материалы и способы для соединения деталей мебели. Технология сборки и изготовления мебели. Изготовление стола, кресла, кровати камина и комода. Декорирование изделий.

3. Интерьер в русском народном стиле – 36ч.

Быт народной избы. Технология изготовления ковриков из ниток. Тканые коврики. Изготовление печи, стола, лавки. Роспись предметов интерьера. Оформление внутреннего убранства помещения. Изготовление макета дома. Декор снаружи и внутри.

4. Фактурные отделки поверхностей  – 14ч.

Имитация реалистичных фактур при помощи бумаги, клея, красок и других материалов. Фактуры дерева, камня, кожи. Эффект состаривания.

5. Интерьер в стиле шебби-шик – 32ч.

Характерные особенности стиля. Подбор материалов. Изготовление предметов интерьера. Изготовление аксессуаров для интерьера. Оформление дома снаружи и внутри.

6. Проект своего интерьера – 26ч.

Выбор стиля интерьера для проектной работы. Разработка чертежей предметов. Подготовка деталей. Выполнение и декор изделий. Выполнение аксессуаров. Оформление домашнего пространства. Защита проектной работы в группе.

7. Итоговое занятие – 2ч.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Процесс обучения по программе «Интерьерная миниатюра» строится по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе воспитанники учатся запоминать и воспроизводить на практике необходимую для них информацию. Дети старшего возраста должны быть готовы к более осмысленному выбору своих действий, так как в основе их деятельности лежит самостоятельная работа.

Программа реализуется с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Фундаментальная идея личностно-ориентированного подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Конечный результат в ходе такого обучения – это личность ребёнка с ярким нестандартным мышлением, который способен не только придумать интересную идею, но и обладает всеми профессиональными качествами, чтобы воплотить её на практике.

Соответственно технологии обучения в программу включены основные методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный и частично-поисковый.

Из словесных методов наиболее значимыми являются: объяснение, беседа, поощрение. Объяснение происходит в начале занятия для всей группы в целом, а также на протяжении всего занятия индивидуально для каждого воспитанника. Беседа как метод играет большую роль в технологии личностно-ориентированного обучения, поскольку в процессе беседы можно создавать положительный эмоциональный настрой в группе и у каждого обучающегося. Беседа позволяет ребёнку высказать внутренние переживания, которые являются результатом взаимоотношений в школе и в семье. Чем больше педагог узнаёт в процессе беседы, тем больше у него возможностей благотворно повлиять на личность ребёнка. Метод поощрения – это залог эмоциональной состоятельности воспитанника на занятии. Каждый ребёнок нуждается в оценке своих трудов. Задача педагога – отмечать даже самые малые успехи детей и находить повод для похвалы у каждого ребёнка, независимо от уровня усвоения информации и результативности труда.

Наглядные методы включают в себя демонстрацию готовых образцов, показ трудовых приёмов и работу по готовым образцам. Этот метод является наиболее подходящим на этапе мотивации к труду. Готовое изделие и понимание процесса его изготовления вдохновляет на творческую работу и побуждает к мыслительной деятельности на этапе самостоятельной работы.

Практические методы позволяют выполнять упражнения для усвоения учебного материала и фиксировать необходимую информацию в специальных конспектах, при этом тренируется зрительная и слуховая память.

Репродуктивные методы дают обучающимся возможность воспроизвести в самостоятельной деятельности усвоенные знания. В процессе выполнения работы на первом году обучения основное внимание уделяется воспроизведению полученных знаний и свидетельствует об уровне усвоения знаний и умений.

На втором и третьем годах обучения репродуктивные методы уступают место частично-поисковым. Особое значение имеет способность творчески мыслить и обыгрывать стандартную форму новыми интересными решениями.

Занятия, исходя из условий сформированного состава, будут проходить в  групповой, и индивидуально-групповой форме, а также в малых группах и в парах. Такие формы работы обеспечивают учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на занятиях в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней, как от педагога, так и от товарищей. Помогающий получает не меньшую помощь, чем более слабый в этом вопросе, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу.

- тренинги, игры, соревнования (определение цветовой гаммы изделия по временам года, конкурс мастерства).

- мастер-класс – это наиболее применимая форма обучения для воспитанников второго и третьего годов обучения.

- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами.

Воспитательные мероприятия могут проходить в форме праздников-чаепитий с привлечением родителей. Возраст воспитанников студии (8-12 лет) наиболее активный в вопросах познания окружающего мира с точки зрения психологии. В этот возрастной период ребёнок испытывает потребность учиться новому и общаться со сверстниками на фоне работы. Поэтому для развития дружеских отношений между детьми и эмоционального раскрепощения необходимо проведение воспитательных мероприятий с привлечением воспитанников из других объединений. Основные воспитательные мероприятия внутри объединения могут быть приурочены к началу учебного года, в канун Нового года, в начале весны, в день 1 апреля, на праздник 9 мая и в конце учебного года.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий. Программа ставит перед собой задачу формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, содействия в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации.

Дидактические средства:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; схемы и карты технологической последовательности, карточки с заданиями.
  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты.

Для конспектирования учебного материала, обучающиеся ведут рабочую тетрадь.

Для реализации программы имеется специально оборудованный кабинет.

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Технические средства:

- фотоаппарат, магнитофон, компьютер.

Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы, Интернет.

Оборудование для занятий:

- швейные машины, утюг, утюжильная доска.

Материалы и инструменты:

- ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетика), иск. мех, иск. кожа;

- нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные, мулине);

- иглы, нитевдеватель, напёрсток;

- ножницы, мел, калька, карандаш, клей ПВА, лента-скотч;

- лекала, трафареты, выкройки, см. лента, синтепон;

- фурнитура для отделки (пуговицы, бисер и др.)

- бумага, кисти, краски, линейка, циркуль.

- образцы готовых изделий.

Художественные средства: репродукции произведений искусства. иллюстрации изделий.


ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ

1. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. –М.: Ассоциация XXI, 2006

2. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 96 с. илл.

3. Полонский В.М. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация: уч. пособие / В.М. Полонский. – М.: «Просвещение». – 1972. – 276с.

4. Савостицский Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник, уч. пособие / Н.А. Савостицский, Э.К. Амирова. – Рн/Д.: изд. «Феникс». – 2002. – 288с.

5. Цирулик, Н.А., Прооснякова, Т.Н. Технология. Твори! Выдумывай! Пробуй! Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы (система развивающего обучения Занкова Л.В.) – М.: Федоров, 2008.

6. Е. Гриднёва. / Куклы из ткани. Лучшие модели./ Питер – 2014 г. – 128стр.

7. Т. Финангер. / Шьём игрушки-тильды./ Арт-родник – 2014г. – 80стр.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Войнатовская Е. Текстильные куклы-хозяюшки. Издательство: «Питер» 2013 г.

2. Голубинцева Е. Подарки из кожи украшения и аксессуары. – М.: Изд-во «Эксмо». - 2003.

3. Кимберли Кристоферсон, Крис Тергуд. Цветы из ткани. Все техники. Издательство: «Контэнт» 2012 г.

4. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

5. Энн Кокс Вышиваем шелковыми лентамиИздательство: «Контэнт» 2011 г.

6. Грекулова А.Л., Солодовникова Т.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. – 1991г.

7. Энциклопедия рукоделия. Ниола-пресс, Москва. – 1997г.